УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 91 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація краєзнавство монастирі та храми України розкол в Україні українська християнська культура Голодомор УПЦ КП Ющенко комуністи та Церква милосердя церковна журналістика діаспора забобони Вселенський Патріархат секти педагогіка іконопис Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков конфлікти церква та політика церква і суспільство Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі молодь шляхи єднання Мазепа УГКЦ Патріарх Алексій II автокефалія вибори постать у Церкві Церква і медицина Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Церква і політика Католицька Церква Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






Фестиваль православних ЗМІ (Україна): Церковная журналистика — свидетельство Истины в XX-XXI вв.



Фестиваль православних ЗМІ (Україна), Владимир Мандзюк-Ильницкий, Главный редактор интернет-сайта Миссия УПЦ социальной помощи детям, 26.10.09

 

Церковная журналистика – понятие далеко не новое. Ее основы были заложены еще в первые века христианства и дошли до нашего времени в виде церковной письменности. Первыми христианскими писателями были апостолы-евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами…» (Еф. 4:11). Кто как не они: «…были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов…» (Мк. 3:14). Христос наделил апостолов Своею властью: «Принимающий вас, Меня принимает, а принимающий Меня, принимает пославшего Меня» (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви, согласно Евангелию от Матфея (10:2).

Все увиденное апостолами позже вошло в Четвероевангелие: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Следовательно, первыми журналистами были апостолы. С греческого «апостол» означает «посылать», «посланник». «Итак мы –  посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас…» (2Кор. 5:20).

В древние времена церковная журналистика называлась и христианской письменностью, и апологетическими сочинениями, и обличительными письмами, направленными в адрес язычников.

Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями II–III вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии.

Апология по своей форме – это проповедь о Христе и Его искупительной жертве, принесенной за все человечество. Апология была посвящена рациональной защите истинности христианского вероучения. А по своему содержанию это был хороший аргументированный богословский труд.

Как мы видим, уже во II–III вв. возникли группы людей, которые задачу своей деятельности видели в письменном (циркулярном) проповедовании Слов Божественного Евангелия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам…» (Мф. 24:14).

Апологетику, или христианскую письменность, можно поделить на несколько периодов: Апологетика раннехристианская и эпохи Вселенских Соборов (II–VII вв.), Апологетика Средневековья и эпохи Возрождения (VIII–XV вв.), Апологетика Нового времени (XVI–XIX вв.), Апологеты ХХ века.

К первому периоду мы отнесем: Климента Александрийского и его труд «Увещание к эллинам», «Слово к Антонину» (нач. III в.); Тертуллиана и его две книги под названием «К язычникам»; Евсевия Кесарийского и его работу «Евангельское приуготовление» в 15 книгах. Список апологетов можно продолжать, но в данном случае для нас важно отметить наследственность – преемственность поколений христианских писателей, апологетов-журналистов. Для них проповедь о Христе была высшей целью, миссией, призванием, за которые они были готовы отдать свою жизнь: «…кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек» (Ин. 8:52).

А что изменилось в XXI веке? Кроме «технологий»

проповедования – донесения слова о Христе – ничего. Как и в I веке не все признавали Христа: «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь…?» (Ин.18.37); «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:21). Так и сегодня, для многих Христос – историческая личность, политический деятель, проповедник… Но для всех нас, как и для апостола Петра: «Христос – Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15–16).

Сегодня от нас, журналистов, никто не требует мученически умирать на арене Колизея. Главной задачей для нас является проповедь о Христе и Его Святом Евангелии: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). А если нет, то: «Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Нужно призывать человека к вере, показывать, насколько богатый внутренний мир Церкви Христовой. Опыт Церкви должен быть приоритетным в решении ряда жизненно важных вопросов: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Прошло две тысячи лет со времени пришествия в мир Христа Спасителя, но не все еще услышали голос Его Божественной проповеди. Да, они слышали о Нем, но не услышали: «И слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13). Мы должны помочь людям услышать Христа. Как сказано в Писании: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). «Мы призываем всех работников СМИ нести людям добро и правду, быть проповедниками слова Божия, помнить о том взаимодействии, которое они способны оказать на умы и души людей». /Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Вера и слово. 2004./  

Становление церковной журналистики в XX веке 

В начале XX века печать и радио были главным инструментом пропагандистской деятельности тогдашней разбойничьей власти. Инструмент, дарованный нам Богом для того, чтобы нести Его Слово и проповедовать «…Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), был порабощен, стал средством «проповеди» о земном царстве.

В советское время авторы посвятили немало работ «критике вероучения и практики современного русского православия, отображению«кризисных явлений во всем церковно-религиозном комплексе». /Новиков М.П. Православие и с современность. – М., 1965./

Начиная с этого времени, СМИ пребывают в этом порабощении и даже пошли дальше – возникла антихристианская и антирелигиозная пресса, «желтая», или «бульварная», пресса, которая не может существовать без «искусственного пафоса», «пиара» и «гламура».

Церковная журналистика в XX в. прошла сложный и тернистый путь. Единственным официальным изданием Русской Православной Церкви, начиная с 1931 г., был «Журнал Московской Патриархии». Объем журнала, его тираж, а также содержание публикуемых материалов определялись Главлитом, который в этом вопросе исходил из своего циркуляра от 24 августа 1928 г., посвященного контролю за выпуском религиозной литературы. Согласно этому документу церковная периодика могла, «как правило», выходить только «в центре» и издаваться минимальным тиражом. Никакого роста ее тиражей, как и тиражей вообще всей религиозной литературы, допускать не предполагалось. Строго регламентировалось содержание: оно сводилось к «каноническому и догматическому материалу и сугубо церковной хронике». /Жирков Г.В. Духовная журналистика: история, традиции, опыт // Журналистика. Просвещение. Церковь. – СПб., 2002. – С. 82./

Этот документ запрещал также выпуск церковных отрывных календарей, листовок и воззваний.  

«ЖМП» просуществовал до 1935 г. Спустя десятилетие, 12 сентября 1943 г. по личному распоряжению И. Сталина его издание было возобновлено.

Пока «ЖМП» приходилось молчать, активно печатался самиздат. Благодаря инициативе частных лиц печатные листы с проповедями и поучениями святых отцов передавались из рук в руки. Самиздат дал возможность верующим получать духовную пищу, которая была им так необходима. 

«В основном нелегальные газеты выходят в Москве, Ленинграде, в Прибалтике, на Урале и других городах. Наиболее известная периодика, которая содержит православную проблематику, в 1988 г. – это «Благовест», «Российские ведомости», «Гласность», «Выбор», «Слово», «Амвон», «Надежда», «Невский духовный вестник», «Земля» и др. 

Самиздат второй половины 80-х годов активно писал о борьбе за открытие храмов и религиозную свободу. «Он выходит, не дожидаясь каких-либо новых законов о печати. Редакции подобных изданий существовали в тот период сугубо на пожертвования. Качество журналов и газет было низким, но содержание – богатым. Эти издания впервые в полный голос заговорили о тех проблемах, которые не мог ещё поднимать официальный орган Церкви – «Журнал Московской Патриархии». / http://iov75.livejournal.com/34704.html/

До конца 1980 г. Журнал Московской Патриархии был единственным периодическим изданием, выпускавшимся Издательским отделом РПЦ. Затем на базе этого журнала стали возникать другие периодические издания: с 1986 г. – ежемесячное иллюстрированное приложение «Православное чтение»; с 1989 г. – «Московский церковный вестник»; позднее – антисектанский журнал «Прозрение» и церковно-археологический журнал «Светильник». Таким образом, на рубеже 1980–1990-х годов церковная печать вступила на новый этап своей жизнедеятельности. /«Журналу Московской Патриархии» 70 лет. С. 28-29./

«Становление новых государственно-церковных отношений, начавшееся в 1980-х годах, значительно возросший общественный интерес к религии и Церкви стимулирует возрождение православия в России – обращение людей к Русской Православной Церкви и постепенное восстановление ее традиционных форм жизнедеятельности, включая активное развитие церковных СМИ». /Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке. СПб., 2004. С. 111./

«Церковная журналистика имеет в России богатые традиции, однако пятнадцать лет назад нам пришлось начинать ее возрождение практически с нуля. У Церкви было лишь одно периодическое издание – «Журнал Московской Патриархии». В 1989 г. вышла в свет наша первая (общецерковная периодическая – ред. авт.) газета «Церковный вестник». Эти издания и сегодня остаются ведущими в нашей церковной журналистике». /Святейший Патриарх Алексий II/

В 1988 г. начинает выходить православное издание «Слово», в котором публикуются материалы о «перестройке, переменах во взаимоотношениях между Церковью и государством». Большое внимание журнал уделяет знаменательному событию – 1000-летию Крещения Руси. Но в нем мы не найдем помпезных фраз по этому поводу, а наоборот, трезвый рассудочный взгляд на жизнь. «Символом духовного запустения и культурного одичания русской земли смотрятся оскверненные и заброшенные храмы. Ослепшими глазницами глядят они сегодня на торжество». В связи с празднованием 1000-летия Крещения журнал поддерживает идею об амнистии узников совести: «гуманно не оставлять в неволе среди насильников, воров и убийц тех, кто был лишен свободы в связи со своими убеждениями… В год 1000-летия на Руси христианства такой акт милосердия и гуманности станет еще одним шагом в деле сближения взаимопонимания Церкви и государства». Такой акт действительно был актуальным, так как в это время около 400 человек были лишены свободы по религиозным причинам. В отличие от светских изданий православное «Слово» выражает адекватный христианский взгляд на эти проблемы. /http://iov75.livejournal.com/34704.html/

Политические и правовые преобразования оказались плодотворными в 1990 г. Принятие законов о СМИ,  свободе совести и религиозных организациях привело к появлению массы новых изданий, различной аудиторной ориентации. За 1990 г. появилось 1173 газеты, журнала, бюллетеня новых политических партий и общественных организаций. Демократизация жизни нашего общества позволила в некотором роде возродить традиции журналистики дореволюционного периода. В этот отрезок времени можно заметить значительный рост православной и церковной периодики: возобновляется издательская деятельность Троице-Сергиевской Лавры в Загорске, Московской духовной академии, ряда других крупных монастырей и учебных заведений. Начинают выходить журналы: «Троицкое слово», «Троицкий благовестник», «Даниловский благовестник», «Вестник Ленинградской духовной академии» и др. Эти издания примечательны тем, что они стараются продолжить традиции дореволюционной церковной печати. «Троицкое слово» занимается раскрытием вопросов духовной жизни и православного вероучения. «Троицкий благовестник» представляет собой небольшую брошюру, которая раскрывает в себе один вопрос, одну тему. /http://iov75.livejournal.com/34704.html/

В 1994–1995 гг. группой людей под руководством епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) был создан документ под названием «Основы возрождения православной миссии». «Информационная миссия» выделяется в нем как особое направление.

В 1994 г. был образован Издательский Совет Русской Православной Церкви. В его функции входила координация деятельности православных издательств, рецензирование и оценка представленной в Совет литературы, издание необходимой для жизнедеятельности РПЦ богослужебной литературы, литературы учебно-методического характера, а также общецерковных официальных изданий Московского Патриархата.

Московская Патриархия осуществляет свою деятельность при помощи различных, созданных в ней структур. Отдел внешних церковных сношений осуществляет связи с международными светскими, государственными, парламентскими организациями, а также связь РПЦ со СМИ. Этот отдел выпускает свой бюллетень, научно- богословский и церковно-общественный журнал «Церковь и время» (тираж 1000 экз.). Миссионерский отдел, образованный в 1995 г., выпускает бюллетень «Миссионерское обозрение» и с таким же названием ежемесячное приложение к газете «Православная Москва». При отделе религиозного образования и катехизации с 1991 г. издаются журналы «Просветитель», «Божий мир», «Путь Православия». Три раза в неделю выходят передачи радиостанции отдела «Логос». Этот отдел проводит Международные Рождественские образовательные чтения – лучшие доклады которых периодически издаются отдельными сборниками. Отдел по делам молодежи РПЦ выпускает свой «Вестник».

Православная периодика не ограничивается изданиями Издательского Совета Московской Патриархии. Православное студенчество выпускает следующие издания: «Татьянин день» (МГУ), «Встреча» (МДА), «Фома» и др. В православной прессе присутствуют издания для детей,  учащихся школ и гимназий. В силу сложившейся в обществе экономической ситуации таких изданий – единицы: «Воскресная школа», «Пчелка», «С нами Бог», «Купель», «Колокольчик», «Гимназист». Для семейного чтения предназначены «Православная беседа», «Православный душеполезный журнал для семейного чтения», «Христианское чтение». Кроме того, выходят специализированные издания, такие как: «Храм» – журнал, посвященный проблемам церковного искусства; «Светильник» – журнал по церковному искусству и археологии; «Приход» – православный экономический вестник; «Православный паломник» – журнал для путешествующих по святым местам; «Нескучный сад» – журнал о делах милосердия; «Детский дом» – журнал, посвященный делам милосердия и благотворительности по отношению к детям, и др. Массовыми стали издания «Православная Москва», «Радонеж», «Православная беседа», «Русский дом», «Русь державная», «Русь православная», ориентированные на различные социальные и политические слои общества. Однако тиражи этих изданий в несколько десятков тысяч в многомиллионной России по-прежнему остаются каплей в море. Конечно, во многих городах России издаются региональные издания, но материальная база и тиражи по-прежнему оставляют желать лучшего. На подписку рассчитывать не приходится. Многие приходские газеты и листки распространяются бесплатно. Духовные книги и журналы многим верующим тоже не по карману, поэтому газеты содержат, кроме информации о текущих событиях из жизни страны и церкви, катехизаторскую информацию, жизнеописания святых, проповеди, духовное литературное творчество.

10 октября 1996 г. прошло первое заседание в новом учебном заведении, открывшемся при Издательстве Московской Патриархии, – Институте церковной журналистики. /М. Ж. Институт церковной журналистики и издательского дела // Журнал Московской Патриархии. 1996. № 11. С. 30./ В 1998 г. он был преобразован в факультет Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова. В качестве учебной практики с 2000 г они издают свою издательскую газету «Университетский вестник».

В мае 1997 г. Издательским Советом Московского Патриархата (РПЦ) и фирмой «Книга-сервис», занимающейся почтовыми пересылками, был выпущен «Каталог изданий Русской Православной Церкви». Каталог дал возможность во многих регионах России и Украины получать сведения о новинках церковной литературы.

Развитие церковной журналистики в начале XXI века

В 2000 г. впервые в истории РПЦ проходил Конгресс Православной прессы. В резолюции Конгресса было отмечено, что «за истекшее десятилетие Церковь восстановила свою периодическую печать. Ныне большинство епархий имеют свои церковные СМИ. Появились интересные детские и молодежные православные издания. Активно осваиваются новые виды СМИ – радио, телевидение и Интернет».

Напомним, что в 1913 г. Православная Церковь, согласно данным советского исследователя М.Шестакова, выпускала 1764 журнала и газеты общим тиражом 5731 тыс. экземпляров. /Шестаков М. Религиозная печать на службе самодержавия // Под знамением марксизма. 1941. № 3. С. 159./ Однако по нашим подсчетам церковные периодические издания составляли около четырех сотен названий. Они имели широкую географию: в Петербурге и Москве выходил ряд органов Синода, на местах, в 67 епархиях, – «Епархиальные ведомости». /Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке. СПб., 2004. С. 12./

Также было подчеркнуто, что «православные издания как внутрицерковные, рассчитанные только на воцерковленных читателей, должны обращаться также к тем, кто стоит на пороге храма. В соответствии с этим их язык должен быть понятным для большинства людей». /Итоговый документ Конгресса Православной прессы/

Сейчас необходимо выработать новый язык и новые формы обращения к людям, новые формы миссии через СМИ, более влияющие на душу человека. /Митрополит Калужский и Боровский Климент. Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. Доклад. Вера и Слово. 2004./

Подытоживая работу, Конгресс общим мнением выразил главную задачу церковной журналистики – «Евангелизация общества». Противостояние бездуховности – главнейшая задача сегодняшнего дня.

 Конгресс также обратился к людям, работающим в средствах массовой информации, «принять более активное участие в становлении православной журналистики и духовном просвещении нашего народа». /Резолюция Конгресса Православной прессы/

На каждом из нас лежит большая ответственность. Церковная письменность достойно выстояла не одно испытание, закалившись, не потеряла своей святости и значимости. Апостолы, евангелисты, апологеты через множество поколений предали нам из уст самого Христа слова Истины и Правды: «…уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

Православный журналист, кроме профессиональных навыков, должен помнить также о внутренней стороне своей деятельности. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чистота мыслей, нравственная жизнь – это те качества, которые должны наполнять наше сердце и нашу жизнь. Ведь в Евангелии сказано: «Вы – свет мира», и по заповеди Христа мы должны быть примером – светом для других. «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез Него» (Ин. 1. 7). Так будем достойными посланниками, свидетелями Света, который есть Христос.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.