УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 85 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві УПЦ КП церква та політика милосердя Католицька Церква Археологія та реставрація забобони церква і суспільство Голодомор монастирі та храми України комуністи та Церква Патріарх Алексій II краєзнавство іконопис конфлікти шляхи єднання вибори Церква і влада автокефалія Священний Синод УПЦ діаспора українська християнська культура розкол в Україні УГКЦ секти педагогіка молодь Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Ющенко церковна журналістика Мазепа Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Город, где живет нечистая сила



«Новая» (Украина),  Виктория Хаджирадева, 05.10.09

 

В Конотопе мужчины уверены: каждая третья женщина — ведьма. Конотопская ведьма — вовсе не плод буйной фантазии писателя Квитки-Основьяненко. В этом уверены жители этого районного центра. Еще бы — здесь имеются «волшебницы» на любой вкус: добрые и злые, ясновидящие и ворожеи, с лицензией и без оной, поэтому к разного рода чертовщине конотопчане давно привыкли. Ведьмы издавна облюбовали городок, и поэтому сейчас образ ведуньи — неотъемлемая часть этого края: в ее честь называют рестораны, ей посвящают музейные экспозиции, а слава о возможностях конотопских «мастериц» разошлась далеко за пределы Украины.

Прямо в центре города стоит, без преувеличения сказать, самая настоящая избушка: маленький покосившийся домик, весь какой-то грязный, запущенный, зловещий. На хибару мне указали местные жители — мол, это и есть логово самой что ни на есть настоящей живой ведьмы. А хозяйка — баба Люба — прямо как та самая колдунья из сказок: древняя, согнувшаяся в три погибели, с кривым носом, одним зубом и лохматыми седыми волосами. Признаться, страшно мне было заходить в избушку, но любопытство пересилило.

 

К гадалке ходят даже депутаты

Говорить о том, что я журналист, не стала — боялась, что прогонит, потому попросила бабу Любу раскинуть карты на судьбу. А она глянула исподлобья и отказалась — мол, руку обожгла, гадать не буду.

— Да и не за гаданием ты пришла, деточка, — прищурившись и разглядывая меня, сказала, как отрезала, гадалка. — Интервью взять у меня хочешь. А что — бери, может, у меня клиентов еще больше станет. Хотя куда уж больше — и так очереди стоят. Едут отовсюду: из Питера, Москвы, из всей Украины, один клиент в Германии имеется.

Приезжают к бабе Любе даже депутаты Верховной Рады, а уж о бизнесменах и говорить не приходится. В основном просят, чтобы дела помогла наладить. Это бабе Любе сделать легко, но только в том случае, если клиент приглянется. В противном случае может и за дверь выставить — ни на чины, ни на деньги не посмотрит. Признается, меня бы тоже выгнала — если бы не пришлась по душе.

— Приехал как-то депутат один — все у него дела не ладились, — рассказывает бабка. — Глянула я — и кинжал у него над головой увидела. Это друг ему подарил на день рождения, да не с добрым умыслом. Велела ему кинжал выкинуть — и все поправилось.

Слава среди власть имущих у бабы Любы крепкая, и платят они ей за услуги немалые деньги. А ломит она цену приличную — обычному человеку и за несколько месяцев столько не заработать, сколько бабка получает за один сеанс. На вопрос, куда тратит заработанные тыщи, раз по-прежнему в халупке живет, ответила, что раздает неимущим. Интересно, с каких это пор ведьмы благотворительностью стали заниматься?..

По силам также ведунье увидеть, жив человек или умер. Как-то пришла к ней женщина, у которой сын пропал. Ко многим гадалкам ходила, те утверждали, дескать, найдется, живой он. А баба Люба глянула на карты и поняла: парень утонул. Так матери и сказала, да пожалела об этом — у той истерика началась, слезы. А спустя некоторое время женщина позвонила и сказала, что сына нашли в озере.

А уж всякие отвороты-привороты бабе Любе — что семечки. Только у нее правило: клиенток спрашивает, мол, оно тебе надо — не будет тебе с ним счастья, не любит он тебя. Но за хорошие деньги может и поступиться принципами.

— Пришла ко мне недавно богатая пожилая пара, — откровенничает гадалка. — Их сын влюбился, как они выразились, в неровню. Просят, чтобы я ее от него отвернула. Деньги большие предлагают. Вот сижу, думаю: помочь им аль нет, там у них любовь как-никак...

 

Сапожник без сапог

Многим баба Люба помогла, а у самой судьба не сложилась. Говорит, во всем ее бабка виновата — топила печь иконами. Зима была лютая, дети малые, а времена — советские, вот и отправляла в печь образа. Но колдовское умение Люба не от бабушки унаследовала, а от гадалки, к которой она два года бегала, чтобы та помогла женить на себе любимого. Но ничего хорошего из этого не вышло.

 

— Его посадили за групповое убийство, — вздыхает колдунья. — Хотели вообще приговорить к смертной казни, да я у судьбы вымолила, чтобы он жив остался. За это и поплатилась: нет у меня родных детей. Удочерила двух девочек, да с ними отношения не складываются...

Ждала любимого Люба долгих 13 лет, а когда он вышел из тюрьмы, ничего у них так и не получилось. Потом вышла замуж за мужчину намного моложе себя, который от нее к молодой ушел. Правда, иногда приходит по хозяйству помочь. Со здоровьем тоже дела плохи: обнаружили рак, удалили одну грудь. Но вторую спасла, отшептала — и после этого рак отступил, говорит, даже доктора не верили, когда сдала анализы.

— Хворь у меня появилась потому, что конкурентки порчу навели, — объясняет гадалка. — Для всех ведь хорошей не будешь, вот и делают мне время от времени гадости, хотят со свету сжить. Вот недавно нашла у своего порога могильную плиту. Знаю, кто ее притащил, да бороться с ней не буду — высшие силы накажут.

 

Если пить — то в «Ведьме»

 

Конкуренция у конотопских ведьм жестокая — ведь гадалок, колдуний, ясновидящих здесь пруд пруди, у некоторых даже лицензия имеется. У каждой свои методы и клиентура — впору вводить в реестр профессий. И все друг друга считают шарлатанками.

Нечистая сила в городе обосновалась давно: в музее ведьмам отведена отдельная комната, а по улице, которая нынче носит имя генерала Тхара, раньше ведуний водили на казнь. Здесь часто происходят несчастные случаи: ДТП, серьезные драки и т. д.

Ее имя даже носит ресторан в центре города — правда, его так называют в народе, а официально зарегистрировать название хозяевам запретили местные власти. Об этом заведении ходят слухи, что если тут напиться, то ни в какие неприятности не попадешь.

— Сколько раз пили в «Ведьме», ни разу потом в драки не ввязывались, денег не теряли и домой нормально добирались, — рассказывают местные мужики. — А вот пойдешь в другое место — и ведьма тебе отомстит: обязательно во что-то вляпаешься.

Кстати, любителей хлебнуть лишку в Конотопе немало — судачат, что тоже ведьминых рук дело. Любовницы пытаются с помощью колдовской силы увести мужчин из семьи, а жены тоже не лыком шиты: обращаются к другим ведьмам, чтобы вернуть супруга. Начинается схватка: чья ведьма сильнее, с той мужчина и остается. Но в любом случае потом начинает пить по-черному, так как ведуньи лишают его силы воли и способности самому выбирать, с кем жить.

 

Батюшки помогают ведьмам

В свои черные дела колдуньи впутывают и церковь — по словам бабы Любы, священники за тысячу гривен ночью открывают двери, чтобы они с клиенткой могли войти в храм и совершить нужный обряд. Священнослужители, конечно, подобное отрицают, хотя наличие ведьм в городе признают.

— Бывает, едешь по улице, видишь: баба куда-то побежала, что-то пересыпает через дорогу, — говорит настоятель конотопского Свято-Николаевского храма Украинской православной церкви отец Георгий. — На Пасху в церкви после службы находишь — иглы в дверях. При входе в храм на коврике постоянно что-то насыпано. Следовательно, конотопская ведьма жива, она до сих пор существует среди людей.

По словам отца Ивана, ведьмы — это волки в овечьей шкуре. Вслух они читают «Отче наш», а мысленно произносят заклятия. Ходить к ним — грех, который можно искупить только исповедью.

...Действительно, соблюдается в природе закон равновесия: в одном прибудет, в другом — непременно убудет. Как правило, ведуньи сполна расплачиваются за свой дар, да и обычные люди многое теряют после исполнения сомнительных желаний — никогда не замечали?..

 

 

 

 

 

 

В ТЕМУ. Явдоха — не ведьма, а богиня

 

В музее есть муляж Явдохи

 

В Конотопском краеведческом музее им. Лазаревского стоят рядышком две героини повести Квитки-Основьяненко — ведьма Явдоха и ее дочь Солоха. Ненастоящие, конечно, — муляжи. Правда, сам Квитка о таком родстве не знал, а поведала нам об этом научный сотрудник музея Валентина Шульга, которая изучает биографию самой известной украинской ведьмы — Явдохи и уверена, что у той была нелегкая судьба.

— Явдоха была не ведьмой, а богиней. Христианство разрушило нашу давнюю солнцепоклонническую религию, и теперь мы напоминаем траву без корней... А Явдоха влюбилась в неровню, забеременела, но жениться на ней парень не захотел. От нее отвернулось все село — помогать или даже просто общаться с женщиной, которая носит под сердцем внебрачного ребенка, в те времена считалось грешным. Явдоха на болоте родила сына и дочку. Пока она ходила подкидывать сына одной семье, кто-то украл ее дочь. Спустя время она нашла девочку (это и была Солоха) — грязную, вшивую и некрасивую. С помощью колдовства Явдоха выдала ее замуж за сотника Забреху.

Напомним, по сюжету сотник, увидев на ярмарке лучшую городскую невесту — Елену, решает жениться на ней, но очень скоро понимает, что на взаимность может рассчитывать, только прибегнув к услугам нечистой силы. Он попадает в логово конотопской ведьмы, которую просит приворожить к нему Елену. Сотник даже не подозревает, какую цену придется заплатить Конотопу за его сговор с нечистой силой.

В средние века был распространен ваpваpский обычай — топить в воде подозреваемых в колдовстве женщин, чтобы выявить настоящую ведьму (ведьмы-то, оказывается, не тонут!). Так и поступил конотопский сотник Забреха. Но прежде чем найти настоящую ведьму, сколько же безвинных пани и панянок пришлось потопить ему в конотопской речке Езучь! А сегодня об этой речке в Конотопе ходит немало легенд. Например, говорят, что в давние времена она была судоходной, по ней ходили корабли в море. Один корабль, нагруженный сокровищами, тонул — неизвестно, когда и где, но до сих пор его не могут найти.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.