УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 139 відвідувачів

Теги
краєзнавство Церква і влада церква і суспільство Києво-Печерська Лавра вибори Доброчинність Патріарх Алексій II секти церква та політика автокефалія розкол в Україні забобони Католицька Церква молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання діаспора церковна журналістика українська християнська культура конфлікти Вселенський Патріархат Церква і політика УПЦ КП УГКЦ Археологія та реставрація Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка Голодомор Ющенко комуністи та Церква Священний Синод УПЦ іконопис Президент Віктор Ющенко милосердя монастирі та храми України Мазепа Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Фокус» (Украина): Бог не выдаст: как живут семьи, в которых супруги исповедуют разные веры



«Фокус» (Украина), Анастасия Рингис, 22.07.09

Они празднуют Пасху и Курам-байрам, Рождество и Хануку, поклоняются Кришне и поют в православных храмах. Фокус побывал в семьях, где исповедуют разные веры

Татьяна и Дамир Нагаевы почти всё время проводят вместе. У молодой семьи двое маленьких детей и небольшой бизнес. Единственный день недели, когда Татьяна и Дамир ненадолго расстаются,  – воскресенье. Татьяна надевает платок, юбку ниже колен, детей оставляет на мужа и отправляется в православный храм. Когда приходит время намаза, Дамир достаёт свой молельный коврик. Для него нет другого Бога кроме Аллаха. И жены кроме Татьяны. Так вышло, что он выбрал в супруги иноверку.
– Когда я увидел её, мне, честно говоря, было всё равно, какой она веры, – объясняет Дамир Нагаев. – Мы современные люди, разве может религия препятствовать любви?

Муж и жена – одна
Слушая рассуждения мужа о религии и любви, Татьяна Нагаева пожимает плечами. Жаловаться на родню мужа не принято ни у христиан, ни у мусульман. Хотя, судя по всему, ей пришлось немало испытать, чтобы остаться при своих религиозных убеждениях.

– Думаю, если бы мы жили с родителями Дамира, вряд ли у меня была бы возможность сопротивляться, – говорит она. – А так они – в Крыму, мы – в столице. Мне кажется, в семье, где женщина верующая, атмосфера более спокойная и уютная. А если их сын счастлив, какая разница, что исповедует невестка.
Сказать, что семья Нагаевых крайне ортодоксальная, сложно. «Веруем помаленьку», – отшучивается Татьяна. В их двухкомнатной квартире с намёком на дизайнерский ремонт можно заметить всего одну икону. Зато нет здесь ни бокалов, ни рюмок. Перед свадьбой молодожёны заключили соглашение – Дамир взял слово с жены, что кроме как на причастии она не будет пить вино. Сам же пообещал, что Татьяна для него на всю жизнь останется единственной женой. Договорились они и по поводу детей – 3-летнего Артура и 5-летней Алёнки. Пока они «папины», но когда вырастут, если захотят креститься, отец возражать не будет. Вопросов на религиозную тематику дети ещё не задают, но точно знают, что папиного бога зовут Аллах. А кроме Рождества, бывает Курам-байрам, когда мама варит баранину и печёт сладости.

Между двух конфессий
В семье Палех отмечают только христианские праздники, но посещают разные церкви. Сергей и Оксана познакомились, когда учились в институте, долго были прихожанами одной церкви, а потом их религиозные взгляды разошлись. Впрочем, это не мешает им жить в мире и согласии.
– В студенческие годы было сильное желание изучать Библию, – делится Оксана. – Однажды меня пригласили в протестантскую церковь. Там было много таких же молодых людей. Я думала, что Сергей скептически отнесётся к этому, но он с удовольствием влился в новую общину.

Окончив институт и поженившись, Сергей и Оксана несколько лет служили в протестантской церкви. «Со временем меня стали интересовать вещи, которые выходили за рамки догматов одной церкви, –

вспоминает Оксана. – А проповеди, которые я слышала в своей церкви, перестали удовлетворять духовный голод. Так сложилось, что я нашла другую церковь, где получила ответы на вопросы, которые меня волновали».

Притирки по поводу новой церкви, которую стала посещать Оксана, в их семье продолжались несколько лет. Пока, наконец, они не поняли, что такое «разделение» только обогащает жизнь их семьи. В течение десяти лет Оксана и Сергей посещают разные церкви. Их 13-летний сын ходит с родителями в обе.
– Видимо, потому что ему пока ещё никто не объяснял, какая церковь правильная, а какая нет, – шутит Оксана.– Церковь – живой организм, она тоже находится в постоянном развитии.

В семье кандидата психологических наук Людмилы Гридковец межконфессиональный спор успешно разрешён. Сама она – православная, муж – римо-католик, а дети крещены в греко-католической церкви.
– Кто ищет мир, всегда будет искать общее, кто ищет войны, тот будет искать то, что разъединяет,– замечает психолог. – В воскресенье наша семья, как правило, посещает два храма – византийского и латинского обряда.

Людмила, помимо основной работы на кафедре психологии в Институте бизнеса и технологий, консультирует как христианский психолог. В последнее время к ней часто стали обращаться семьи с различными религиозными предпочтениями. Такое явление она объясняет двумя факторами. Во-первых, огромным числом новообращённых в веру – неофитов. Во-вторых, открытыми границами государства.
– Недавно консультировала семью: муж – иудей, жена – христианка, – рассказывает Людмила. – В начале семейной жизни они не были активно верующими, поэтому причин для ссор не возникало. Однако после того как они наладили быт, стали активно искать Бога. И тут выяснилось, что у каждого он свой. Муж ушёл в консервативный иудаизм, жена – в христианство. Возник вопрос, как спать в одной постели. Это большое испытание для семьи.

Лет десять назад, по словам психолога, такие случаи в её практике встречались редко. Сейчас всё чаще в семьях возникает спор на межконфессиональную тематику.

– На мой взгляд, проблема в том, что люди, выросшие вне религиозной традиции и посещавшие храм только по праздникам, становясь активным верующим, хотят стать святее всех святых. И самые строгие требования, конечно, высказывают самым близким, – говорит Людмила.

Мульти Бог
В семье Георгия и Татьяны Борковских на религиозную тематику не спорят уже лет пятнадцать. Он – кришнаит. Она – христианка. Вместе поют в православном хоре во Владимирском соборе Киева. А по воскресеньям посещают храм Кришны.

– Знаете, единственное разногласие в нашей семье – это меню, – серьёзно говорит Георгий. – Ну что я могу поделать – любит моя жена мясо и грибы. А по Ведам – эта пища не благостная. Наш сын живёт в Бельгии. Долгое время не хотел ничего слышать про Кришну. А недавно поразил меня тем, что бросил пить и курить, стал вегетарианцем и кришнаитом.

Переводчик Марина Натанова считает, что выросла в типичной мультирелигиозной семье. Ее отец – иудей, мать – мусульманка. Марина одинаково любит и еврейскую Хануку, и мусульманский Ураза-байрам. Большим достижением своих родителей называет их толерантное отношение друг к другу. Отец Марины, по её словам, никогда не был фанатично религиозен. А мать знала все основные мусульманские молитвы. Этому научила и дочь. Девушка долгое время причисляла себя к мусульманам. Сейчас на вопрос о вере отвечает просто: «Верю в Бога».

«У нас между родственниками с обеих сторон всегда были проблемы. Но что там делить, когда все религии вышли из одного котла, – считает она. – У меня выработалось уважение практически ко всем религиям – люблю читать разнообразные мифы, легенды, книги по религиоведению. Когда находишь описание умирающего и воскресающего бога у 50 народностей, заявлять об уникальности той или иной религии очень сложно».

Семьи, в которых супруги молятся разным богам, – вовсе не парадоксальная случайность, а общемировая тенденция. Так поясняет это явление завсектором этносоциальных исследований Института народоведения Игорь Марков. Это явление он расшифровывает как глобальное стремление человечества к мультикультурности и мультирелигиозности.

– Социальные, культурные, идеологические перегородки в наше время уже не играют такой серьёзной роли, – убеждён г-н Марков. – Когда мы исследовали жизнь наших трудовых мигрантов в странах Европы, выяснилось, что они спокойно посещают протестантские проповеди или католические храмы. В православные церкви за рубежом тоже приходят люди разных конфессий. Происходит взаимопроникновение культур, при котором не столь важна конфессиональная принадлежность, сколько стремление людей упорядочить свою жизнь в соответствии с религиозными ценностями.

В отличие от социолога Маркова, православный священник Андрей Ткачёв считает скорее случайностью семьи, где духовные поиски у мужа и жены проходят под разными куполами. «Смешанные» браки, по мнению отца Андрея, возможны только в стране, покалеченной атеизмом. 

– Если человек вырос в определённой религиозной традиции, то маловероятно, что он вступит в брак с представителем другой конфессии, – говорит он.– Любая вера требует всего человека. А если они разных вер, значит, у кого-то из них вера более слабая.

 

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.