УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 67 відвідувачів

Теги
молодь Мазепа Священний Синод УПЦ педагогіка українська християнська культура Президент Віктор Ющенко автокефалія Церква і медицина монастирі та храми України церква і суспільство Ющенко милосердя Києво-Печерська Лавра Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві краєзнавство Вселенський Патріархат Голодомор розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти церква та політика забобони конфлікти діаспора церковна журналістика вибори Археологія та реставрація шляхи єднання комуністи та Церква Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква УПЦ КП іконопис Патріарх Алексій II УГКЦ Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: "Ошибка резидента": Патриарх Кирилл и русский мир (Сергей Сидоренко)



«Релігія в Україні», Сергей Сидоренко, кандидат истор. наук, 04.11.09, печатается в сокращении

От редактора. Мы приглашаем читателей к открытой дискуссии по размещенной здесь статье и обсуждаемым в ней вопросам.

Патриарх Кирилл выбрал Русский мир вместо единства РПЦ
3 ноября патриарх Кирилл выступил на открытии Ассамблеи организации «Русский мир» с речью, которая на официальном сайте Московской патриархии была названа «программным выступлением». У меня, как историка, вызывает шок каждый тезис этой программы патриарха Кирилла: как правило, эти высказывания основываются на субъективном понимании правды или передергивании фактов, его предложения являются откровенно сервильными по отношению к Российской Федерации, оскорбительными или же лицемерными по отношению к той громадной части паствы патриарха, которая не является русской по национальному признаку. Патриарх не понимает, сколь сильно можно оттолкнуть и оскорбить такими новациями тех же украинцев. Чтобы ему и его помощникам стало понятно, я решил написать комментарий на его речь. Это будет взгляд из Украины, обычного прихожанина МП, который умеет распознавать эзопову речь политических манипуляторов, понимая тот смысл, который ими непосредственно вкладывается в слова.

Первая ошибка патриарха: мнимая угроза
«Сегодня действительно глобализация, как теперь принято говорить, бросает вызовы, прежде всего концепциям культурно-национальной идентичности. Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них, или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства. Может ли Русский мир обеспечить для себя роль значимого игрока на мировой арене — сегодня и в будущем? Уверен, что может. Пример того, что надо делать для этого, дают наши предки».

Итак, выбора у Украины и Белоруссии не существует. Сама историческая необходимость, именуемая сегодня не законами истории, а логикой глобализации, якобы делает неизбежным их растворение в европейском или русском плавильном котле. Правда, русские еще даже не построили собственной цивилизации, сравнимой с Европейским союзом, а ВВП России сравним с ВВП одной лишь Польши, но намерение построить свой мощный глобальный проект есть. Намерение – это хорошо. Помню, Дима Корчинский предлагал объявить Украину империей и завоевать Россию, которая все равно спивается. Вот Ливия объявила себя центром альтернативной цивилизации – тоже интересно. Ждем, когда объявит о своих претензиях Гондурас.

Заметим, что патриарх признает, что Русского Мира еще нет, и России еще только надо попытаться создать что-то типа цивилизации, в которой несколько стран могли бы быть «самостоятельными субъектами в формировании мироустройства». Патриарх просто уверен, что завтра такой мир может возникнуть усилиями русских. Итак, Русский Мир – еще фантом, Европейский Союз – реальность, но, дорогие товарищи, надо присоединяться к Русскому миру, к нашим Нью-Васюкам. Почему? Потому, что в Русском мире вам будет лучше, чем в Евросоюзе. Ведь в Евросоюзе, как думает патриарх, народы растворяются, их культурно-национальной идентичности брошен вызов. Кстати, отметим безграмотность референта, писавшего доклад.

Глобализация не может бросать вызов «концепциям культурно-национальной идентичности». Глобализация – это процесс, который может бросать вызов только самим идентичностям. А концепциям вызовы бросают другие концепции. Будем считать, что патриарх не хотел сказать абракадабры, а потому исходим из того, что, согласно патриарху, глобализация все-таки бросает вызов культурно-национальной идентичности народов.

Но неужели в Евросоюзе исчезли немцы, французы, англичане, поляки? Неужели их идентичность куда-то растворяется? И неужели в изменениях идентичности как-то виноват Евросоюз? Наверное, руководители Евросоюза, как когда-то товарищ Сталин, специально перемешивают народы всякого рода переселениями? Или все же в рамках Евросоюза народы сохраняют свою культурно-национальную идентичность? И немецкая культура или французская горда своими достижениями еще более, чем когда-либо. Неужели французы отказались от галлицизма? Нет, и не откажутся никогда. И никто в Евросоюзе их за это не упрекает. Потому что каждая нация имеет право на развитие собственной культуры. От вхождения в Евросоюз более всего выиграли национальные меньшинства. Например, испанцы вынуждены были прекратить политику ассимиляции басков. И культура этого национального меньшинства, защищенная законодательством Евросоюза, начала возрождаться, а баскский терроризм пошел на спад. И если Украина войдет в Евросоюз, ее культурно-национальная идентичность будет надежно защищена. И законодательство Евросоюза будет стоять на страже культурно-национальной идентичности национальных меньшинств Украины. Кому от этого будет плохо? Все разговоры о том, что Евросоюз так же опасен для культурно-национальной идентичности народов, как Советский Союз, возможны только на почве незнания европейского законодательства и европейской практики. А вот то, что в возрождаемом Советском Союзе, который патриарх без всякого стеснения называет Русским Миром, все должны были слиться в один народ на основании русской идентичности – это широко известная политическая практика КПСС.

Итак, Украине предлагают: не присоединяться к Евросоюзу, чтобы избежать культурно-национальной ассимиляции (которая на самом деле нам не угрожает); чтобы избежать мнимой угрозы, нам предлагают присоединиться к Русскому миру, в котором ассимиляция неминуема! Последнее следует как из исторического опыта, так и самого названия проекта. И каждый политик-украинец должен задуматься: вот я стараюсь не обидеть русских, сказав им правду об их геополитических замашках. Но не станет ли завтра поздно? Думаю, что Януковичи и Литвины еще будут думать, как когда-то гетманы: как же это оказалось, что мы рабы Москвы? Чтобы такое не повторилось, надо отстаивать свою независимость каждый день.

Вторая ошибка патриарха: «без меня меня женили»
«Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер».
Без согласия народа Украины его записывают не просто в Русский мир, а в самое его «ядро». На референдуме в декабре 1991 года более 90% проголосовавших одобрили Акт о независимости Украины. Зачем же говорить о том, что Украина входит в Русский мир, если она – самостоятельна согласно воле своего народа?

Далее патриарх ссылается на слова св. Лаврентия Черниговского. Во-первых, это слова, приписываемые ему в житии, но не сказанные ни в одном из его сочинений, сохраненных в автографе. Кроме того, в первом издании жизнеописания тогда еще не прославленного св. Лаврентия не было двух вещей: страниц о необходимости хранить единство России, Украины и Белоруссии, и предсказаний о филаретовском расколе. Когда же СССР развалился и стал реальностью раскол, вдруг оказалось, что св. Лаврентий об этом говорил. При этом ученицы преподобного, монашки из Елецкого монастыря, на вопрос о том, утверждал ли св. Лаврентий что-то подобное, опускали глаза и говорили: он был  украинцем, ничего такого никогда не говорил. Но даже если бы какому-то святому человеку принадлежали такие слова – они что, отменяют право наций на самоопределение? Они что, отменяют 34-е апостольское правило, согласно которому в каждой православной стране должен быть свой предстоятель и своя автокефальная Церковь?

Патриарх пытается сказать, что само наименование Московской патриархии Русской православной Церковью является важным. Половина приходов УПЦ МП находится в Западной Украине. Время от времени украинские законодатели подумывают обязать на этих храмах указывать их принадлежность к Русской православной Церкви». УПЦ МП протестует против таких предложений, потому что не хочет лишиться паствы. А патриарх заявляет: да, мы именно Русская Церковь – и не по этническому признаку, по цивилизационному.

Но человек в Западной Украине прекрасно знает – написано «русская цивилизация» – читай «русская империя». Конечно, последняя не имеет этнического характера. Но этому самому человеку в Западной Украине не легче будет объяснить самому себе и соседям, почему он ходит в Русскую Империалистическо-цилизационную Церковь. Патриарх отталкивает от УПЦ те общины, которые сохранили верность каноническому православию в сложнейшей ситуации. Остались в канонической Церкви? – Значит, согласны войти в Русский Мир! Такова логика патриарха. Он прямо и говорит, что во время визита в Украину увидел, что украинцы с русскими «хотят оставаться одним народом». Так пусть выйдет к своей западноукраинской пастве и скажет, что они – один народ с русскими! Патриарх не понимает, что топчется русским архиерейским сапогом по оголенным сердцам украинцев, которые хотя быть именно украинцами. И патриарх в этой пляске еще и припевает: «Нужно выработать такой тон отношений, с помощью которого проявлялось бы уважение друг к другу, исключался бы всякий патернализм, всякая попытка играть роль «старшего брата», подчеркивались бы национальные интересы каждой из стран и выражались соборные усилия в строительстве общественной жизни с опорой на общую духовно-культурную традицию». То есть становитесь русскими, и не будете младшими братьями. И никакого превосходства русских над украинцами не будет: все вы соборно будете рабами единого руководства «цивилизации-империи».

Более пятнадцати лет Предстоятель УПЦ митрополит Владимир отводил от Церкви огонь критики и юридического преследования, доказывая украинский характер УПЦ, ее самостоятельность от Москвы. Только благодаря таким усилиям сегодня есть УПЦ, имеющая большинство среди православных приходов в 23 областях, и в меньшинстве – только в трех. УПЦ – это та духовная скрепа, которая сегодня объединяет Украину. Но хозяев патриарха Кирилла из Кремля, в прошлом году одобривших концепцию Русского Мира на заседании Совета безопасности, такое положение вещей не устраивает. Пусть УПЦ расколется – с ее восточной частью будет легче строить Русский Мир. Казалось бы, патриарх должен заботиться о единстве Церкви, но он предпочитает пожертвовать УПЦ в ходе построения Русского мира. Какой же он тогда Пастырь? Кажется, что политические страсти вытеснили у патриарха чувство ответственности, лишили его разума. Осталось только ораторское искусство на службе у Кремля. Кажется, что вновь первородство разменено на чечевичную похлебку. И главный критерий правильности такого шага следующий: эта похлебка сделана в России. Ну и что с того, что не на Западе! Выбор в пользу кесаря - всегда выбор земного, и отказ от небесного, от Бога. И вдвойне горько, что Патриарх делает выбор не только за себя, но и за миллионы верующих Московского патриархата. Они даже не могут протестовать, что кто-то вместо них отказался от их христианского первородства из-за какой-то геополитической чечевичной похлебки, сваренной в Кремле!

Третья ошибка патриарха: забыли об оскомине от русского империализма и русификации
Патриарх ничего не говорит о том варианте развития событий, при котором Украина отказывается признавать себя «страной Русского мира». Действительно, что же делать в таком случае? Вроде бы патриарх и говорит о добровольности, но ведь история обязывает, общие  традиции зовут. И русские ведь, по словам патриарха, никого никогда не русифицировали и не собираются делать этого в будущем. В общем, ясно: когда Украина скажет «спасибо, но я хочу остаться страной украинского мира», послышится кремлевский окрик: «бей предателей!». И рука патриарха так и потянется подписать новые указы об анафематствованиях каждого, кто заявил о своем желании добровольно не быть частью Русского мира. Ведь свобода, по учению патриарха (см. книгу «Свобода и ответственность»), дана только для того, чтобы выбрать единственно правильное добро: то, на которое укажет церковь. А церковь – это только православие. А православие – это РПЦ. А РПЦ – это патриарх Кирилл. В общем, кто не согласен с патриархом – тот неправильно использует свою свободу, и потому лишается своего человеческого достоинства и прав человека. И народ, сделавший иной выбор, – это народ, утративший право на самоопределение. И после окрика «кто там шагает правой?» украинцы услышат: «Вам слово, товарищ маузер!» И все будет как бы благословлено Богом. Остается напомнить слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Русские церковники уже толкнули в раскол миллионы украинцев. И продолжают с азартом наращивать собственные усилия по дальнейшему выталкиванию. Меня не волнует, что это путь к развалу РПЦ. Меня волнует, что это путь в ад для этих самых церковников. И оправдываться тем, что намерения хороши, тут не приходится: у всех жителей ада, кроме изначальных, намерения были самые прекрасные – в их, естественно, интерпретации. И пора бы подумать о том самом мельничном жернове или же покаяться и не соблазнять даже одного из малых сих.

Если бы русские впервые возжаждали объединения, то тогда «ассимилируемые народы» могли бы сохранять иллюзии. Но и имперский, и советский опыт ясно показал: если русские обещают свободное развитие национальных языков – жди русификации. Если русские говорят о сохранении суверенитета – жди утверждения унитарного государства. Если русские говорят о сохранении границ – жди их нарушения. Остается спросить: неужели этого хотел Христос? Неужели Он был сторонником русского империализма? Неужели все святые, упомянутые в докладе патриарха, мечтали не о Царстве Небесном, но о земной благополучной цивилизации? Неужели Христос бы одобрил этот  фейерверк русского лицемерия, утверждающего, что уважает все не-русское, и тут же отрицающего право уйти из Русского Мира?

Почему же все это возможно из уст патриарха? Потому что национализмом и империализмом больна вся православная Церковь. Ясно, что русские этими двумя болезнями болеют больше других. Но и все православие не свободно от заразы национализма и империализма. Тот же патриарх Филарет в очередной раз на днях оплевал все мировое православие. Потому за православие и больно, и стыдно...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.