УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 191 відвідувачів

Теги
молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква церква і суспільство конфлікти Голодомор Церква і політика Президент Віктор Ющенко УГКЦ Церква і медицина УПЦ КП Києво-Печерська Лавра секти Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання монастирі та храми України милосердя Священний Синод УПЦ Доброчинність Ющенко автокефалія церковна журналістика Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква Археологія та реставрація забобони церква та політика педагогіка Церква і влада розкол в Україні українська християнська культура вибори Вселенський Патріархат іконопис діаспора постать у Церкві Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






«День» (Украина): Возвращение Богородицы. Перед украинцами вскоре предстанет отреставрированная Холмская икона



«День» (Украина), Наталья Малимон, 06.11.09

Уже в ближайшее время после десятилетней реставрации мир увидит уникальную Холмскую чудотворную икону Богородицы. Ученые датируют ее Х—ХІ веками. Холмская икона считается самой древней святой иконой в Украине и одной из самых древних в мире. После Второй мировой войны она попала на Ивано-Франковщину, где тайно хранилась до 1996 года. Позже была перевезена на Волынь и передана в руки известного реставратора Анатолия Квасюка. Состояние иконы было такое, что реставратору пришлось ее полностью восстанавливать. Сейчас, когда чудотворная икона готова к показу, решено передать ее Луцкому музею иконы. Это событие имеет не только общенациональное, но и мировое значение. Ведь Холмская икона, относящаяся к так называемым апостольским, является одной из самых уважаемых христианских святынь.

СВЯТЫНЯ ИЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

— Если из центра моего родного села Стрельцы, что в 30-ти километрах от города Холм, пойти в направлении леса, то обязательно поднимешься на пригорок. А с него в ясный день, несмотря на большое расстояние, были видны купола Пречистенского собора на Даниловой горе. В нем и хранилась икона Холмской Богоматери. И мой дед, и мой прадед, и прапрапрадед — все предки на Пречистую запрягали коней и ехали в Холм поклоняться иконе. Рассказывают, что и меня, маленького, к ней привозили, но я этого не помню.

Иосифу Георгиевичу Струцюку, волынскому поэту и писателю (а еще сценаристу и режиссеру самодеятельной киностудии, собирателю фольклора и просто интеллигентному человеку), уже 75 лет. Из родных Стрельцов, села, которое было заставой князя Данила, его вывезли в 10-летнем возрасте. Стрельцы первыми из холмских и подляшских сел — 1 ноября 1944 года — пострадали от братоубийственной бойни. Село сожгли 1 ноября 1944 года, а жителей первыми же и депортировали. Потерянную в те неспокойные времена святыню жителей Холмщины Струцюк начал разыскивать еще в свои студенческие годы. Как-то один из священников луцкого собора, отец Алексей Вислоцкий, рассказал ему, что якобы икона замурована где-то в стене в Люблине, однако где именно — неизвестно. Когда на Волыни в начале 1990-х гг. прошлого века образовалось Общество «Холмщина», на одном из его заседаний Иосиф Георгиевич и заявил: мол, я знаю, где наша святыня...

— А после заседания подходит ко мне Надежда Гаврииловна Горлицкая и, лукаво так улыбаясь, говорит: «Нет, вы не знаете, где эта икона! Она сейчас в Галичине».

Холмская чудотворная икона Божией Матери — одна из самых почитаемых и самых известных в христианском мире. Перед ней стояли на коленях князья и короли, и даже папы римские. Украина, как известно, имела четыре самые большие святыни — чудотворные иконы Богородицы с Богомладенцем. Это Вышгородская (Владимирская), которая сейчас находится в Москве, и почитают ее как главную реликвию России, это Белжская (Ченстоховская) — ныне наибольшая святыня Польши, это икона Успения Богородицы из Успенского собора Киево-Печерской лавры, уничтоженная вместе с храмом большевиками в 1941 году. И Холмская. По преданию, ее написал святой Евангелист Лука, однако это только красивая легенда, потому что ученые датируют ее XI веком. Однако, по версии луцкого реставратора Анатолия Квасюка, это вполне возможно и копия апостольской иконы, выполненная ранее, в веке Х, на которую перешла благодать оригинала. Но в любом случае, Холмский образ является самым древним в Украине, и одним из наиболее древних в мире.

В Киевскую Русь икона могла попасть и во времена князя Владимира. Якобы принадлежала она брачному приданому царевны Анны, его невесте. В Холме же святой образ (который с тех пор и получил название Холмского) оказался благодаря князю Данилу Галицкому: он построил на высокой горе храм и поместил образ, привезенный из Киева, там. По летописным источникам, произошло это где-то в 1223 году, и уже тогда иконе приписывали чрезвычайно большую силу и благодать. В 1240 году она, как считают многие, спасла Холм от орд Батыя. Все же через несколько десятилетий татары разграбили и храм, и икону, содрали с нее ценные ризы, на образе до сих пор видны следы меча и стрел. Сто лет пролежала она под руинами Данилового храма. Была и в руках униатов, какое-то время ей поклонялись и католики. Но снова вернулась к православным.

Последнее ее большое путешествие, с которого могла не вернуться, произошло в годы Второй мировой войны. Эшелон с церковным имуществом из Холмского собора разбомбили под Люблином. Но икону спасла... двоюродная сестра известного писателя Михаила Булгакова Илария Булгакова. Как и другие, она ехала в том эшелоне. Сопровождавшие церковное имущество люди, а это много вагонов, подумали, что икона сгорела. Однако так случилось, что на абсолютно не поврежденный образ натолкнулась Илария Булгакова. Бросив свои вещи, она вынесла икону далеко в поле и накрыла ее своим телом. Потом пешком, потайными тропинками, и на руках, хотя она весила 20 килограммов, донесла икону до Люблина и передала православному священнику. А уже тот дал знать в Холм отцу Гавриилу Коробчуку, отцу Надежды Горлицкой. Отец Гавриил послал за святыней дочь Любу и одного из служек Холмского храма. Им удалось доставить икону в Холм, вывезти (разобрав на доски) в Украину. С тех пор икона и хранилась в этой семье.

Когда отец Гавриил умер, образ забрала его старшая дочь на Ивано-Франковщину. И там она находилась до ее смерти, а в 1996 году Иосиф Струцюк и другие, посвященные в семейную тайну холмщаки, уговорили Надежду Горлицкую перевезти икону в Луцк, потому что на Волыни живет больше всего депортированных холмщаков, которые ее очень ценят.

«В Ивано-Франковске художник-самоучка «обновил» икону до неузнаваемости. Ее нужно было спасать. Сначала собирались отвезти ее на реставрацию в Киев, но подумали: а возвратим ли мы ее из Киева потом?.. Мы даже боялись отдавать ее в луцкий собор или другой храм, потому что и оттуда икона могла исчезнуть навсегда. И как-то Николай Черенюк, заведующий художественным отделом краеведческого музея и говорит: «А знаешь, в Луцке есть довольно симпатичный реставратор, Анатолий Квасюк...», — вспоминает Иосиф Струцюк. И мы отправились к Квасюку...»

ГОЛГОФА РЕСТАВРАТОРА

Свою первую икону будущий реставратор экстра-класса Анатолий Иванович Квасюк написал в... 15 лет.

«Я постоянно ходил на различные выставки, интересовался искусством. В то время была такая «Художественная лотерея». Я купил талончик за 50 копеек — и выиграл книгу «Шедевры древнерусской живописи». Мне там очень понравилась одна из икон, «Святая Параскева», ее и перерисовал».

Позже было обучение в Киевском художественном институте, на факультете реставрации, где на курсе всего по пять человек. Еще тогда от Людмилы Семеновны Миляевой (сейчас академик, доктор искусствоведения) он слышал о Холмской иконе Божией Матери: что была такая святыня, но ее следы уже давно потеряны. Каким же было первое впечатление, когда собственными глазами увидел икону в квартире Надежды Коробчук-Горлицкой?

«Мы с Николаем Черенюком и Иосифом Струцюком пришли к ней домой, в небольшой домик на улице Владимирской, неподалеку от Свято-Феодосиевской церкви. Сначала с меня взяли слово, что, независимо от того, соглашусь я реставрировать или нет, но об увиденном никому не расскажу. Иначе мне просто ничего не покажут. Икону Горлицкая держала в спальне и, чтобы никто посторонний не заприметил святыню, так было продуманно, что, когда дверь в спальню открыта — она икону закрывает. Мы зашли: и меня словно окатили ледяной водой! Я мог надеяться на что угодно, но когда увидел золотые пластины, кипарисную доску, другие детали... понял, что это очень, очень древняя икона (а что это Холмская Богородица — было подтверждено впоследствии специалистами из Киева, в частности, и профессором Миляевой. — Авт.). Но она находилась в таком аварийном состоянии...»

Четыре года (с 1996-го по 2000-й) в реставрационной мастерской в тогдашнем помещении Музея волынской иконы, которое стена в стену соседствовало с областным управлением Службы безопасности (это, собственно, и было одно из его бывших помещений, позже СБУ и возвращенное), Квасюк спасал икону Холмской Богородицы. Это была Голгофа для реставратора. Не только потому, что все делалось тайно: после работы, в выходные, с ограниченным кругом посвященных людей, которые, и в самом деле держали язык за зубами. Миллиметр за миллиметром восстанавливал святыню, которой цены нет, которая является национальной гордостью украинцев. И все время чувствовал титаническую ответственность.

— Почему реставрацию начинали тайно, чего боялись?

— Даже из нашего луцкого собора украли несколько ценных икон, в частности, икону Иверской Богоматери... Это была уникальная икона, подарок императора Александра III, лучшие иконописцы ее писали (и, кстати, она имела невероятную ауру и благодать. — Авт.). От нее не осталось никакого цветного изображения, ее невозможно восстановить. И, кстати, в луцкий собор завещал передать икону ее хранитель Гавриил Коробчук, для нее уже подготовили здесь и оклад. Но храм — это не музей, где есть охрана и соответствующая температура. Поэтому я просил Иосифа Струцюка, ведь, вы — единственный авторитет для Надежды Гавриловны, только вас она послушает: убедите, пусть передаст святыню только в музей. Холмскую икону я делал, когда все работники музея шли домой, а я оставался. Тогда вынимал ее из своего реставрационного шкафа, где она была... замаскирована. Как есть чемодан с двойным дном, так у меня была двойная стенка в шкафу: если бы кто-то и заглянул, иконы бы не увидел.

— Но вы верили, что наступит время, когда икону можно будет выставить, что ей смогут поклоняться люди?

— Конечно, верил и знал, что это время наступит. Потому что это слишком большая святыня, чтобы она могла храниться в спальне за дверью или в шкафу у реставратора. Я знал, какая ответственность на меня возложена. Это же такая икона! Если ее потом нужно будет показать людям так, чтобы меня же потом не распяли. Когда мы в начале 90-х годов смогли представить икону людям, то несколько лет... не могли продолжать реставрацию, потому что не было средств. У нас на Украине насчитывается где-то 160 партий, однако только Украинская Народная партия передала сумму в эквиваленте 10 тысяч долларов, и мы смогли продолжить. Я этим людям всегда благодарен и всегда о них вспоминаю. А потом к реставрации приобщилось и государство, которому Горлицкая передала свою святыню.

— Не претендовали ли на нее поляки, на чьей территории сейчас находится древний Холм, Эрмитаж, Киев?..

— Знаете, в истории этой иконы был момент, когда отец Гавриил Коробчук посылал своих родственников в Почаевскую лавру: спросили, примут ли ее туда. Однако кто-то из святых отцов лавры предупредил: только не сюда, потому что иначе икона рано или поздно окажется в Москве! Поляки ни разу не высказывали никаких претензий, они рады, что икона есть, и что она живет. Волынь дала миру и икону Волынской Богоматери, которая находилась в древнем Покровском храме, а сейчас открывает экспозицию Национального музея в Киеве. Ясно, что никто сегодня не возвратит ее не только в храм, но и в наш музей, хотя это была бы еще одна его изюминка. Это уникальная, невероятной красоты икона, на нее можно смотреть вечно.

— С каким чувством вы собираетесь отпустить образ Холмской Богоматери, образно говоря, в люди: вы столько лет возле нее провели? Чем теперь займетесь?

— А она будет находиться в нескольких метрах — в зале, который в нашем музее отведен именно для нее. Тысячелетняя икона — это словно вечный пациент, который требует постоянного внимания врача. В реставрации у меня еще несколько интересных икон, два иконостаса. Например, просто уникальная вещь — икона Богородицы «Неувядающий цвет» — из обычной сельской церкви в Рожищенском районе. Это вещь древняя и красивая: в Украине нет ничего подобного с таким сюжетом. Вскоре в экспозиции нашего музея появится до десяти отреставрированных икон, которые займут здесь свое почетное место.

ПАЛОМНИЧЕСТВО В... МУЗЕЙ

Впервые Холмская Богоматерь для широкой общественности была выставлена в Музее волынской иконы 19 сентября 2000 года — для участников IV Всемирного конгресса холмщаков — он происходил в Луцке. Такой была воля Надежды Гавриловны Коробчук-Горлицкой, которая болела и спешила, чтобы святому образу могли поклониться больше холмщаков. Среди них было немало тех, которые его когда-то видели, помнили.

С тех пор икона то возвращалась в реставрационную мастерскую, то снова ее выставляли в музейном зале. Ее выставляют в дни самых больших религиозных праздников, и обязательно — на Пречистую.

«Только пошел слух об иконе, сразу появились паломники из разных регионов Украины, и даже из-за границы. Отдавали должное этому образу во все времена. Ведь под ее покровительством происходили практически все события государственного значения на территории Галицко-Волынского княжества. К иконе идут как к историческому памятнику, но, в первую очередь, как к чудотворной, — говорит Татьяна Николаевна Елисеева, заведующая Музеем волынской иконы. — И чудеса происходили все время. Вспомните о спасении Холма от татар. О 700-х чудесах возле иконы, записанных греко-католиками. А то, что она Папой Римским была коронована золотыми коронами, хотя никогда официально не принадлежала католической церкви, также свидетельствует о ее чудотворности. На Пречистую в Холме, в день ее чествования, собирались десятки паломников, среди которых были и императорские семьи».

Сегодня с крестным ходом к иконе Холмской Богоматери в день ее чествования приходят представители различных конфессий. Тогда в зале, где ее выставляют, проходят небольшие богослужения.

«И это, очевидно, единственный случай в Украине, когда крестный ход идет в музей», — говорит Татьяна Елисеева.

Музей волынской иконы, в своем роде — также единственный в Украине. А появился он благодаря... массовому закрытию церквей. В 70—80-х гг. прошлого века на Волыни было закрыто до 80% храмов. Бесценные образцы иконописи, работы знаменитых иконописцев приходили в упадок в холодных церквях, из-за прохудившихся крыш пострадали от дождя и снега. Именно тогда и были осуществлены научные экспедиции спасательного характера. Возглавлял их на Волыни ученый из Львова, доктор искусствоведения Павел Николаевич Жолтовский. А Татьяна Елисеева после окончания исторического факультета Луцкого пединститута была участницей этих первых экспедиций. «Это была бесценная школа, которую не мог дать ни один институт, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Павел Николаевич учил нас даже на интуитивном уровне распознавать, к какому историческому периоду, какой живописной школе принадлежит икона».

Святые образа забирали не просто в музей, документы о них оставались в местных советах. И когда начался процесс открытия храмов, немало предметов церковной утвари вернулось на свои места. Конечно, это не касалось оригиналов работ, например Иова Кондзелевича: делали копии. Работники Волынского краеведческого музея спасли сотни произведений сакрального искусства. В наше время посетителям Музея волынской иконы тяжело представить, в каком состоянии эти памятники старины сюда попадали. Осыпи и вздутие левкаса и краски, заплесневелые, просто грязные... Сегодня в восьми залах музея волынской иконы экспонируется свыше восьми десятков произведений иконописи XVI—XVII столетий, которые представляют именно волынскую иконописную школу. Среди шедевров — «Спас в славе» XVI века, «Георгий Победоносец с житием» 1630 года, «Спас Вседержитель» первой половины XVII века, работы Иова Кондзелевича.

Но самой ценной является, бесспорно, Холмская чудотворная икона Богоматери.

«Когда уже в энный раз проводишь возле ее оригинала экскурсию, всегда чувствуешь благодать, исходящую от нее. У тебя начинает дрожать от эмоций голос, а благодать передается и людям. И они, переполненные чувствами, начинают плакать... Это происходит в любой группе, с любой аудиторией, независимо от возраста или местожительства экскурсантов», — делится впечатлениями Татьяна Николаевна.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.