УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 118 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






РИСУ: Русский мир Патриарха Кирилла (с болью за судьбу РПЦ и лично Патриарха) (Юрий Черноморец)



РИСУ, Юрий Черноморец, канд. филос. наук, 06.11.2009

Когда создавался Советский Союз и в большевистской партии развернулась дискуссия между Лениным и Сталиным об устройстве этого государства, Сталин выступал за создание унитарного государства, а Ленин – за союз самостоятельных республик. В действительности же оба политика создавали империю. Но Сталин честно хотел записать в конституции, что республики являются автономиями Российской Федерации, а Ленин лицемерно говорил о необходимости союза республик. С точки зрения буквы победил Ленин, но, по сути, Советский Союз стал-таки унитарным государством, в котором самостоятельность республик была исключительно пропагандистским трюком. Чтобы склонить на свою сторону симпатии иностранцев, руководство СССР позволяло в ограниченном количестве искусство «национальное по форме, социалистическое по сути». К сути же социализма принадлежал интернационализм и учение о русском как о языке межнационального общения. Дополнительную «святость» этому языку придал тот факт, что на нем изъяснялся сам пророк: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин».

В результате существования в Советском Союзе украинцы потеряли миллионы людей (не будем считать, сколько именно): убитыми, умершими от голода, русифицированными. В конце концов, в России, этой цивилизации «где так вольно дышал человек», гибли представители всех национальностей. Но украинцы понесли почему-то особенно большие потери. Так, при всех катаклизмах число русских в 1939 году по отношению к 1931 году было 141%. Число украинцев - 100%. То есть украинцы рождались, росли, но их вырубали в явно большей пропорции, чем русских.

Но в начале образования СССР «хороший» Ленин обещал народам сохранение всех прав и расцвет, и ругал «плохого» Сталина за его прямодушие. И сейчас Патриарх Кирилл, как добрый отец, призывает к единому Русскому миру и ругает каких-то анонимных россиян, которые "нетворчески" подходят к решению ответственной задачи. Именно об этом доклад новейшего церковно-политического идеолога на «III Ассамблее Русского мира».

Учение об органическом единстве четырех народов

Патриарх критикует неназванных им «сталиных», которые видят ядром Русского мира исключительно Россию. В ядро уже сегодня входят не только Россия, но Украина, Белоруссия и Молдова. Такое единство четырех стран является органичным. То есть границы между странами являются искусственными, в действительности же эти страны представляют собой единый организм - Русский мир. Откуда вытекает такое видение? Из православной веры? Нет. Согласно учению Церкви, с той же социальной концепцией, государства - это искусственные образования. Это Данилевский и Шпенглер учили о том, что государства вырастают как естественные организмы. Это Лев Гумилев учил, что каждый народ или союз народов (суперэтнос, цивилизация) является отдельным видом в пределах человечества. Согласно учению Церкви, все люди одного вида - потому что от Адама и Евы все равно происходят. Нет разных видов людей. Поэтому все национальные образования являются искусственными. Патриарх же вдруг заявляет о том, что он открыл новую теологическую истину. Есть особые народы - народы Русского мира. И люди, принадлежащие к ним - это особая разновидность людей. Они не святее других, но они являются органичным единством и ценности их - наилучшие, наивеличайшие.

Интересно, что Церковь всегда осмысливала себя как новое человечество. Не новая цивилизация, а новое человечество. Не отдельные новые народы, а единый новый народ. А тут вдруг - Русский мир. И Русская Церковь. Оказывается, Христос специально для органического, естественного единства русских, украинцев, белорусов и молдаван учредил специальное сверхъестественное органическое единство - Русскую Православную Церковь. Она, конечно, имеет общих святых, которые не чужды русским, украинским, молдаванам и белорусам, но кто же скажет, что они родные для греков или арабов? Тот же Паисий Величковский, Владимир Великий, Александр Невский, Сергий Радонежский и Евфросиния Полоцкая - ну какие же они Всеправославные святые? Они являются общими только для Русского мира!

Важно, что у этого органического единства четырех народов есть свое общее пространство, свои канонические границы. В пределах этого пространства - особый духовный мир. Сюда прочим заходить со своими культурными достижениями нельзя - это грех глобализации, нарушение природного равновесия, переписывание истории, и вообще "покушение на святое святых". А вот когда Русский мир распространяет свое влияние вплоть до концов земли - это хороший знак духовного возрождения. Ведь Русский мир - территория добра, а не-Русский мир - территория греховной глобализации. И распространить свое влияние за пределы Русского мира - это необходимость. Так же как не впустить зло на собственную каноническую и природную территорию.

От четырех до одного

Патриарх критикует неназванных «сталиных» за то, что те не признают существования отдельных украинского, белорусского и молдавского языков. Они есть, их надо развивать, наряду с русским. Ведь это часть общероссийского языка! Таким образом, от признания четырех сразу происходит переход к одному. Поскольку молдавский язык как-то уж очень далек от русского, а белорусский едва жив, то ясно, что беспокоит Патриарха язык украинский. Это он поднял голову на стратегически важной территории Русского мира. Это в стране Киевской купели на сегодня украинский язык является государственным и страшно сказать - языком межнационального общения! Согласно принятым еще до развала Союза в 1990 году (при полном господстве коммунистов!) Закона о языках. И все безобразие еще и пытаются украинцы воплотить в жизнь. Конечно же, надо восстановить историческую справедливость. Украину надо объявить страной Русского мира, а в каждой стране этого самого мира языком межнационального общения может и должен быть русский.

Тот самый глубокий теологический прием повторяется с культурой. Патриарх критикует апологетов исключительно русской культуры. Надо развивать все культуры народов Русского мира, потому что они приносили и принесут свои богатства в общероссийскую казну.

Россияне также всегда исключительно бережно относились к вере своей и других. Когда ликвидировалась грузинская автокефалия или Киевская автономия - тоже было исключительно бережное отношение к этим народов. Когда расстреливалась украинская интеллигенция на Соловках - это было ну очень бережное отношение. Когда был запрет печатать на украинском до 1906 года - это было естественное для россиян бережное отношение к украинцам. Итак, если украинцы говорят: как там с автокефалией? То слышат: мы вас бережем, ведь вы не готовы, вы же малые дети, вдруг начнете друг друга за чубы таскать? Лучше с нами оставайтесь, будем вас беречь в братских объятиях. Когда украинцам говорят: а как же пропаганда в Церкви русского национализма? Так это же серьезные и интересные концепции, Тихоны Шевкуновы и Кириллы Фроловы ведь имеют право голоса. Сейчас мы им по ордену еще повесим, за бережное отношение ко всему украинскому в рамках возобновляемой империи. Слушайте их, потому что ваши духовные учителя!

Маленькая параллель

В свое время глава правительства Советской Украины начала 20-х Христиан Раковский принимал активное участие в дебатах о конституции Советского Союза, боролся за каждое слово. После принятия этой конституции в декабре 1922 года товарищ Сталин сказал: написанное можно сдать в архив, а теперь будет борьба за партийную дисциплину и чистка партийных рядов. Именно тогда Христиан Раковский понял: «Все пропало»

Сегодня большое количество верующих УПЦ похожи на этого бедного Раковского. Они толкуют слова Патриарха в приемлемом для себя смысле. Есть же в этих словах позитив! Он же лучше Климента Берия, тот бы закрутил гайки сразу! Он же только об общей истории, а она ведь была; ну и что с того, что должен быть только один - общий - взгляд на историю?

Это старая унылая игра. Не надо верить в доброго Ленина, когда в каждом абзаце этих ноябрьских тезисов всплывает лицо усатого сторонника унитаризма.

Единая Церковь, централизованная и лишенная намеков на соборность. Единая государственность - без границ и без демократии (ибо это западная болезнь, которая подтачивает органическую и монолитное единство народа). Единый язык - без всяких там претензий на самостоятельное развитие. Единая культура - которая вся принадлежит матушке-России, независимо от того, кто же эти культурные сокровища творил.

Остается спросить: а где же тут христианство?

Как христианство превратить в язычество

Христианство - это общение с живым Богом. Христос реально пришел в историю, основал собственную Церковь. Он приходит к верующим на каждой Евхаристии. И встреча с Ним - это и суд, и спасение. Встреча с Тем, Кто выдвинул большие моральные требования: обогрей, накорми, полюби, утешь. Осуществить то, что говорит Христос, трудно. Как же обогреть, когда весь такой занятой? Как же утешать, если сам уставший? Как же кормить, когда не хватает на новые швейцарские часы? Войдите в любой интернет-магазин наручных часов. Все они реально очень дорогие.  Как же любить, когда он враг?

Чтобы уничтожить радикальность христианства, чтобы забыть о требованиях Христа, надо сделать фокус. Христианство надо превратить в учение о ценностях. Заявить - эти ценности общество должно воплотить в жизнь. А я буду менеджером по воплощению.

Мартин Хайдеггер так и сказал о причине «смерти христианства»: вместо того, чтобы жить в присутствии Бога, люди стали жить под знаком идей. И эти идеи - лучшие ценности, которые якобы дал Бог. Главное, что люди променяли самого Бога на ценности, о которых заявили - они в основе религии, культуры, цивилизации. И эта ориентация на ценности быстро привела к забвению Бога. А ценности становились все менее величественными и религиозными. На место ценностей человек скоро поставил себя, народ, нацию, кровь, общее благополучие, равенство, ну и все что угодно.

Сегодня вместо проповеди Бога Патриарх Кирилл возвещает высокие ценности Русского мира. В этой проповеди уже каждый второй звук фальшивый, потому что от равенства народов Русского мира, Патриарх переходит к примату общероссийского. Из истории уже известно этим заканчиваются такие разговоры: большими трагедиями.

И вот если бы Патриарх Кирилл проповедовал Великую Украину и украинский мир - то и тогда бы по сути ничего бы не изменилось. Потому что здесь главное - это системная ошибка. Вместо Христа, Живого Бога, нам предлагают поклониться идолу: Русской Церкви, Русскому Миру, Русской культуре. Но идолы - всегда идолы. Даже если они не из дерева и серебра.

Перевод на русский: http://alpinist.livejournal.com/

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.