УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 82 відвідувачів

Теги
Ющенко Археологія та реставрація автокефалія церква та політика комуністи та Церква милосердя Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат педагогіка Мазепа Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство молодь розкол в Україні забобони Президент Віктор Ющенко діаспора шляхи єднання вибори УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність конфлікти Церква і політика Католицька Церква церковна журналістика постать у Церкві Церква і влада церква і суспільство Патріарх Алексій II іконопис секти УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура Голодомор монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






О смерти человека и его погребении…

  10 листопада 2009



По случаю Димитриевской субботы клирик Днепропетровской епархии протоиерей Игорь Осадовский рассказал о важности и значении священных Таинств и обрядов, а также предостерег от суеверных и народных традиций, глубоко укоренившихся в обществе.

 

«Любые добродетели будут бесполезны, если в человеке нет рассуждения».

(Блаженный Августин)

«Народные традиции» похорон - это суеверия, отголосок язычества или канонический ритуал? На этот вопрос ответил настоятель Свято-Георгиевского мемориального храма в честь погибших работников правоохранительных органов в Днепропетровске, кандидат богословия протоиерей Игорь Осадовский.

- Начать стоит с того, что православное отпевание не производится как магический ритуал. Если человек атеист, мы не вправе навязывать ему после смерти того, чего он не принимал при жизни. За упокой его души можно молиться в частном порядке, дома или в церкви - Господь слышит любую молитву.

- С чем вам приходится сталкиваться, когда человек умирает, его приносят на кладбище, чтобы похоронить?

- Все начинается еще раньше. Зачастую родственники и близкие умершего пребывают в стрессовом состоянии и вообще не знают, что им делать. Пользуясь этим, в дом тут же набиваются бабушки, которые «знают, как правильно». Нередко они являются носителями самых безобразных суеверий - например, воду, которой обмывали тело, стараются собрать для последующего использования в колдовских целях, называя ее мертвой водой. На самом деле обмывание ничего общего с мистикой не имеет, оно совершается из соображений гигиены, и грязная вода подлежит немедленной утилизации.

В комнате с покойником должно находиться как можно меньше людей. Категорически запрещается сидение над трупом и дыхание трупными ядами - как по санитарным, так и по церковным правилам. Вообще труп не должен ночевать в доме - раньше на кладбищах были часовни, где усопшие находились трое суток, над ними читалась Псалтырь, проводились богослужения. Но чтобы это восстановить, нынешние кладбища должны находиться в ведении церкви, а не в руках криминальных группировок, как сегодня.

- Откуда взялся обычай завешивать зеркала в доме покойника?

- По первой версии - чтобы покойник ночью не выглядывал оттуда и не пугал родственников. По второй - душа, которая находится в доме, может испугаться, не увидев своего отражения в зеркале. Легко заметить, что эти объяснения друг другу противоречат, но суеверных людей это не заставляет задуматься.

- Нужно ли класть в гроб водку, например, и сигареты, как это часто делают?

- А зачем? Всегда, когда говорят, что «так положено», следует задавать этот вопрос: зачем? Покойнику они там будут нужны? Да, в гроб кладут и карты, а одному гуляке при мне положили даже презервативы. Это - отголосок язычества, когда вместе с умершим хоронили и коней, и жен. Цыган и сейчас так хоронят - с телевизорами, а одному даже машину туда загнали. Понятно, что все это является только лишней приманкой для гробокопателей.

- Какие еще распространенные поверья не имеют отношения к христианскому поминовению?

- Значение обычая не давать родственникам покойника свечи во время заупокойного богослужения вообще никто объяснить не может - одна баба сказала, другая добавила. На самом деле свеча является символом молитвы, а в молитве церковь никому не отказывает. Также суеверные люди особо ревностно относятся к развязыванию пут (веревок), которыми были стянуты руки покойного: якобы, иначе он не сможет на том свете бегать-прыгать. Опять же, когда хоронили в саванах, их ведь не разрезали во время похорон.

- Как церковь относится к обычаю носить на могилу завтрак, утром после похорон «будить душу»?

- Это чисто днепропетровское суеверие, нигде в других краях не встречающееся. Если уж так хотите «разбудить душу», принесите утром на могилу советский металлический будильник, который способен поднять даже мертвого, заведите его и посмотрите - вылезет кто-нибудь из могилы или нет.

- На девятый и сороковой дни принято приходить на кладбище для поминок...

- Приходить на могилу близкого человека можно хоть все сорок дней, в светлое время суток - церковные каноны запрещают нахождение на кладбище между закатом и рассветом. Но не стоит приносить туда еду или тем более спиртное - поминальную трапезу следует совершать дома или в столовой. Невзирая на бытующие поверья, во время обеда можно и нужно пользоваться всеми столовыми приборами. Вообще поминальный обед - это обычай светский, хотя и неплохой, если он не переходит в пьянку. Правильно совершенное христианское поминовение - это личное участие родственников и друзей усопшего в церковных таинствах покаяния (исповеди) и причащения (Евхаристии) в 9 и 40 день по смерти, после чего совершается заупокойное богослужение - парастас. После 40 дней поминовение можно совершать по усердию и обязательно - во все поминальные «родительские» субботы.

Людям, пережившим потерю близкого человека, хочу пожелать не предаваться унынию о временной разлуке, а жить предвкушением радости будущей встречи в Царстве Небесном, и в память об усопшем творить добрые дела.

Беседовал Григорий Глоба, Газета «Горожанин»