УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 54 відвідувачів

Теги
Голодомор УГКЦ Церква і влада Доброчинність Церква і політика секти Мазепа розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина шляхи єднання монастирі та храми України церква та політика церква і суспільство Президент Віктор Ющенко церковна журналістика діаспора українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис комуністи та Церква Ющенко Вселенський Патріархат вибори Археологія та реставрація педагогіка Патріарх Алексій II забобони Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра УПЦ КП конфлікти Католицька Церква милосердя Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі молодь краєзнавство постать у Церкві автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: "Святитель Димитрий олицетворял новую плеяду богословов, открытых культуре..." Интервью ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония



«Релігія в Україні», Алла Дмитрук, 10.11.09

От редактора. Данное интервью публикуется в день принесения мощей  святителя Димитрия Ростовского  в Киево-Печерскую Лавру, приуроченного  к 300-летию со дня преставления святителя.

Мы попросили  поделиться впечатлениями и оценками его трудов и наследия викария  Киевской митрополии, ректора КДАиС  архиепископа Бориспольского Антония (Паканича).


 Религия в Украине:
Владыко,  как по-вашему, в чем состоит  основное значение наиболее известного  труда свят. Димитрия – «Четьих-Миней»?

Архиепископ Антоний: «Четьи – Минеи» свят. Димитрия – подлинное письменное училище христианского благосчестия. Этот труд представил обширную галерею человеческих типов и видов социального служения. Она была так разнообразна, что каждый читатель мог найти на ее страницах образец для подражания. Более того, в ХІХ веке «Четьи-Минеи» были в прямом смысле слова настольной книгой каждого православного верующего на Руси.

РвУ: Но это в ХІХ веке. Не кажется ли вам, что для  века ХХІ-го эти принципы агиографии, применяемые  свят. Димитрием, уже устарели. И не могут вызывать такой же живой, непосредственный отклик, как 200, 300 лет назад?

А.А.: Сейчас имеет  место научный спор касательного заданного Вами вопроса. Нужно ли что-то менять в принципах подачи материала? Насколько корректным будет  такое вмешательство?

В России функционирует специальная программа, целью которой является пересмотр  упомянутых «Четьих-Миней» с точки  зрения исторической достоверности. Редакционно-издательский совет по  этому вопросу возглавляет А.В. Бугаевский. По благословению почившего святейшего патриарха Алексия II уже издано несколько брошюр с исправленными вариантами житий наиболее известных святых: свят. Николая, архиепископа Мирликийского, свят. Спиридона Тримифунтского, священномученика Ипатия, епископа Гангрского. 

Однако каждый человек – сын своего времени, и тот же исследователь использует тот справочный аппарат, который  ему доступен, те источники, которыми он располагает. Сейчас множество вопросов возникло, касающихся достоверности  жития святителя Николая Мирликийского, как оно изложено у свят. Димитрия. Например, уже доказано, что в  своем варианте святитель Димитрий Ростовский использовал житие, в котором соединены жития двух святых – святителя Николая из города Мир Ликийских и другого святителя Николая, архиепископа Пинарского, жившего намного позже, в VI веке.

Мы можем задаться вопросом: почему так произошло? Но, очевидно, у свят. Димитрия были свои резоны для создания этой и подобных компиляций. Известно, что свят. Димитрий в своих «Четьих-Минеях» дополнял уже существующий на то время список житий святых митрополита Макария (имеются в виду 12 фолиантов Великих Четьих Миней митрополита Московского Макария. В них архиерей поместил не только краткие (прилежные) и пространные (минейные) сказания о праздниках и жития святых, но и все существовавшие в те дни слова. – А.Д.). Однако любой период истории требует переосмысления. Поэтому святитель Димитрий, как человек сциентистской парадигмы, попробовал создать компендиум, максимально учитывающий доступную на то время информацию. Причем использовал он в основном западные источники. Красной нитью проходит в создании этого эпохального труда стремление святителя Димитрия представить наилучшие образцы поведения и стойкости, чтобы воспитать в человеке христианские идеалы, высокоморальный подход к жизни.

Этот фактор, безусловно, повлиял на структуру  данного компендиума. Второй, не менее  значимый - то, что святитель следовал канонам византийской агиографии, с  ее четкими фабулами, сюжетными коллизиями и характерными типами.

РвУ: Однако исследователи  говорят об отличиях и отступлениях от византийского канона в этих текстах…

А.А. Отличия  присутствуют, потому что святитель  Димитрий более научно подходил к  жанру агиографии и рассматривал свою миссию не только как житиеписатель, но и как исследователь. Он обращался к тем источникам, которые по умолчанию были недоступны византийским агиографам Средневековья. Поэтому для современных исследователей это тоже очень  интересно: как трансформируется этот жанр (агиографии), какие черты приобретает под пером именно свят. Димитрия.

РвУ: Такой энциклопедический  подход присущ всем сочинениям святителя?

А.А.: Безусловно. Ведь он автор ряда произведений, значимых для нас еще и тем, что в  них отражены вечные христианские ценности. Он создал ряд произведений, имеющих  научную ценность. Более того, он попытался создать школу в Ростове. К сожалению, деятельность школы не нашла надлежащей поддержки у вышестоящих. И развитие этого вектора учености оборвалось.

РвУ: Можете ли Вы назвать людей, являвшихся продолжателями дела святителя Димитрия?

А.А.: Он сам  был ярчайшим представителем Киево-Могилянской  академии. Для XVIII века он вообще знаковая фигура, ведь он олицетворял новую  плеяду богословов, открытых культуре и влиянию Европы. Но такая открытость не всегда приветствовалась на Руси, даже отторгалась, примером чему, в частности, является судьба преп. Максима Грека (так, Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучен от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы. В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности, в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн. - А.Д.)

Свят. Димитрий впитал в своих творениях подходы  и критерии западной науки, а в тогдашних русских реалиях это  представлялось чем-то невероятным. Ведь эпоха Петра I с его насильственным (волевым) поворотом ко всему западному, европейскому только начиналась. И  очень жаль, что мы не узнаем о  тех его сочинениях, которые остались в рукописи и были, согласно завещанию, положены в гроб святителя, где со временем превратились в тлен.

РвУ: Но что осталось его последователям и всей украинской (русской) культуре в наследство от свят. Димитрия?

А.А.: Прежде всего, вот эта открытость миру – науке, культуре, образованности. Очень много  сделал святитель на поприще оживления  и воссоздания театра. Ведь раньше (в продолжение византийской традиции) лицедейство на Руси безоговорочно  считалось грехом. А святитель  Димитрий осуществил знаковый поворот, показав, что театральные формы могут ярко свидетельствовтаь о евангельских истинах и христианских идеалах. Причем, подчеркну, это была именно могилянская рецепция, потому что европейские миракли и моралите все-таки несли иную смысловую нагрузку.

Кроме того, святитель  Димитрий оздоровляет научную  и богословскую среду с помощью сциентизма, принципов критического осмысления и  плюрализма. И вот этот здравый  критицизм, стремление к оздоровлению мышления, освобождению его от закостенелости было тем, что приносят церковные  иерархи и богословы, выходцы  из Малороссии, в Русь Петровскую.

РвУ: Вы имеете в  виду и обновление форм богослужения?

А.А.: Нет, скорее следует говорить о том, что могилянцы  приносят в Московию дух оживления. Причем необходимо иметь в виду, что их пришествие совпало с периодом практически самых радикальных реформ в России. То есть, познав и изучив западные богословские и схоластические споры, они осознали необходимость модернизации русской учености строго в рамках канонических.  Именно через призму каноничности они рассматривают вопрос о церковном устройстве, причем в этом они (за исключением Феофана Прокоповича) выступают как апологеты действительно экклезиологического подхода. Ведь именно в это время всей Церкви был нанесен страшный удар: реформы Петра І, положившие начало Синодальному периоду в истории РПЦ. По сути, Церковь была обезглавлена, лишилась жизненно важного центра принятия решений. И в трудах святителя Димитрия мы можем проследить неявную критику этих судьбоносных для Церкви императорских решений. Линия такого неприятия продолжена была и последователями святителя, в частности святителем Арсением Мациевичем (митрополит Ростовский Арсений известен как ревностный служитель Церкви и защитник ее прав. Он боролся с иноверием и расколом, ратовал за русские школы, был пылким проповедником. Главным делом всей своей жизни митрополит считал отстаивание независимости Церкви от государства. – А.Д.).

Они были убежденными защитниками первозданного церковного устройства и противниками антицерковных реформ, проводимыми императорами Российскими, начиная с Петра І. Поэтому, к примеру, в царствование Екатерины ІІ существовало негласное правило: не поставлять на архиерейские кафедры выходцев из Малороссии.

РвУ: Выходит, что  выпускники КМА сочетали в себе как  западноевропейскую ученость, так и  приверженность истинам православной веры?

А.А.: Несомненно. Они были глубоко, истинно церковными людьми. Мы много говорим о культурном и научном влиянии свят. Димитрия Ростовского и его последователей, но мы должны помнить и о том  вкладе, который эти выходцы из Малороссии внесли в расширение и  возмужание государства Российского. Они были миссионерами и подвижниками – несли служение в Сибири, за Уралом и на Дальнем Востоке. Это  и  свят. Иоанн Тобольский, свят. Иннокентий Иркутский, митрополит Филофей (Лещинский) и многие другие.

При этом они  придерживались монашеских правил, смирялись  и умерщвляли плоть. К примеру, тот  же свят. Димитрий строго придерживался  постов, предавал тело на съедение комарам. И это случай не единичный. Впрочем, иначе и быть не могло. Ведь, если писать о подвижниках веры Христовой, то нужно стремиться прочувствовать их страдания, мучения, их безбоязненную  готовность принять смерть ради торжества  истины. И вот это стремление благочестия, благодаря выходцам и воспитанникам  Киево-Печерского монастыря, распространялось понемногу на Русь Московскую.

РвУ: Как, по-вашему, не противоречат ли один другому два  этих личностных вектора: образованность, экциклопедичность и – умерщвление  плоти, смирение и монашеские подвиги?

А.А.: Никоим образом. Это был феномен, который существовал  уже тогда, но современное название получил уже в ХІХ веке. Имею в виду «ученое монашество». Ведь все могилянцы  – это были прежде всего монахи: профессора, богословы, книжники, люди, воодушевляемые церковной идеей. Если бы не было этого кружка, этого феномена «ученого монашества», было бы затруднительно говорить о церковной науке как  таковой. Они и доныне служат нам  примером, идеалом служения Церкви, служения Истине.
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.