УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України розкол в Україні постать у Церкві Церква і влада Патріарх Алексій II краєзнавство Києво-Печерська Лавра автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти молодь Церква і медицина шляхи єднання Мазепа Вселенський Патріархат Ющенко вибори Голодомор забобони Археологія та реставрація церква і суспільство іконопис Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко діаспора церква та політика педагогіка УПЦ КП милосердя комуністи та Церква Доброчинність УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика секти українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Соцопросы и параметры доверия Церкви



«Релігія в Україні», Обозреватель, 06.11.09

Целый ряд интернет-изданий перебрасывались умилительной информацией о том, что граждане Украины более всего доверяют церкви и СМИ. Именно так подавались результаты исследования, проведенного Центром Разумкова по всем областям Украины. Этакая радужная картинка.

На деле подобная интерпретация вызывает определенные сомнения. Дело в том, что шкала во всех вопросах по доверию содержала пять вариантов ответа и выглядела следующим образом: 1 – полностью доверяю; 2 – скорее доверяю, чем не доверяю; 3 – скорее не доверяю, чем доверяю; 4 – полностью не доверяю; 5 – затрудняюсь ответить. Сами понимаете, что по такой шкале не так уж легко дать однозначный ответ. Многим, например, не хватает альтернативы «в чем-то доверяю, в чем-то не доверяю». А это уже немалое искажение реального распределения. Причем это чисто техническая претензия, по большому счету, неизбежная: любая шкала будет в чем-то недостаточной (как и любая типизация - условной).

Но есть еще и претензии содержательные. Ну, вот, например, проценты по доверию к церкви: полностью доверяют 25,1% граждан, скорее доверяют, нежели не доверяют - 40,9%, скорее не доверяют - 11,9%, полностью не доверяют - 11,7%, не смогли ответить - 10,3%. Увесистые проценты, да? Теперь скажите мне: можно ли объединять первые две альтернативы в некий общий показатель «относительного доверия»? В принципе, при подобной шкале это допустимо. Но дело все в том, что церковь – это институт, имеющий радикальное отличие от многих других социальных и политических институтов. Фундаментом его является система норм прежде всего нравственных, а не формальных. Так вот эти самые нравственные нормы (независимо от того, идет ли речь о морали в целом или же лишь о ее религиозном варианте) тяготеют к абсолюту. Это, конечно, не то же самое, что и доверие к Богу (нельзя же ему «в чем-то доверять, в чем-то нет»), но штука из той же оперы. То есть, если есть какие-то сомнения, какие-то пункты, по которым ты церкви не готов довериться полностью, то это равносильно недоверию. Именно поэтому в случае с церковью однозначно можно интерпретировать лишь первую альтернативу. А «скорее доверяю, чем не доверяю» тут все равно в минус.

С другой стороны, двадцать пять с лишним процентов «чистого» доверия – это тоже совсем не мало. Но здесь нужно учитывать, что церковь напрямую и публично практически не занимается действительностью. У нее другая сфера приложения усилий и раздачи обещаний. Поймать на горячем церковь в целом можно, извините, лишь в загробной жизни. Кроме того, верующие люди, воцерковленные, чаще всего не способны оценивать ее рационально. Вера не позволяет; сомненье – грех, а недоверие – тем паче. Отсюда и такой высокий уровень доверия; это «особое» доверие.

И если уж зашла речь о «качестве» доверия, то задумайтесь вот над чем: что именно подразумевают, когда спрашивают «насколько вы доверяете»? Как можно быть уверенным, что в слово «доверие» исследователем и опрашиваемым вкладывается один и тот же смысл? А самое главное, как можно убедиться, что все опрошенные подразумевают под доверием одно и то же или хотя бы достаточно близкие вещи? Если в анкете нет специальных уточняющих вопросов, то практически никак. В этом плане реальное отношение людей к социальным и политическим институтам и картина, получаемая в исследовании, вовсе не совпадают. Той же церкви можно доверять в процедурном, ритуальном плане (крестить детей, венчаться и т.д.), но не доверять на уровне персональном (конкретным священникам), статусно-групповом (церковным служителям в целом), не говоря уже об уровне авторитета.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.