УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 51 відвідувачів

Теги
Церква і політика краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Священний Синод УПЦ Мазепа Патріарх Алексій II постать у Церкві секти молодь конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада УПЦ КП Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков милосердя діаспора автокефалія розкол в Україні вибори монастирі та храми України Ющенко Доброчинність педагогіка Археологія та реставрація забобони Києво-Печерська Лавра церковна журналістика комуністи та Церква церква і суспільство Президент Віктор Ющенко українська християнська культура Голодомор Католицька Церква УГКЦ шляхи єднання Церква і медицина церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Расторгнуть церковный брак легче, чем… развестись



«Новая» (Украина), Ирина Полищук, 10.11.2009

Один мой знакомый после второго развода резюмировал, мол, на свадебном торжестве все прелести супружеской жизни заканчиваются. Тем не менее мужчина неустанно продолжает искать свою вторую половину. Буквально недавно в третий раз связал себя узами законного брака. Он как честный мужчина всякий раз после прелюбодеяния женится. И не просто ставит штамп в паспорте, но и венчается в церкви. Ну не признает его душа обычного сожительства! Однако мужчина не учел одного — в этот раз ему, хочешь не хочешь, а придется жить в браке. Жениху всего-то 40 лет, а возможность венчаться он уже исчерпал. По церковным канонам человек может вступать в повторный брак лишь трижды. Больше — целых 8 раз! — венчался только Иван Грозный.
Попытка №…

Как ни прискорбно, но развод ныне дело обычное: люди встречаются — женятся — и частенько разводятся. Примечательно, что половина брачующихся романтиков параллельно с рагсом идет и в церковь. По мнению многих, церковный обряд — настоящий! Так думал и Максим Марункин, когда впервые венчался в церкви. Они с супругой решили, что это будет раз и навсегда. Но спустя тринадцать лет пара все же рассталась. После развода, оформленного в рагсе, встал вопрос о церковном расторжении брака. «Мне казалось, что разорвать узы, связанные церковью, сложно, но на практике выяснилось, что значительно проще, чем гражданские, — делится своими впечатлениями Марункин. — Скажу больше, сам я этим даже не занимался. Мама пошла в церковь, где мы расписывались, написала соответствующее заявление от моего имени, в котором указала причину развода. Также надо было предъявить свидетельство о венчании и расторжении гражданского брака. В моей ситуации — отсутствие совместных детей. Через десять дней мне на руки выдали документ, разрешающий заключать второй брак». Единственное, перед тем как забирать разрешение на повторный брак, Максиму пришлось сходить в церковь, причаститься и исповедаться. А уже через пару месяцев он венчался во второй раз.

Действительно, получить разрешение на второй брак несложно. Для этого нужно, чтобы правящие архиереи дали добро на повторный поход в церковь. Причем получить это разрешение можно, только если есть уважительная причина для разрыва семьи: вдовство, психические отклонения, прелюбодеяние и так далее. В последнем случае имеется в виду ситуация, когда один из супругов (будь то муж или жена) избивает детей или свою вторую половину. И может забить их до смерти.

Правда, в случае измены священнослужители не станут сразу разводить семью, а постараются сохранить брак. «Даже если состоялся акт прелюбодеяния, такую семью еще можно сохранить, — уверяет священник Андрей Пономаренко. — Если другой человек может терпеть — потерпеть стоит! Есть надежда на то, что его оступившаяся половинка исправится. Современная теория о том, что кто-то кому-то из супругов в определенном смысле не подходит, ошибочна. Это значит, что кто-то очень упрямый. А упрямство — грех. И здесь стоит бороться со своей сладострастной природой или таковой наклонностью, а не кого-то обвинять».

Врачевание от блуда

На самом деле с точки зрения церковных канонов развода или, как говорят в народе, развенчания не существует. «Развод — тяжкий грех, ведь что создал Бог, то человек да не разлучает, — уверяет священник Александр Ильяшенко. — В основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведенной прелюбодействует». Развод осуждается как грех, ибо он приносит тяжкие страдания и супругам, по меньшей мере, одному из них, и особенно детям. Чина развенчания в церкви не существует».

Хотя в народе термин «развенчание» используется. «Процесс расторжения церковного брака, скорее, бюрократическая проволочка, — убежден протоирей Дионисий Мартышин, — поскольку в данном случае не идет речь о таинстве или обряде, таком как венчание. Да и доказывать, например, неверность одного из супругов не надо». Духовники верят на слово тому, кто подал прошение. Истинный христианин, по их мнению, врать не будет.

«В Священном писании говорится, что немощи наши разрешают вступать во второй брак, но только в вышеперечисленных случаях. Тем не менее второй и третий брак рассматриваются церковью как врачевание от блуда. Выходит, если человек не может жить с одним супругом до скончания века, ему все же позволено трижды подлечиться. Сколько раз за свою жизнь человек может овдоветь? — говорит Андрей Пономаренко. — Думаю, не больше трех. Поэтому церковью допускается 3 венчания».

Ну а если к тридцати годам человек успел трижды овдоветь, возможно, это предостерегающий знак. Не все из нас созданы для супружеской жизни: есть много талантливых и даже гениальных людей, которые никогда не были женаты. «Естественная форма жизни человека в обществе не предполагает обязательного состояния в браке, — добавляет священнослужитель. — У нас как происходит: как только парню или девушке исполняется лет 25, их начинают доставать напутствиями, что нужно жениться».

Добрачная разведка

А вот официальный брак церковь, скажем так, допускает. «В 1998 г. было заседание Священного Синода, на котором зафиксировали, что к людям, прожившим долгое время в браке, но невенчанным, церковь относится с уважением, — повествует Дионосий Мартышин. — Бывает,что один из супругов по каким-то причинам атеист, а второй — верующий: они оба допускаются к церковной жизни. Мы основываем свою веру на священном писании, где сказано, что неверующий муж освящается верующею женою. И наоборот».

Однако стоит понимать, что если в паспорте отсутствует штамп о заключении брака, люди живут в так называемом гражданском союзе. А это — совсем другое дело. Такое сожительство признается блудом! Так исторически сложилось еще с древних времен, если люди возложили на себя определенные обязанности перед обществом, а также друг перед другом — это уже и есть процесс брака. Но они должны зарегистрировать его официально. Исходя из этой практики, без свидетельства о заключении официального брака людей не обвенчают.

«Церковный брак как таинство возник в VI—VIII веках, — уверяет Андрей Пономаренко. — В те времена священник имел право вести так называемую предбрачную разведку: он выяснял, не состоит ли кто-то из супругов в данный момент в браке, не являются ли люди родственниками (двоюродных и троюродных братьев и сестер не венчают). С приходом советской власти привилегия вести подобное дознание легла на плечи государства. Поэтому в рагсе никогда не распишут маму с сыном или родных братьев и сестер».

Звездная пыль
«Я развенчался с удовольствием!»

Развенчиваются не только простые смертные, но и звездные пары, которые до того во всеуслышание клялись друг другу в верности. Например, перед алтарем обещал любить вечно свою первую супругу Анастасию сын известного поэта-песенника Юрия Рыбчинского Евгений. И вторую — Юлию, с которой повенчался совсем недавно, тоже обещал.

HЧто значит развенчаться, испытал на себе и Юрий Квеленков, экс-продюсер и экс-муж Екатерины Бужинской. Чтобы запустить сам процесс, ему пришлось поехать в Черновцы в собор, где проходил обряд венчания с Бужинской, и написать ходатайство (с указанием причин, подтолкнувших к такому шагу!) о развенчании. Когда такое ходатайство уже написано, владыка выносит решение — положительное или отрицательное. Юрию Квеленкову развенчаться церковь позволила, и теперь продюсер обвенчался с нынешней супругой.

«Я с удовольствием развенчался! — уверяет «Новую» Юрий Квеленков. — Когда мы с Катей венчались, согласился на это под давлением Катиных родителей, да и ее самой. Так вышло, что я сделал одолжение, и потом очень серьезно о нем жалел: изначально чувствовал, что с этим человеком не смогу прожить всю жизнь. Сейчас на подобное никогда бы не пошел, а тогда шел бизнес, мы старались бежать впереди корабля».

В церковном браке сегодня состоит и известный актер Никита Джигурда. Он тоже пошел на это по настоянию супруги Марины Анисиной и ее родителей. Тем не менее о содеянном нисколько не жалеет. «Я и покрестился, и повенчался больше ради общественного мнения, — делится актер секретами с «Новой». — Люди начали шептаться: мол, у меня пятая или десятая жена. Да и мама супруги говорила, что если бы по-настоящему ее любил, обвенчался бы. Вот и пришлось. Но к самому обряду отношусь положительно — это яркое напоминание любящим людям о том периоде счастья, который был и который нужно хранить. Хотя ныне люди к таинству венчания относятся значительно проще, нежели раньше. Знаю многих, кто венчается, потом развенчивается, и так по нескольку раз».

А вот о разводе примадонны с Филиппом Киркоровым говорили много, даже ходили слухи — якобы Алла Борисовна приезжала в Киеве и посещала Киево-Печерскую лавру, чтобы получить разрешение на второй брак. Ни убедиться в этом, ни опровергнуть, к сожалению, нам пока не удалось. В пресс-службе УПЦ сообщили, что и сами пытались найти правду. Вот только узнать хоть какую-то информацию не вышло. Умеют наши священники хранить тайну. С аналогичной целью столицу Украины посещал и Николай Басков. В прессе много писалось о том, что певец приезжал в Лавру, чтобы окончательно освободиться от семейных уз со Светланой Шпигель. Вроде бы он даже подал прошение митрополиту Владимиру с просьбой расторгнуть церковный брак. Мы связались с Басковым, но говорить о своей экс-супруге он отказался наотрез.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.