УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Католицька Церква шляхи єднання УГКЦ Церква і влада розкол в Україні вибори автокефалія Церква і медицина Києво-Печерська Лавра діаспора краєзнавство постать у Церкві церква та політика іконопис Археологія та реставрація церква і суспільство милосердя Мазепа Вселенський Патріархат Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ секти монастирі та храми України Голодомор українська християнська культура молодь церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко забобони конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність УПЦ КП Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Донецк: история, события, факты»: Церкви Юзовки и окрестностей



«Донецк: история, события, факты», 06.11.06 - 20.11.06

Дату основания города Донецка связывают с началом строительства металлургического завода Джоном Хьюзом, именем которого и назвали впоследствии выросший вокруг завода поселок — Юзовка. Но еще задолго до этого здесь существовали села Александровка и Авдотьино, слобода Григорьевка, деревня Семеновка и др., основанные на месте бывших запорожских зимовников и займищ. Позже, помимо самой Юзовки, в черту города Донецка вошли и близлежащие села и рудники. До 1917 г., как известно, по р. Кальмиус проходила административная граница между Екатеринославской губернией и землями Войска Донского. Соответственно церкви правобережья входили в состав Екатеринославской епархии, а на левобережье находились в ведении Духовной Консистории Войска Донского. Справочные книги Екатеринославской епархии содержат сведения о православных церквях города по правому берегу Кальмиуса. Духовная Консистория Войска Донского, насколько известно, таких сводов не составляла, поэтому сведения о храмах левобережья отрывочны и неполны.

Строительство церквей на территории нынешнего Донецка началось в XVIII в. Самым древним храмом являлась церковь в слободе Алексавдровке — Щегловке, построенная на средства тамошнего помещика поручика Евдокима Степановича Шидловского, о чем в сентябре 1793 г. рапортовал в Бахмутское духовное правление приказчик Аким Терентьев. В донесении излагалась просьба об освещении церкви во имя преподобного Александра Свирского, «которая строением совсем окончена, иконостас поставлен и вся принадлежащая во внутренности к служению церковная утварь состоит в готовности». В сентябре 1793 г. Преосвященный Гавриил, митрополит Екатеринославский, поставил свою архипастырскую резолюцию и 5 февраля 1794 г. Бахмутский протоиерей Петр Пасевский соборно, «по надлежащему церковному чинопоследованию... освятил новосооруженную Александро–Свирскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие».

Первоначально церковь была деревянной, в 1872 г. (почти через 100 лет) к ней пристроили два каменных придела и притвор. Снаружи здание было оштукатурено и традиционно побелено, сверху покрыто железом. В плане церковь стала крестообразной. Постройка церкви в 1872 г. совершена была за счет крестьян-собственников, на средства которых с 1861 г. и существовала церковь.

В соседнем помещичьем владении Григорьевке, основанном в 1-ой четверти ХIХ в., на средства помещика Алексея Рутченко в 1808 г. была построена однопрестольная деревянная с отдельностоящей каменной колокольней церковь во имя Св. Николая Чудотворца. К ее приходу относились села Любимовка и Екатериновка. Известно, что на протяжении 1873–1877 гг. церковь и колокольня перестраивались и расширялись. Именно этой церковью пользовались рабочие Новороссийского общества до открытия своего прихода.

В 1842 г. в с. Авдотьино, бывшем казацком зимовнике Мандрыкино, на средства помещика П. Мандрыкина была построена каменная, хотя и холодная, но «крепкая во всем», церковь в честь святого Великого Александра Невского. С разрешения епархиального начальства в 1858 г. на средства помещицы-девицы Дарьи Мандрыкиной церковь была перестроена снаружи и обновлена внутри что стоило помещице суммы в три тысячи рублей серебром. В 1870 г. Церковь обновлена снова, но уже за счет прихожан на сумму две тысячи серебром. К приходу авдотьинской церкви относились села Новоселовка, Обильное, Григорьевка (вторая), хутора Выбрановский, Туткевича, Манжоса.

В Юзовке самостоятельный приход был открыт 29 августа 1883 г. с постройкой молитвенного дома и назначения в его штат священнослужителей. Деньги на строительство молитвенного дома дал бахмутский купец Стефан Лобасов с условием их последующего возврата. Здание было деревянным, считалось временным, так как шла подготовка к строительству каменного здания церкви во имя Преображения Господня. Молитвенный дом находился на кладбище и прослужил 12 лет. Затем по указу Екатеринославской Духовной Консистории в 1895 г. он был закрыт для богослужения, но еще долго использовался в качестве часовни для отпевания.

Преображенская церковь была построена в городском сквере в 1886 г. на средства рабочих, торговцев и конторы Юзовского завода. Ее строительство обошлось в 32 тысячи рублей. Специально для церкви изготавливался кирпич на небольшом заводе недалеко от места постройки. Первоначально церковь была строгой кубической формы с одним куполом. Позже, в 1893 г., к ней пристроены трапезная, колокольня, четыре купола, два предела и два помещения для алтарей с юга и севера от главного алтаря. Церковь была теплой благодаря калориферным печам. Северный алтарь освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня — самое высокое строение, с которого обозревался весь поселок. Часто местные издатели использовали ее для съемок видов Юзовки и завода для издания почтовых открыток. В 1894 г. Святейший Синод утвердил притч церкви из трех священников, одного дьякона, трех псаломщиков. Жалованье притча и содержание церкви взяло на себя Новороссийское общество. В 1908 г. Юзовский приход охватывал 3435 душ мужского и 3491 — женского полов.

2 января 1895 г. в приходе Преображенской церкви была открыта церковь–школа в честь св. Николая, построенная Новороссийским обществом. В том же году на средства общества построена церковь–школа с престолом в честь святой мученицы Царицы Александры на руднике «Ветка».

В 1898 г. каменная однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня была построена на Вознесенском руднике на средства владельца Петра Карпова. Притч из священника и псаломщика получал жалованье от конторы рудника в размере 1200 рублей.

На руднике Рутченковском в 1895 г. стараниями служащих и частных лиц был построен молитвенный дом из дерева с колокольней на столбах без постоянного престола, а в 1903 г. на средства прихожан и Рутченковского горнопромышленного общества устроена деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая.

В 1910 г. на Смолянке появилась церковь в честь Петра и Павла.

Известно, что в начале XX в. были церковь при Петровском руднике и молитвенный дом со школой в Семеновке, в 4-х верстах от завода.

Со строительством рудников появляются церкви и молитвенные дома на левом берегу Кальмиуса. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в начале века была выстроена на Чулковском руднике. Известно, что церковь была на Берестово-Богодуховском руднике, молитвенный дом — на Лидиевском руднике, молитвенный дом во имя св. Николая — в поселке Мушкетово. Была церковь и на Рыковском руднике.

Помимо православных церквей в Юзовке, где проживали люди разных национальностей и вероисповеданий, строились здания других конфессий. В 1892 г. Новороссийским обществом на территории завода был построен католический молитвенный дом во имя Святого Иосифа, покровителя трудящегося люда. В 1913 г. в нем служил ксендз М.Н. Валюлис. Настоятелем Юзовскюй англиканской церкви был А. Рыдл (Юзовка находилась в ведомстве епископа Гибралтарского). Капеллан обеспечивался домом из шести комнат и кухни, конюшней, летней кухней, ледяным погребом, служителями, санями, летней повозкой и садом. Дом располагался на вершине холма в английском секторе поселка Мусульманское население Юзовки обслуживал в 1913 г. мулла Мустафин. А поскольку девятую часть населения поселка в начале XX в. составляли евреи, для них были построены две синагоги.

В начале марта 2006 г. в частной коллекции был обнаружен уникальный рукописный документ, уточняющий возраст здания донецкой синагоги (в прошлом 2-го Еврейского молитвенного дома в г. Юзовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии). Согласно этому документу, в 2006 году донецкой синагоге исполняется 100 лет.

Исходя из ранее известных данных донецкую «...синагогу, построенную на средства прихожан торжественным Б-гослужением открыли на Рош а-Шана 5668 (1908) года». Эта информация указана в «Справочнике Юзовки» (редактор-издатель И.Д. Валлерштейн), изданный здесь же, в Юзовке, в 1908 г. В этом справочнике на странице 353 есть упоминание о «II еврейской синагоге» и даже приводятся фамилии ее тогдашних руководителей: «...староста Л.Г. Дермен, казначей Х.М. Хургель, ученый Межев».

В Рош Ашана 5668 (1908) году с торжественным Богослужением на улице Четвертая Линия (сейчас – ул. Октябрьская, 36) открыли синагогу. Здание синагоги активизировало религиозную жизнь местного еврейства, расширила благотворительную деятельность. На средства земства и общины вблизи синагоги открыли начальную школу, преподавание в которой велось на языке идиш. Учитывая большую территориальную разбросанность Юзовки и поселков, с разрешения правления общины в праздничные молитвенные дни в частных домах проводили религиозную службу. В Юзовке в самом начале нынешнего столетия было создано общество приказчиков, которое выполняло отдельные профсоюзные функции. Подавляющее количество членов этого общества составляли евреи. Общество арендовало на Седьмой Линии помещение, которое имело зрительский зала, где был создан клуб «Наш уголок». В этот период общество приказчиков организовало первую в городке библиотеку общего пользования, а через год открыло при ней и отдел литературы для детей. Здесь также был самодеятельный театральный коллектив, который ставил спектакли и давал концерты на идише, русском и украинском языках. В зале «Нашего уголка» выступали и заезжие гастролеры. При клубе уже функционировал любительский оркестр.

Было видно, что синагога, а также построенные частные молитвенные дома не вмещают всех прихожих на молитвы иудеев. Поэтому община приняла решение построить в городе здание еще одной синагоги большей вместительности. Для этого начался сбор средств, который продолжался несколько лет. Для синагоги было приобретено два рядом расположенных свободные от зданий дворовых участка по улице Седьмая линия. В 1919 году строительство закончили. Регулярные службы в новой синагоге начались в 1920 году. К сожалению, дом не сохранился.

С приходом совестской власти имущество церквей эта власть начала понемногу присваивать, так в газете «Диктатура труда» 9 июня 1922 года вышла заметка:

Что нами из'ято из церквей Юзуезда

Армяно-Григорианская церковь (г.Юзовка)
1 чаша серебряная, весом 1 ф., оценка 16 р. 70 коп.

Покровская церковь (с.Н.-Троицкое)
1 риза серебряная с иконы богородицы, с венчиком, 1 лампада серебряная, общий вес - 1 ф. 20 зол., оценка 20 руб. 23 коп.

Иоанно-Богословская церковь (с.Ивановка)
1 дарохранительница, 1 чаша, 1 дискос, 1 звездница, 1 лжица, 1 крест, 1 тарелочка, 1 ковшик, 4 лампады, 1 риза с иконы Иоана Богослова, крышки с евангелия с 4 угольниками и звездочкой. Все вещи серебряные, общий вес - 9 ф. 37 зол., оценка 157 руб.

«Дальнозоркий»

«Диктатура Труда», 9 июня 1922.

К сожалению, сегодня немного сохранилось в Донецке от былых православных инославных святынь. В разных районах города закладываются церкви на месте разрушенных храмов. Будем надеяться, что время разбрасывать камни уже прошло.

    Литература:
  • Крыжная Ж.П. «Церкви нашего города» (Летопись Донбасса. Краеведческий сборник. Выпуск IV-V. Часть I. (Приложение к «Археологическому альманаху») — Донецк: — 1997.—68 с.).
  • Евроазиатский Еврейский Конгресс
  • Єврейська громада
  • История рабочих Донбасса т.1 / Кульчицкий С.В.– К.: Наукова думка, 1981. – 328 С.
  • История городов и сел УССР. Донецкая область. Киев — 1976 г.
  • «Диктатура труда» от 9 июня 1922 года.
 

Многим дончанам известна печальная история Свято-Преображенского собора, построенного в нашем городе в 1886 году. Но уже в 1931 году храм сравняли с землей. На память нам, потомкам, остались уникальнейшие документы — метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших конца ХIХ — начала ХХ века.

Метрические книги начали вестись в приходских церквях с 1779 года. В 1802 году Указом святейшего правительствующего Синода этот процесс был усовершенствован и детализирован. Консистория должна была предоставить каждой церкви метрическую прошнурованную тетрадь (раньше тетради выдавались каждому священнику церкви) с «заглавием и разделением, что куда следует записывать», хранить их предписывалось «во всякое время в самой церкви, а отнюдь не в домах церковнослужителей».

Сразу же после обряда крещения, венчания или погребения священнослужитель должен был сделать запись в книге «со всевозможной верностию и исправностию».

По истечении года оригиналы передавались в Консисторию, а копии метрических книг оставались в ризницах (комнатах в храме, где хранятся облачения, иконы, церковная утварь).

Метрическая книга (устар.) — реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей).

Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. После революции велись только государственными чиновниками.

После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книгах в органах ЗАГСа.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Метрическая_книга

Давайте вместе с Вами перелистаем страницы рукописной книги столетней давности.

Красивым каллиграфическим почерком священников Свято-Преображенского собора Ивана Трухманова, Демида Кащенко, Евгения Матвиевского записаны имена родившихся, даты рождения и крещения, имена и социальное положение родителей, их вероисповедание. Что характерно для того времени, детей в большинстве случаев крестили уже на второй день после рождения. В холодное время года разрешалось крестить младенцев на дому, а не в неотапливаемых церквях. Это распространялось также и на детей, родившихся крайне ослабленными. За 1905 год по собору имеются записи о рождении 872 мальчиков и 1013 девочек. В числе родителей очень много выходцев из Нижегородской, Курской, Тульской, Воронежской, Калужской, Пензенской губерний.

Не менее интересны сведения о сочетавшихся браком. В среднем в брак вступали девушки 18-ти и молодые люди 23 лет.

В документах Благочинного 3-го округа церквей имеется прошение крестьянина села Скотоватого Бахмутского уезда Матвея Подставкина о вступлении в третий брак. Консистория дала разрешение с условием: «с преданием его на три года церковной епитимии, с тем, чтобы он во все посты говел, а св.таинств не приобщался, кроме смертного случая».

Епитимия (греч. epitimion, от epi – над, timi – наказание) – средство духовного исправления, назначаемое за тяжелое согрешение: колдовство, вероотступничество, блуд, убийство (включая аборт), гробокопательство и т.д. Духовное основание для этого способа врачевания серьезных пороков человека святые отцы видели в Слове Божием, которое говорит о наказании как о конечном благодеянии в отношении согрешающего: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит.3:11); «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11).

http://www.pravoslavie.ru/answers/050708092623

Для вступления в брак лиц духовного звания также требовалось разрешение Консистории. Бывали и случаи отказа в венчании, если жених и невеста являлись прихожанами другой церкви или невесте не исполнилось шестнадцати лет.

Завершают метрическую книгу записи об умерших. За год по Свято-Преображенскому собору зарегистрировано 1312 случаев смерти. Умирали люди от различных болезней: оспы, чахотки, воспаления легких, рака, тифа, золотухи, скарлатины и даже от «разрыва сердца». Если человек умирал в возрасте 70-80 лет, причина смерти указывалась — «от старости».

Сделанная в книге ссылка на отношение судебного пристава или полицейского надзирателя означала, что человек умер насильственной смертью: «убит людьми», «застрелен», «зарезан людьми». В документах Николаевской церкви Макаровского рудника зафиксирован случай гибели 270 шахтеров, погибших 18 июня 1908 года при взрыве газа на шахте.

Кроме метрических книг Свято-Преображенского собора в госархиве хранятся документы 274 церквей по всей Донецкой области. Все эти документы очень бережно хранятся, так же бережно используются, своевременно реставрируются, сканируются, создается страховой фонд.

Так как церковь была рядом с человеком в самые ответственные моменты его жизни — от самого рождения и до смерти, делила с ним все выпавшие на его долю печали и радости, моральный облик священнослужителя приобретал огромное значение. В фонде Мариупольского духовного правления имеются списки о нравственном состоянии священнослужителей. Из 65 человек, находившихся в ведомстве правления, подавляющее большинство – «состояния доброго», но нескольким священнослужителям дана иная характеристика: «вздорлив, сварлив, начальству непокорен».

В фонде Благочинного 3 округа церквей имеется письмо Епископа Екатеринославского и Таганрогского от 28 апреля 1873 года, адресованное Благочинному, священнику Митрофану Лашкевичу: «Дошло до моего сведения, что священник села Григорьевки, Бахмутского уезда, Яков Подольский, в приходе коего поселено до 400 семейств русских православного вероисповедания, до 500 семейств греков, сербов, болгар, черногорцев, далматинцев, галичан православного исповедания и до 300 семейств итальянцев, ирландцев и англичан католического исповедания ведет жизнь нетрезвую и своею жизнию он, в среде этих переселенцев, служит соблазном. Посему предписываю Вам сделать, в возможной скорости, негласное, но самое обстоятельное дознание».

Бывали случаи и из ряда вон выходящие. Так, в 1860 году Екатеринославская Духовная Консистория разбирала дело о побоях, нанесенных дьячком Рождество-Богородичной церкви казенного села Андреевки Иваном Хорошевым пономарю Аринию Чульскому. Было принято решение направить виновного в Бахмутское духовное училище в «сторожевскую должность» на четыре месяца.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.