УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 64 відвідувачів

Теги
педагогіка Церква і політика Києво-Печерська Лавра Мазепа Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Церква і медицина церква і суспільство краєзнавство постать у Церкві українська християнська культура секти комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада вибори Патріарх Алексій II Доброчинність розкол в Україні забобони конфлікти Ющенко молодь 1020-річчя Хрещення Русі діаспора милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис УПЦ КП Голодомор церква та політика Вселенський Патріархат Католицька Церква автокефалія монастирі та храми України УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання Священний Синод УПЦ церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Коммунист» (Украина): Человек творящий



«Коммунист» (Украина), Дмитрий Подорожняк, 21.01.09


«Но ясно одно: не одной техникой жив будет человек… Дайте ему условия размышлять, слушать музыку, смотреть на картины, писать стихи, а техники с ее физикой и химией может и не быть». Вы, безусловно, очень удивитесь, узнав, что эти строки принадлежат не какому-нибудь искусствоведу или деятелю культуры, а Ученому, изобретателю, «пророку космической эры», как его называли современники, Константину Эдуардовичу Циолковскому. Он не только первым обосновал возможность межпланетных перелетов, но и провел полные расчеты того, как ракета может покинуть Землю, на десятилетия опередив технические возможности своего времени. На основании его расчетов Сергей Павлович Королев смог запустить ракету в Космос.

Внимание Циолковского к проблемам культуры и искусства особенно примечательно в том контексте, что идея межпланетных перелетов пришла ему в голову оттого, что он видел в этом возможность спасения человечества в тот момент, когда Земля станет непригодной для жизни. Слова о том, что «техники с ее физикой и химией может и не быть» свидетельствуют, что человечество, увлеченное культурным творчеством, иное, нежели человечество, увлеченное техническим прогрессом. Такое человечество, человечество культуры и искусства, возможно, и не нуждалось бы в космических полетах. Но их необходимость, в понимании Циолковского, вызвана деятельностью той части человечества, которая увлечена техникой, физикой и химией, от которой и исходит главная угроза существованию нашей планеты. Не удивительны поэтому теплые отзывы Циолковского о русских физиках, раньше своих коллег на Западе подошедших к обоснованию теории расщепления атома, но отказавшихся от развития этой идеи, видя ее возможную губительность для планеты.
Задумывались ли вы над тем, что отличает человека от других жизнеформ на Земле? Библейские слова о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему, скорее всего, являются метафорой того, что Бог наделил человека способностью творить, тем свойством, которым в начальных главах Бытия обладал только Бог. Значит, человек тогда только человек, когда он творит. Ведь способность творить — это действительно то, что отличает человека от животных. Не говорим о творчестве как о ремесле. Посмотрим на строительство — и животные строят. Но создать произведения архитектуры, различные архитектурные стили они не могут. Не тот полет духа. Поэтому в отношении человека стоит говорить о духовности творчества. Если проанализировать яркие явления культуры и искусства, мы увидим, что они яркие оттого, что возвышаются над самой жизнью, они зовут куда-то вверх, заставляют остановиться и сказать: «Это здорово!»

Написать хорошую попсовую песню, которая крепко цеплялась бы за мозги и непрерывно крутилась в голове, — огромное искусство! Но поднимает ли она слушателя? Нет, она его если и не опускает, то оставляет на том же уровне, на каком он и был, т.е. удовлетворяет его культурные потребности. Ведь культура — это все, что создано человеком. Кто-то слушает Бориса Гребенщикова, а кто-то «Руки вверх», кто-то — Олега Скрипку, а кто-то — Верку Сердючку. Творчество каждого из этих исполнителей является частью культуры уже потому, что оно существует. И, исходя из самого понятия культуры, одно не может оцениваться по сравнению с другим. Но культура должна развивать, должна возвышать человека над повседневной реальностью, способствовать его внутреннему развитию, указывать путь к совершенствованию своих человеческих качеств. Здесь культура и религия соприкасаются, развивая в человеке духовность — еще одно свойство человека, отличающее его от животных.

Совсем другое, когда культура и религия удовлетворяют потребности человека, но не развивают его. Как рассказала мне моя знакомая латышка-лютеранка, лютеранские священники изобличают Петра (какой был плохой, трижды предал учителя), но не говорят, что человек должен вынести из этой истории для себя. Точно так же и с культурой — она удовлетворяет потребности человека? Нынешние владельцы электронных СМИ воскликнут: «Прекрасно! Большего и не надо. Зачем вообще говорить человеку, что есть большее?!» Обличая современное ему телевидение, известный английский социолог и антрополог Эшли Монтегю писал: «Телевидение в такой степени служит вкладом в индивидуальное и социальное благо, в какой оно проецирует «хорошие» образы. В той мере, в которой оно проецирует тривиальные, стереотипные образы, телевидение служит и способствует культурной и социальной деградации». Телевидение, радио, кассеты, диски…

Обращаюсь к своим ровесникам, к тем, кто чуть моложе: ребята, творите! Пишите музыку, стихи, рисуйте, создавайте что угодно, но творите. Не жуйте чужую жвачку. И будем Людьми.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.