УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 117 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Мазепа Патріарх Алексій II іконопис 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія милосердя Доброчинність молодь церква та політика Католицька Церква УГКЦ діаспора конфлікти педагогіка секти Священний Синод УПЦ Церква і медицина Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко церковна журналістика українська християнська культура Вселенський Патріархат церква і суспільство Ющенко Голодомор Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква монастирі та храми України Церква і влада забобони шляхи єднання УПЦ КП постать у Церкві розкол в Україні краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) вибори






Рейтинг@Mail.ru






Donbass.NAME (Донецк): Церковно-приходская жизнь по документам Госархива Донецкой области (конец ХIХ – середина ХХ вв.)



Donbass.NAME (Донецк), ведущий специалист Госархива Донецкой области М.В.Коровина, 07.06.09

Многим дончанам известна печальная история Свято-Преображенского собора, построенного в нашем городе в 1886 году. Но уже в 1931 году храм сравняли с землей. На память нам, потомкам, остались уникальнейшие документы - метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших конца Х1Х - начала ХХ века.
Метрические книги начали вестись в приходских церквях с 1779 года. В 1802 году Указом святейшего правительствующего Синода этот процесс был усовершенствован и детализирован. Консистория должна была предоставить каждой церкви метрическую прошнурованную тетрадь (раньше тетради выдавались каждому священнику церкви) с «заглавием и разделением, что куда следует записывать», хранить их предписывалось «во всякое время в самой церкви, а отнюдь не в домах церковнослужителей».
Сразу же после обряда крещения, венчания или погребения священнослужитель должен был сделать запись в книге «со всевозможной верностию и исправностию».
По истечении года оригиналы передавались в Консисторию, а копии метрических книг оставались в ризницах церквей.
Давайте вместе с Вами перелистаем страницы рукописной книги столетней давности.
Красивым каллиграфическим почерком священников Свято-Преображенского собора Ивана Трухманова, Демида Кащенко, Евгения Матвиевского записаны имена родившихся, даты рождения и крещения, имена и социальное положение родителей, их вероисповедание. Что характерно для того времени, детей в большинстве случаев крестили уже на второй день после рождения. В холодное время года разрешалось крестить младенцев на дому, а не в неотапливаемых церквях. Это распространялось также и на детей, родившихся крайне ослабленными. За 1905 год по собору имеются записи о рождении 872 мальчиков и 1.013 девочек. В числе родителей очень много выходцев из Нижегородской, Курской, Тульской, Воронежской, Калужской, Пензенской губерний.
Не менее интересны сведения о сочетавшихся браком. В среднем в брак вступали девушки 18-ти и молодые люди 23 лет.
В документах Благочинного 3-го округа церквей имеется прошение крестьянина села Скотоватого Бахмутского уезда Матвея Подставкина о вступлении в третий брак. Консистория дала разрешение с условием: «с преданием его на три года церковной епитимии, с тем, чтобы он во все посты говел, а св.таинств не приобщался, кроме смертного случая». Для вступления в брак лиц духовного звания также требовалось разрешение Консистории. Бывали и случаи отказа в венчании, если жених и невеста являлись прихожанами другой церкви или невесте не исполнилось шестнадцати лет.
Завершают метрическую книгу записи об умерших. За год по Свято-Преображенскому собору зарегистрировано 1.312 случаев смерти. Умирали люди от различных болезней: оспы, чахотки, воспаления легких, рака, тифа, золотухи, скарлатины и даже от «разрыва сердца». Если человек умирал в возрасте 70-80 лет, причина смерти указывалась - «от старости».
Сделанная в книге ссылка на отношение судебного пристава или полицейского надзирателя означала, что человек умер насильственной смертью: «убит людьми», «застрелен», «зарезан людьми». В документах Николаевской церкви Макаровского рудника зафиксирован случай гибели 270 шахтеров, погибших 18 июня 1908 года при взрыве газа на шахте.
Кроме метрических книг Свято-Преображенского собора в госархиве хранятся документы 274 церквей по всей Донецкой области. Все эти документы очень бережно хранятся, так же бережно используются, своевременно реставрируются, сканируются, создается страховой фонд.
Так как церковь была рядом с человеком в самые ответственные моменты его жизни - от самого рождения и до смерти, делила с ним все выпавшие на его долю печали и радости, моральный облик священнослужителя приобретал огромное значение. В фонде Мариупольского духовного правления имеются списки о нравственном состоянии священнослужителей. Из 65 человек, находившихся в ведомстве правления, подавляющее большинство – «состояния доброго», но нескольким священнослужителям дана иная характеристика: «вздорлив, сварлив, начальству непокорен».
В фонде Благочинного 3 округа церквей имеется письмо Епископа Екатеринославского и Таганрогского от 28 апреля 1873 года, адресованное Благочинному, священнику Митрофану Лашкевичу: «Дошло до моего сведения, что священник села Григорьевки, Бахмутского уезда, Яков Подольский, в приходе коего поселено до 400 семейств русских православного вероисповедания, до 500 семейств греков, сербов, болгар, черногорцев, далматинцев, галичан православного исповедания и до 300 семейств итальянцев, ирландцев и англичан католического исповедания ведет жизнь нетрезвую и своею жизнию он, в среде этих переселенцев, служит соблазном. Посему предписываю Вам сделать, в возможной скорости, негласное, но самое обстоятельное дознание».
Бывали случаи и из ряда вон выходящие. Так, в 1860 году Екатеринославская Духовная Консистория разбирала дело о побоях, нанесенных дьячком Рождество-Богородичной церкви казенного села Андреевки Иваном Хорошевым пономарю Аринию Чульскому. Было принято решение направить виновного в Бахмутское духовное училище в «сторожевскую должность» на четыре месяца.
В отчете по Донецкой епархии (включала в себя Сталинскую и Ворошиловградскую области) за 1948 год отмечено, что большинство священнослужителей относится к своим обязанностям «ревностно, с благоговением и усердием».
Во время Великой Отечественной войны особенно проявилось патриотическое служение Русской православной церкви. Она благословила всех православных на защиту своей Родины и на разгром врага.
За период с 22 июня 1941 по 1 июня 1944 года духовенством и верующими Сталинской области проводилась большая работа по сбору средств на оборону страны и другие нужды.
На постройку самолетов и танков было собрано 2.611.816р., на подарки красноармейцам 280.895р., на оказание помощи больным и раненым, находящимся в госпиталях – 725.485р., инвалидам войны – 21.603р., детям и детским учреждениям – 16.800р., семьям красноармейцев – 229.990р. И на другие цели - 420.004р. Общая сумма, включая стоимость различных предметов и продуктов, составила 522.7262р.
Признавая заслуги священнослужителей перед Отечеством, правительство в 1946, 1947 годах наградило ряд священников епархии медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Это и не удивительно, ведь чувство патриотизма было присуще священнослужителям всегда. В 1859 году священники Яков Бураков, Лев и Николай Гонтаревские, Василий Курилов, Федор Харлов, Виктор Сапковский, Михаил Федотов, Платон Данилов были награждены бронзовыми крестами с Владимирской лентой, учрежденными в память войны 1853-1856 годов.
В послевоенные годы церкви регулярно перечисляли деньги в Фонд мира и на охрану памятников истории и культуры.
В Сталинской области по состоянию на 1 июня 1944 года действовало 225 церквей и молитвенных домов. В 1948 году штат духовенства Епархии составлял 507 человек. Из них только 7 человек с высшим образованием. Основной состав священников имел среднее образование, остальные - низшее. С целью повышения их пастырско-богословской подготовки, в 1947 году при кафедре Епископа были проведены краткосрочные пастырско-богословские курсы, с большим интересом воспринятые общественностью.
Курсанты в количестве 51 человека размещались в епархиальном доме, питались на епархиальные средства в одной из столовых города. Ими были прослушаны следующие предметы: «Священное Писание Ветхого и Нового Заветов», «Сектоведение с методикой противосектантской пастырско-миссионерской деятельности», «Общая церковная история», «Библейская и Русская церковная история», «Церковное пение», «Церковное право и практическое руководство для пастырей». Оценки знаний выпускников – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», и лишь 9 человек – «прослушали курсы» .
Власть, которая разрушала и закрывала храмы в 30-е годы, не оставляла действующие церкви без своего внимания.
Уполномоченным Совета по делам русской православной церкви по Сталинской области в послевоенные годы регулярно составлялись планы работы по изучению деятельности церкви, включающие следующие пункты: «изучить мероприятия церковников, активизирующие деятельность церкви и духовенства и принимать меры предотвращения со своей стороны: выяснить и изучить в приходах лиц, готовящихся к поступлению в духовные семинарии; изучить факты стремления духовенства расширить и укрепить положение церкви и ее влияние, систематически вести наблюдение за положением и деятельностью церквей и духовенства в области, изучать состав духовенства.
В документах Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Сталинской области имеются секретные информации о праздновании ПАСХИ православным населением. Так, в Сталинозаводском районе в праздновании ПАСХИ 9 апреля 1950 года приняло участие до 10 тысяч человек, в Калининском – 6 тысяч человек. Фиксировались даже номера машин, находившихся во время богослужения возле церкви, устанавливались их владельцы.
В области также проводилось анкетирование прослушанных проповедей. Эту работу выполняли члены комиссий по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах.
В анкетах было отмечено, что во время проповедей священники православной церкви призывают к борьбе за мир, любви к ближнему, исполнению гражданского долга, прославляют женщину-мать, акцентируют внимание верующих на соблюдение законодательства страны, которое направлено на благо всех граждан.
Документы архива свидетельствуют, что в конце Х1Х века подобными вопросами занимался Екатеринославский епархиальный цензурный комитет.
В 1873 году председатель цензурного комитета просил объяснить, по какой причине все священнослужители Благочинного округа не представили в отделение ни одной проповеди.
Но как бы то ни было, во все времена в проповедях звучали глубокие проблемы каждой человеческой души: греха, печали, бренности всего живущего, звучала надежда, что вечные нравственные ценности всегда будут присущи нашему народу.
 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.