УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
іконопис діаспора Священний Синод УПЦ монастирі та храми України УГКЦ УПЦ КП Доброчинність молодь Голодомор церква і суспільство автокефалія українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Церква і медицина педагогіка розкол в Україні Церква і влада Церква і політика Католицька Церква Мазепа забобони милосердя Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко постать у Церкві церковна журналістика конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II секти комуністи та Церква церква та політика Вселенський Патріархат шляхи єднання вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Клирики о феномене "русского мира"



«Релігія в Україні», Regions.ru, 22.07.2009

 

 
Протодиакон Андрей Кураев свое выступление перед байкерами в Севастополе закончил словами: "Моя светлая Русь, не сдавай Севастополь! Не сдавай своих детей!"
Тем, кто поспешил обвинить его в "русском нацизме", он ответил так: "Мне больно видеть разорванной мою Родину. В понимании миллионов людей по обе стороны границы эта идиотская линия прошла через их семьи и сердца. И никто не имеет власти над моей совестью и любовью. Никто не понудит меня считать Украину чужбиной. А тех, кто учит украинцев ненавидеть Россию, я считаю подонками".
Следует отметить также, что патриарх Кирилл ввел в оборот и постоянно использует в своих выступлениях понятие "русский мир", объединяющее Россию, Украину и Белоруссию (а также зарубежных соотечественников), и подчеркнул, что Русская Церковь – это Церковь всего русского мира, а не только России в ее нынешних границах. 
До революции нынешние Россия, Украина и Белоруссия считались тремя частями единой Руси; великороссы, малороссы и белорусы - тремя ветвями единого русского народа, а их языки - наречиями единого языка. Впоследствии это общее самосознание стало исчезать - во многом вследствие политических игр, - однако окончательно не исчезло и до сих пор (к примеру, русско-украинские браки не воспринимаются как смешанные).
Однако сейчас единство трех народов, запечатленное классической русской культурой, пропагандируют только маргинальные националистические группы. На официальном же уровне Россия молча приняла тезисы антироссийской пропаганды, настаивающей, что русские настолько же чужды украинцам, как, скажем, немцы - а стало быть, присоединение к России было для Украины сродни оккупации и т.п.
Для сравнения: точно такое же представление о национальном единстве существует, например, у болгар, которые считают македонцев частью болгарского народа, а македонский язык - диалектом болгарского. Поэтому Болгария, одной из первых признав независимость Республики Македония, официально заявила, что не признает ни существования отдельной македонской нации, ни отдельного македонского языка.
"Как вы думаете, в каком смысле Россия может "не сдавать" Севастополь? Имеет ли для вас смысл понятие "русского мира"? Можно ли что-нибудь сделать, чтобы оно наполнилось реальным содержанием?" – с такими вопросами обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, уверен, что понятие "русский мир" совершенно реально.
"Севастополь – конечно, русский город, как и Крым в целом – русская земля. Отделение Крыма от России было совершенно незаконным, и г-н Хрущев не имел никакого права так распоряжаться русской землей. Но дробление и умаление Земли Русской было попущено Господом за грехи наши, за то, что русский народ отступил от православной веры, за то, что могущество русской цивилизации стало употребляться во зло, а не во благо", - сказал он.
"А русский мир, русская цивилизация – это реальность. Еще Константин Леонтьев писал, что это удивительный феномен, который еще не оценен в должной мере окружающим миром. Чтобы восстановить единство русского мира, мы должны буквально «собраться с духом», - должны вернуться к православию. А по известному пророчеству: «через покаяние России и весь мир спасется»", - заключил священник.

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что границы – условность, а единство народа - реальность.
"Территориальные границы могут меняться, и они меняются. А Русский мир – это люди, это народ, говорящий на одном языке (кстати, по-славянски «язык» и значит «народ»). Поэтому Русский мир не замыкается государственными границами, а покрывает всю вселенную. Русские люди живут и на Земле Франца Иосифа, и на Аляске, и в Австралии. И Русский мир постоянно расширяется (уже благодаря четвертой и пятой волне эмиграции). Европа и Америка это прекрасно понимают", - сказал он.
"Что касается Севастополя и Крыма, то там дело даже не в том, что заселен он преимущественно русскими. Как известно, по екатерининскому еще договору с Турцией он может принадлежать только России. Это, собственно, так и раздражает правящий класс на Украине", - добавил священник.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, подчеркнул, что "русский мир" – понятие не политическое, а в первую очередь духовное.
"Я думаю, что здесь уместно повторить слова святейшего патриарха Кирилла о том, что Россия, Украина и Белоруссия – это Святая Русь: единое пространство и единый народ. И нам всем нужно усердно молиться за нашего предстоятеля, который через несколько дней посетит Украину с пастырским и миротворческим визитом. И тогда, я уверен, мы услышим ответ на этот вопрос из уст самого патриарха", - сказал он.
"Русский мир - это понятие, которое объединяет всех русских людей, где бы они ни находились. Это также состояние сердечного единства, братской любви и мира, свойственное единому народу. И это особенно хорошо выражается в словах Великой ектеньи во время богослужения: «Миром Господу помолимся!»", - добавил он.
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.