УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 49 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика секти іконопис автокефалія УГКЦ постать у Церкві конфлікти комуністи та Церква УПЦ КП Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат Мазепа Ющенко педагогіка молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина шляхи єднання Археологія та реставрація вибори Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика милосердя Патріарх Алексій II Церква і влада краєзнавство церква і суспільство монастирі та храми України Доброчинність розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква українська християнська культура Церква і політика Голодомор забобони Президент Віктор Ющенко діаспора Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.): C верой в добро. «Прямая линия» с епископом Горловским и Славянским Митрофаном



«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.), Д.Рафальский, 07.01.09

26 декабря состоялась «прямая линия» Преосвященнейшего Митрофана, епископа Горловского и Славянского, в ходе которой владыка ответил на самые разные вопросы дозвонившихся в редакцию горловчан...
 
– Непростые сейчас времена, – сказал владыка. – Многим людям приходится переосмысливать свое место в этой жизни. И я желаю, чтобы никто не отчаивался, чтобы мы понимали – многое зависит от нас. От того, как мы будем относиться к своей семье, обязанностям, какие мы будем ставить перед собой цели. И дай Бог, чтобы те духовно-нравственные ценности, о которых свидетельствует Церковь, были у нас не на последнем месте. Чтобы каждый заложил их твердым фундаментом, тогда и в новом году, и во всех последующих сможем найти выход из самой сложной ситуации, в которой бы не очутились. Ведь помощником нам будет Господь.

Диалог епископа Горловского и Славянского Митрофана с читателями «Кочегарки», длившийся дольше оговоренного часа, изобиловал неожиданными поворотами. У Преосвященнейшего владыки интересовались о грядущих выборах нового патриарха Русской Православной Церкви и тут же был вопрос о храмовом строительстве в Горловке, за которым следовала просьба помолиться об успешной операции по искусственному оплодотворению. Звонков на личные темы было больше всего, и по голосам дозвонившихся людей чувствовалось, что в советах священнослужителя сильно нуждаются. Церковь, пожалуй, единственный институт общества, чей авторитет остается незыблемым в дни самых серьезных потрясений. В отличие от той же государственной власти... К сожалению, газетный лист не позволил разместить все заданные владыке вопросы. Участники диалога, думаю, не останутся в обиде, получив открытый и подробный ответ на каждый из них во время «прямой линии».

 

* ЧЕМ БОЛЬНО ОБЩЕСТВО

– Мы все свидетели того, как год от года деградирует молодое поколение. Сколько среди молодежи увлеченных алкоголем, трамадолом. А как жестоки стали наши дети! Не потому ли, что в телевизорах показывают Бог знает что. Имеет ли Церковь какие-то рычаги воздействия на Кабмин и Верховную Раду, чтобы заставить чиновников и нардепов обратить внимание на то, что мы сейчас «сеем». А что «жать» придется?

– Я разделяю вашу озабоченность, что сегодня молодое поколение является незащищенным со стороны государства от потока насилия и лжи с телеэкранов. Но по Конституции Церковь отделена от государства и, значит, влиять на власти не может. Государство, в свою очередь, не вмешивается (и мы радуемся этому) во внутренние дела Церкви. А что касается права высказывать свое мнение по этому поводу, у нас оно есть. И каждый, кто хочет, может к нему прислушаться.

– Давайте поговорим о милосердии к нищим, бомжам. Если бы Церковь открыла для них в Горловке ночлежку, то многие жертвовали бы и деньги, и вещи, и прочее...

– Сегодня многие требуют от Церкви, чтобы мы что-то делали. Гораздо меньше желающих непосредственно участвовать в наших делах. Церковная помощь направляется психбольницам и интернатам, домам престарелых и тюрьмам. С лишенными крова и нищенствующими тоже как-то стараемся работать. Помощники нам нужны. Однако попроси человека поухаживать за «гостями» в этой же ночлежке для бездомных, – услышишь в ответ: «Лучше я вам денег дам, а вы сами за ними убирайте». К сожалению, большинство людей именно так видят свое участие в наших делах. Хотя каждый, встретив бомжа, может подойди к нему, сказать доброе слово, дать какую-то одежду. Иначе говоря, на деле проявите свое милосердие, к чему мы всегда призываем своих прихожан.
 

* ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

– Это Александр Кучер. Скажите, когда наша церковь перейдет на более понятный верующим язык богослужения? Церковнославянский так труден…

– Я думаю, что в этом нет никакой необходимости. Проповедь и так ведется по-русски, общение с прихожанами тоже. Церковнославянский язык является нашим сокровищем, достоянием, которым мы очень дорожим. На нем служат не только в Украине и России, но и в Болгарии, Сербии, Польше…

– Но ведь в церквах Киевского патриархата служба на украинском языке…

– Это больше политическое решение, чем церковная необходимость. Несколько месяцев побыв на богослужении, человек уже прекрасно понимает церковнославянский язык. В ином случае стоит говорить о нежелании, и это означает, что в храм этот человек ходить не будет, хоть на каком языке не велась бы служба. Почему бы прихожанину не подойти к батюшке и не спросить о непонятном слове? Церковнославянский язык очень богатый, на нем порой можно сказать больше, чем на русском. Делая переводы с церковнославянского, видишь иногда, насколько бедные они получаются. Русский язык оказывается бессилен передать глубину древних фраз. Например, когда мы поем акафист и прославляем Богоматерь, звучит: «Радуйся, невеста неневестная». Можно ли это перевести на всем понятный язык? На украинский попытались следующим образом: «Радуйся, дівко незамужня!». Каково на слух воспринимается?! Таких примеров хватает. На церковнославянском не ругаются матом, не рассказывают анекдотов, не ставят кинокомедий. Когда человек стоит на богослужении, у него не возникает никаких ассоциаций с миром за стенами храма. На русском языке есть и Евангелие, и апостольские послания. Есть издания, где на страницах – две колонки: один и тот же текст параллельно идет на церковнославянском и русском, чтобы человек мог сопоставлять и сам делать выводы. В некоторых приходах существует практика, когда богослужение совершается на церковнославянском языке, а, к примеру, Священное Писание читается по-русски. К любым нововведениям нужно подходить осторожно. Мы помним, что было, когда в 17-м веке патриарх Никон попытался внести в богослужебные тексты исправления, причем вполне оправданные. Это требовалось везде и обязательно, и возник старообрядческий раскол, который существует по сей день.

– Я парализованная и хотела бы у вас спросить, какую молитву мне выбрать...

– У вас есть какая-то духовная литература?

– «Молитвослов».

– Если вы способны читать, тогда любую из него. Если нет, вам достаточно молиться своими словами. И эту молитву, я верю, Господь будет слышать.

– Татьяна вас беспокоит. Мой отец, ныне покойный, был католиком. И мама, православной веры, уже умерла. Меня в двухлетнем возрасте крестили по католическому обряду. Муж и наш ребенок православные. Могу ли я присутствовать на службах в горловских храмах, подавать записки о здравии и упокоении моих близких?

– Приходить на службы разрешено. Поминальные записки об упокоении умерших родственников можно подавать на панихиду, а вот для поминовения на литургии – нельзя…

 

* О НАСУЩНОМ

– Преосвященнейший владыка, что делать, если на пост выпадает день рождения или какой-нибудь другой праздник? Приходишь в гости и видишь на праздничном столе только скоромное. А ведь не хочется хозяйку обижать...

– В гостях, будь добр, не перебирай. Что перед тобой поставили, то и ешь. Иначе лучше вообще не идти в гости, чтобы не сидеть за столом немым укором хозяевам, дескать, я пост соблюдаю, а вы нет. В день своего рождения можно постные блюда подать или вообще перенести праздник, если конец поста близок. Ничего страшного не будет, если родных-друзей позже соберете. Церковь тоже переносит день памяти святых, когда выпадает на Страстную Седмицу или Пасху.

– Это «прямая линия» с епископом? Нужно ли поститься перед тем, как освятить дом?

– Такого условия нет, но если есть желание приготовить себя постом и молитвой к этому событию, – пожалуйста.

– Вопрос по другой теме. Когда мы молимся, смотрим на иконы. Это же творение рук человеческих, которым, как слышала, нельзя поклоняться. Я, наверное, чего-то не знаю?

– Раскрыть во всей полноте смысл догмата иконопочитания в телефонном разговоре не получится. Эта традиция имеет тысячелетнюю историю. Священное писание свидетельствует, что Бог стал человеком. Апостол Иоанн Богослов говорил: «Мы вам проповедуем о том, что мы видели, слышали, и о том, что осязали руки наши». Раз Он стал человеком, значит, Он стал видимым и изобразимым. По учению Православной Церкви, мы, взирая на образ, молимся не дереву и краскам, а Тому, Кто показан на нем. Точно так же, как вы, видя, допустим, фотографию своего сына, любите не фотобумагу, а его.

– Доброе утро, владыка. К вам будет сразу несколько вопросов, но на одну тему. У меня есть маленький сын. Нуждается ли он в исповеди? С какого возраста можно привлекать детей к этому таинству и как родители должны готовить своего ребенка к этому? Насколько частой должна быть его исповедь?

– Начинают водить на исповедь с семи лет. Бывает, шести- и даже пятилетние ребята хотят исповедоваться, и им не отказывают. Родители, конечно, должны помочь ребенку подготовиться к этому таинству. В семилетнем возрасте малыш уже способен знать заповеди Божьи и различать внутри себя голос совести, которая одобряет его за добро и осуждает за зло. Важна роль священника. Перед ним стоит задача объяснить ребенку на его языке, чем тот должен руководствоваться, приходя на исповедь… Нельзя дать четкий ответ на вопрос, как часто следует приводить детей исповедоваться. Это надо делать, когда придет потребность. В вопросе детской исповеди от родителей требуется чуткость, а не нажим: все, тебе пора к священнику. Батюшку иногда вообще выставляют эдаким полицейским, который якобы готов наказывать детвору за непослушание, хотя воспитывать – это обязанность родителей. Священнослужитель и церковное таинство не пугало для детей.

– Ирина звонит. Мой муж не является верующим, но несколько месяцев тому назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Это правда?

– Господь благословил брак. Первым людям – Адаму и Еве он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Заблуждение – объявлять супружеские отношения чем-то греховным и что нужно завешивать иконы или вообще убирать из спальни. Плохо, если брак перестает быть границей для супругов, и тогда это – блуд.

– У меня в квартире происходит что-то нехорошее: переворачивается картина, разбрасываются или вовсе пропадают вещи. Не знаем, что и делать…

– Часто так бывает, что люди, даже не верующие, сталкиваются с подобными явлениями. Вам стоит обратиться к священнослужителю, чтобы он совершил чин освящения квартиры. Это одно. Другое то, что скорее всего вы сами открыли чему-то злому дверь в ваш дом. Мир духов от нашего отделен не без помощи Божьей. Эту перегородку человек сам ломает, занимаясь гаданиями, обращаясь к бабкам для снятия порчи...

– Покойные мама и муж снятся мне каждый день. Я уже в церкви была, а все равно не оставляют в покое…

– Мой совет – почаще молитесь о своих родных, потому что скорее всего они ждут от вас этой молитвы. Нужно делать это ежедневно дома, не ленясь. А когда есть возможность, приходите в храм Божий.
 

* ГОД ЕПАРХИИ

– Здравствуйте, владыка. В жилмассиве Солнечный есть храм, открытый в бывшей школьной столовой. Раньше на нем были восьмиконечные кресты, над которыми постоянно кружились голуби. После ремонта на куполе появился четырехконечный крест, и нет больше птиц – Духа Святого не стало…

– Не нужно Духа Святого с голубем отождествлять. И крест по православной традиции может быть четырех-, шести и восьмиконечный. От того, сколько перекладин на нем, он не перестает быть святыней для православных христиан, и в храмах не прибавляется (или убавляется) благодати.

– Виктор Прудников, пенсионер. Как продвигается собор в Сквере Энергетиков?

– К сожалению, мы не смогли из-за трудностей с финансированием завершить то, что наметили на этот год, а именно – так называемый нулевой цикл собора. Выполнено было 90 % от запланированного объема работ, и пока объект законсервирован. Но я сильно расстраиваться не хочу. Посмотрим, как дальше будет жизнь развиваться…

– Была когда-то задумка использовать фундамент возле гостиницы «Родина» под большой храм...

– Обсуждались два варианта. Один вы назвали. Еще думали построить храм без привязки к фундаменту, однако в том месте оказалось много коммуникаций. В кризис капитальное строительство вести невозможно. Сегодня стоит задача «минимум» – выжить, никого не уволив и никому не умалив.

– Современный священник – пастырь или прораб?

– И то, и другое в равной мере. Это не страшно. Хуже, когда батюшка остается только прорабом. Сейчас такое время, что и я себе иногда задаю ваш вопрос. Суббота-воскресенье и праздники у меня такая себе отдушина: могу послужить, помолиться Богу. В будни я руковожу строительством сразу нескольких объектов, встречаясь со всеми обстоятельствами, с которыми сталкивается каждый строитель. И договора заключаю, и ругаюсь за их невыполнение. Ничего, ведь нам нужно восстанавливать, что было разрушено, и строить то, чего не было. Если не мы сделаем, этим будет заниматься следующее поколение.

– Владыка Митрофан, чем запомнился вам этот год?

– Два храма открылись в Горловке – на Семидорожках и в сквере Энергетиков. Дважды наш город посетил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Это оживило духовную жизнь, и внимание было привлечено к Церкви. Мы продолжаем активно заниматься просветительской деятельностью. В этом году открылись курсы для педагогов, которые могли бы в школе вести предмет «Христианская этика»...

– Есть какие-то планы на 2009-й?

– Задача Церкви во все времена была одна: свидетельствовать о Христе и об Истине, воспитывать так своих прихожан, чтобы они были добрым примером для людей, с ними общающихся. Мы продолжим это делать с напряжением всех сил, что бы нас не окружало. Да, строительство кафедрального собора и украшение храмов будут сопряжены с определенными трудностями. Но я помню евангельскую притчу. Ученики Христовы смотрели, как люди по закону отдавали десятую часть от своих доходов на содержание храма. У бедной вдовы нашлась самая мелкая монета, что была в обиходе. Никто не видел этого, а Господь-сердцеведец, обратившись к ученикам, сказал: «Видите эту вдовицу? Она совершила больше, чем остальные, отдав на храм все, что имела на сегодняшний день». Те люди, которые нам давали от избытка, скорее всего откажут в помощи. А бедные вдовицы, которые полагали свое пропитание тогда, сделают это и сейчас.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.