УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ Доброчинність УГКЦ Президент Віктор Ющенко УПЦ КП іконопис Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат церковна журналістика вибори Церква і влада діаспора 1020-річчя Хрещення Русі секти церква та політика українська християнська культура шляхи єднання краєзнавство розкол в Україні Археологія та реставрація забобони конфлікти Патріарх Алексій II педагогіка Мазепа комуністи та Церква молодь Голодомор Католицька Церква Церква і медицина автокефалія церква і суспільство монастирі та храми України постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Ющенко милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Личность и богословие митрополита Владимира



«Релігія в Україні», Тарас Борозенець, 23.11.2009

В юности будущий митрополит Владимир, а тогда Виктор Сабодан, нес послушание алтарника в Свято-Архангело-Михайловском храме родного села Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина). Однажды люди в кожанках пришли за батюшкой этого храма прямо во время службы. Пережив этот опыт – когда на твоих глазах страдание буквально входит в жизнь Церкви, – будущий Предстоятель УПЦ вынес важный урок: нужно принимать страдание, ибо им мы соучаствуем в страдании Христа. Смиренное несение пастырского креста давно стало ежедневным и ежечасным для митрополита Владимира. И в достойном несении этого креста – источник того ощущения победы вечного над временным, которое охватывает практически каждого собеседника митрополита. Богословие митрополита имеет тот же исток, что и его жизнь: живое присутствие вечного при каждом шаге во времени соединено со взглядом с точки зрения вечности. Однажды журналисты досаждали митрополиту вопросом: «кого хочет видеть Церковь у власти?». Митрополит ответил: «задача Церкви не вести человека к власти, но вести человека к Богу». В этом ответе вечность дышала такой реальностью, что все временное, казавшееся только что самым важным, оказалось вмиг обесцененным. А Бог, от Которого современный человек успешно отдаляется все дальше, приблизился как единственно важный смысл жизни человека.

 Всецело отдавая себя в руки Господа, митрополит Владимир обрел редчайший дар – дар духовной деликатности в общении с другим человеком. В общении с людьми человеку свойственно выпячивать свое я, настаивать на своей точке зрения, делать из своих предпочтений приоритеты. Митрополиту Владимиру свойственно обратное. Он не спешит высказывать своего мнения. Он ждет того, что в разговоре будет обретена истина. Поэтому он любит помолчать, подумать. В этом отказе от поспешности ответа на вопрос собеседника чувствуется смирение перед истиной. Митрополит уверен, что задавший вопрос и ожидающий ответа человек в эти мгновения молчания и сам поймет, как важно углубиться в саму суть происходящего, уйти от второстепенного. Общаясь, митрополит не дает готовых ответов сразу, но сначала возводит человека от приземленных мнений к жизненной и небесной мудрости. Беседа как бы невольно начинает вестись не с точки зрения сиюминутных интересов, но с высоты полета даже не птиц, но ангелов. А на этой высоте любой человек находит в себе за всеми мнениями ту истину, которая и была важна, и была нужна. Иногда к этой истине митрополит деликатно подтолкнет собеседника, как бы невзначай. Эта духовная деликатность – редчайшее сегодня свойство, присущее когда-то потомственной интеллигенции дореволюционных поколений. Но у митрополита источник этой духовной интеллигентности в особом даре Святого Духа. И все, кто общается с Митрополитом – украинская паства, украинские политики, украинская интеллигенция – в полной мере вкушают плоды этого дара. И во многом мир в Украине – насколько он есть сегодня – прямо происходит из этой духовной деликатности митрополита, как и его умения смотреть на все с точки зрения вечности, принимая ниспосылаемые Господом страдания.

За годы служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в качестве Предстоятеля существенно увеличивается количество приходов, монастырей, духовно-образовательных заведений, воскресных школ, верующих, монашествующих и священнослужителей УПЦ, активизируется миссионерская и социальная деятельность, появляется большое количество новых периодических изданий, интернет ресурсов, теле- и радиопрограмм. Во многом благодаря трудам своего Предстоятеля УПЦ и количественно, и качественно продолжает оставаться наиболее репрезентативной религиозной организацией современной Украины. Сегодня УПЦ является одной из самых динамично развивающихся религиозных организаций Украины. Она состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями, и насчитывает около 11000 реальных общин, тогда как общее число приходов православных организаций, находящихся в расколе, составляет около 4000. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8962 священнослужителя, действуют 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3850 воскресных школ. 4650 монашествующих трудятся в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских. Качественно начала меняться система духовного образования: в последнее время активизировалась реформа духовных школ, и повысился уровень богословских знаний их воспитанников. Активно растет степень присутствия УПЦ в информационном пространстве. Церковь и отдельные ее структурные подразделения являются учредителями 72 печатных изданий (56 газет и 16 журналов). Она масштабно представлена в виртуальном пространстве, где функционируют 67 интернет-изданий, включая полноценные религиозно-информационные порталы. Под патронатом УПЦ действует православный медиа-холдинг «Глас», которому удалось создать профессиональный православный телеканал. Активно развиваются связи Церкви с различными светскими медиаресурсами, благодаря чему возрастает охват аудитории.

Богословие традиции и современности

Для митрополита Владимира богословие есть, прежде всего, свидетельство Самого Христа, а значит, Его мистического тела – Церкви. Именно причастием или непричастием православной Церкви определяется не только содержание, но и сам мировоззренческий статус тех или иных доктринальных положений. «Богословие оправдано, и богословие существует, поскольку существует Церковь. Рассматривать богословие следует поэтому в контексте свидетельства Церкви о самой себе и этим свидетельством поверять богословие, а не наоборот» .

Отсюда следует, что богословие по самой своей природе не может быть модернистским, либеральным, но целиком и полностью традиционным по своему идейному содержанию. Однако, церковная традиция – это не архивы прошлого, но живой органический процесс, включающий в себя прошлое, проходящий через настоящее и устремленный в будущее. Поэтому традиция Церкви, благоговейно сохраняя накопленные богатства, всегда принципиально открыта и действенна по отношению к историческим реалиям; пребывая неизменной, она находится в перманентном диалоге с изменчивым внешним миром, что, главным образом, выражается в эволюции ее внешних форм и языка. «В сфере богословия это означает одинаковое признание и религиозную связь онтологии трансцендентного Бога (теизм) и онтологии человеческого существования (экзистенциализм). Диалектикой этих двух онтологий обусловлена диалектическая природа Церкви, представляющей реальное воплощение богочеловеческой связи. Этой диалектикой определяется замкнутость и открытость границ в сфере пастырского служения в обществе и, прежде всего, в пастырской миссии освящения мира» . Через богословие Церковь Христова возвещает миру спасение – от всех видов нестроений, потрясений, распадов, разделений, личных, общественных, природных. Благодаря богословию каждый человек обретает уникальную возможность приобщиться к живому церковному Преданию, усвоить двухтысячелетний опыт Церкви, сделав его универсальным фундаментом своей новой жизни во Христе.

Митрополит Владимир подчеркивает, что новый образ жизни Христос предлагает утверждать не политическими, экономическими или информационными войнами, не давлением, обманом и прочими манипуляциями, как это свойственно греховному человечеству, а благодатным постижением Божественного Откровения, очищением сердца, личным духовно-нравственным подвигом. По убеждению митрополита Владимира, только сердечная принадлежность к традиции Православной Церкви, к ее богословию может привести к действительному преображению жизни каждого человека и всего человечества, как в настоящем, так и в будущем.

Богословие – это не раз и навсегда данная совокупность окаменевших истин, но всеохватывающий творческий процесс движения и возрастания личности во Христе. Богословие есть жизнь во времени и пространстве или движение традиции в контексте постоянно меняющихся исторических событий, процессов, эпох. «Как непрерывная функция Церкви, богословие в целом есть процесс» , всецело вовлеченный в конкретные реалии человеческой жизни. Как таковое, оно имеет принципиально миссионерскую, пастырскую направленность. «Только через творческое усвоение прошлого и только на твердом святоотеческом базисе возможны богословский поиск и интерпретация того, что составляет и придает Божественному Откровению его вневременность, его историчность и его современность в сегодняшнем мире. Как соработнику Божественной благодати и строителю тайн Божиих (1 Кор. 4,1), пастырю, по-видимому, принципиально необходимо понять диалектику церковной икономии в ее исторической ретроспективе и в ее настоящем состоянии, поскольку именно ею поддерживается и обеспечивается в жизни Церкви постоянное динамическое равновесие между старым и новым, между неизменным и преходящим, между абсолютным и относительным, между вечным и временным» .

Триадология

Исходным для богословских воззрений митрополита Владимира является традиционное учение православной Церкви о Боге, образующее фундаментальную основу для рассмотрения всех прочих сторон христианского миросозерцания. На основании глубокого постижения Священного Писания и святоотеческого Предания митрополит Владимир со всей ясностью раскрывает перед современным человеком таинственные в своей непостижимости истины о Боге Любви, Его единой сущности и троице ипостасей, пребывающих во взаимопроникновенном общении. «Творец Вселенной Бог есть Бог мира. Бог есть полнота бытия. Полнота бытия Божия выражается в бесчисленности и неизмеримости Божественных свойств Его вечного святого существа» . «Живоначальная Троица – самая величайшая тайна. Святая Церковь учит нас, исходя из Откровения Божьего, что Бог – Един сущностью и троичен в Лицах. Ипостаси Святой Троицы не сливаются и не разделяются. И эта догматическая истина является основой христианской веры. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Бог потому, что Лица Святой Троицы имеют единое, нераздельное, в равной степени проявляющееся, Божественное существо. Единство Лиц Святой Троицы происходит не только от единства, Божественной природы, но и от Божественного святого согласия между Ними. Святая Троица – это три ума, три воли, три источника чувств, но действуют они как единый Божественный ум, как единая воля, и нет в них разделения. Святая Троица – источник единения, мира и любви» .

Антропология

Учение о человеке митрополита Владимира основано на православном учении о Боге, библейском повествовании о шестидневном творении универсума, человека и грехопадении первых людей. Созданный на шестой день творения человек является венцом, то есть наиболее совершенным существом тварного сущего. Единственный из всего творения он наделен образом Божиим. «Бог даровал высокое положение человеку как образу и подобию Его, как царю и правителю над неразумной тварью (Быт. 1, 26)» . «Адам и жена его сознавали, что созданы по образу Божию, и, ценя это, любили друг друга, как любили вообще все, так или иначе напоминавшее им о Боге. Они сознавали тождество своей природы и здесь почерпали новый мотив к взаимной любви» .
Эта триединая всеохватная любовь (между Богом и людьми, людьми и тварным миром, Адамом и Евой) была разрушена грехопадением первых людей. Сущность первого грехопадения, как и всех последующих грехов, состоит в безумном нарушении человеком воли Божией по наущению лукавого духа, в разрыве онтологических связей человека и Бога, повлекшем деструкцию первозданной гармонии сущего. «Началом зла стало грехопадение первых людей в раю. Адам и Ева, нарушив заповедь Божию в раю, оказались под властью сатаны, зла и греха. Грех внес разделение между Богом и человеком, вызвал у него враждебность по отношению к Богу» . Вследствие грехопадения природа человека была существенно искажена: «Внутренний мир человека нарушился. Силы, склонности, желание человека, до этих пор мирно и согласно служившие ему, теперь стали противоречить друг другу. Мира не было ни в душе падшего человека, ни в отношении его к Богу, поскольку грех отдалил человека от Бога и препятствовал общению с Ним как с источником мира. В духовных силах человека наступил разлад, повреждение, и не было сил выйти из этого мучительного греховного состояния (Рим. 7, 19-24)» .

По общехристианскому убеждению, которое является и убеждением митрополита Владимира, именно грехопадение является первопричиной, объясняющей состояние не только человечества, но всего мира. Именно его честное осмысление позволит адекватно оценить утраты и достижения человеческой истории, поставить верный диагноз и современному обществу, а главное укажет правильные пути его исцеления и спасения.

Христология

Спасение человека и всего мира, по учению владыки Владимира, совершается преимущественно второй ипостасью Пресвятой Троицы – Сыном Божиим, ставшего человеком посредством Святой Девы Марии. Боговоплощение есть великая тайна благочестия, «дело Божией любви к нам, Промысел Божий о мире и человеке, о нашем спасении» . Целью пришествия Иисуса Христа по мысли митрополита Владимира было служение роду человеческому, которое выразилось в том, что Он возвестил людям волю Божию о спасении мира, открыл новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человечества .
 С пришествием Христа человек был искуплен и нравственно сроднился с Богом. «Вражда твари против Творца разрушена, клятва снята, между Богом и человеком – мир, взаимная любовь, душа человека обручена Христу и всецело Ему принадлежит» .

Вершиной искупительного подвига Христа стали Его страдания и смерть на голгофском Кресте. «Мог ли умереть Христос, если бы Он не принял на Себя грехи людей, а только сострадал им? – задается вопросом митрополит Владимир. – Конечно, нет, ибо Он безгрешен, а смерть – «возмездие за грех». А если не мог умереть, то не мог и воскреснуть: тогда все христианство ниспровергается. Если бы искупление состояло только в сострадании Христа грешникам, а не в принятии Им на Себя их вины перед Богом, то нельзя было бы говорить о плодах усвоения искупительного дела, о мире и единении верующих во Христа с Богом» . «Взяв на Себя грехи, страдания и смерть людей, Христос укрепил их волю для добра и искупил их, восстановил мир с Богом в их душе. Христос Спаситель, избавивший людей Своей смертью от греховной погибели, дает мир душе, мир с людьми, с Богом и с природой. Мир с Богом восстановлен через смерть Христа (Рим. 5, 10)» . «Своим крестным подвигом Он разорвал преграду между добром и злом, между Богом и человеком. Виновник всякого зла и вражды побежден воскресшим и сошедшим во ад Христом, уничтожен источник раздоров и враг мира. Взяв на Себя грехи мира и искупив человека от греха, проклятия и смерти, Господь Иисус открыл человеку все пути к правде, добру и миру» .

В воскресении Христовом, по убеждению митрополита Владимира, со всей ясностью выражается смысл христианства. «Что же именно дает нам христианство? Господь наш Иисус Христос, проповедуя Свое учение, Сам первый и исполнял возвещаемым Им нравственные заповеди. Это значит многое, но не все. Человеку желательно видеть в Основателе незыблемой религии большее. Господь многочисленными чудесами удостоверял Своих слушателей в истинности Своего учения. Это значило больше, чем один только пример исполнения заповедей, но опять не все. Наконец, Спаситель, пострадавший и принявший за наши грехи смерть, в третий день воскресает из мертвых, воскресает собственною Своею силою (Ин. 2, 19; 10, 18). Это уже значит «все». Если Господь, добровольно пострадавший за нас, Сам Своею силою воскрес, то Он не просто человек, а Бог, ибо только Бог может обладать таким могуществом. Если так, то ясно все остальное: учение Господне истинно, а Сам воскресший тем более может воскресить и нас. Воскресение Христово – самое главное в истории христианства (1 Кор. 15, 14)» .

Путем Своего воплощения, проповеди, чудотворения, страданий, крестной смерти и воскресения Сын Божий утверждает Свою спасительную власть над миром и человечеством. «Господь Иисус Христос, как Истинный Бог, по Своей Божественной природе есть Царь всего мира, всех тварей видимых и невидимых, которые Им созданы. В этом смысле Ему принадлежит царство как одному из Лиц Святой Троицы, вместе с Богом Отцом и Духом Святым. Он же есть Царь и как Искупитель падшего человека, принявший по человечеству Своему от Бога царственную власть над всем, чтобы совершать наше спасение» .

Завершением искупительного дела Христа стало сошествие Святого Духа на апостолов. «С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви Христовой. Святые апостолы через рукоположение (хиротонию) передали полученную ими благодать своим преемникам. Преемство иерархии является показателем того, что Дух Святой действует и в Христовой Церкви последующих времен, до наших дней включительно» . Как видим, учение о соучастии в деле спасения Духа Святого является основанием для утверждения спасительной миссии Церкви в истории человечества.

В контексте христологического учения митрополита Владимира обращает на себя особое внимание благоговейное почитание им Божией Матери. «Православная Церковь в свое почитании Христа не отрывает Его от Его Пречистой Матери. Если Богочеловек являет в Себе лик всего человечества, то Божья Матерь почитается нами в качестве Матери всего человеческого рода» . «Богоматерь вмещает в себе глубину, которую никто и никогда не изведает, вмещает премудрость, которую все мудрецы мира никогда до конца не постигнут и не уразумеют, если того не откроет сердцеведец Господь, высочайшая Правда и вечная Истина» .

Сотериология

В своем учении о спасении митрополит Владимир основное внимание уделяется ключевому вопросу о свободе и ответственности человека по отношению ко Христу, который дарует спасение и всех призывает к Себе. От свободного и ответственного решения человеческой личности зависит, воспользуется ли она этим бесценным даром, послушается ли учения Спасителя, последует ли за Ним. «Христос всячески хочет нас спасти… Все дал нам Бог, все у нас есть. От нас требуется ответ на призыв Божий – желание и труд, следование за Христом. Спасительная цель пришествия Христова состоит в освящении грешного рода человеческого, в возведении всех нас на небо» .

Митрополит Владимир подчеркивает принципиально синергийный характер взаимоотношений человека и Бога: «Человека спасает благодать Божья. И эту благодать, спасающую нас, Господь дает каждому человеку без исключения. И только от нас, от наших желаний и творческих усилий зависит, использовать спасающий дар благодати или нет. Источник вечного блаженства и радости составляет близость к Богу, лицезрение Его, жизнь с Ним и в Нем» .

Каждый человек в своей жизни призывается к внутреннему сердечному выбору – выбору, от которого зависит вся его земная и вечная жизнь. Смысл этого важнейшего в человеческой жизни выбора – любовь к Богу и ближним. Только любовь дарует человеку душевный мир, уподобление Богу, радость, блаженство и святость. «Для христианина путь к миру лежит через достижение мира с Богом, самим собой и окружающим обществом. Бог – основа всей нашей жизни» . «Наша цель – уподобление Богу. Святость – наше призвание и необходимое условие в деле богоуподобления. Святость – радость в Боге и блаженство» .

Путь любви всегда тернист и тяжел. Это путь приобщения ко Кресту Христову, путь страданий и невзгод. От идущих по нему он требует всецелой жертвенной самоотдачи, то есть самопожертвования всей своей жизни служению Церкви. «Служить Церкви – это всегда жертва, в любые времена. Прежде всего, жертва – это собственная душа и собственное тело. Сам Христос прошел путь страданий, и вся Его Церковь, все Его люди должны будут пройти этим тернистым путем. Господь всегда помогает нам в крестоношении, поэтому врата ада никогда не одолеют Церкви Христовой».

Эсхатология

Богословский взгляд митрополита Владимира на историю мира и человечества не замыкается в прошлом и в настоящем, но имеет принципиально эсхатологическую направленность.

По его убеждению православное учение о грядущих судьбах универсума свидетельствует не только о кончине мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых, о начале царства славы и вечной жизни в Боге.

«Христианская вера – это надежда, это динамизм, устремленный в сверхвременное и сверхпространственное. Залог тому – воскресение Господа нашего Иисуса Христа». (27) Таким образом, по вере владыки Владимира эсхатология должна осмысляться не столько как мрачное предсказание о Страшном Суде и вселенской смерти, но, прежде всего, как проповедь надежды и радости, как пророчество о долгожданной встрече со Спасителем.

С такими же светлыми надеждой и радостью следует относиться и к смерти человека, знаменующей собой конец человеческой истории. «В момент смерти человеческая душа разлучается с телом, которое обращается в то, из чего было создано, то есть в прах земной; а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и пребывает в определенном Им месте до всеобщего воскресения. Во Христе мы умираем для греха, из-за которого смерть вошла в жизнь человека. Смерть Спасова освобождает нас от страха смерти и вселяет надежду на то, что Воскресивший Христа оживит и наши смертные тела Духом Своим». (28)

Таким образом, эсхатологизм богословия митрополита Владимира в силу своей динамичной открытости и благожелательной позитивности не запугивает современного человека, не повергает его в мрак унылого пессимизма,
но призывает его к мужественному и ответственному христианскому оптимизму, личностно-свободно утвержденному на евангельской вере.
 
Экклесиология

Учение о Церкви является краеугольным для богословской системы митрополита Владимира. Именно Церкви посвящен основной богословский труд Владыки «Экклесиология в отечественном богословии».

«Основной вопрос, выдвигаемый жизнью перед христианским богословием, становится, по всеобщему признанию, вопрос о Церкви, ее существе, основных принципах ее бытия и ее жизненном значении… Сегодня вопрос о Церкви – это вопрос вселенский». (29) Поэтому учение о Церкви представляет собой не одну из многочисленных периферийных частей догматического богословия, но начало и неизменную основу вероучения.

Особое место занимает экклесиология также в общественном и личном христианском сознании. «Это вопрос жизни и смерти для всех и каждого» (30) Ибо, по твердому убеждению митрополита Владимира, «вне Церкви живого богочеловеческого организма, нет спасения, нет вечной жизни… Церковь, как мистическое Тело Христово, есть та стихия, в которой силой благодати Божией совершается возрождение, обновление и воскресение человека, даруется бессмертие, бесконечная жизнь в Боге. Отношение человека к Церкви определяет его отношение к Богу и его вечную судьбу… Как Царство Божие, находящееся в процессе своего становления, Церковь обладает полнотой средств, необходимых для духовного воссоздания личности, получающей через приобщение к жизни Церкви бесконечную радость и блаженство». (31)

По мысли владыки Владимира, проблема Церкви особенно остро стоит в контексте современного экуменического движения, которое антиномично демонстрирует, с одной стороны, признание всеми христианами церковного единства, данного в Боге, а с другой, фактическое разделение верующих и связанное с ним различное понимание основных вопросов экклесиологии.

Решение этого трагического противоречия между верой в единство и фактическим разделением христиан митрополит Владимир видит не в лицемерной униональной практике и искусственных рационалистических компромиссах, но в обоюдном искреннем движении христианского Востока и Запада навстречу друг другу,
то есть в возращении западных конфессий к полноте православной Традиции и ответном преодолении православными враждебности к Западу в духе братской любви.
 
«Церковное единство должно созидаться не на минимуме догматического согласия, а на возвращении западных исповеданий к полноте, максимуму апостольского и святоотеческого Предания… Со стороны Православного Востока для этого требуется преодолеть психологию конфронтации, альтернативности, и в духе братского благорасположения к Западу благовествовать в новой ситуации живым голосом, современным языком неизменную, всегда тождественную самой себе истину Церкви». (32)

Продуктивный миссионерский диалог с западными христианскими исповеданиями, по мысли митрополита Владимира, невозможен без фундаментального изучения экклесиологических воззрений богословов Русской Православной Церкви, которые представляют собой раскрытие в современных богословских и философских понятиях новозаветного учения о Церкви. Поэтому, посвященная их выяснению, книга митрополита Владимира представляет собой не только и не столько узко академическое историко-богословское исследование, но является фундаментальным вкладом автора в решение актуальнейшей экклесиологической проблемы в том виде, как она поставлена современным экуменическим движением.

Однако, взгляд на Церковь владыки Владимира не ограничивается рамками экуменической проблематики. Он видит в Церкви не только союз верующих, призванных к единству своим божественным Учителем.

Для него Церковь – это основание и источник жизни для мира и всего человечества.

«Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует необходимость всеобщего союза любви и согласия. Церковь вносит в общество скрепляющую силу веры и животворящий дух любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, она показывает миру высший образец человечности». (33)

Сама Церковь черпает силы для своей животворящей космической и всечеловеческой миссии в Таинствах, которые укоренены в Боговоплощении и являются проводниками неиссякаемой божественной благодати. Таинство есть проявление единодействующей, единосовершительной силы Божественной, под покровом свершений эмпирических, во плоти мира и в этом смысле есть, как бы, вновь совершающееся или повторяющееся Боговоплощение. «В каждом Таинстве – особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода». (34)

Центральным и высшим среди всех Таинств является Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, благодаря которому каждый верующий приобщается самой вечноблаженой жизни Христа Спасителя.

«Боговоплощение, вера и любовь ко Христу, благодать Святого Духа и, особенно, Евхаристия – вот то, что обусловливает наше общение и примирение во Христе. Евхаристия – это источник новой жизни во Христе Иисусе». (35) «Такова вообще тайна Боговоплощения, в которое включается и Божественная Евхаристия. Она, совершившись однажды в определенном месте и времени, происходит уже сверхвременно в небесах, но также и на земле «повторяется» как «воспоминание». При этом здесь многократные повторения силою Божественной сливаются в единство до отожествления, которое и есть тайнодействие». (36)

Как видим, существо жизни всего тела Церкви и каждого ее члена  по свидетельству владыки Владимира состоит в постоянном, глубочайшем и теснейшем единении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом; началом и источником этой жизни является Дух Святой; главою, единственным идеалом и конечной целью, к которой устремляется вся Церковь, – Христос.

Таким образом, онтология Церкви во всех ее аспектах всецело конституируется божественной жизнью Святой Троицы и неотделима от Нее.

Именно божественная Троица сообщает Церкви способ ее совершенного существования как полноты единства в многообразии. «Разнообразие и различие духовных даров и служений не только не нарушает… единства, но, напротив, по премудрому замыслу Основателя Церкви, служит к его сохранению и созиданию (Еф.4,11-12). Все дары и служения одинаково необходимы для полноты жизни Церкви». (37)

Главные из этих даров, по указанию митрополита Владимира, суть слово, таинство и церковная организация, являющиеся, можно сказать, тремя опорными столпами Православия. По его убеждению, сегодня на Православии лежит особая ответственность, как перед собой, так и перед всем миром – «осознать огромную важность духовного и святоотеческого понимания Церкви как тела, являющегося одновременно и таинством, заключающим в себе объективное присутствие Божие в иерархической структуре…, и общиной живых, свободных личностей, и их личной и непосредственной ответственностью перед Богом, перед Церковью и друг перед другом». (38)

Богословский экклесиоцентризм митрополита Владимира дает возможность по-новому осознать универсальную реальность Церкви, в свете которой перед человеком открываются бесконечные перспективы для постижения смысла его истории и эволюции вселенной, выясняются принципы и подходы разрешения насущных проблем современной цивилизации.
 
Украинская Православная Церковь и вызовы современности Вселенская открытость, выростающая из органической преемственности между новозаветной, святоотеческой и современной православной экклесиологией, позволяет митрополиту Владимиру сделать весомый вклад в разработку социальной доктрины Православной Церкви. В его статьях, публичных выступлениях, беседах и интервью мы можем найти ответы на актуальные вопросы современности, порожденные все обостряющимся глобальным кризисом антропоцентрической цивилизации.

Прежде всего, митрополит Владимир призывает к активному, честному и открытому диалогу о существующих проблемах и способах их преодоления все здоровые силы общества. «Церковь не видит препятствий к взаимодействию со здоровыми политическими и общественными силами разной ориентации, к сотрудничеству с любыми добропорядочными людьми, в том числе инаковерующими и неверующими, при условии их готовности к честному, доброжелательному и заинтересованному диалогу на благо нашего родного государства». (39)

Со своей стороны Церковь осознает, что ее участие в этом диалоге сегодня крайне осложнено произошедшими радикальными трансформациями сознания и способа жизни современного общества, неотъемлемой органической составляющей которого являются и православные верующие.

Среди многочисленных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются Церковь и общество, владыка Владимир особо выделяет национализм, секуляризацию и консюмеризм, считая их доминирующими и наиболее опасными тенденциями развития современного украинского общества и человечества в целом. Высказанная митрополитом по отношению к ним позиция УПЦ не ограничивается лишь их неприятием, но имеет конструктивно критический характер.

Так, идеологии национализма противопоставляется готовность и практическое участие Церкви в процессах национального и государственного возрождения Украины при сохранении духовной связи с Русской Православной Церковью. Национализму противопоставляется патриотизм. «Мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь – плоть от плоти украинского народа, наша родина – Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества». (40)

Взаимосвязанным и усиливающимся тенденциям секуляризации и консюмеризации Церковь противопоставляет проповедь и реальный благодатный опыт веры, надежды и любви в Боге, которые, по убеждению владыки Владимира, только и могут освободить человека от либерально-технологического тоталитаризма современности. «Приобщая человека к благодати спасения, Церковь сообщает ему тринитарный образ бытия, которому чужд эгоизм. Благодаря этому искушения теряют силу воздействия на человека, обнажаются призрачность и иллюзорность той цели, к которой его толкает грех. Церковь не может и не должна ограничивать свободу личности, навязывая ей те или иные решения. Но мы можем и должны вернуть человеку остроту зрения…». (41)

Для этого, считает владыка Владимир, первоочередную важность приобретает такое переосмысление церковной традиции, которое бы актуализировало ее абсолютное содержание в условиях и обстоятельствах, радикально отличающихся от прошедших времен. Выполнение этой задачи, по убеждению митрополита, способствовало бы не только расцвету Церкви, но также консолидации, стабильности и прогрессу общества. «Предание, связь поколений должны способствовать консолидации нашего общества, и церковного, и светского, перед лицом вызовов нашего времени. В этом процессе должны принять участие богословы, представители светской науки. Диалог, дискуссии между ними должны помочь правильно оценить духовно-исторический опыт нашего народа.
Только православная вера в единстве с историческим опытом сможет сформировать тип современного верующего человека, ответственного за судьбы Церкви и Отечества, вернуть Руси достоинство святости не по наименованию, а по содержанию.
В разрешении этой задачи должны принять активное участие иерархия, клир и миряне. Только соборным разумом мы сможем с помощью Божией разрешить стоящие перед нами проблемы». (42)

Анализ общих негативных тенденций приводит митрополита Владимира к убеждению, что именно они в своем взаимодействии создают питательную среду для кризисного состояния современного украинского общества.

Основными составляющими кризиса в религиозно-общественной ситуации независимой Украины, по мысли Предстоятеля УПЦ, являются раскол украинского православия, усугубляемый политизацией церковной жизни, распространение харизматических движений и сект, политическая конфронтация и ментальная поляризация общества на проросийский Восток и антироссийский Запад.
 
Все это ведет к фрагментации и ослаблению, как Церкви, так и всего украинского общества перед лицом целого комплекса политических, экономических и культурных проблем, требующих неотложного и консолидированного решения.

Осознавая всю степень ответственности за решение существующих общественных проблем, и, прежде всего, межправославного раскола, митрополит Владимир считает, что для их преодоления УПЦ должна, во-первых, «максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей». (43) В связи с этим митрополит критикует и резко осуждает феномен так называемого политического православия как внутри УПЦ, так и за ее пределами, полагая, что деятельность политически ангажированных и экстремистки настроенных сил, дерзающих выступать от имени Церкви, вредит ее интересам.

Во-вторых, по убеждению владыки Владимира, ключевая для Церкви проблема раскола должна решаться «в пастырском ключе», что означает вынесение за скобки тех вопросов, обсуждение которых порождает множество политических спекуляций и конфликтов, прежде всего вопроса об автокефалии. «Мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни». (44)

В-третьих, по мнению митрополита Владимира, сегодня, как никогда, актуально налаживание равноправного плодотворного диалога Церкви и государства, который приобретает огромное значение в условиях демократического выбора независимой Украины.
При этом обязательно следует учитывать существенное отличие природ этих важнейших социальных феноменов и соблюдать принцип взаимного невмешательства в сферы компетенции друг друга.

«Церковь основана непосредственно Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом; государственная же власть проявляет себя в историческом процессе опосредствовано. Целью Церкви является вечное спасение людей. Цель государства заключается в обеспечении порядка в обществе и благосостояния граждан. В современном мире государство, будучи светским, не обременяет себя религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом отраслей и основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство осознает, что земное благосостояние невозможно без соблюдения определенных моральных норм тех же, которые нужны и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении сугубо земных благ, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Не может быть приемлемым принцип церковно-государственных отношений, при котором религия радикально вытесняется из всех сфер жизни народа, религиозные объединения отстраняются от участия в решении общественно значимых вопросов, лишаются права давать оценку действиям власти. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление и в ее вероучение. Церковь живет согласно своим каноническим нормам, нарушение которых может привести к кризису не только внутрицерковному, но и общественному. Это очень важно понимать у нас в Украине, особенно после появления раскольнических течений, которые кое-кому очень хочется любой ценой объединить с канонической Церковью». (45)

По убеждению владыки Владимира, взаимное осознание и признание интересов и позиций друг друга позволит наладить более конструктивное сотрудничество в пограничных сферах церковно-государственных отношений, и прежде всего, позитивно разрешит такие актуальные вопросы, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, предоставление Церкви статуса юридического лица и возвращение отобранного у нее имущества в рамках реституции собственности.

Митрополит Владимир уверен, что преодоление внутриправославного раскола на базе позиции УПЦ станет залогом для преодоления раскола украинского социума на Восток и Запад.

Для того, чтобы эти две общности не разделились на два антагонистичные лагеря, что означало бы для Украины исчезновение с политической карты мира, УПЦ готова стать инициатором и модератором создания единого социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных культурных элементов будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции.
 
«Миссия Украины отнюдь не исчерпывается функцией буферной зоны между Востоком и Западом. Украина – это самодостаточное социокультурное пространство, перед которым стоит задача обретения собственной внутренней целостности через синтез наследия Востока и Запада… Сегодня Церковь вновь призвана инициировать рождение социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных элементов культуры будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции.

Украинская Православная Церковь – это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся восточная и западная социокультурные общности. Запад и Восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления» (Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Украинское православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития // Труди Київської Духовної Академії. № 9. К., 2008. Сс. 11-12).

Как видим, богословская мысль митрополита Владимира рассматривает наиболее существенные проблемы, процессы и тенденции современного общества в свете евангельско-святоотеческой традиции. Как Предстоятель УПЦ он главным образом выступает с проповедью мира и любви, достижение которых невозможно без актуализации в жизни украинского народа истинных христианских ценностей, без консолидированного сотрудничества всех членов Церкви и независимого украинского государства.
 
Заключение

Итак, начиная с первых и до последних произведений митрополита Владимира мы видим, что его богословие – это богословие епископа, богословие человека, призванного к тому, чтобы возглавлять, вести, собирать и охранять поместную Церковь. Стиль, формы и содержание этого богословия со всей ясностью показывают, что истинный епископ не выделяет себя из Церкви, не ставит себя над ней. Истинный епископ – это уста Церкви, а его богословие – это богословие в Церкви, Церковью и ради Церкви, богословие самой Церкви, богословие, укорененное в ее многовековой Традиции и выражающее ее вечную Истину. Вместе с тем это богословие, обращенное к современному миру, богословие свидетельства и диалога, разворачивающихся в историческом процессе, богословие опыта, имеющего как личностное, так и общечеловеческое измерения, богословие открытости всем и каждому, желающим услышать и приобщиться к сокровищам православной веры и жизни, богословие мира и любви. Поэтому универсальной темой богословия митрополита Владимира является тема спасения и обожения каждой человеческой личности и всего человечества Христом в Церкви и через Церковь.

В условиях массированной агрессивной пропаганды постмодерной идеологии с ее ценностным и практическим релятивизмом и нигилизмом, богословская мысль митрополита Владимира, не боясь показаться несовременной и устаревшей, выступает со спокойной и честной апологией абсолютных ценностей православной традиции.

Таким образом, предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир является не только знаковой фигурой, но и видным богословом ХХ-ХХІ вв. Для современного слушателя и читателя его богословские идеи являются актуальными и востребованными, в силу органического сочетания в ней исконного евангельского традиционализма с динамической открытостью и отзывчивостью к насущным проблемам современного общества.

 

Примечания:
27. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди: в 2 т. Том второй. – К., 1997, – С. 352.
28. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– Сс. 233-234.
29. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Экклесиология в отечественном богословии. – К., 1997. – С. 60.
30. Там же.– С. 64.
31. Там же.– С. 63.
32. Там же.– Сс. 61-62.
33. Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. Христос Спаситель – Начальник мира. Статьи. – К., 1998.– С. 132.
34. Там же.– Сс. 200-201.
35. Там же.– С. 88.
36. Там же.– С. 213.
37. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Слова и речи. – К., 1997. – С. 284.
38. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Павел, призванный Апостол… – К., 1998. – С. 195.
39. Цит. по Иерей Дионисий Мартышин Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира / www.otechestvo.org.ua
40. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Украинское православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития // Труди Київської Духовної Академії. № 9. К., 2008.– С. 13.
41. Там же.– С. 14.
42. Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины. Приветственное слово к участникам международных Успенских чтений. Подробнее см.: Личность и традиция: Аверинцевские чтения /Сост. К. Б. Сигов. – К.: Дух i литера, 2005.– С. 8.
43. Там же.– С. 15.
44. Там же.– С. 16.
45. Цит. по Иерей Дионисий Мартышин Апостольское служение и проблемы современности в богословском поиске митрополита Владимира / www.otechestvo.org.ua
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.