УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 173 відвідувачів

Теги
Доброчинність монастирі та храми України Голодомор постать у Церкві Патріарх Алексій II Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ іконопис Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ церква і суспільство церковна журналістика церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика вибори українська християнська культура Католицька Церква Вселенський Патріархат секти молодь Мазепа Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра автокефалія Ющенко Церква і медицина конфлікти комуністи та Церква забобони Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство милосердя педагогіка діаспора УПЦ КП шляхи єднання розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






«Миг» (Запорожье): Возвышенное и земное



«Миг» (Запорожье), 05.11.2009

О церкви принято говорить в приподнятых тонах. Но любопытному мирянину в глубине души всегда интересны бытовые нюансы. Обратили на себя внимание Интернет-сообщения, друг с другом вроде не связанные. В одном из них говорится, что в Нижней Саксонии [Германия] планируется закрыть 54 католических храма. Несколько других описывали поднятие цен в украинских православных церквях на крещение, венчание и отпевание, а также реакцию митрополита Одесского и Измаиль- ского Агафангела [УПЦ МП], который прилюдно призвал на головы журналисток, поднявших эту тему, всяческие скорби и болезни.

Иерархи православной церкви хотят видеть в закрытии церквей на Западе падение благоговейности и религиозной потребности, которую славяне сохранили в неприкосновенности, и не желают касаться вопросов презренного металла. Тем не менее дела церковные в мире и в Украине, кроме духовной, имеют и имущественно-хозяйственную основу. Так не грозит ли закрытие храмам в нашей стране вообще и Запорожской области в частности?

С одной стороны, за 70 лет советской власти, когда воинствующие атеисты превратили храмы в лучшем случае в склады и коровники, а в худшем разрушили все до основанья, потребность в духовном в самом деле сумела устоять. И после развала Союза рост числа приходов, общин и других религиозных «ячеек» [причем не только православных] показывал впечатляющие темпы. Соответственно росло и число храмов: верующим передавались уцелевшие культовые сооружения, строились новые, под места служения приспосабливались помещения, ранее для этого не предназначенные.

Лет десять назад не было большой проблемы получить участок земли под возведение того или иного храма [правда, с превращением земли в товар сделать это стало практически невозможно]. А после того религиозные организации могли освобождаться от платы за землю, на которой стоит культовое сооружение. Но его содержание ложится на плечи общины [прихода и т.д.] Откуда деньги?

Практически все религиозные организации декларируют в качестве источника своих доходов добровольные пожертвования. Если речь идет о православных церквях, то в их уставах говорится также о финансовых поступлениях в связи с осуществлением культовой деятельности; доходе от реализации предметов религиозного назначения; доходе от производ-ственной, коммерческой, издательской и другой деятельности, которая не противоречит действующему законодательству. В случае других религиозных конфессий, кроме пожертвований, допускаются иностранные вливания, не противоречащие украинскому законодательству.

Правда, в последнее время заграничные поступления оскудели. Что же касается пожертвований... Бесспорно, часть верующих от души дает деньги на храм. Но смотришь по телевизору, как наши властьпредержащие в великие праздники водят в соборах хороводы, и понимаешь, откуда у батюшек прекрасные машины и просторные дома. Да и в провинции в церкви можно встретить немало прихожан, которые выглядят, мягко говоря, неинтеллигент-но, но богато. Вот только, пусть Бог простит, мало верится в их искренность. А еще говорят, что немалой популярностью стали пользоваться сорокоусты «За открытие мастерской или кафе», «За успехи в бизнесе», и даже «За устранение конкурентов». Священники надеются, что последний молебен заказывают в фигуральном, а не прямом смысле.

Некоторые иерархи церкви не скрывают, что большая часть платы за отправление культовых обрядов взимается, по сути, с атеистов. Тех, кто не придерживается всех канонов, а обращается к Господу лишь в самых значимых в жизни случаях, – для самоуспокоения или чтоб “было, как у людей”. Так что стенания о возросших ценах на обряды, мягко говоря, некорректны. Ну, а расценки на молебны, свечи, иконки, крестики, литературу растут в прямой пропорции с общим повышением цен на все: расходы на их производство, бензин, а также на коммунальные услуги, свет, гонорары певчим и так далее.

По данным из проверенных источников, православным храмам в ближайшем будущем ничто не угрожает. Воистину верующих, или воцерковленных людей у нас всего три процента. Так что у православной церкви большое поле для духовной работы. Хотя конкурентов у них немеряно.

ВСЕГО в области на 1.01.09 было 364 культовых сооружения и помещения, приспособленных под отправление религиозных культов.
Из них культовых сооружений, переданных в собственность общинам, – 146, переданных в пользование – 29.
В 1992-2008 годах были построены 44 культовых сооружения, продолжают строиться 31.
Приспособленных под отправление религиозных культов помещений в области 189. Арендованных помещений – 272.
По данным Государственного комитета Украины
по делам национальностей и религий

Другая сторона медали

СоциальнаЯ защита запорожских священников на очень низком уровне, считает начальник отдела по делам национальностей и религий облгосадминистрации Александр Клемешин. Об этом он заявил, выступая на заседании «круглого стола», посвященного проблеме легализации астрологов, гадалок и целителей, проведенном пред- ставителями христианских общин и организаций региона.

В классификаторе профессий не обозначены ни священники, ни дьяконы, ни богословы. Как следствие они не могут рассчитывать на социальные гарантии, привычные для других граждан.

“Если священник попал под запрет епископа, ему некуда деваться. Он не может встать на учет в центр занятости. Как ему зарабатывать на жизнь? Здесь масса проблем: и социальных, и религиоведческих, и моральных”, – считает Александр Клавдиевич.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.