УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
Церква і влада Мазепа постать у Церкві церква та політика Католицька Церква забобони Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність вибори краєзнавство УПЦ КП комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Церква і медицина УГКЦ милосердя церковна журналістика діаспора українська християнська культура педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Голодомор автокефалія Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Ющенко Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ розкол в Україні Патріарх Алексій II церква і суспільство Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика конфлікти секти іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Донецк: история, события, факты»: Православная церковь в Донбассе в 1941-1981 гг.



«Донецк: история, события, факты», А .А. Петровская, 25.09.07

В 1941-1948 гг. в Донецкой области было зарегистрировано 235 приходов Русской православной церкви, большинство которых открылось в годы Великой Отечественной войны. Немецкий оккупационный режим не препятствовал возникновению новых религиозных православных общин и возобновлению деятельности закрытых церквей. С самого начала немецкой оккупации на Украине существовали две соперничавшие между собой православные церкви. В Западной Украине существовала Польская православная церковь, которой Вселенский патриарх даровал автокефалию в 1923 г. Номинально ее главой являлся митрополит варшавский Дионисий, провозглашенный местоблюстителем Киевского престола. Когда немецкие войска 42 оккупировали Восточную Украину, митрополит Дионисий заявил свои юрисдикционные права на всю Украину.

В августе 1941 г. в Почаевском монастыре епископы московской юрисдикции провозгласили создание автономной Украинской православной церкви. Ее главой был избран Алексий (Громадский). провозглашенный на соборе митрополитом-экзархом. Автономная церковь не признала каноничности автокефальной и отказалась к ней присоединиться. Донесения германских властей и показания церковных деятелей свидетельствуют о том, что большинство украинского населения поддерживало "автономистов", которые признавали авторитет митрополита Сергия московского.

К сожалению, мы не располагаем данными о существовании в Донецкой области приходов, принадлежавших украинской автокефальной церкви. Известно, что Курская, Воронежская и Донбасская области находились в введении епископа автокефальной церкви Феофила (Булдовского), который вскоре после оккупации Харькова немцами провозгласил себя митрополитом Харьковским и Полтавским. Вероятно в Донбассе, как и во всей Украине, автокефалисты популярностью не пользовались и своих культовых зданий здесь не имели. Есть свидетельства того, что в 1943 г. в день престольного торжества в Свято-Троицком соборе г.Славянска состоялась совместная служба автокефального и автономного священства. В городе Сталино до 1948 г. действовало 13 религиозных православных общин, из которых по настоящее время существуют пять:

-Свято-Николаевский кафедральный собор (посЛаринка).

- Свято-Успенский храм (пос.Рутченково).

- Свято-Николаевский храм (пос.Шахтостроитель, Калининский р-н).

- Свято-Успенский храм (пос.Буденновка. Пролетарский р-н).

- Свято-Вознесенский храм (пос.Петровка. Петровский р-н).

Епископом Ворошиловградским и Сталинским в 1944г. был назначен о.Никон (Александр Порфирьевич Петнн). стараниями которого была построена Свято-Николаевская церковь на Ларинке. Именно за время архиерейского служения Владыки Никона епархия вошла вровень с лучшими епархиями Украины. В августе 1948 г. епископ Никон определяется на Херсонско-Одесскую кафедру, но он не оставляет своих забот о Донецкой епархии вплоть до своей кончины в 1956 г.

На примере г.Донецка можно проследить процесс возникновения и последующей ликвидации православных общин. Первыми закрывались малочисленные общины, которые в годы немецко-фашистской оккупации занимали под культовые здания, общественные постройки. Верующие переводились в соседние, более крупные приходы, зачастую расположенные в другом селе. Естественно, продолжали посещать церковь не многие. Тогда, через год-два, закрывался и этот приход.

Так, в 1941 г.в пос.Трудовском образовалась религиозная община, которая открыла молитвенный дом в здании, принадлежавшем шахтоуправлению. В сентябре 1960 г. по настоянию шахтоуправления здание было освобождено, а имущество перевезено в церковь поселка Старо-Михайловка.

В 1942 г, возникла церковная община на станции Мушкетово Буденновского района (настоятель Чернявский). Но уже в сентябре 1944 г. она была распущена, а культовое имущество передано общине церкви шахты им.Калинина.

В поселке Авдотьино религиозная община заняла под молитвенный дом бывшую сторожку церкви (здание церкви было разрушено во время войны). Здесь службы регулярно шли до февраля 1963 г., когда община была снята с регистрации, а здание снесено.

Православная община поселка Рутченково действовала с 1942 г. В 1946 г. она была ликвидирована, занимаемое ею здание изъято. Прихожане, вероятно, перешли в действовавший в поселке Свято-Усиенский храм.

Религиозная община Николаевского молитвенного дома в нос. Григорьевка (Ленинский р-н) существовала с 1942 по 1959 гг.

В г.Моспино православная община действовала также до 1959г. Здание общины было изъято, так как "в г.Моспино церкви не было никогда". Верующие посещали церковь в селе Грузсколомовка Харцызского района.

В поселке станции Сталине православная община начала свою деятельность в 1942 г. в здании железнодорожной школы. В 1945 г. община переместилась в здание, предоставленное заводом им Ленина на арендных началах. В 1960 г. органы местной власти постановили изъять здание из ведения религиозной общины и открыть там кинотеатр. Община была снята с регистрации "как не имеющая помещения под молитвенные цели" в декабре 1960 г. Подобные действия мотивировались тем, что в городе имеется 6 церквей и молитвенных домов, которые находятся на близком расстоянии от поселка станции Сталине» (т.е. в Пролетарском, Петровском. Калининском районах города).

Православная община церкви Петра и Павла (пос.Смолянка). возникшая в 1942 г.. заняла молитвенный дом (постройки 1910 г.), здание которого использовалось до Великой Отечественной войны под школьные классы. Однако уже в декабре 1961 г., через год после закрытия Николаевской церкви на станции Сталино, исполком принимает решение об изъятии здания и снятии с регистрации общины Петра и Павла.

Таким образом, на 1 января 1988 г. в Донецкой области действовало 82 церкви и молитвенных дома, а в г.Донецке - 5 храмов, которые находились в удаленных от центра районах города. За периоде 1945 по 1981 гг. было ликвидировано 148 приходов Русской православной церкви. Последним был снят с регистрации в 1981 г. как самоликвидировавшийся приход поселка Покровское Артемовского района. Основная волна закрытия храмов в Донбассе, как и по всей стране, прокатилась в конце 50-х - начале 60-х годов, тогда в области было закрыто 68° Ь православных общин. Это было время интенсивного прироста населения, которое на начало 1959 г. в г.Донецке превысило 700 тыс. человек. Тогда, как в годы войны, в городе с населением 178 тыс. человек действовало 13 приходов.

Все это время центром православия в Донбассе была Покровская церковь в.Старо-Михапловке. куда передавали культовое имущество многих закрытых храмов, в том числе и разрушенного в 1931 г. Свято-Преображеиского кафедрального собора. Покровская церковь - единственная в Донбассе - осталась без изменений в своем первозданном виде.

Статья из Краеведческого сборника «Літопис Донбасу” № 9, 2001 г.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.