УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 170 відвідувачів

Теги
монастирі та храми України розкол в Україні Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство діаспора іконопис секти Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Археологія та реставрація Доброчинність вибори УГКЦ церковна журналістика українська християнська культура Мазепа забобони Предстоятелі Помісних Церков конфлікти Ющенко УПЦ КП Церква і медицина Голодомор педагогіка комуністи та Церква Церква і влада постать у Церкві краєзнавство молодь Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра Церква і політика Католицька Церква милосердя автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Донецк: история, события, факты»: Православная церковь в Донбассе в 1941-1981 гг.



«Донецк: история, события, факты», А .А. Петровская, 25.09.07

В 1941-1948 гг. в Донецкой области было зарегистрировано 235 приходов Русской православной церкви, большинство которых открылось в годы Великой Отечественной войны. Немецкий оккупационный режим не препятствовал возникновению новых религиозных православных общин и возобновлению деятельности закрытых церквей. С самого начала немецкой оккупации на Украине существовали две соперничавшие между собой православные церкви. В Западной Украине существовала Польская православная церковь, которой Вселенский патриарх даровал автокефалию в 1923 г. Номинально ее главой являлся митрополит варшавский Дионисий, провозглашенный местоблюстителем Киевского престола. Когда немецкие войска 42 оккупировали Восточную Украину, митрополит Дионисий заявил свои юрисдикционные права на всю Украину.

В августе 1941 г. в Почаевском монастыре епископы московской юрисдикции провозгласили создание автономной Украинской православной церкви. Ее главой был избран Алексий (Громадский). провозглашенный на соборе митрополитом-экзархом. Автономная церковь не признала каноничности автокефальной и отказалась к ней присоединиться. Донесения германских властей и показания церковных деятелей свидетельствуют о том, что большинство украинского населения поддерживало "автономистов", которые признавали авторитет митрополита Сергия московского.

К сожалению, мы не располагаем данными о существовании в Донецкой области приходов, принадлежавших украинской автокефальной церкви. Известно, что Курская, Воронежская и Донбасская области находились в введении епископа автокефальной церкви Феофила (Булдовского), который вскоре после оккупации Харькова немцами провозгласил себя митрополитом Харьковским и Полтавским. Вероятно в Донбассе, как и во всей Украине, автокефалисты популярностью не пользовались и своих культовых зданий здесь не имели. Есть свидетельства того, что в 1943 г. в день престольного торжества в Свято-Троицком соборе г.Славянска состоялась совместная служба автокефального и автономного священства. В городе Сталино до 1948 г. действовало 13 религиозных православных общин, из которых по настоящее время существуют пять:

-Свято-Николаевский кафедральный собор (посЛаринка).

- Свято-Успенский храм (пос.Рутченково).

- Свято-Николаевский храм (пос.Шахтостроитель, Калининский р-н).

- Свято-Успенский храм (пос.Буденновка. Пролетарский р-н).

- Свято-Вознесенский храм (пос.Петровка. Петровский р-н).

Епископом Ворошиловградским и Сталинским в 1944г. был назначен о.Никон (Александр Порфирьевич Петнн). стараниями которого была построена Свято-Николаевская церковь на Ларинке. Именно за время архиерейского служения Владыки Никона епархия вошла вровень с лучшими епархиями Украины. В августе 1948 г. епископ Никон определяется на Херсонско-Одесскую кафедру, но он не оставляет своих забот о Донецкой епархии вплоть до своей кончины в 1956 г.

На примере г.Донецка можно проследить процесс возникновения и последующей ликвидации православных общин. Первыми закрывались малочисленные общины, которые в годы немецко-фашистской оккупации занимали под культовые здания, общественные постройки. Верующие переводились в соседние, более крупные приходы, зачастую расположенные в другом селе. Естественно, продолжали посещать церковь не многие. Тогда, через год-два, закрывался и этот приход.

Так, в 1941 г.в пос.Трудовском образовалась религиозная община, которая открыла молитвенный дом в здании, принадлежавшем шахтоуправлению. В сентябре 1960 г. по настоянию шахтоуправления здание было освобождено, а имущество перевезено в церковь поселка Старо-Михайловка.

В 1942 г, возникла церковная община на станции Мушкетово Буденновского района (настоятель Чернявский). Но уже в сентябре 1944 г. она была распущена, а культовое имущество передано общине церкви шахты им.Калинина.

В поселке Авдотьино религиозная община заняла под молитвенный дом бывшую сторожку церкви (здание церкви было разрушено во время войны). Здесь службы регулярно шли до февраля 1963 г., когда община была снята с регистрации, а здание снесено.

Православная община поселка Рутченково действовала с 1942 г. В 1946 г. она была ликвидирована, занимаемое ею здание изъято. Прихожане, вероятно, перешли в действовавший в поселке Свято-Усиенский храм.

Религиозная община Николаевского молитвенного дома в нос. Григорьевка (Ленинский р-н) существовала с 1942 по 1959 гг.

В г.Моспино православная община действовала также до 1959г. Здание общины было изъято, так как "в г.Моспино церкви не было никогда". Верующие посещали церковь в селе Грузсколомовка Харцызского района.

В поселке станции Сталине православная община начала свою деятельность в 1942 г. в здании железнодорожной школы. В 1945 г. община переместилась в здание, предоставленное заводом им Ленина на арендных началах. В 1960 г. органы местной власти постановили изъять здание из ведения религиозной общины и открыть там кинотеатр. Община была снята с регистрации "как не имеющая помещения под молитвенные цели" в декабре 1960 г. Подобные действия мотивировались тем, что в городе имеется 6 церквей и молитвенных домов, которые находятся на близком расстоянии от поселка станции Сталине» (т.е. в Пролетарском, Петровском. Калининском районах города).

Православная община церкви Петра и Павла (пос.Смолянка). возникшая в 1942 г.. заняла молитвенный дом (постройки 1910 г.), здание которого использовалось до Великой Отечественной войны под школьные классы. Однако уже в декабре 1961 г., через год после закрытия Николаевской церкви на станции Сталино, исполком принимает решение об изъятии здания и снятии с регистрации общины Петра и Павла.

Таким образом, на 1 января 1988 г. в Донецкой области действовало 82 церкви и молитвенных дома, а в г.Донецке - 5 храмов, которые находились в удаленных от центра районах города. За периоде 1945 по 1981 гг. было ликвидировано 148 приходов Русской православной церкви. Последним был снят с регистрации в 1981 г. как самоликвидировавшийся приход поселка Покровское Артемовского района. Основная волна закрытия храмов в Донбассе, как и по всей стране, прокатилась в конце 50-х - начале 60-х годов, тогда в области было закрыто 68° Ь православных общин. Это было время интенсивного прироста населения, которое на начало 1959 г. в г.Донецке превысило 700 тыс. человек. Тогда, как в годы войны, в городе с населением 178 тыс. человек действовало 13 приходов.

Все это время центром православия в Донбассе была Покровская церковь в.Старо-Михапловке. куда передавали культовое имущество многих закрытых храмов, в том числе и разрушенного в 1931 г. Свято-Преображеиского кафедрального собора. Покровская церковь - единственная в Донбассе - осталась без изменений в своем первозданном виде.

Статья из Краеведческого сборника «Літопис Донбасу” № 9, 2001 г.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.