УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 42 відвідувачів

Теги
діаспора українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі забобони Патріарх Алексій II іконопис Мазепа краєзнавство конфлікти постать у Церкві Церква і політика вибори УГКЦ розкол в Україні УПЦ КП Ющенко монастирі та храми України Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква церковна журналістика автокефалія Доброчинність молодь Церква і влада милосердя Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко церква та політика шляхи єднання Священний Синод УПЦ церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков педагогіка Вселенський Патріархат комуністи та Церква секти






Рейтинг@Mail.ru






«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.): Другая Горловка



«Кочегарка» (Горловка, Донецкая обл.), Денис Рафальский, 01.09.08

У многих городов есть, скажем так, тёзки. Не будем трогать населённые пункты вроде Первомайска или Дзержинска, которые разбросала по 1/6 части суши советская власть. Но «двойники» также имеются у Донецка, Москвы, Санкт-Петербурга... Два последних можно найти даже на карте США (именно в заокеанском Питере жил озорной Том Сойер), и доподлинно известно, что американцы назвали свои города в честь российских столиц. А вот другой Донецк, что в Ростовской области, никакого отношения к областному центру не имеет, зато – самое непосредственное к реке Северский Донец...

У нашего города какие могут быть «дублёры», раз он был назван в честь своего основателя – горного инженера Петра Горлова, имя которого более нигде не мелькало в качестве топонима. Не тут-то было: оказалось, у Горловки есть «сёстры». По крайней мере, корреспондент «Кочегарки» с помощью всезнающего интернета нашёл четыре. И все – деревни (до городского статуса повысилась только наша Горловка), три из которых – в России, а одна, удивитесь, в Грузии...

История Горловки, лежащей близ Вязем, что в Одинцовском районе Московской области, тянется из глубин веков. Известно, что в 16-м в. в Вяземах существовал небольшой монастырёк во имя Иоанна Богослова. К сожалению, сведения о мелких обителях крайне скудны, и относительно Вяземского монастыря они относятся только к XVII веку. Хроника Мартина Бера 1606 г. упоминает «обитель Вяземскую», превращенную в крепость. Польские послы в том же 1606 г. хотели проникнуть в этот монастырь, но не были допущены. Обитель была разрушена в Смутное время, и писцовое описание 1631 г. упоминает лишь «место церковное Иоанна Богослова, что был монастырь». В 1680 г. проводилось обследование владений, и местный священник, основываясь на каких-то записях, сообщил: «Которое-де место церковное, что был монастырь Иоанна Богослова... Да у той же церкви были вкладные пустоши: Шарапово, Зятнево, Горлово (выделено мной – Д.Р.), Мясоедово, Иваниково. А дали-де те пустоши вклад к церкви Андрей Клешнин да тетка ево Аграфена Чемоданова в поминовение... по родителех своих». Это первое упоминание Горловки в документах, хотя можно с уверенностью сказать, что она была основана раньше.

На протяжении последующих трех столетий пустошь Горлово входила в состав Вяземского имения, пока в начале 20-го в. князьями Голицыными здесь не был основан небольшой хутор для разведения молодняка крупного рогатого скота и английских овец. Перепись 1926 г. зафиксировала хутор Горлово из одного хозяйства, где проживали 9 человек. Спустя шесть десятилетий аналогичная перепись 1989 г. отметила в поселке Горловка 27 хозяйств и 58 жителей. Многие деревни в России не пережили бурные 90-е, но Горловка, Большевяземского сельского округа, встречается в Законе Московской области о границах Одинцовского муниципального района 2005 г. Стало быть, её история продолжается. Голубые дома с разрисованными окнами, невообразимая чистота, старики, наряженные в традиционные русские костюмы, с иной ментальностью и верой. Говорят, что это русская сказка во плоти. В деревне Горловка Ниноцминдского района Джавахетии проживают около 400 так называемых духоборов. Их отличает нетрадиционное христианское вероисповедание, за что в 1841 г. были вынуждены переселиться в Грузию. Около 12000 покинули родные края. Тогда Джавахетия была малонаселённой местностью, поэтому вряд ли кто их стал притеснять, – так вспоминают сегодня потомки. В Грузию они прибыли в конце осени, но суровый климат не все смогли перенести: в первую же зиму третья часть переселенцев погибла от холода и голода. Остальных Ларион Калмыков, их предводитель, умолял уехать из Джавахетии. Кое-кто перебрался в другие уголки Грузии, но большинство все же осталось в Горловке. Духоборов выдворяли из центральных губерний России, поселениям на новом месте они давали названия своих старых деревень. Возможно, кого-то переселили в Закавказье из Горловки, что в Гороховецком районе Владимирской области. В интернет-энциклопедии «Виртуальный город Владимир» я нашёл фотографии 50-х, на которых запечатлены горловские колхозники во время полевых работ. Одни горловчане искали за тридевять земель Бога, а другие в своём краю находили дьявола. На одном российском сайте, посвященном кладоискательству, есть занимательный рассказ, действие которого происходит в деревне Горловка Красноярского края. Там много лет ходили слухи о некоем кладе, зарытом местной колдуньей Анной Степановой. Все знали о том, в каком месте этот клад закопан, но никто не отваживался взять лопату в руки. Потому что зарыто сокровище было на краю деревни, возле разрушенной часовенки, у которой была репутация «нечистого места». И тут к одному из местных жителей приехал погостить внук-москвич и клад откопал. Добытую таким образом шкатулку, на которой была прибита табличка: «Никогда не открывай», он увез с собой в Москву и через месяц все-таки отпёр. В шкатулке была старинная табакерка и записка, написанная кровью: «Подумай в последний раз, никогда не открывай эту табакерку». В ней не было ничего, кроме бумажки со словом: «Смерть». Написанным, разумеется, кровью. Утром любопытный кладоискатель бесследно исчез. Правда или враки, вам решать, но в Горловке чего только произойти не может.  

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.