УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 198 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація комуністи та Церква Мазепа Священний Синод УПЦ молодь УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика забобони Президент Віктор Ющенко Католицька Церква Голодомор Церква і влада Патріарх Алексій II Ющенко УПЦ КП шляхи єднання розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України секти іконопис Доброчинність конфлікти Церква і політика Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат діаспора 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка милосердя церква та політика українська християнська культура церква і суспільство автокефалія Церква і медицина постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






УНИАН: Мусульмане в Украине: возрождение в контексте евроинтеграции



УНИАН, Вячеслав Швед, 27.11.09

В последнее время в Украине возрастает внимание к проблемам мусульманской уммы, влияния исламского фактора на внутреннюю и внешнюю политику нашей страны.
При этом, исламоведы обращают внимание на некоторые перекосы, неточности, неверные оценки и суждения в отношении религиозно-политических течений или мусульманской жизни в Украине. К примеру, гипертрофированная увлеченность темой радикального исламизма в Украине, которая преподносится как главная, доминирующая проблема всей мусульманской уммы Украины и особенно ее крымской части.Что лежит в основе таких выводов?.. 

Мусульмане в Украине

Сегодня, когда практически закончился первый этап мусульманского возрождения в Украине, на первый план вышли проблемы качественного улучшения жизни и деятельности мусульманской уммы, а так же повышения эффективности использования ее потенциала в развитии экономики, науки и культуры Украины, преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Этот этап привел к воссозданию инфраструктуры мусульманской жизни. В Украине действуют несколько духовных управлений и центров. При этом важное значение приобретают вопросы более полного удовлетворения духовных потребностей мусульман Украины, повышения их вклада в укрепление международных позиций страны, обоснование качественно новой модели развития Украины, адекватной современным реалиям и вызовам. Решение этих и других проблем требует, прежде всего, формирования и утверждения государственной стратегии дального развития мусульманского возрождения в контексте евроинтеграционных устремлений Украины.
В этих условиях особое значение имеет консолидация в рамках мусульманской уммы Украины, преодоление расколов и раздробленности.

В 2009 году мусульманами Украины были сделаны важные шаги в решении этих вопросов. 

Так в апреле этого года при Государственном комитете по делам национальностей и религии был создан Совет представителей духовных управлений и духовных центров мусульман Украины. Совет, в состав которого вошли ДУМ Украины «Умма», ДУМ Крыма и Религиозного объединения независимых мусульманских общин Украины «Киевский муфтият», представляющих большинство всех мусульманских общин Украины. Тем самым, ведущими управлениями и центрами украинских мусульман был создан координирующий орган, позволяющий качественно улучшить как согласованность деятельности мусульманских организаций, так и их взаимодействий с государственными структурами Украины.
На этом фоне заявили о себе нехватка учебных заведений и культурно-просветительских центров, подготовленных, авторитетных имамов и тесно связанный с этим общий низкий уровень знаний украинских мусульман о своей религии. Так, в своем недавнем интервью в газете «Голос Крыма» заместитель председателя Республиканского комитета АРК по делам религий А. Булатов отмечал, что за последние пять лет почти прекратился активный процесс выявлений и возвращений бывших мусульманских культовых зданий и иной религиозной собственности. В Крыму приостановлено строительство мечетей, в том числе, не сдвинулось с мертвой точки и начало строительства Соборной мечети в Симферополе [2]. В сочетании с нерешенностью многих проблем крымских татар, вышеуказанные факторы стают благоприятной почвой появления в Крыму ряда радикальных течений.

Во время своего выступления на встрече Президента Украины с Президиумом Меджлиса крымскотатарского народа 3 июля этого года, председатель Меджлиса М.Джемилев так эмоционально оценил затягивание местными властями Крыма строительства Соборной мечети в Симферополе: «Откровенно скажу, что такого наглого и циничного отношения к татарам и их религии никто не ожидал»[3].
Политика Меджлиса и его руководства направлена на оказание помощи в развитии традиционного ислама в Крыму, противодействия распространению на полуострове деятельности экстремистских структур. Первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, Президент Всемирного конгресса крымских татар Р. Чубаров неоднократно говорил о том, что руководство Меджлиса беспокоят целенаправленные действия по укреплению в Крыму политических организаций экстремистского толка, прикрывающихся исламом. Это, по его словам, «вызывает у нас озабоченность, поскольку такие организации стараются распространять в Крыму несвойственные традиционному исламу ценности, в частности, такие, которые привносят недоверие и страх в полиэтническое и многорелигиозное крымское общество, отрицают возможность мирного сосуществования людей разных культур и духовных ценностей» [4]. Что касается роли внешнего фактора в распространении экстремистских течений, прикрывающихся исламом, Р.Чубаров однозначно отмечает, что в появлении подобных организаций Меджлис рассматривает деятельность внешних сил, которые хотят ослабить единство крымских татар. По мнению Р. Чубарова, радикальные организации могут быть созданы структурами Российской Федерации. Но иногда такими людьми и приемами могут, подчеркивал он, пользоваться и наши украинские политики[5]. В свете сказанного, особое значение приобретает сегодня кардинальное и системное повышение внимания государственных структур и общественных организаций к оказанию действенной помощи традиционному исламу в Крыму, укреплению его материальной и кадровой базы и, конечно же, решение злободневных проблем крымских татар.

Поворот Запада к новой политике в отношении ислама

Приход к власти в США Б. Обамы, его позиция в отношении ислама, стали катализаторами укрепления линии Западного мира на поиски и становление нового курса в отношении мусульманского населения своих стран. Его сущность заключается в отработке таких механизмов взаимодействия с исламскими общинами и структурами, которые позволили бы реализовать эффективную политику интеграции мусульманского населения в западное общество при сохранении его религиозной идентичности, полнее задействовать потенциал ислама в развитии западного общества. Особое внимание при этом уделяется сотрудничеству руководителей западных стран, Евросоюза с ведущими общественными структурами мусульман в западных странах.
Среди таких структур можно отметить позитивную роль Федерации мусульманских организаций Европы, работающую в тесном взаимодействии с Европейским союзом по делам фетв и исследований. Созданная в 1989 году с центральным офисом в Бельгии, федерация объединяет мусульманские организации 28 европейских стран.
Своими главными задачами Федерация называет консолидацию европейских мусульман, защиту их прав, отстаивание позитивного образа ислама в глазах европейцев, а также помощь государственным структурам и общественным организациям в решении задач интеграции мусульман в европейское общество, чтоб они стали его органической составляющей. Идеологическая платформа Федерации основана на признании многонационального, многоконфессионального, многокультурного характера Европы. Федерация исповедует концепцию «васатыйи» - исламской срединности, сбалансированности, умеренности и центризма. Такой метод преломления ислама позволяет Федерации консолидировать большинство европейских мусульман на совместной работе по превращению ислама в составляющую европейской цивилизации.
Течение «васатыйи» - или срединного ислама, возникшее в конце ХХ века, иногда называют «новым исламистским трендом»[6].
Возникшее в течении 80-х годов прошлого столетия в рамках структур Братьев мусульман, течение «васатыйи» быстро развивается, превращается, фактически, в самостоятельное течение в современном исламе и завоевывает ведущие позиции в мусульманской умме Европы. Сегодня идея «васатыйи» доминирует в исламском обществе, давно вышла за рамки движения Братьев мусульман, и широко популярна в исламском мире. Политическая и юридическая практика сторонников «васатыйи» в Европе направлена на разработку прагматического подхода к задачам адаптации и интеграции мусульман к жизни в условиях западной демократии.
В современной Европе идет интенсивное обсуждение, как на академическом уровне, так и на уровне практической политики, комплекса вопросов, связанных с выработкой политического курса в отношении ведущих направлений ислама в Европе и его организационных структур. Общая тенденция, которая четко просматривается в течение последнего времени, заключается в признании необходимости налаживания сотрудничества с умеренными мусульманскими организациями, готовыми к конструктивной работе с властью в деле отработки механизмов и форм интеграции мусульман в европейское общество. Такой подход учитывает как нынешнее доминирующее положение таких организаций в мусульманской умме Европы, так и их растущий потенциал, стремление к сотрудничеству. Конечно, этот процесс происходит непросто, сопровождается острой полемикой, несовпадением взглядов, но, главное, он набирает силу и открывает большие перспективы для дальнейшего развития всей европейской цивилизации, неотъемлемой частью которой, теперь признается и ислам.
У Федерации сложились хорошие, крепкие отношения с руководством Евросоюза и Европарламента. В январе 2008г. по инициативе Федерации был принят такой важнейший, основополагающий документ, как Хартия мусульман Европы, торжественное подписание которой посетил заместитель главы Европарламента. Хартия стала своеобразным манифестом европейских мусульман, политико-правовой базой их стремления разделить европейские ценности и интегрироваться в европейское общество. Конечно, процесс интеграции мусульман в современное европейское общество-процесс очень сложный, который сталкивается со многими трудностями, противоречиями и предрассудками. Тем не менее, можно говорить об активном и многостороннем процессе формирования новой европейской мусульманской идентичности, которой, несомненно, предстоит сыграть свою уникальную историческую роль в развитии мусульманской и мировой цивилизации.
По расчетам американского Института миграционной политики, удельный вес мусульман в составе населения Евросоюза к середине нынешнего века увеличится с нынешних 5% до 20%[7]. Количественные и качественные изменения в европейской мусульманской умме могут свидетельствовать о том, что в течение следующих десятилетий, проведение квалифицированной, гибкой, инновационной политики со стороны руководства европейских государств и структур Евросоюза будет приобретать одно из решающих условий превращения Объединенной Европы в ведущую силу мировой политики и экономики.

Государственная политика Украины в отношении ислама

Приходится констатировать, что на исламском направлении Украина до сих пор крайне пассивно участвует в европейских инициативах. Объемы, глубина и содержательная часть участия Украины в таких инициативах не соответствует ни важности задач, стоящих в этой сфере перед Украиной, ни потребностям и потенциалу ее мусульманской уммы. Со стороны Украины, в отличие, например, от соседних Польши, Румынии, Болгарии не выдвинуто ни одной инициативы или проекта, имеющих общеевропейское звучание.
Первостепенное значение, с учетом европейских традиций и европейского опыта, имеет создание эффективных механизмов сотрудничества государственных структур с религиозными и культурно-просветительскими организациями украинских мусульман, наполнение их работы конкретным и конструктивным содержанием. Сегодня в Украине уже созданы серьезные заделы в создании таких механизмов. Речь идет об уже упоминавшемся Совете представителей духовных управлений и центров мусульман Украины при Государственном комитете по делам национальностей и религий. Сегодня важно организовать действенную работу этого Совета, особенно в налаживании активного участия представителей мусульманских организаций в доработке таких важнейших законопроектов, как „О свободе совести и религиозные организации”, Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине, о возвращении культовых сооружений религиозным организациям и других.Важно видеть перспективу превращения украинской уммы в составную часть общеевропейской уммы. Необходимо также доработать в соответствии с европейскими требованиями и стандартами политико-правовые основы такой политики.
В свою очередь, разработка и принятие долговременной программы развития исламского образования и культурно-просветительских центров позволит качественно улучшить имеющиеся сегодня острейшие проблемы нехватки подготовленных имамов, налаживания выпуска современных и квалифицированных учебно-методических материалов, учебников. Важные задачи стоят перед украинской наукой, которой предстоит на уровне современных требований и уровня развития мирового ислама глубже исследовать многие злободневные проблемы его развития в современном мире, его роль в преодолении последствий глобального финансово-экономического кризиса, формирования новой модели развития человечества, отвечающей потребностям ХХI века.
В этом плане предстоит качественно улучшить работу Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения», превратить ее в подлинный общеукраинский координационный центр изучения важнейших проблем развития украинской и мировой мусульманской уммы, генерирования действенных инициатив по развитию и обогащению межрелигиозного и межцивилизационного диалога, активного использования и внедрения достижений мусульманской цивилизации в экономическую, социально-политическую и духовную жизнь страны. Центр и его активисты должны задать тон разработке ряда важнейших проблем, таких, как формирование европейской модели политики в отношении ислама в Украине, государственная стратегия решения крымскотатарского вопроса в современных украинских реалиях, практическое использование механизмов исламского банкинга и исламских финансовых институтов в Украине и ряда других.
Хотелось бы надеяться, что затронутые вопросы дадут толчок к обсуждению и анализу комплекса проблем мусульман в Украине и путей их решения в конструктивном и взвешенном духе.

Вячеслав Швед, вице-президент
Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения», к.и.н., доц., специально для УНИАН

Литература

1. Брылев Д. ”Украина-центр экстремизма в Европе?” Уніан-Релігії.- 24.07.2009г.
2. Ислам - реальный фактор общественной жизни. Вопросы главного редактора газеты «Голос Крыма» Эльдара Сеитбекирова заместителю председателя Республиканского комитета по делам религий Айдеру Булатову (// Голос Крыма, 2009.-12 окт.)
3. Встреча Президента Украины с Президиумом Меджлиса крымскотатарского народа. //http://kirimtatar.com/ index2php?option=com_content&task=view&id=417&pop=1&…
4. Рефат Чубаров: Російським політикам потрібно показувати татар як загрозу українцям. - УНІАН, 04.09.2009р. //http:// www.for-ua.com/news_print.php?news=386160.
5. Там же.
6. Munster A. Islamisation in Eastern Europe.- A case study of Arraid in Ukraine //www.islaminstitute.de.-seite2
7. Gorski E. Report: Global Muslim population hits 1,57 billion // The Guardian. 2009, October, 8.
8. Резолюция Международной конференции «Россия и Исламский мир: партнерство во имя стабильности» (Москва, 24 сентября 2009 г. //http:// www.muslim.ru/1/cont/8/15/1859.htm.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.