УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 89 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ секти монастирі та храми України Вселенський Патріархат українська християнська культура діаспора Президент Віктор Ющенко іконопис Церква і медицина Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка церква та політика шляхи єднання Католицька Церква Доброчинність автокефалія Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика УПЦ КП забобони УГКЦ постать у Церкві Мазепа розкол в Україні краєзнавство Патріарх Алексій II конфлікти комуністи та Церква Ющенко молодь церковна журналістика церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра Церква і влада милосердя вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Спросите священника



«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), 10.09.09

В рамках нового проекта «Делового» «Духовность» мы продолжаем публикацию ответов на вопросы наших читателей, заданные в течение недели по редакционным телефонам протоиерею Олегу Николаеву, настоятелю храма во имя Святой Трицы и президенту Благотворительного Фонда «Благовест» .

— Скажите, грех ли, если к одному батюшке на исповедь я могу прийти, а к другому — нет, потому что он чем-то меня отталкивает? Нужно ли переступить через себя и ровно относиться ко всем священникам?
Ольга Михайловна, 52 года
— Уважаемая Ольга Михайловна! Ответ на Ваш вопрос начну, пожалуй, с последней его части. После своего Воскресения Господь наш Иисус Христос явился своим ученикам апостолам и передал им, всем без исключения, благодать Святого Духа:
«Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ев.Ин.20, 22-23)
Это говорит о том, что Божья благодать дается каждому священнику, наследующему апостольскую преемственность и рукоположенному по канонам церкви, независимо от его личных качеств. Поэтому, ко всем священникам нужно относиться с одинаковым уважением, т.е., как Вы пишите: «ровно». Теперь, что касается исповеди.

Священнослужитель, выслушивающий исповедь, является лишь свидетелем и соучастником этого Таинства. А принимает ее Сам Господь. Но ведь Его мы не можем увидеть. Зато мы видим перед собой вполне конкретного человека — священника, в облике которого, в том, что он говорит, в том, как говорит, даже в выражении его лица, нас что-то может смущать. Иногда это происходит и по вполне объективным причинам, но чаще по навету лукавых духов, не желающих нашего искреннего и полного покаяния. Поэтому, для того, чтобы максимально избежать подобных искушений, лучше, все-таки, исповедоваться у одного священника — у того, которому Вы полностью доверяете, и советы, которого не расходятся с учением Церкви, святых отцов, и, конечно, с Евангелием. Очень важно, чтобы этот батюшка не ласкал Вашего слуха, а, напротив, пробуждал совесть. Но и не был бы груб и резок, т.к. подобное поведение может только смутить и оттолкнуть человека. Подобное прилепляется к подобному. Поэтому каждый выбирает себе духовника (а именно духовником называется священник, которому Вы не только регулярно исповедуетесь, но и просите у него совета) по своему душевному устроению. Не нужно только путать духовника с духовным отцом, послушание которому может быть лишь при наличии постоянной связи с духовным чадом, возможной единственно в монастыре.
Выбор духовника является непростым и чрезвычайно важным делом, от которого будет зависеть вся Ваша дальнейшая духовная жизнь.

— Я несколько раз пыталась привести восьмилетнюю дочку в храм. Стояли службу. А потом спрашиваю у дочки, поняла ли она что-то из того, что говорил священник. Она сказала, что нет. Расскажите, как правильно таких маленьких детей приучать к пониманию того, что говорят и поют в церкви во время службы?
Светлана, 26 лет
— Первое на что стоит обратить Ваше внимание, это на вопрос о пребывании ребенка на богослужениях вообще. Не нужно, чтобы ребенок выстаивал длинные, утомительные и непонятные для него службы. Ведь даже физиологически восьмилетний малыш не в состоянии находится без движения в течение хотя бы часа (уроки в школах для этого возраста не более 30-35 минут), тем более, если он не понимает смысла происходящего. А бессмысленное стояние не приведет ни к чему, кроме нежелания идти в храм и охлаждению веры. А ведь детская вера — самая искренняя, самая живая и непосредственная. И общая задача, как священников, так и родителей, не дать этой вере угаснуть и превратиться в обрядоверие.

Рассказывайте ребенку простые вещи: о том, что Бог есть, что Он создал этот мир и всем в нем управляет, в том числе, и, внимательно следит за его жизнью и бесконечно любит его. Поэтому у Бога, как у заботливого Отца, можно просить всего, что нужно и полезно ему и его близким в данный момент. Так же приучайте свою дочь благодарить Бога за все, что Он дает. Это и будет начало молитвы.
Что касается понимания слов общей церковной молитвы, то, конечно, их объяснение нужно начинать с самых простых, например: Господи, помилуй; подай, Господи; со слов молитвы «Отче наш»; «Богородице, Дево, радуйся», «Трисвятое», со «Славословия» (прославление Бога) и др. Эти простые слова в состоянии понять ребенок и более младшего возраста. Но при этом, Вы сами должны безошибочно знать их смысл и молиться с благоговением. Детей невозможно обмануть, и они очень хорошо видят всякую неискренность или фальшь. Поэтому, лучшее воспитание — это Ваш личный пример.

Хотел бы еще остановиться на таком неприятном явлении, как привыкание ребенка к Святыне и превращение его чистой веры в некий набор привычных обрядов. Нет зрелища более удручающего, чем маленькие православные «профессионалы». Они знают, да еще и других, взрослых научат, как и куда правильно свечку поставить, как и к какой иконке приложиться, где поклончик, где крестное знамение «применить». Участвуя в таинствах, даже в причащении Святых Христовых Таин, такие дети оказываются, как это ни странно, малоспособными переживать причащение как соединение с Богом, как встречу с Ним. Для них церковь часто становится клубом, где можно встретиться и поговорить с друзьями.

Иногда бывает и хуже: Им нравится шалить в церкви, драться, (и такое бывает!), или подсмеиваться над людьми, над увечными, калеками, иногда даже над священниками. Хотя под благословение они подходят с невинной улыбкой и смиренным личиком. А, когда батюшка вынесет Чашу, они станут первыми, или, может быть, не первыми, а наоборот пропустят маленьких вперед, и очень чинно, со сложенными ручками подойдут и причастятся, потом так же чинно отойдут, чтобы уже через три минуты быть свободными, и забыть все, предавшись, наконец, тому, что им по-настоящему интересно! Самое страшное, что они совершенно перестают чувствовать святость литургии.

И, может быть, таких детей даже нужно ограничить в таинстве причащения. Вот что рассказывает протоиерей Владимир Воробьев, известный современный богослов и духовник:

«Я прекрасно помню одну знакомую моей матери из близкой церковной семьи, у которой было много детей. И помню, что она своих детей с самого детства водила в церковь. Но как? Она приводила детей обычно к моменту причастия, или совсем незадолго до причастия. Они входили в церковь, где они должны были вести себя абсолютно благоговейно, там нужно было на цыпочках пройти, сложивши ручки, причаститься и сразу из церкви уходить. Она не давала им в церкви ни одного поворота головы сделать, ни одного слова сказать. Это святыня, это святая святых. Вот это она прививала своим детям, и они все выросли глубоко верующими людьми. У нас теперь не так делается. У нас мамы хотят молиться Богу, хотят простоять всю всенощную, а детей некуда деть. Поэтому они приходят в церковь с детьми, здесь отпускают их, а сами молятся Богу. И думают, что детьми должен заниматься кто-то другой. И дети бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся в самом храме. А мамы молятся Богу. В результате получается атеистическое воспитание».

Поэтому посещение церкви должно быть великим, радостным и праздничным событием в жизни ребенка. Привести его в церковь гораздо проще, чем сохранить его в ней.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.