УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 82 відвідувачів

Теги
секти українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Католицька Церква Патріарх Алексій II краєзнавство шляхи єднання розкол в Україні милосердя 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат церковна журналістика комуністи та Церква УГКЦ монастирі та храми України конфлікти Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Ющенко УПЦ КП діаспора церква і суспільство вибори Церква і медицина забобони педагогіка іконопис автокефалія Церква і влада Доброчинність Голодомор Мазепа Археологія та реставрація постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






«Наша газета» (Луганск): Тишковская церковь: храм выдающихся творений



«Наша газета» (Луганск), Наталья Данилова, 08.11.09

 

Кирилло-Мефодиевский храм — уникальный памятник культуры эпохи модерн на Луганщине, расположенный в с. Тишковка Марковского района. Возведенный по проекту талантливого зодчего Владимира Николаевича Покровского — Харьковского епархиального архитектора, выпускника Петербургской академии художеств, Кирилло-Мефодиевский храм представляет собой замечательный образец синтеза архитектурных стилей.

В нем — и Византия, и архитектура московских храмов XVII столетия, и украинский модерн. Но самым большим чудом в истории храма является то, что ему удалось выстоять в ХХ веке. Выстоять в то время, когда исчезали многие памятники мирового значения. Разделяя судьбу Украины и ее народа, церковь подвергалась многократным разорениям. Теперь, после многолетнего забвения, началась новая веха в истории святыни.
В 2006 году киевская художница Оксана Кондратьева, которая с 2004 года живет и работает в Лондоне, но неразрывно связана со своей малой родиной Луганщиной, подняла вопрос об охране Кирилло-Мефодиевской церкви. Она активно включилась в исследование истории храма, инициировала его внесение в Государственный реестр памятников культурного наследия Украины. 24 сентября 2008 года Кирилло-Мефодиевская церковь признана памятником архитектуры и градостроительства и внесена в Государственный реестр памятников культурного наследия Украины. В сентябре 2009 года на сооружении храма установлен охранный знак. На открытии памятника архитектуры художница передала в местный музей истории герб Тишковки, который пронизан идеей защиты храма и устремления в будущее.
Сегодня усилиями настоятеля и прихожан храм восстанавливается. Здесь вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Не прекращается и исследовательская работа. Мы связались с Оксаной Кондратьевой, чтобы узнать подробности.
— Оксана, год назад в сборнике научно-исследовательского института памятнико-охранных исследований была опубликована Ваша статья об истории и архитектуре Кирилло-Мефодиевского храма. С момента публикации удалось узнать что-либо новое?
— Самым удивительным открытием в истории храма за последнее время является, пожалуй, то, что иконостас Кирилло-Мефодиевского храма был выполнен художниками лаврской иконописной школы. Связь храма с Киево-Печерской Лаврой удалось установить благодаря сохранившемуся до наших дней фрагменту иконостаса — царским вратам, на которых изображены лики святых просветителей Кирилла и Мефодия. Ступив на Лаврскую землю, отправьтесь в Трапезную церковь Преподобных Антония и Феодосия — один из лучших образцов церковного искусства конца ХIХ — начала ХХ веков. Среди прочих икон великолепного мраморного иконостаса, выполненного по проекту архитектора Щусева, там изображены святые Кирилл и Мефодий. Каким было мое удивление: ведь на царских вратах Кирилло-Мефодиевского храма именно их списки! В Лавре мне рассказали, что росписи иконостаса выполнили художники лаврской иконописной школы. В их числе был Иван Ижакевич. Можно привести внушительный перечень церквей, в которых Ижакевичем и его учениками производились настенные монументально-декоративные росписи и для которых они писали иконы. Большинство этих храмов — киевские. Однако художников охотно приглашали для росписи церквей и монастырей и в другие населенные пункты Украины.
— Известно, что Кирилло-Мефодиевскую церковь украшали замечательные витражи. Они не сохранились, впрочем, как и не сохранились эскизы. Прошлый раз Вы говорили о своем намерении восстановить витражи. На каком этапе проект?
— Нынешним летом мне пришлось работать с оригиналами эскизов витражей выдающихся художников в архиве музея Виктории и Альберта в Лондоне. Это — крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства. В его коллекции насчитывается более четырех миллионов экспонатов, среди которых находится уникальная витражная коллекция. Витражи как храмовое украшение использовались еще в Византии. В Российской империи расцвет витражного искусства был отмечен в эпоху модерн. Смело использовал витражи во многих своих сооружениях и архитектор Покровский. Сохранились его рисунки первоначальной росписи храмового интерьера. Однако революционные события не дали возможности довести этот проект до конца. Сейчас я работаю над эскизами витражей. Хотелось бы не только воссоздать художественную целостность интерьера, но и создать такую архитектуру света, которая смогла бы «дематериализовать» камень.
— История храма — это летопись истории ХХ века — от эпохи модерн Российской империи до независимой Украины. Как возникла идея создания герба Тишковки?
— В следующем году Тишковке исполняется 400 лет. Село пережило и эпоху слободских полков, и булавинский бунт, и турбулентный ХХ век — революции, войны, советский период, время независимой Украины. Последние сто лет история села неразрывно связана с историей храма. Я глубоко убеждена в том, что храм — это не только прошлое, но и будущее Тишковки. Поэтому создавая герб, я объединила две идеи, два образа: храм и будущее. В Европе началом городской геральдики считается эпоха рыцарства, хотя их предшественниками были родовые знаки, эмблемы княжеских династий. Слово Herold происходит от старогерманского «посол, кликун», следовательно, герб — это своего рода обращение, клич нынешним и будущим поколениям. Поскольку тишковчане считают храм своим покровителем и хранителем: «Будет храм — будет и Тишковка», — пусть герб служит им «рыцарским щитом», светлым напутствием в будущее.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.