УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков автокефалія краєзнавство милосердя Вселенський Патріархат Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі діаспора Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада комуністи та Церква Церква і політика забобони вибори конфлікти іконопис церква і суспільство шляхи єднання українська християнська культура молодь Доброчинність педагогіка Президент Віктор Ющенко розкол в Україні Археологія та реставрація церковна журналістика УГКЦ Церква і медицина УПЦ КП секти Голодомор Патріарх Алексій II Ющенко Католицька Церква постать у Церкві монастирі та храми України церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Былое. Загадочный «город мертвых» посреди Киева



«Новая» (Украина), Виталий Баканов, 19.11.09

Самая таинственная гора Киева — Щекавица — изучена мало. На каждый ее клочок приходится множество историй, легенд и реальных событий. В некоторые трудно поверить. Но даже перечень известных людей, побывавших на горе или упокоившихся в ее недрах, впечатляет.

«Город мертвых» — титул горы, представляющей собой сплошное кладбище, где похоронные процессии зафиксированы с летописных времен. Как сообщает «Повесть временных лет», в 912 г. там погребен киевский князь Олег. Помнит Щекавица и монголо-татарское нашествие 1240 г., в результате которого более двухсот лет в городе не было киевских святителей.

 

Пещеры на горе

Затем опустевшую гору облюбовали земледельцы: на ее плоской части выращивали хлеб, на склонах — виноград. В 1770 г. там хоронили умерших от чумы (около 6 тыс человек). Общие «чумные» ямы сверху засыпали известью. Через два года на горе возвели городское Шекавицкое кладбище, а еще через десять лет — Всехсвятскую кладбищенскую церковь. На погосте похоронены знатные киевляне: Балабух, Лакерд, Барских, Митюк, Войтенко, Романовский. Нашли там покой живописец Буряковский, архитектор Меленский, композитор Ведель.

Еще в прошлом веке на Щекавице мирно сосуществовали кладбища различных вероисповеданий: православное, старообрядческое, католическое, иудейское и магометанское. А нынешние улицы Олеговская и Мирная носили говорящие сами за себя названия — Погребальная и Черный Яр. «Город мертвых» славился захоронениями в три этажа, долгое время там был главный киевский некрополь. По православному обычаю, самоубийц не отпевают в церквях, а хоронят за оградой кладбищ и без крестов. Для этого на склонах Щекавицы сооружались насыпные террасы (галереи), которые можно видеть и сегодня.

Мое детство прошло у подножья Щекавицы, в Цимлянском переулке. Мы, мальчишки, забираясь на гору, видели темные входы в пещеры. Часть их была замурована, некоторые уходили вглубь, и мы боялись далеко забираться.

 

Страшные находки

В 1873 г. на нынешней ул. Фрунзе товарищество по акциям построило пивоваренный завод, работающий и ныне. В Цимлянском переулке оно приобрело землю для строительства усадеб работникам. Во время земляных работ был обнаружен склеп с четырьмястами человеческими скелетами как результат опустошения местности Менгли-Гиреем во время монголо-татарского нашествия. В 50-х гг. прошлого века кожевенный завод задумал строить на Щекавице два трехэтажных жилых дома. Но при устройстве фундамента найдено захоронение из более тысячи почерневших черепов. Строительство прекратили.

Страшная, пугающая гора. Но почему тогда ее аура всегда манила как простых, так и талантливых людей? Между заброшенными надгробиями по узким, занесенным жухлой листвой кладбищенским тропам любили прогуливаться Паустовский, Булгаков, Врубель. Там Господь давал им сил,

слов и умения — пройти свой путь по жизни. Долго бродил по Щекавице и Пушкин, который сам попытался найти могилу князя Олега.

 

Матушка Анна

 

Более полувека прожила в доме на одной из насыпных галерей Щекавицы матушка Анна. Когда-то она работала переводчицей, модно одевалась, любила развлечения. Но однажды изменила свой образ жизни, став монахиней. На переулке говорили, что она, живя на галерее, общалась с душами похороненных там самоубийц, мечущимися между Небом и Землей. Матушка отмаливала их у Бога, чтобы он дал им успокоение. Власти предложили ей комфортабельную квартиру, но она осталась в своем ветхом домике без отопления и воды, долго простаивая в коленопреклоненных молитвах и помогая страждущим. И сейчас на место, где жила матушка Анна, приходят люди. Помолившись, они получают там облегчение. С детских лет мне посчастливилось общаться с матушкой.

— Чудеса считаются проявлением божественной силы, — говорила она нам, послевоенным детям. — Если человек не верит в чудо, он не верит и в самого Господа Бога. Следовательно, он сторонник дьявола. Рассказы о чуде привлекают высшие силы, а потому отгоняют нечисть.

Матушка Анна рассказывала нам о деяниях Христа, победе Георгия Победоносца над змием, чудотворных иконах и чудесах, которые творили святые отшельники. Она дарила нам нательные крестики, которые мы одевали под пионерские галстуки.

Место для медитации
Сегодня историческая местность неузнаваема. Вместо старых досоветских домов со ставнями и почерневшими заборами выросли шикарные особняки с охраной и видеокамерами. Они красивые, но безвозвратно изменили романтический облик Щекавицы. На горе можно видеть людей, занимающихся медитацией. В холод они разводят вблизи ручейка костер, долго наблюдая за водой и представляя, как течение уносит неврозы, обиды, горечи. Эта природная зона обладает свойством восстанавливать энергетику и здоровье — вплоть до исцеления от самых тяжких заболеваний. При этом человек непременно обязан обратиться к горе со словами: «Помоги! Помоги! Помоги!» И она помогает медитирующему прожить жизнь за невинно убиенных предков.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.