УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 144 відвідувачів

Теги
автокефалія забобони Церква і політика Католицька Церква секти Президент Віктор Ющенко церква і суспільство педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання милосердя Археологія та реставрація Ющенко Патріарх Алексій II розкол в Україні Києво-Печерська Лавра молодь Вселенський Патріархат іконопис Предстоятелі Помісних Церков Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство Доброчинність церква та політика Священний Синод УПЦ церковна журналістика конфлікти комуністи та Церква Мазепа УГКЦ українська християнська культура вибори монастирі та храми України постать у Церкві Церква і влада УПЦ КП Церква і медицина діаспора 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Газета 2000» (Украина): На что обиделись национал-патриоты? (акад. Петр Толочко)



«Газета 2000» (Украина), Петр Толочко, 11 - 17 декабря 2009 г.  

На этот раз — на речь патриарха Кирилла, произнесенную на Ассамблее «Русский мир» 3 ноября 2009 г. Именно она вызвала нервическую реакцию, граничащую с истерикой, двух украинских кандидатов наук: философских — Ю. Черноморца и исторических — С. Сидоренко.

Подменив предмет обсуждения, они по существу принялись спорить не с тем, что сказал патриарх, а с тем, что представили в своем воспаленном воображении. Основной же смысл их гневных филиппик свелся к тому, что нас снова хотят сделать колонией России.

Но ведь ничего подобного в речи патриарха Кирилла не было. В ней прозвучала обеспокоенность за судьбу восточнославянской православной цивилизации. Она действительно созидалась тремя народами — русским, украинским и белорусским, а в более раннее время их общим предком — древнерусским народом. И, безусловно, является общим их достоянием. И общей заботой.

Мне лично и, думаю, многим в Украине эта обеспокоенность понятна. Ведь речь здесь не только о православном духовном единстве с его общей церковной традицией, едиными праздниками, святынями и святыми, что чрезвычайно важно. Патриарх выразил также тревогу за будущее нашего культурного и цивилизационного единства как основы восточнославянской самобытности.

Много занимаясь проблемами этнокультурного развития в эпоху Киевской Руси, я пришел к выводу, что в основе историографических предубеждений украинских исследователей чаще всего лежит терминологическая нечеткость. Была Древняя Русь, и есть нынешняя Россия. От обоих названий образуется единое прилагательное — русский. Хотя определение «русский» от слова «Русь» не тождественно определению «русский» от слова «Россия». Смешение этих понятий, возможно, и явилось источником неприятия того, что сказал патриарх Кирилл. Кандидаты наук восприняли определение «Русский мир» как «Российский», тогда как патриарх имел в виду тот мир, который образовался на основе древнерусских духовных и культурных ценностей.

Во избежание терминологической двусмысленности, когда реально существует как бы два русских мира, я употребляю термин более нейтральный — «восточнославянский мир» или «восточнославянский православный мир». К нему применимо определение, употребленное патриархом, но в том смысле, что термин «русский» образован не от России, а от Руси. Я уже давно предложил писать прилагательное от слова Русь с одним «с» — «руский». Принятие такого термина, уверен, позволит избежать и понятийных недоразумений. Конечно, если не прибегать к откровенным спекуляциям.

Боюсь, что не обошлось без этого и в данном случае. Ведь нельзя же предположить, что двум дипломированным ученым оказался непостижимым смысл речи патриарха Кирилла, в которой он говорил не о российских духовных и цивилизационных ценностях, а о руских, т. е. восточнославянских. Поэтому и подчеркивал, что наше духовное единство не только не исключает, но предполагает заботу о других «коренных языках Русского мира» — украинском и белорусском, которые обогащали и продолжают обогащать его многоликую культуру. Составной частью Русского мира Патриарх справедливо считает и общую историческую память, рожденную общей историей, начиная от Киевской Руси.

Разумеется, господа Черноморец и Сидоренко имеют суверенное право на свое мнение. Плохо только, что реализуют они его таким недостойным образом. О серьезных вещах надо и говорить серьезно, а не ерничать и передергивать сказанное умным человеком.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.