УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 132 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II церква та політика монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація автокефалія вибори УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко молодь Церква і медицина УГКЦ іконопис Президент Віктор Ющенко Церква і влада церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква Доброчинність церква і суспільство діаспора Києво-Печерська Лавра педагогіка постать у Церкві секти Католицька Церква розкол в Україні Церква і політика конфлікти шляхи єднання Голодомор милосердя українська християнська культура Мазепа краєзнавство Вселенський Патріархат забобони






Рейтинг@Mail.ru






«Газета 2000» (Украина): На что обиделись национал-патриоты? (акад. Петр Толочко)



«Газета 2000» (Украина), Петр Толочко, 11 - 17 декабря 2009 г.  

На этот раз — на речь патриарха Кирилла, произнесенную на Ассамблее «Русский мир» 3 ноября 2009 г. Именно она вызвала нервическую реакцию, граничащую с истерикой, двух украинских кандидатов наук: философских — Ю. Черноморца и исторических — С. Сидоренко.

Подменив предмет обсуждения, они по существу принялись спорить не с тем, что сказал патриарх, а с тем, что представили в своем воспаленном воображении. Основной же смысл их гневных филиппик свелся к тому, что нас снова хотят сделать колонией России.

Но ведь ничего подобного в речи патриарха Кирилла не было. В ней прозвучала обеспокоенность за судьбу восточнославянской православной цивилизации. Она действительно созидалась тремя народами — русским, украинским и белорусским, а в более раннее время их общим предком — древнерусским народом. И, безусловно, является общим их достоянием. И общей заботой.

Мне лично и, думаю, многим в Украине эта обеспокоенность понятна. Ведь речь здесь не только о православном духовном единстве с его общей церковной традицией, едиными праздниками, святынями и святыми, что чрезвычайно важно. Патриарх выразил также тревогу за будущее нашего культурного и цивилизационного единства как основы восточнославянской самобытности.

Много занимаясь проблемами этнокультурного развития в эпоху Киевской Руси, я пришел к выводу, что в основе историографических предубеждений украинских исследователей чаще всего лежит терминологическая нечеткость. Была Древняя Русь, и есть нынешняя Россия. От обоих названий образуется единое прилагательное — русский. Хотя определение «русский» от слова «Русь» не тождественно определению «русский» от слова «Россия». Смешение этих понятий, возможно, и явилось источником неприятия того, что сказал патриарх Кирилл. Кандидаты наук восприняли определение «Русский мир» как «Российский», тогда как патриарх имел в виду тот мир, который образовался на основе древнерусских духовных и культурных ценностей.

Во избежание терминологической двусмысленности, когда реально существует как бы два русских мира, я употребляю термин более нейтральный — «восточнославянский мир» или «восточнославянский православный мир». К нему применимо определение, употребленное патриархом, но в том смысле, что термин «русский» образован не от России, а от Руси. Я уже давно предложил писать прилагательное от слова Русь с одним «с» — «руский». Принятие такого термина, уверен, позволит избежать и понятийных недоразумений. Конечно, если не прибегать к откровенным спекуляциям.

Боюсь, что не обошлось без этого и в данном случае. Ведь нельзя же предположить, что двум дипломированным ученым оказался непостижимым смысл речи патриарха Кирилла, в которой он говорил не о российских духовных и цивилизационных ценностях, а о руских, т. е. восточнославянских. Поэтому и подчеркивал, что наше духовное единство не только не исключает, но предполагает заботу о других «коренных языках Русского мира» — украинском и белорусском, которые обогащали и продолжают обогащать его многоликую культуру. Составной частью Русского мира Патриарх справедливо считает и общую историческую память, рожденную общей историей, начиная от Киевской Руси.

Разумеется, господа Черноморец и Сидоренко имеют суверенное право на свое мнение. Плохо только, что реализуют они его таким недостойным образом. О серьезных вещах надо и говорить серьезно, а не ерничать и передергивать сказанное умным человеком.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.