УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 147 відвідувачів

Теги
діаспора Католицька Церква Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ шляхи єднання вибори іконопис Церква і політика УГКЦ забобони Археологія та реставрація молодь краєзнавство Голодомор церква і суспільство милосердя УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков педагогіка автокефалія церковна журналістика Києво-Печерська Лавра розкол в Україні Доброчинність Церква і влада секти Вселенський Патріархат монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа постать у Церкві Церква і медицина Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура комуністи та Церква конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Донецк: история, события, факты»: Влияние Свято-Преображенского кафедрального собора на духовно-культурную жизнь Юзовки



«Донецк: история, события, факты», Екатерина Кривенко, г. Донецк, Оrtodox.donbass.com, 13.12.07

История строительства и разрушения Свято-Преображенского собора Юзовки

В первые годы существования Юзовки православные испытывали большие трудности, связанные с отсутствием церквей и храмов. Первой православной церковью, прихожанами которой стали рабочие и служащие металлургического завода Новороссийского общества, была церковь в честь святителя Николая Чудотворца, находившаяся в селе Григорьевка (сейчас улица Куприна Ленинского района). Деньги на строительство выделил помещик Рутченко [12, С. 140]. Но в конце 1883 года по просьбе жителей поселка на средства купца Лобасова (около 3,5 тысяч рублей) был построен молитвенный дом в честь святителя Николая Чудотворца.

Первоначальным желанием прихожан было возведение церкви, но средств для ее сооружения не оказалось. Все же жители Юзовки от этой идеи не отказались. Средства на строительство собора вскоре были найдены. Экономия Ливена пожертвовала 5 тысяч рублей, иконостас, строительные материалы на сумму 2 тысячи рублей и 66 десятин земли для церковного причта. Заводское управление Новороссийского общества пожертвовало 5 тысяч рублей; купцы Лобасовы отдали церкви 2 тысячи рублей деньгами и утварь; остальные жители Юзовки собрали З тысячи рублей. Рабочие завода были обложены налогом на строительство церкви: 1% с рубля заработка, который удерживали в течение 6 месяцев. Таким образом, было собрано 17 тысяч рублей [2, С. 50-51]. Бывший церковный староста - Иоанн Евграфов - подарил два дома: один - для священника, а другой - для диакона [9, С. 5].

Кирпич для строительства церкви производили на месте, на специальном небольшом заводе, который был расположен в районе современного легкоатлетического манежа "Шахтер". Осенью 1883 года начались строительные работы, и уже в 1884 году церковь была построена.

Освящение состоялось 2 ноября 1886 года [1, С. 11]. Первоначально собор построили по типовому проекту архитектора Константина Тона, утвержденному Святейшим Синодом в 1830 году. Этот архитектор являлся автором храма Христа Спасителя в Москве. Свято-Преображенский собор и был похож на этот храм - с сохранением его пропорций, такой же кубической формы с куполом [4].

Спустя несколько лет, в 1893 году, к нему пристроили трапезную, колокольню, два придела и два помещения для алтарей с юга и с севера от главного алтаря, четыре купола. Зимой все помещения отапливались при помощи калориферных печей. Была возведена колокольня - самое высокое сооружение в Юзовке [10, С. 3]. Северный алтарь освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери [1, С. 11]. В 1894 году Святейший Синод утвердил причт церкви из трех священников, диакона и трех псаломщиков. Содержание церкви взяло на себя Новороссийское акционерное общество [2, С. 51].

Свято-Преображенский кафедральный собор был одним из интереснейших и значимых сооружений Юзовки. Его, без преувеличения, можно отнести к выдающимся произведениям архитектуры Донбасса и Украины. Судьба Свято-Преображенского собора во время советской власти сложилась трагично, как, впрочем, и судьба сотен и тысяч прекрасных храмов, церквей Украины и России. Ленин в записке Политбюро советовал: "Теперь и только теперь мы должны провести изъятие церковных ценностей с немилосердной энергией, не останавливаясь перед всякого рода сопротивлением". Вначале, в 1922 году, когда по стране прошла кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим, из ЦК КПУ в губкомы партии пришла инструкция, как проводить эту самую кампанию. Выполняя ее, уже 2 мая провели заседание Юзовской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей, на котором было решено, в частности, по Свято-Преображенскому собору города Юзовки изъять: 1) икону Николая Чудотворца серебряную позолоченную; 2) икону Преображения серебряную; 3) шесть маленьких серебряных икон Спасителя и Божьей Матери над царскими вратами; 4) серебряных лампад - 21 штуку; 5) серебряных накладок с Евангелий - 8 штук; 6) напрестольных крестов с приборами серебряных; 7) священных сосудов в комплектах - 14 штук, дарохранительниц - 3 штуки, кадила - 2 штуки [7]. Это был первый сигнал: стало ясно, что собор обречен [10, С. 3].

Следующим шагом местных властей стало решение буквально перед собором строить кинотеатр со стороны Первой линии (улицы им. Артема). В 1928 году по проекту харьковского архитектора Г.А. Яновицкого был ударными темпами построен кинотеатр, получивший название "Комсомолец". [4]. Цель постройки - закрыть собор от главной улицы и заодно привлечь часть верующих в кинотеатр. 11 декабря 1930 года Свято-Преображенский собор был лишен колоколов [7]. Позже была разрушена колокольня. В 1931 году собор был взорван, на этот раз под предлогом получения строительных материалов [8, С. 4]. Случилось это ранним утром.

Имущество многих закрытых в советское время храмов, в том числе и Свято-Преображенского кафедрального собора, было перевезено в Покровскую церковь села Старомихайловка [5, С. 5]. Собор еще два года лежал в руинах. Спустя много лет, во время духовного возрождения начала 90-х годов ХХ века, в глубине сквера была построена небольшая церковь Рождества Христова. О прекрасном юзовском соборе сегодня напоминает лишь кусочек кладки стены с южной стороны бывшего кафе "Шахтарочка", за зданием бывшего кинотеатра "Комсомолец". Словно по иронии судьбы, как напоминание о разрушителях и гонителях церкви при коммунистическом режиме, здесь стоит памятник "Борцам за советскую власть". Спустя полвека они встретились на маленьком кусочке земли бывшего центра Юзовки: палач и жертва, гонители и мученики. Сегодня они молча свидетельствуют о той эпохе. И как большая надежда на духовное возрождение дончан - маленькая церковь Рождества Христова в глубине сквера. Влияние братства Свято-Преображенского кафедрального собора на повышение культурно-образовательного уровня населения Юзовки

Специфика промышленного производства в Донбассе требовала развития образования и культуры. Этой сферой занимались, в основном, земские управы, фабрично-заводская администрация, церковь и братства при ней. Наиболее влиятельным в Юзовке было православное братство при Свято-Преображенском соборе.

2 сентября 1893 года по инициативе священника А.Г. Матвиевского состоялось собрание энтузиастов по организации при Свято-Преображенском соборе православного братства. На этом собрании стало известно о разрешении на открытие православного братства, выданном Екатеринославской епархией [11].

В уставе этого культурно-общественного объединения были записаны его задачи: укрепление в народе любви и преданности Православию, оказание помощи жителям местечка, искоренение пьянства, открытие "больниц для страждущих", столовых и библиотек, ясель и приютов, просвещение населения.

Нужно сказать, что с начала развития Юзовки основной костяк рабочего класса (жителей города) составляли бывшие крестьяне, которые были малограмотны, а часто просто безграмотны. Выходцы из деревень объединялись в землячества, в которых люди жили и работали, отдыхали, часто дрались на кулаках между собой и с другими землячествами. Кулачные бои устраивались по выходным дням и были одной из активных форм отдыха юзовцев. Другими формами были обрядовые праздники землячеств. В Юзовке процветали кабаки и трактиры, где рабочие проводили свой досуг и пропивали деньги, заработанные непосильным трудом. Об этом писал в своем очерке "В шахте" А.И. Куприн.

Хочется отметить большую работу членов братства по пропаганде трезвого образа жизни: они призывали прихожан давать обет пред святою иконою (Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) не пить никаких горячительных напитков и быть примером другим. Братство проводило агитационно-пропагандистские кампании против алкоголизма, организовывало крестные ходы по главной улице с показом "туманных" картинок на "волшебном фонаре" - фильмоскопе. Часто ли сегодня встретишь такой порыв в борьбе с общественными пороками?

Судя по сохранившимся документам, активная работа Свято-Преображенского церковного братства началась в августе 1894 года [11]. В состав совета братства входили священники, землевладельцы, служащие металлургического завода, представитель поселковой администрации. Членами братства могли стать все, достигшие совершеннолетия и сочувствующие целям братства, за исключением учащихся низших и средних учебных заведений, заведений "военного и морского ведомств", а также "низших чинов на действительной службе". Почетным членами братства становились люди, внесшие большие взносы на нужды общества. Число активных членов братства доходило до 60-70 человек [6, С. 7].

Что касается просвещения населения, то известно, что в Юзовке наряду со школами Новороссийского общества (школой для детей рабочих, начальным народным училищем, а впоследствии так называемой "большой школой" с девятью отделениями в близлежащих рудниках [3, С 80-81], функционировали низшие начальные училища: двухклассное училище Свято-Преображенского братства, где обучался 1001 человек, одноклассное церковно-приходское училище на 85 человек [11].

В 1888 году была открыта одноклассная церковная школа. На ее строительство горожанами было собрано 900 рублей. А 21 января 1896 года открылась вторая церковная школа, так называемая братская. Здесь учились более бедные дети. Помещение Братской школы на 9-й линии (нынешняя улица Челюскинцев) сохранилось до сих пор. В нем сейчас размещаются вечерняя школа № 1, Кальмиусская паланка украинского казачества Донецкой области, автошкола.

Сразу после открытия братской школы в ней работали два учителя и обучались около пятидесяти учеников [11]. С 1 сентября 1901 года школа преобразована в двухклассное училище.

Наплыв учащихся в 1907 году заставил братство снова расширить здание училища пристройкой двух новых классов. Благодаря этому количество учащихся достигло трехсот человек. Однако желающих поступить в училище становилось все больше, и это привело совет братства к мысли построить новое здание училища. Основные средства для постройки были получены от училищного совета при Святейшем Синоде и от уездного земства. Торжественное освящение нового здания состоялось 17 ноября 1914 года. К этому времени в училище было уже свыше шестисот учащихся, четыре законоучителя и двенадцать учителей. Училище, как ранее и братская школа, отличалось высоким уровнем преподавания, хорошей постановкой православного воспитания, гуманным отношением к ученикам. Детей в училище принимали с восьми лет. Обучение было платным. Ежегодно несколько десятков учащихся обучались бесплатно, за счет братства, или частично освобождались от платы за учебу.

В двух классах училища обучение длилось пять лет. В первом - три, и во втором - два года. Первый класс состоял из трех отделений, каждое из которых насчитывало несколько групп, в среднем по 50-60 учащихся в каждой. На первый год обучения принимали детей как грамотных, так и не знающих грамоты, их зачисляли в разные группы.

В отделениях первого класса действовала классная система преподавания, когда один учитель вел занятия по всем предметам. Во втором классе была уже предметная система - по каждому предмету был отдельный учитель. В первом классе детей обучали Закону Божьему, арифметике, русскому и церковнославянскому языку. Во втором классе наряду с этими дисциплинами изучали также физику, геометрию, отечественную историю и географию. Под руководством учителя И.Л. Шишкина действовал хор училища. В отдельные годы он насчитывал до ста человек. Училище имело две библиотеки: для учителей и для учеников, ежегодно пополнявшиеся новой литературой.

На экзаменах обязательно присутствовали члены совета братства. В конце мая проводился "годичный акт" - торжество по поводу окончания учебного года, в котором участвовали члены совета братства, почетный попечитель училища, директор завода Новороссийского общества А.А. Свицын, преподаватели, учащиеся, их родители. Выпускники получали в качестве подарка от совета братства и педагогического совета училища книги церковного содержания, собрания сочинений русских писателей. Окончившим братское училище выдавали свидетельство.

Как уже отмечалось, контингент учащихся постоянно увеличивался. В 1915-1916 учебном году в училище уже было шестнадцать классных групп, объединявших 1001 ученика. Из года в год увеличивался педагогический коллектив братского училища. Некоторые из них являлись выпускниками этого же училища.

Ежегодно в училище устраивалось новогоднее представление. Деньги на елку и подарки для детей частично выделяло братство, а часть собирали по подписке среди населения Юзовки. Во время рождественских праздников силами самих учеников организовывались бесплатные вечера. В программе были детские пьесы, гимны и песни в исполнении училищного хора, декламация стихов. С 1900 года при братском училище действовала также и воскресная школа, в которой учились дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Неграмотных обучали арифметике, грамоте и Закону Божьему [11].

Мы видим, что православное братство при соборе играло большую роль в просвещении и образовании, имея в наличии несколько типов школ: начальные и средние, церковно-приходские и воскресные, а также читальни и библиотеки. Высокую оценку можно дать деятельности общества трезвости, пропаганде здорового образа жизни, социально-благотворительной деятельности братства. Сегодня, когда идут дискуссии о месте Церкви в жизни общества, о ее роли в нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, можно обратиться к опыту православных братств прошлого века. Братства вместе с Церковью заботились о духовной жизни народа, учили и воспитывали детей, занимались благотворительностью, социальной помощью бедным, боролись с общественными пороками и людскими грехами.

Они были успешны в этой деятельности прежде всего потому, что народ еще не был искусственно отлучен от Церкви и искал в ней спасения.

    Литература:
  1. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. - М., Астрель - АСТ, 2003. - 1144с.
  2. Лункин Г. Воскресая из пепла. - "Вечерний Донецк" от 19 декабря 2003. - С. 4.
  3. Маргулов А.Х. Урбанизация Донбасса в 1861-1917 годах - автореферат диссертации Донецк, 2005. - С. 12-13.
  4. Михненко А.М. Новейшая история Донецкого бассейну: Монография. - Донецк: Сталкер, 1998.- 296 с.
  5. Нестерцова С. Свято-Преображенский собор. - Донбасс православный, № 9, сентябрь 2004. - С. 6-7.
  6. Освящение храма. - Донбасс православный, 7 (75), октябрь-ноябрь, 2004. - С. 7.
  7. Пирко В. Заселение Донеччины в ХVІ - ХVІІІ веках. (Новые страницы в истории Донбасса) - Донецк: Донбасс, 1992. - Кн. 1. - С. 26-43.
  8. Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии. - Т. 2. Бахмутский уезд. - Екатеринослав, 1886. - 839с.
  9. 120 лет Свято-Преображенскому собору Донецка. - Донбасс православный, № 6 (93), ноябрь 2006. - С. 11.
  10. Степкин В.П. История Донецка (1779-1991). - Донецк: Апекс, 2004. - 287 с.
  11. Темирова И. Колокол - это мой ребенок. -Панорама, 6-14 апреля 2004. - С. 11.
  12. Щербинина Е.В. Основные вехи развития православия в Донецкой области. - Живой Родник, №8, август, 2006. - С. 5.
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.