УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 80 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика розкол в Україні Священний Синод УПЦ комуністи та Церква автокефалія забобони шляхи єднання Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков молодь церква і суспільство УПЦ КП Церква і медицина секти Доброчинність діаспора Церква і влада монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка іконопис українська християнська культура Ющенко Церква і політика Археологія та реставрація постать у Церкві милосердя краєзнавство Мазепа УГКЦ Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат конфлікти Голодомор вибори 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Эхо» (Одесса): Тяжкий крест украинского православия



«Эхо» (Одесса), 25.09.09

Исследование службы «Gallup», проведенное в 143 государствах мира, показало, что чем беднее страна, тем более религиозно ее население. В целом, религия процветает в беднейших обществах планеты, где среднестатистический человек получает не более $2 тыс. в год. Там 92% респондентов утверждают, что религия играет крайне важную роль в их жизни. В свою очередь, в богатейших странах мира (со среднегодовым доходом на душу населения, превышающим $25 тыс.), религия важна лишь для 44% опрошенных. Причины постепенного «вымывания» религии из богатеющего общества до сих пор не ясны и продолжают активно дебатироваться. Одна из теорий гласит, что по мере того, как люди становятся более образованными и обеспеченными, они постепенно начинают уделять религии меньше внимания. В свою очередь, к религии часто обращаются люди, попавшие в беду - во многих случаях религия выполняет функцию системы социальной поддержки.

Другая гипотеза заключается в том, что религия становится последним убежищем для «уходящих сообществ» - то есть, для групп населения, образ жизни которых подвергается серьезным изменениям под воздействием внешних сил. То есть, в Украине созданы благодатные условия для повышения религиозности населения. Ведь, доходы многих украинцев далеко «не дотягивают» до того минимального уровня, с которого, по мнению экспертов, растет число верующих. А уж о социально – политическом напряжении в стране и говорить не приходится.

Поместная, - это как?
Пасторский визит в Украину Патриарха Кирилла, прошедший, несомненно, с огромным успехом, тем не менее, вновь обострил межконфессиональные отношения внутри самого православия. И хоть глава РПЦ очень жестко и аргументировано ответил на вопрос, нужна ли Украине своя поместная церковь, проблема вновь поднимается, прежде всего, сторонниками нынешней «оранжевой» власти.

Стоит напомнить, что мировое (или вселенское) Православие состоит из 16 Поместных Церквей. Поместная Церковь — это Церковь, которая размещается на одной территории и имеет один синод (или совет), включающий всех епископов, пребывающих на этой территории. Полностью независимых, т.е «автокефальных» православных Церквей в мире 14. Еще две Церкви имеют статус Автономных. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, официальный список Поместных Церквей выглядит сегодня так: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.
В современном греческом диптихе к этим автокефальным Церквам присоединяются еще две автономные Церкви, получившие автономию в составе Константинопольского Патриархата: Финляндская и Эстонская. Однако в церковном диптихе, которым пользуется Русская Церковь, вместо них фигурируют автокефальная Американская Церковь и Японская православная Церковь, получившая автономию в составе Московского патриархата. Такое «разночтение» объясняется тем, что Константинополь и Москва до сих пор не могут договориться о том, каким именно образом местная Церковь получает автокефалию. С точки зрения Церквей греческой традиции, предоставление автокефалии — прерогатива Константинополя. Русская Церковь настаивает на том, что автокефалию должна даровать материнская (или кириархальная) Церковь. Жертвой этого «разномыслия» стала Православная Церковь в Америке, получившая автокефалию в 1970 г. от Синода Русской Православной Церкви. Автокефалия этой церкви до сих пор не признается Константинополем и мировым Православием. Кроме того, Константинополь настаивает на том, что автономные Церкви могут существовать только в его составе, вследствие чего не признает автономию Японской Церкви.

Следует подчеркнуть, что в списке Поместных Церквей отсутствует Украинская Церковь. Это объясняется тем, что две украинские церковные юрисдикции, которые самопровозгласили автокефалию в конце ХХ века, — УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата — не смогли добиться канонического признания со стороны вселенского Православия и считаются «схизматическими» (находящимися в «расколе»). В аналогичном каноническом положении находятся и некоторые другие Православные Церкви, в частности Македонская и Черногорская (обе отделились от Сербской Церкви в 1967 году и 1993 году соответственно). Они также не признаются мировым Православием и находятся в изоляции. Что касается Украинской Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Владимиром, то она с 1990 года пользуется «независимостью и самостоятельностью в своем управлении». Вместе с тем, УПЦ не является автономной Церковью в точном смысле слова. Можно сказать, что статус УПЦ в православном мире уникален. С одной стороны, совокупность ее канонических прав даже превышает статус автономии. С другой — эти права закреплены лишь на уровне внутренней документации РПЦ, что ставит ее в один ряд с другими самоуправляемыми Церквами Московского патриархата.

УПЦ КП – на взлете?
Стоит напомнить, что раскол Церкви начался практически сразу после развала СССР и провозглашения независимости. Весной 1992 года нынешний глава Украинской православной церкви Киевского Патриархата – в то время занимавший пост украинского экзарха при Московском Патриархате митрополит Филарет (Денисенко) — подвергся на Поместном соборе РПЦ в Москве жесточайшей критике за немонашеский образ жизни. Вернувшись в Киев, Филарет обвинений не признал и заявил, что они были выдвинуты в его адрес за просьбу дать УПЦ независимость (автокефалию). Митрополит Филарет обосновал необходимость предоставления УПЦ автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого украинского государства. Доклад вызвал возмущение со стороны архипастырей, которые потребовали ухода митрополита Филарета со своего поста.

В июне того же года Архиерейский собор под председательством Патриарха Алексия II, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывшего митрополита Филарета в антицерковной деятельности, в особом Судебном деянии постановил лишить митрополита Филарета (Денисенко) сана, всех степеней священства и прав, связанных с пребыванием в клире. Филарет заявил, что не признает решений Архиерейского собора, и продолжил раскольническую деятельность по отделению ряда приходов от УПЦ МП.
Спустя три года на самопровозглашенном «поместном соборе» УПЦ в 1995 году он был избран «патриархом» УПЦ КП. Это решение Русская Православная Церковь не признала. 18 февраля 1997 года состоялся Архиерейский собор, который предал Филарета (Денисенко) анафеме и отлучил от Церкви. Таким образом, он в настоящее время с точки зрения канонов Церкви является просто Михаилом Антоновичем Денисенко, отлученным от православной Церкви. После прихода к власти на Украине президента Виктора Ющенко позиции УПЦ КП и лично Филарета усилились. Еще больше участились случаи захватов храмов РПЦ сторонниками Филарета при явной поддержке «оранжевой» власти.
И на днях Филарет отметил, что сейчас на Украине Киевский патриархат имеет 14 миллионов прихожан, которые, по его словам, «являются основой этой церкви», при этом количество верующих УПЦ КП неуклонно растет. «Равноправный диалог с Московским патриархатом возможен только при сильной УПЦ КП. Придет время, когда мы будем вести полноценные переговоры и с Москвой, но будем их вести только потому, что мы сильные. А если бы мы не были сильными, никто бы на нас не обращал внимания», - заявил он.

«Оранжевые» утверждают, - поместная церковь в Украине все равно будет. Исходя из опроса Института политики, где отмечено, что 39% граждан Украины считают себя прихожанами Киевского патриархата, и только 24% — Московского делается вывод - процесс построения украинской церкви исторически неминуем.

Они предполагают, а Бог – располагает
Трудно сказать, какими критериями пользуются в УПЦ КП в подсчете своих прихожан и насколько достоверны итоги опроса, проведенного социологами. В УПЦ МП оперируют совершенно противоположными цифрами. Как бы там ни было, приезд Патриарха Кирилла (который показал себя сильным и харизматичным церковным и общественным лидером) в Украину показал, что РПЦ пользуется огромной поддержкой. С одной стороны – тысячи, десятки тысяч верующих, собирающихся послушать своего пастыря, с другой стороны – жалкие кучки враждебно настроенных националистов, пытающихся этому помешать. И это было не только на Востоке и Юге Украины, но и на Западе, в Центре.

После такой поддержки вряд ли руководство РПЦ будет спокойно наблюдать , как от материнской церкви отрывают такую значительную часть ее приходов. Кроме того, тогда Москва признает приоритет светских границ над духовной юрисдикцией(об этом очень жестко сказал Патриарх в совместном с В.Ющенко интервью). Ведь, тогда нужно будет автоматически признать полную административную независимость белорусской, молдавской, казахской и других православных церквей. Кроме этого, такой шаг Московской патриархии не поймут другие канонические поместные церкви. Практически в каждой православной церкви есть свои раскольники, жаждущие признания. Так что дарование Украине полной автокефалии приведёт к раздробленности мирового православия и его ослаблению на фоне иноверческой духовной экспансии на православные земли.

Создание поместной украинской церкви предполагает объединение всех православных церквей. А это очень непросто и не произойдет автоматически. Например, УАПЦ как единой иерархической структуры давно уже не существует. Внутри неё действуют три большие группы, друг друга не признающие. Не менее сложна ситуация и в УПЦ КП, хотя ее руководитель Филарет и является главным идеологом «поместности» на Украине. Ведь, вся сила Киевского патриархата сейчас состоит в тесных личных контактах между президентом Ющенко и Филаретом. А новый президент Украины вряд ли так же благожелательно отнесется к главе УПЦ КП. Есть в Украине еще несколько приходов, которые замыкаются непосредственно на Константинопольский Патриархат. Но в силу малочисленности, их можно во внимание не принимать.
Таким образом, у украинских националистических церквей весьма смутные перспективы, не делающие их желанными и равноправными соучастниками создания «поместной церкви».

При рассмотрении перспектив создания поместной церкви не стоит забывать и «кадровый» вопрос. Ведь все эти три конфессии во все регионы и крупные города страны уже назначили своих епископов. И двое из трёх епископов при «объединении» вынуждены будут уйти на покой или согласиться на «нижестоящую должность». И, вполне естественно, что большинство епископата, причём во всех трёх церквях, перспектива подобной кадровой перестановки вряд ли прельщает. И это – весьма непростая проблема, ведь церковные иерархи остаются людьми со всеми , присущими им недостатками и слабостями.
Так что если и будет создаваться «поместная церковь» в том варианте, в каком хочет Виктор Ющенко и его окружение, то на присоединение к этой структуре они могут рассчитывать со стороны канонической УПЦ МП только небольшой группы разагитированного приходского духовенства и, может быть, нескольких епископов. Основная же масса прихожан, епископата, монашества и священства на подобную авантюру не согласится.

Как бы там ни было, 9 сентября на заседании священного синода УПЦ МП было принято решение о начале диалога с УПЦ КП. А уже 14 сентября священный синод Киевского патриархата также создал рабочую группу по подготовке переговоров. Трудно сказать, чем закончится этот необычный диалог. Ясно одно, - пока не пройдут президентские выборы, серьезных подвижек в этом вопросе не будет. Во всяком случае, большинство украинских верующих будут приветствовать прекращение каких бы то ни было разногласий, дрязг, которые не идут на пользу украинскому православию. 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.