УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
Церква і влада Доброчинність церковна журналістика Патріарх Алексій II українська християнська культура Церква і медицина Католицька Церква Священний Синод УПЦ краєзнавство діаспора Голодомор милосердя Церква і політика автокефалія молодь Ющенко іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві забобони церква і суспільство розкол в Україні конфлікти комуністи та Церква секти Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат монастирі та храми України вибори Мазепа Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко педагогіка шляхи єднання церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






«Добрый вечер» (Одесса): Отец Сергий: «Икона должна «заговорить» с человеком»



«Добрый вечер» (Одесса), Снежана Павлова, 08.08.09

Каноническая икона обычно находит своего хозяина, она прежде должна заговорить с человеком.
Об этих чудесных иконах и о его создателях - наш разговор с отцом Сергием. 

В Одесском литературном музее на выставке представлено более 100 современных икон. Выполнены они в совершенно разных техниках и стилях с использованием дорогостоящих необычных красок. Однако уникальность выставки не только в талантливом исполнении божественных образов, но и в их значении. Мало кто знает, что иконы могут быть семейными, а также мерными (или родимыми) и именно эти иконы имеют очень большую божественную силу. Организатор выставки, руководитель     семейной иконописной мастерской «Небо на земле»  в Николаеве, отец Сергий говорит, что каноническая икона обычно находит своего хозяина, она прежде должна заговорить с человеком. И если это происходит, то миссия николаевских иконописцев  выполнена. Об этих чудесных иконах и о его создателях - наш разговор с отцом Сергием.

- Отец Сергий, расскажите о вашей мастерской. Кто пишет иконы?

-Сегодня иконы пишут восемь человек. Все эти люди так или иначе были связаны с искусством в прошлом. Например, я у себя на родине, в Херсоне, рисовал с детства, потом обучился ювелирному делу, создавал оклады  на Евангелие, занимался чеканкой, обрабатывал камни. А Любовь к иконе более десяти лет назад  мне привил внук художника и скульптора Ивана Макаровича Гончара, Иван – сын Нины Матвиенко  и Петра Гончара. Он очень талантливый иконописец  и сейчас он монах Иануарий Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Я присутствовал  при многих написаниях икон Ивана, а также заказывал у него себе иконы. Второй человек, который повлиял на мое творчество, - это сын известного художника Егора Егоровича Толкунова – Андрей,  иеродиакон Авель Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. 

- А существует какой-то критерий отбора художников?

- Главный критерий –  даже не высшее образование, а вера в Бога, честное отношение к людям. Также я руководствовался интуицией. Когда общался с человеком, наблюдал за ним во время работы и проводил своего рода психологический  анализ. Конечно, много было разных случаев, когда люди отсеивались по воле Божьей. Как-то в мастерскую пришла 18-летняя девочка, скромная, спокойная, она хорошо писала иконы. Но я почувствовал сердцем, что она не задержится в мастерской, хотя не стал ей этого говорить. И вот через несколько недель девушка стала жаловаться на здоровье. Все дошло до того, что  она брала в руки кисть, подносила к иконе, и рука начинала практически на глазах надуваться, пальцы наливаться.  А когда клала кисточку, через пять минут рука становилась нормальной. Девушка помучилась так, а потом перестала писать иконы. К тому же ей стали сниться демоны, начались какие-то неприятности.  Я думаю, все дело было в том, что  пока ей не было дано  Божьей воли на то, чтобы писать иконы. А возможно, Господь ей уготовал другую судьбу.  Было и такое, что пришла в мастерскую  одна девушка вся в пирсинге, камуфляже, при этом верующая в Бога. Она просилась писать иконы,  но я ее отправлял, хотя это милый, добрый, светлый человек. Она  все равно молила меня дать ей шанс, при этом рисовать умела лишь немного. И так было несколько раз: я ее отправлял,  она возвращалась. В течение года девушка выписалась, преобразилась,  полностью поменяла свой имидж. Сегодня она один из лучших иконописцев. Господь нам проповедует через все. Я в 19 лет  стал священником. А ведь до этого был советским неформалом, слушал тяжелую рок-музыку. И сегодня могу послушать музыку своей юности. Мы путешествовали по миру, жили на улице. Но именно неформальный образ жизни привел меня к христианству. И таких, как я,  среди моих друзей -  монахов, священников, которые жили рок-н-роллом, немало. 

- Вы проповедуете икону, семейную, родимую. Каково их значение для верующего человека?

- Родимая, или мерная икона -  это изображение святого покровителя  ребенка, который пишется в настоящий физический рост младенца при рождении.  Тем самым младенец становится родственником святого и появляется связь телесного  с духовным.  Мерные  иконы  в давние времена были редкостью, потому что не каждый дворянин мог позволить себе  их приобрести.  Например, мерные иконы -  две личных иконы Ивана Грозного - хранятся в Третьяковской галерее в Москве.  А на семейных иконах изображаются небесные покровители всех членов семьи. Эта икона является самой ценной в семье и передается по наследству. Семейную икону мы пишем индивидуально. Она связана с приоритетами, духовными ценностями семьи, с историей ее создания. Например, история одной семьи началась так. Парень подарил девушке бумажную иконку в знак дружбы, но они расстались.  Девушка иконку везде носила собой. А встретились они через несколько месяцев при случайных обстоятельствах на улице и больше уже не расставались. И мы писали семейную икону по образу, который был изображен на бумажной иконке. 

- Это правда, что бумажные иконы не имеют такой силы, как канонические?

- Иконописцы переживают, что мир заполонили неканонические иконы, то есть иконы на бумаге, принты, хотя это не есть плохо, на мой взгляд. Был случай, когда баня сгорела, а бумажная икона Неопалимой Купины осталась. Но мы проповедуем самую настоящую, «живую» икону. Наши иконописцы пишут в разных стилях и техниках.  И если человек придет к иконе, к церкви, то наша миссия будет выполнена. Еще хочу сказать одну важную вещь. Люди, которые посещают и общаются на выставке икон, получают проповедь, служение через икону, хотя мы можем этого не замечать. Это то же самое, что мы читаем Евангелие и тем самым молимся. Кстати, как писать икону, не только родимую, семейную, но и любую другую, мы решаем всей семьей. А потом икона находит своего хозяина.

- Это как?

-  Расскажу историю. Однажды московский слепой врач заказал икону Божьей Матери «Целительница». Это известная икона, одна из первых в христианстве, что пропала в 4 веке в Армении. А один из наших мастеров нашел описание этой иконы в старинном журнале. Мы обрадовались и написали ее по этому описанию, а также добавили к Божьей Матери  известных христианских целителей. Я привез икону в Москву. Врач попросил меня, чтоб икона побыла несколько дней у него, чтобы ее прочувствовать. И внутри у меня проснулось желание попрощаться с иконой, я понял, что больше ее не увижу. Прошло время: он мне не звонил, и я ему. Через неделю мои знакомые сообщили, что врач отказался от иконы. Я удивился, ведь я почувствовал, что икона попрощалась со мной, и внутренний голос меня никогда не подводил. Я попросил этих знакомых забрать икону. Потом они звонят и рассказывают историю. Когда они шли по улице, то увидели знакомую пару и та, увидев икону, сразу же захотела ее приобрести, оказывается, они  давно искали «Целительницу». В  их семье случилось несчастье: купали пятимесячного ребенка, он хлебнул неудачно воды и тут же ушел в кому. И так не приходил  в себя. Икону поставили в его палату,  и ребенок через время  вышел из комы.  Таким образом каноническая икона обычно находит своего хозяина, она должна как бы «заговорить» с человеком.

- Так иконы вашей мастерской, получается, чудотворные?

- Я не запоминаю и не записываю чудеса, но их много и нам постоянно сообщают о них. Иконы благоухали у разных людей. Например, подаренная икона женой мужу  со святым Олегом. Это семья известных спортсменов, чемпионов по каратэ в России.  Семейные иконы помогали разрешить и многим свои проблемы, укрепить любовь и веру, а также способствовали единению в семье.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.