УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
Церква і медицина Патріарх Алексій II шляхи єднання краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність українська християнська культура педагогіка Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ УПЦ КП церковна журналістика Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор Археологія та реставрація іконопис милосердя монастирі та храми України молодь секти УГКЦ комуністи та Церква діаспора постать у Церкві розкол в Україні конфлікти Церква і влада Церква і політика церква та політика церква і суспільство автокефалія забобони Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Мазепа вибори Вселенський Патріархат Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Добрый вечер» (Одесса): Отец Сергий: «Икона должна «заговорить» с человеком»



«Добрый вечер» (Одесса), Снежана Павлова, 08.08.09

Каноническая икона обычно находит своего хозяина, она прежде должна заговорить с человеком.
Об этих чудесных иконах и о его создателях - наш разговор с отцом Сергием. 

В Одесском литературном музее на выставке представлено более 100 современных икон. Выполнены они в совершенно разных техниках и стилях с использованием дорогостоящих необычных красок. Однако уникальность выставки не только в талантливом исполнении божественных образов, но и в их значении. Мало кто знает, что иконы могут быть семейными, а также мерными (или родимыми) и именно эти иконы имеют очень большую божественную силу. Организатор выставки, руководитель     семейной иконописной мастерской «Небо на земле»  в Николаеве, отец Сергий говорит, что каноническая икона обычно находит своего хозяина, она прежде должна заговорить с человеком. И если это происходит, то миссия николаевских иконописцев  выполнена. Об этих чудесных иконах и о его создателях - наш разговор с отцом Сергием.

- Отец Сергий, расскажите о вашей мастерской. Кто пишет иконы?

-Сегодня иконы пишут восемь человек. Все эти люди так или иначе были связаны с искусством в прошлом. Например, я у себя на родине, в Херсоне, рисовал с детства, потом обучился ювелирному делу, создавал оклады  на Евангелие, занимался чеканкой, обрабатывал камни. А Любовь к иконе более десяти лет назад  мне привил внук художника и скульптора Ивана Макаровича Гончара, Иван – сын Нины Матвиенко  и Петра Гончара. Он очень талантливый иконописец  и сейчас он монах Иануарий Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Я присутствовал  при многих написаниях икон Ивана, а также заказывал у него себе иконы. Второй человек, который повлиял на мое творчество, - это сын известного художника Егора Егоровича Толкунова – Андрей,  иеродиакон Авель Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. 

- А существует какой-то критерий отбора художников?

- Главный критерий –  даже не высшее образование, а вера в Бога, честное отношение к людям. Также я руководствовался интуицией. Когда общался с человеком, наблюдал за ним во время работы и проводил своего рода психологический  анализ. Конечно, много было разных случаев, когда люди отсеивались по воле Божьей. Как-то в мастерскую пришла 18-летняя девочка, скромная, спокойная, она хорошо писала иконы. Но я почувствовал сердцем, что она не задержится в мастерской, хотя не стал ей этого говорить. И вот через несколько недель девушка стала жаловаться на здоровье. Все дошло до того, что  она брала в руки кисть, подносила к иконе, и рука начинала практически на глазах надуваться, пальцы наливаться.  А когда клала кисточку, через пять минут рука становилась нормальной. Девушка помучилась так, а потом перестала писать иконы. К тому же ей стали сниться демоны, начались какие-то неприятности.  Я думаю, все дело было в том, что  пока ей не было дано  Божьей воли на то, чтобы писать иконы. А возможно, Господь ей уготовал другую судьбу.  Было и такое, что пришла в мастерскую  одна девушка вся в пирсинге, камуфляже, при этом верующая в Бога. Она просилась писать иконы,  но я ее отправлял, хотя это милый, добрый, светлый человек. Она  все равно молила меня дать ей шанс, при этом рисовать умела лишь немного. И так было несколько раз: я ее отправлял,  она возвращалась. В течение года девушка выписалась, преобразилась,  полностью поменяла свой имидж. Сегодня она один из лучших иконописцев. Господь нам проповедует через все. Я в 19 лет  стал священником. А ведь до этого был советским неформалом, слушал тяжелую рок-музыку. И сегодня могу послушать музыку своей юности. Мы путешествовали по миру, жили на улице. Но именно неформальный образ жизни привел меня к христианству. И таких, как я,  среди моих друзей -  монахов, священников, которые жили рок-н-роллом, немало. 

- Вы проповедуете икону, семейную, родимую. Каково их значение для верующего человека?

- Родимая, или мерная икона -  это изображение святого покровителя  ребенка, который пишется в настоящий физический рост младенца при рождении.  Тем самым младенец становится родственником святого и появляется связь телесного  с духовным.  Мерные  иконы  в давние времена были редкостью, потому что не каждый дворянин мог позволить себе  их приобрести.  Например, мерные иконы -  две личных иконы Ивана Грозного - хранятся в Третьяковской галерее в Москве.  А на семейных иконах изображаются небесные покровители всех членов семьи. Эта икона является самой ценной в семье и передается по наследству. Семейную икону мы пишем индивидуально. Она связана с приоритетами, духовными ценностями семьи, с историей ее создания. Например, история одной семьи началась так. Парень подарил девушке бумажную иконку в знак дружбы, но они расстались.  Девушка иконку везде носила собой. А встретились они через несколько месяцев при случайных обстоятельствах на улице и больше уже не расставались. И мы писали семейную икону по образу, который был изображен на бумажной иконке. 

- Это правда, что бумажные иконы не имеют такой силы, как канонические?

- Иконописцы переживают, что мир заполонили неканонические иконы, то есть иконы на бумаге, принты, хотя это не есть плохо, на мой взгляд. Был случай, когда баня сгорела, а бумажная икона Неопалимой Купины осталась. Но мы проповедуем самую настоящую, «живую» икону. Наши иконописцы пишут в разных стилях и техниках.  И если человек придет к иконе, к церкви, то наша миссия будет выполнена. Еще хочу сказать одну важную вещь. Люди, которые посещают и общаются на выставке икон, получают проповедь, служение через икону, хотя мы можем этого не замечать. Это то же самое, что мы читаем Евангелие и тем самым молимся. Кстати, как писать икону, не только родимую, семейную, но и любую другую, мы решаем всей семьей. А потом икона находит своего хозяина.

- Это как?

-  Расскажу историю. Однажды московский слепой врач заказал икону Божьей Матери «Целительница». Это известная икона, одна из первых в христианстве, что пропала в 4 веке в Армении. А один из наших мастеров нашел описание этой иконы в старинном журнале. Мы обрадовались и написали ее по этому описанию, а также добавили к Божьей Матери  известных христианских целителей. Я привез икону в Москву. Врач попросил меня, чтоб икона побыла несколько дней у него, чтобы ее прочувствовать. И внутри у меня проснулось желание попрощаться с иконой, я понял, что больше ее не увижу. Прошло время: он мне не звонил, и я ему. Через неделю мои знакомые сообщили, что врач отказался от иконы. Я удивился, ведь я почувствовал, что икона попрощалась со мной, и внутренний голос меня никогда не подводил. Я попросил этих знакомых забрать икону. Потом они звонят и рассказывают историю. Когда они шли по улице, то увидели знакомую пару и та, увидев икону, сразу же захотела ее приобрести, оказывается, они  давно искали «Целительницу». В  их семье случилось несчастье: купали пятимесячного ребенка, он хлебнул неудачно воды и тут же ушел в кому. И так не приходил  в себя. Икону поставили в его палату,  и ребенок через время  вышел из комы.  Таким образом каноническая икона обычно находит своего хозяина, она должна как бы «заговорить» с человеком.

- Так иконы вашей мастерской, получается, чудотворные?

- Я не запоминаю и не записываю чудеса, но их много и нам постоянно сообщают о них. Иконы благоухали у разных людей. Например, подаренная икона женой мужу  со святым Олегом. Это семья известных спортсменов, чемпионов по каратэ в России.  Семейные иконы помогали разрешить и многим свои проблемы, укрепить любовь и веру, а также способствовали единению в семье.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.