УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
українська християнська культура милосердя Києво-Печерська Лавра краєзнавство Голодомор Доброчинність молодь Вселенський Патріархат педагогіка церква та політика Церква і влада конфлікти постать у Церкві шляхи єднання Президент Віктор Ющенко Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква автокефалія вибори іконопис церква і суспільство комуністи та Церква УГКЦ забобони церковна журналістика Патріарх Алексій II Церква і медицина Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП Священний Синод УПЦ діаспора монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні Ющенко секти






Рейтинг@Mail.ru






«Киевская Русь» (Украина): "Добрый пастырь, учивший нас свободе во Христе". К годовщине кончины отца Александра Креницкого



«Киевская Русь» (Украина), 02.01.10

Три года назад, 9 января 2007 года, на 52-м году жизни отошел ко Господу первый настоятель киевского храма преподобного Агапита Печерского протоиерей Александр Креницкий. Прослуживший в сане неполных 13 лет, отец Александр многим открыл путь ко Христу и оставил по себе добрую память. Ко дню его кончины мы публикуем воспоминания нескольких человек, в жизни которых отец Александр сыграл очень важную роль.

Протодиакон Андрей Свинарёв: "Он учил нас христианской свободе"

Впервые отца Александра Креницкого я встретил в храме святителя Михаила, первого митрополита Киевского, что на территории Октябрьской больницы города Киева, в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этот день он проповедовал за литургией. Проповедь вонзилась в мое сердце. Точно не припомню детали проповеди, но лейтмотивом ее было следующее: все мы, и живые и мертвые, и святые собраны вместе вокруг Христа. Отец Александр просто объяснил это на примере положения частиц из просфор на дискосе вокруг Агнца во время совершения проскомидии.

Встреча с отцом Александром была для меня как нельзя кстати. Будучи студентом Киевской Духовной Академии, я долгое время искал духовника. Решил путешествовать от храма к храму в ожидании встречи. И вот... В день памяти трех святителей это случилось. После литургии я подошел к отцу Александру. Спросил, где он служит и выразил желание исповедоваться у него. Так мы и породнились духовно.

Отец Александр временно служил в Михайловском храме. В это же время готовилась к открытию парафия в честь преподобного Агапита Печерского на территории больницы по улице Зоологическая. Отцу Александру удалось еще до официального открытия прихода собрать духовное стадо будущих прихожан.

Это был очень правильный подход к организации приходской жизни. Приход образовался вокруг пастыря, а помещения еще не было. Когда же мы получили помещение - часть коридора в одном из корпусов Калининской больницы - все собрались вокруг своего пастыря. Все это так напоминало времена древнехристианские, апостольские. Это и дало сильный толчок в развитии приходской жизни в храме прп. Агапита Печерского.

О. Александр - проповедник

Проповеди отца Александра ждали все. Они были как глоток воды для жаждущих духовной жизни. По своему содержанию эти проповеди были собирательны. Отец Александр мудро, по-пастырски, сплетал воедино учение Церкви, светскую литературу и активно реагировал на события современности.

В своем пастырском служении по духу он был подобен митрополиту Антонию Сурожскому, протоиерею Александру Меню и протопресвитеру Александру Шмеману. Как и они, отец Александр призывал к регулярному евхаристическому участию в литургии.

Он учил нас христианской свободе. Ему были чужды лживые понятия подчинения, управления, руководства. Чужими они остались и для всех нас, возраставших вместе с ним. Церковь - как свободный выбор, как реализация того свободного дара, который получил человек в своем творении, как актуализация свободы и Истины, - всё это взращивал о.Александр.

Будучи весьма интеллигентным человеком, священник Александр Креницкий не образовал некий "интеллигентный" приход, но собрал всяческих. Все вокруг него достигали особого уровня благодаря общению. Общение в приходе было важным: общие трапезы после богослужений, чаепития, беседы, воскресная школа.

Помнится мне, как с огромным интересом о.Александр представлял прихожанам новые книги С.С.Аверинцева, митрополита Антония (Блума) и другие. Особо любил деятельность "Общества любителей православной книги имени святителя Льва, папы Римского", которое до сих пор возглавляет его основатель, замечательный пастырь протоиерей Николай Клименко. В 1999 году отец Александр смело доверил приходской молодежи создание газеты "Камо грядеши". Он воистину был созидающим пастырем. Собранные вокруг него, мы обретали целостность, создавая ее из собственных же осколков, начинали свою жизнь во Христе.

Хотелось бы отметить, что с первых же дней существования прихода сложилась добрая традиция провожания о.Александра после службы по дороге до дома. Многим из прихожан так не хотелось расставаться с ним.

Мы научились вместе молиться, разделять свои тяготы и радости, общаться, приобщились к евхаристической жизни Церкви, научились быть христианской общиной.

Протодиакон Андрей Свинарёв,
клирик собора св. Александра Невского в Париже (Экзархат православных приходов русской традиции в Западной Европе, Вселенский Патриархат)

Диякон Рустик Новакович: "Отець Олександр був дуже уважний до людей"

Мені пощастило бути знайомим с протоієреєм Олександром Креницьким трохи більше десяти років. Ми познайомилися з ним десь у 1996 році у Тетяни Анатоліївни, яка очолювала товариство інвалідів тодішнього Радянського району столиці. Вона сама була інвалідом по зору і деяким іншим хворобам. Мешкала вона в квартирі по вул. Зоологічній з чоловіком і дочкою. На той час парафія прп. Агапіта при медичному університеті була вже зареєстрована, але третій рік існувала лише на папері. Я був старостою цієї громади, але, на жаль, жодних помічників у мене не було. Тетяна Анатоліївна, не зважаючи на свої немочі, змогла вирішити деякі проблеми парафії. Вона допомогла старості з житлом, поселивши мене у Ганни Іванівни на вул. Дехтярівській (вона потім стала першою свічницею храму прп. Агапіта), і познайомила мене з батюшкою Олександром. Він тоді служив в Креничах Бородянського району і щонеділі їздив туди електричкою. Я запропонував йому стати настоятелем нашої парафії і взяти в оренду якесь приміщення поблизу медичного університету Отець Олександр жив з мамою навпроти метро "Політехнічний інститут", і, власне, мама дуже хотіла, щоб син служив в Києві біля дому.

Радість змінилася розчаруванням. Погодившись спершу, отець Олександр раптом відмовився. Ми стояли з ним на зупинці 20-го тролейбуса на Арсенальній площі, де зустрілися, щоб йти в Лавру до благочинного щодо переведення батюшки на наш прихід. "Вам потрібен добрий організатор, господарник, а я просто не потягну, пошукайте собі іншого настоятеля", - сказав отець Олександр. Більшого розпачу в житті, мабуть, я ще не відчував. Всі надії на скоре служіння в новому храмі руйнувалися, і я знову залишався сам. Мабуть, півроку я ще дзвонив і дзвонив йому додому та вмовляв. Казав, що від нього треба лише молитва, предстояння біля престолу, решта - все господарство, переговори, бухгалтерія, я беру на себе. Говорив з ним особисто і з мамою Анастасією Володимирівною. Нарешті батюшка прийняв рішення.

Дуже добре пам'ятаю холодний й вітряний березневий день 1998 року, коли ми з отцем Олександром простували Подолом до Іллінської церкви. Там на нас чекав благочинний Києва протоієрей Віталій Косовський. Коли ми вийшли з метро, шалений вітер накинувся на нас, пронизуючи крізь шпаринки благенькі плащі. Батюшка натягнув на вуха в'язану шапочку. "А ви, Руслане, чому без головного убору?" - запитав по-батьківські лагідно. Я знизав плечима, мовляв, забувся. Отець Олександр поліз до кишені і витяг мені беретку. Цей день і цю беретку батюшка часто пригадував пізніше. Можливо, саме тоді наші стосунки стали більш близькими, родинними.

Ми взяли в оренду 106 кв.м. в лікарні ім. Калініна і почали ремонтувати приміщення майбутнього храму. Через місяць на Великдень 1998 року відбулася перша літургія. З цього моменту почалися постійні богослужіння. Батюшка мав чудовий дар проповідника. В проповідях він цитував не тільки святих отців, але й Пушкіна, Чехова, Тютчева. Він часто наголошував, що російська і українська літератури глибоко православні. Його проповіді були досить лаконічними, однак надто глибокими. Бувало, не один день носиш в собі якусь єдину фразу з його промови. Він ілюстрував проповіді житейськими історіями, бувальщинами, випадками з життя святих і простих людей. Тому так близько, на відстані серця, сприймали люди його слова.

Всього декілька місяців отець Олександр служив на парафії святителя Михаїла, першого митрополита Київського, після переведення з Креничів до Київа - і там талановитий проповідник був помічений. В наш храм поступово почали переходити його шанувальники з парафії свт. Михаїла. Деяких вже немає в живих, а деякі і досі приходять.

Отець Олександр читав запоєм і не міг спокійно жити, коли в місті з'являлася нова книга, що була цікава його допитливому розуму. Відверто кажучи, за роки служіння в храмі на Зоологічній він отримував зарплату всього декілька разів - коли вже мама почала хворіти. До того він лише просив купити собі ту чи іншу книгу. "Книга - найкращий подарунок", - любив нагадувати настоятель призабуте гасло минулої епохи. Коли траплялися дні народження та іменини у паламарів, окремих парафіян чи меценатів, настоятель завжди сам обирав подарунок. Звичайно ж - книгу! А на Великдень, Різдво і храмове свято всі паламарі і священнослужителі завжди отримували подарунок - книгу. Цим опікувався безпосередньо він сам.

Взагалі отець Олександр був дуже уважний до людей. У нас в паламарці висів перелік днів народження та ангела усіх членів церковної громади. Не було жодного, кого настоятель не привітав би особисто і не подарував книжку. Зазвичай після служби всі сідали за святковий стіл. Він завжди першим говорив вітальне слово імениннику і многолітствував. Він добирав такі потрібні і влучні слова для кожного, що міг розчулити.

Стосунки між парафіянами і здоровий мікроклімат в нашому невеликому насправді колективі дуже турбували отця настоятеля. Коли хтось з парафіян зникав, він розпитував, чи не захворіла людина, чи не треба допомога. І головне - чи не образили ми чимось її особистість. "Подзвоніть, Руслане, дізнайтеся, чи не тримає зла раба Божа така-то на когось з нас? Чи не образив хто?" - настоятель хвилювався за мир на приході.

Повертаючись до її величності книги… Це було справжнє його захоплення і джерело натхнення. І цим багатством батюшка намагався поділитися з парафіянами. Коли до церковної лавки привозили нові видання, він проводив таку-собі презентацію. Після служби йому виносили книжки, і він, гортаючи сторінки, стисло переказував зміст. Це заохочувало людей до придбання цікавих книжок.

Інтелект настоятеля притягав до себе таких же прагнучих до знань людей. Так народився богословський клуб. Студенти, викладачі, священнослужителі збиралися в нашому храмі і ділилися власними думками з приводу того чи іншого богословського питання. Священики Діонісій Дунаєв, Володимир Савельєв, Миколай Клименко, В'ячеслав Добридень, Олександр Кандій, Андрій Дудченко, Димитрій Познанський, діакон Андрій Глущенко, публіцисти Ян Таксюр, В'ячеслав Горшков, видавець Євген Аврамчук та інші були серед шановного товариства клубу. Саме в цьому середовищі народилася ідея видання журналу для тих, хто хоче вірити розумно "Камо грядеши". Неодноразово на основі засідань клубу робилися телепередачі. Вони записувалися в нашому храмі і транслювалися на деяких київських каналах.

Вічна пам'ять нашому першому настоятелеві, доброму і мудрому пастиреві отцю Олександру!

Староста храму прп. Агапіта Печерського
диякон Рустик Новакович

 

Ян Таксюр: "Он научил меня искать Небесное Царство"

Однажды в школе на уроке французского меня попросили рассказать о своей матери. И хоть я неплохо учился по этому предмету, ничего красивого и правильного сказать не удалось. Было неловко и тяжело говорить вслух о том глубоком, родном и неприкосновенном, что было связано с близким человеком.

То же чувство я испытал, когда решил написать о покойном отце Александре. Казалось, так много воспоминаний отзывается в душе на это имя. Но говорить о них - словно расставаться с чем-то дорогим. И всё же…

Отец Александр Креницкий был моим духовным отцом. К сожалению, пока он был рядом, главный смысл его отцовства и моего сыновства мной не осознавался. Конечно, слово "духовный отец" произносилось. Как произносятся и другие важные слова - "любовь", "спасение", "Страшный суд". Но любим ли мы? Спасаемся ли?

Вот и случилось так, как бывает у неразумных детей: когда отец и мать живы, не радуешься, что они есть, а когда уходят - понимаешь, кем они были для тебя.

Мои родители заботились о моей земной жизни. Отец Александр - о жизни небесной, вечной. Он научил меня искать Небесное Царство. Он давал мне средство к стяжанию вечной жизни в Боге, причащая Святых Христовых Тайн. Он учил меня спасительной православной вере. Он молился обо мне, когда я был тяжело болен. Он крестил моего сына. Он молился о спасении во Христе моей семьи. Он был моим отцом.

Встретились мы чуть более десяти лет назад. Возможно, прозвучит нескромно, но так действительно было: я попросил отца у Бога, и Бог дал мне его. Как-то после исповеди в Печерской Лавре незнакомый батюшка сказал мне: "Вам нужен духовный отец". И я, только-только переступавший порог Церкви, спросил в недоумении: "Где же его найти?" "А вы помолитесь", - последовал спокойный ответ.

Не помню, сколько я молился. Но, как мог тогда, попросил. Дело было в апреле 99-го. А в июне пришла мысль освятить квартиру. О храме преподобного Агапита Печерского я ничего не знал. Позвонил в Кирилловскую церковь. А там, узнав мой адрес, сказали: "Так ведь рядом с вами, в больнице есть храм". Так мы познакомились.

Как премудр Господь, и как добр, - только и остается пролепетать. Выяснилось, что посланный мне батюшка любит всё, что люблю я - книги, юмор, дружескую беседу. А ещё он знает дорогу в тот мир, куда лишь робко ищет путь моя душа.

А потом начались самые важные десять лет моей жизни, где были мои вопросы и его ответы, где была воскресная школа для взрослых, в которой он преподавал.

Никогда не забыть мне его богослужений. В старом больничном помещении, ставшем храмом. Не забыть его прекрасный голос, доносившийся вечером из алтаря: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…". До сих пор на каждом Всенощном бдении мне кажется, я слышу его возглас.

Благодаря отцу Александру я полюбил молиться в храме. Полюбил участвовать в Таинствах Церкви.

Он был человеком интеллигентным, непрактичным. Но он умел любить людей. И Господь, Сам Человеколюбец, слышал его молитвы.

Сегодня по милости Божьей уже два храма - деревянный и каменный - выросли там, где он мечтал увидеть церковь своего прихода. В первом он успел немного послужить. Во втором нет. Но всё началось с его планов, его дерзновенной молитвы.

Мы виделись за несколько дней до его смерти. У него дома. Он был весел, как всегда шутил, и среди разговора, вдруг вспоминая о какой-то радости, говорил: "Вы видели, какой чудесный храм получился!". И глаза его светились.

Каждый день я молюсь за него, и знаю, что он молится обо мне. Я тут написал "он был моим духовным отцом". Это не так. Он и сейчас им остаётся. И останется навсегда.

Ян Таксюр (р.б.Иоанн),
писатель и сатирик

Вячеслав Горшков: "Отец Александр был рядом как старший друг"

Утром 10 января 2007 года на мой мобильный пришло такое SMS: "Отец Александр вчера вечером отошёл ко Господу".

Отец Александр - очень дорогой человек для меня и моей семьи. Мы его помним и любим. Познакомились мы в середине лета 1998 года. Тогда, я переживал очень непростой период в своей христианской жизни, т.к. я - протестантский миссионер твёрдо решил присоединиться к Православию. Кто, как и где примет меня в православную общину? Тогда я не был знаком ни с одним из киевских священников, и эти вопросы меня очень волновали.

Как-то в одной из книжных церковных лавок я поинтересовался, нет ли храма в районе Политехнического института (наша семья тогда жила возле КПИ)? Как нет? Есть! Зоологическая, 3. До сих пор удивляюсь, как я нашёл храм с первого раза - несколько корпусов больницы, при которой организовали храм, относились к указанному адресу. И вот я стою перед распахнутой дверью скромного помещения, совсем не храмовой наружности. Робко заглядываю внутрь. Увиденная картина убеждала меня в том, что в этом храме меня ждут. В уютном кругу, священник вёл беседу примерно с десятком человек. Вскоре беседа подошла к концу.

"Как зовут батюшку?", поинтересовался я у бабушки за свечным столиком, - "отец Александр". Выбрав момент я, почти дрожащий от волнения, подошёл к нему.

- Отец Александр, я - протестант, миссионер, но хочу присоединиться к Православию...

Внимательно выслушав мой рассказ, о. Александр спросил: "А что вы сейчас читаете?"

- Лосского.

- Ну раз Лосского читаете, значит уже православный! - улыбнулся о. Александр.

В беседе мы договорились, что я две недели продолжаю изучать православие, посещаю богослужения, осваиваю молитвослов, а затем, если не меняю своего решения, присоединяюсь к Православной Церкви через миропомазание.

Так и произошло. Следующие несколько лет я вживался в непривычную для себя традицию, глубже изучал Православие на катехизаторских курсах при храме. Во всём этом моём путешествии вглубь православия, отец Александр был всегда рядом, как пастырь, как педагог, как старший друг. Очень ценным для меня было то, что он первым проявлял инициативу в общении.

Ярких воспоминаний об отце Александре у меня множество. Расскажу о событии, навсегда привязавшем любовью нашу семью к о. Александру. Это - крещение нашей старшей дочери. Когда-то она очень серьёзно заболела. Опасность для её жизни была так высока, что прекратились всякие дискуссии по поводу крещения детей в нашей частично православной семье. Отец Александр крестил нашу девочку в больнице. Ребёнок был счастлив, а мы с женой стояли рядом не в состоянии сдерживать слёзы. Нас потрясла та власть с которой отец Александр произносил заклинательные молитвы, та серьёзная торжественность с которой он совершал крещение и миропомазание нашей дочери. После начался долгий процесс лечения, и всё это время отец Александр ободрял и поддерживал нас. В трудное для нашей семьи время он учил нас воспринимать всё происходящее в этой жизни с точки зрения Вечности.

Месяцы спустя, болезнь была побеждена, и в этой победе немалую роль сыграли молитвы отца Александра.

 Вячеслав Горшков,
сотрудник Всеукраинского общественного христианско-просветительского благотворительного фонда "Открытая Библия"

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.