УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 49 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II педагогіка милосердя Церква і політика розкол в Україні Києво-Печерська Лавра конфлікти забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура Археологія та реставрація церква і суспільство Мазепа Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві Церква і влада Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат УПЦ КП Ющенко церква та політика молодь УГКЦ Церква і медицина 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика комуністи та Церква іконопис секти діаспора монастирі та храми України Голодомор краєзнавство шляхи єднання Доброчинність Священний Синод УПЦ автокефалія Католицька Церква вибори






Рейтинг@Mail.ru






РИСУ: Христианская журналистика в информационном пространстве Украины



РИСУ, Елена Мокренчук, декан факультета христианской журналистики Киевского христианского университета, 19.12.09

 

В последнее время стало модным говорить о религиозной журналистике: что она должна собой представлять, что делать, чьим интересам служить? Хорошо, конечно, когда об этом думают и рассуждают. Только давно уже приспело не рассуждать о религизной журалистике, а делать ее.

 В первую очередь, нужно перестать думать о религиозной журналистике как об уделе чудаков-одиночек и разобравшись, наконец, с первыми тремя вопросами, подумать, как интегрировать ее в общее информационное пространство, на каких условиях, с какими возможностями и полномочиями, мерой ответственности и компетенции. Иначе религиозная составляющая нашей действительности так и останется отдельной, малопонятной непосвященному большинству темой.

 Согласно сложившейся в последние годы практике, материал на темы религии составляется по образцу и подобию секулярных новостей. От журналистов, как верующих, так и неверующих, редакторы требуют материал, содержащий только события и факты, имена и титулы лидеров, иногда допуская короткие цитаты «докладчиков»-проповедников или отзывы участников. Но в том-то и дело, что религиозные новости, в отличие от светских, неподготовленного читателя мало интересуют, поскольку ему, чаще всего, неизвестны имена и заслуги лидеров той ли иной конфессии, да и внутрицерковная терминология сбивает с толку. Кроме того, информация о том, где побывал и что сказал очередной «владыка» ничего не меняет в повседневной жизни обычного человека, а уж тем более – никак не влияет на его духовое состояние. Религиозная часть нашей жизни так долго была глубко сокровенной, тщательно скрываемой от окружающих и даже от близких тайной, что и сегодня остается, в определенном смысле, сектантской, отделенной от бытия современного человека.

Почему так произошло, знают даже дети, потому нет смысла рассуждать об извечных русских вопросах «Кто виноват?» и «Что делать?». Разумеется, в вопиющей бездуховности и безнравственности жителей постсоветской «ойкумены» виноват безбожный режим, десятилетиями вытравлявший веру из человеческих душ и методично уничтожавший цвет нации, хранителей совести, носителей духовности своего народа. Разумеется, его нужно было ликвидировать и заклеймить позором, что мы, собственно, уже давно сделали.

А дальше? Ну, дали верующим свободу. Ну, понастроили они монастырей, храмов и молитвенных домов, тепер вот за мечети и минареты принялись. И что? Исчезли проституция и наркомания, люди прекратили убивать друг друга, делат аборты и разводиться? Оказывается, недостаточно найти ответ на вопрос: «ЧТО делать?», надо еще и знать, КАК.

Сегодня у нас каждый кулик свое болото хвалит, при этом не брезгуя иной раз в чужой огород дерьмеца подбросить. А ведь Бог-то не в болоте живет! И даже не в церкви. Всемогущий, Безначальный и Бесконечный Бог, наполняющий Собой все сотворенное Им мироздание, благоволит обитать не в рукотворенных храмах, а в душах людей. «Вы – храм Бога Живого», - говорит Писание. Другое дело, что храм этот часто бывает порушен грехом, захламлен злобой, завистью и непрощением, по самую маковку опутан паутиной лжи… Человек живет во всем этом среди себе подобных, и привыкает настолько, что начинает считать такое существование нормой. Ну, а что неудобно, больно, плохо, душа страдает – ну что ж… не я один…

Вот тут-то и нужна помощь, вот в этом-то и состоит миссия христианина-журналиста: помочь человеку найти выход, показать, как освободиться от мерзости и грязи, указать на Того, Кто Один спасает и освобождает, для Которого нет безвыходных ситуаций!

И тут мы опять сталкиваемся с проблемами. Почему светские журналисты, даже самые талантливые и добрсовестные, не могут работать с религиозной тематикой? Потому что, как говорит Писание, «о сем надобно судить духовно». Не имея ни духовного, ни религиозного опыта, они «видя – не видят и слыша – не слышат», замечают только внешние проявления деятельности Духа, а причины, последствия и значение событий от их ускользают. То есть, пишут новости, не понимая их смысла.

Однако и верующие не всегда бывают успешны в религиозной журналистике. Они нечасто попадают на страницы светских изданий, потому что сводят свои заметки либо к привычному жанру проповеди, либо, опять же, к передаче событийно-фактологической канвы. Каждый торопится решить свою задачу: либо первым сообщить «горячую» новость, либо использовать возможности «рупора СМИ» для пропаганды своих идей и лоббирования интересов своей церкви. В итоге страдает читатель, обычный человек, которому глубко безразличны подробности жизни и деятельности незнакомых людей, равно как и обрывки малопонятных проповедей, напичканных непривычной терминологией.

В то время, как в опустевших, разрушенных 70-летним духовным голодомором храмах душ учащенным пульсом бьется невыносимая тоска по Богу, мы, журналисты, усердно пытаемся заполнить эти храмы «христианскими новостями», «христианским пиаром», а то и «христианским бизнесом» или даже… «христианской политикой»! Кстати, термин «христианская журналистика» тоже выглядит довольно странно. Для этого явления гораздо лучше подошло бы определение «творчество христиан-журналистов». Журналистика сама по себе не может быть христианской, мусульманской или атеистической – такой ее делают люди, создающие ее.

Вот здесь-то, похоже, мы и докопались до сути. Поскольку творчество вообще, а литературное и журналистское, в частности, есть отражение окружающей действительности, преломленное сквозь внутренний мир и жизненный опыт творящего, то понятно, что об одном и том же событии искренний христианин, правоверный мусульманин и убежденный атеист напишут совершенно по-разному. Требовать от атеиста, чтобы он увидел Божественную составляющую (водительство, милость, научение и т. д.) в определенном факте, событии, жизни человека и общества – так же наивно, как предлагать мусульманке снять хиджаб или убеждать христианина в неисторичности Библии. Для того, чтобы увидеть Бога и понять, как именно Его рука провела человека сквозь испытания, нужно, как минимум, верить в Него. Если же браться рассуждать о более сложных вещах, таких, как аборты, эвтаназия, алкоголизм, наркомания, разводы, разрыв поколений – тут уж потребуется не только личное знакомство с Богом и знание Его заповедей, но и ясное понимание Его воли и планов относительно человечества вообще и конкретного человека, в частности.

Музыканты говорят: для того, чтобы создать хороший коллектив для исполнения духовных песнопений, легче взять десяток хороших верующих и научить их петь, чем пытаться привить духовность такому же количеству хорошо поющих, но неверующих людей. То есть, для того, чтобы правильно исполнить написанное кем-то духовное произведение, недостаточно научиться техническим приемам - необходимо иметь эту самую духовность, выраженную в вере. Или, говоря религиозной терминологией, обладать живым духом, исполняться Духом Божиим.

То же и с журналистикой. Если понимать ее как способ вооружить человека соответствующими техническими средствами и методическими приемами для наиболее эффективного выражения своей внутренней сущности – тогда все становится на свои места. Чем лучше человек, чем богаче его внутренний мир – тем большую пользу он может принести, как журналист. Справедливо и обратное: не сможет научить добру человек недобрый, а нечистому нечего сказать о чистоте – разве что высмеять тех, кто к ней стремится. Неверующему человеку нечего сказать о вере, это же ясно.

В то же время христианам-журналистам часто приходится сталкиваться с предубежденным отношением к себе, которое сильно мешает установлению нормальных рабочих взаимоотношений, а то и препятствует публикации материалов религиозной направленности. Доходит до прямых ультиматумов: «Уберите из заметки слово «Бог» - тогда опубликуем. Может быть…». Будто не понимают, что Бог, вера в Него – это и есть суть, самая сердцевина, причина поступков и их движущая, созидающая сила. Без упоминания о Боге и Его водительстве заметка вообще теряет смысл! Она просто никому не нужна, ни верующим, ни неверующим!

Упомянутое предубеждение против верующих, сохранившееся с атеистических времен, можно нейтрализовать единственным способом: надо как можно шире привлекать верующих к освещению событий как религиозной, так и повседневной жизни, причем привлекать не только лидеров конфессий, но и обычных членов церквей. Например, почему бы в репортаже о христианском реабцентре или о семейном детском доме не дать слово его сотрудникам и «питомцам»? Да при этом не вырезать упоминания  Боге, а оставить все, как есть? Наверняка несложно опубликовать исповедь женщины, страдающей от последствий своих абортов, или письмо мужчины, так и не сумевшего забыть брошенных им детей и жену юности, против которой он поступил вероломно… И заметьте: это будут реальные факты, а не те слащаво-приторные истории о «неразделенной любви» к чужому мужу или наглые похвальбы об успешных попытках соблазнить чужую жену.

«Благодаря» захлестнувшей Украину массе псевдолитературы и низкопробных фильмов, всех этих комиксов-триллеров, мы научились очень хорошо разбираться в малейших изгибах и заворотах «тонкой и ранимой» души убийцы, блудника, гомосексуалиста, так что нормальные человеческие чувства и поступки в этом «кривом зеркале» начинают выглядеть чем-то из ряда во выходящим. Но – опять же! – как без твердого внутреннего осознания высшей ценности жизни каждого человека, пусть даже больного, старого или еще не рожденного, можно вобще говорить об аборте или, скажем, о насилии в семье? А ведь – говорят! Да еще и советы дают, исходя из циничного постулата «нет человека – нет проблемы».

Справедливости ради, стоит отметить, что обвинять в сложившейся ситуации редакторов-ретроградов, воспитанных идеологами марксизма-ленинизма в лучших традициях дарвинизма и национал-шовинизма, было бы в корне неправильным. Собственно, таких и редакторов-то уже практически не осталось, они все давно на пенсии. Сегодня чаще можно наблюдать обратную ситуацию, когда редакторы и журналисты светских СМИ просят материалы на религиозную тематику, а христиане по-прежнему «шифруются», прячутся… Боятся? Кого?!?

Или им просто нечего сказать? Неужто и впрямь вся их вера, ее суть как раз и заключается в том, что их лидер куда-то поехал и что-то кому-то сказал? Что сегодня опять провели очередное праздничное Богослужение или организовали еще один фестиваль с «высокими гостями», длинными речами и громкими песнями? Праздники и мероприятия –безусловно, дело хорошее, и о них НАДО писать, но ведь это еще не вся жизнь христианина!

Почему бы христианам не поделиться опытом, как они умудряются в наше непростое время вырастить своих детей, иногда 10-15, достойными членами общества? Как уберегают их от курения и наркотиков, от опасностей подросткового периода и неизбежных ошибок молодости? В конце концов – как предохраняются от беременности? Что делать с гулящим супругом, если, скажем, жена – верующая, а муж – нет, или наоборот?

Неверующих людей интересует: что делают христиане, когда обстоятельства хватают за горло и черная змея тоски пытается вползти в сердце? Когда вокруг – одни враги? Как справляются с депрессией и одиночеством – этими бичами современного человечества? Что делать, если ты – богат и счастлив, и окружающие зеленеют от зависти при одном упоминании о тебе? Как жить, если жизнь удалась: купить себе десятый «мерседес» - или раздать все нищим и удалиться в глухомань?

Есть ли настоящее счастье для богатых - или, чтобы быть счастливым, человек непременно должен стать нищим? А как же тогда Авраам, Исаак, Давид и Соломон – самые богатые и влиятельные, самые благочестивые люди своего времени? Как же главный министр трех царей великого Вавилона, еврей Даниил; как же Апостол Павел – выдающийся религиозный лидер своей эпохи, воспитанный у ног Гамалиила, благословенный автор большинства книг Нового Завета?

Вопросы, вопросы… А мы на них вместо ответа – «такого-то числа состоялось то-то и се-то». Или: «приходите к нам, только у нас вы получите исцеление (богатство, славу, избавление от бед – нужное подчеркнуть). Как будто Бог – пиар-менеджер, состоящий на службе в какой-то конкретной конфессии! Или, по крайней мере, закадычный друг лидера этой церкви.

 …А ведь Бог – любит всех…

И помощь Свою, и Спасение предлагает всем, без исключения.

Вот б этом-то и надо писать. Только писать так, чтобы каждый читающий мог уразуметь.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.