УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 43 відвідувачів

Теги
секти Доброчинність УГКЦ Церква і медицина розкол в Україні Священний Синод УПЦ постать у Церкві українська християнська культура автокефалія Вселенський Патріархат шляхи єднання Києво-Печерська Лавра іконопис Голодомор Церква і влада Археологія та реставрація церковна журналістика Церква і політика Мазепа милосердя Патріарх Алексій II конфлікти забобони діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика монастирі та храми України вибори УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква педагогіка Президент Віктор Ющенко церква і суспільство Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква краєзнавство молодь






Рейтинг@Mail.ru






«Рабочая газета» (Украина): Кто голосистее Гулака – Артемовского?



«Рабочая газета» (Украина), Татьяна Хлебникова, 16.01.10

Звездные мгновения Украины

14 апреля 1863 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера первой украинской оперы “Запорожец за Дунаем”. Ее автор, оперный солист Семен Гулак-Артемовский, был един в трех лицах: написал либретто, музыку и исполнял главную партию Карася. Кстати, композитором он стал, потеряв голос.

«Какой ему дан голосище!»

РОДИЛСЯ он 16 февраля 1813 года на хуторе близ села Городище Черкасской области в семье священника. Всем детям — Семену, Петру, Павлу, Марии родители привили любовь к книгам и музыке. Сеня пел в церковном хоре. У него был звонкий дискант, позже перешедший в бархатный баритон.

Как-то мальчика услышал заезжий господин и посоветовал учить юное дарование музыке. Однако тот хотел быть священником. Все в этом древнем казацком роду были ими. Но случались исключения. Родной дядя Семена Петр Петрович Гулак-Артемовский стал профессором cловесного факультета Харьковского университета, который еще писал басни. Одна из них — “Пан и собака” была не менее популярна, чем “Стрекоза и муравей” Крылова.

Сеню отправили учиться в Киевское духовное училище. Штудирование богословских наук давалось ему с трудом. В аттестате записали: “Способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых”. А дело в том, что подросток ради любимого пения в хоре пропускал занятия. Его необычный голос заметил большой ценитель хорового пения митрополит Евгений (Болховитинов), по рекомендации которого юношу приняли в хор Софийского собора, позже — в хор Михайловского монастыря.

Прошло несколько лет. На одном из богослужений 25-летнего Семена услышал композитор Михаил Глинка, приехавший в Киев отбирать певчих для Придворной императорской капеллы. И был поражен его талантом. Предложил перебраться в Петербург.

В октябре 1838 года Гулак-Артемовский прибыл в столицу. И столкнулся с препятствием. Он принадлежал к духовному сану и не мог быть на гражданской службе. Глинка добился разрешения на это от Синода православной церкви и стал готовить украинца к оперной сцене.

Хоть говорили про Семена: “Какой ему дан голосище! Далеко пойдет!”, но баритон его не был поставлен профессионально. А слова он выговаривал так невнятно, что слушателей, которые его голосом “хотели восхищаться, смех пронимал”.

За короткий срок Гулак многому на­учился. Прогрессивные воззрения сложились у него во время общения с друзьями Глинки — художниками Брюлловым и Айвазовским, писателем Кукольником, учившим его французскому и итальянскому языкам, музыкантами, поэтами. Знакомство с Тарасом Шевченко произошло тоже в доме Глинки. Во время ссылки поэта Гулак-Артемовский помогал ему материально и морально.

Чтобы отшлифовать талант выходца из Украины, Глинка устраивал его концерты. На одном из них сидел владелец уральских заводов и меценат Павел Демидов.

Демидов, очарованный Гулаком-Артемовским, финансировал его поездку во Францию и Италию для завершения музыкального образования.

Дружба с Глинкой у певца сохранилась надолго. Когда композитор писал оперу “Руслан и Людмила”, то в главной роли видел только Гулака. Поначалу спектакль зрители восприняли прохладно. Правда, не все. Шевченко произнес: “Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана. Замечательный певец — ничего не скажешь”.

«Балуется» написанием музыки

ЗА 23 ГОДА работы на сцене Гулак-Артемовский спел 51 оперную партию. Выступал в 11 водевилях и комедиях. Зрители всегда кричали ему “Бис!” И мало кто знал, кроме жены, что в свободное время солист “балуется” написанием музыки.

С Александрой Ивановой, дочерью декоратора московских театров, талантливой пианисткой и арфисткой, они поженились 8 ноября 1848 года. У них родилось трое детей, но все умерли в маленьком возрасте.

Еще в 1851 году Семен Степанович сочинил музыку к “Картине степной жизни цыган”. Потом был вокально-хореографический дивертисмент “Украинская свадьба”. Зрители встретили их тепло. Это подбодрило начинающего композитора. Он написал собственный водевиль “Ночь накануне Иванова дня” и музыку к драме “Разрушители кораблей”.

Гулак писал в “украинском стиле”, творчески переработав интонации богатого национального мелоса для спектаклей, романсов, песен. Одну из них “Стоїть явір над водою” посвятил Тарасу Шевченко.

Гоголь писал: “А песни для Малороссии — все; и поэзия, и история, и отцовская могила... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно”.

В начале 60-х годов XIX века у Семена Степановича, теряющего голос, появилась идея создать украинскую оперу. Сюжет “Запорожца за Дунаем” подсказал профессор истории Николай Костомаров. А либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир — это лично его. Первоначальный вариант “стишат” начинающий драматург отослал на рецензию дядюшке в Харьков. С учетом его замечаний доработал текст.

Действие происходит в Турции XVIII столетия. Нелегко живется на чужбине простым украинцам. Казаки мечтают вернуться на родину, грозят султану восстанием, если он не вернет им свободу. И в конце концов они ее получают.

В отношениях персонажей две линии —комедийная (перепалка пожилых супругов Карася и Одарки) и романтическая (любовь молодых Оксаны и Андрея). Эффект усиливается красивой, легкой, игривой музыкой.

Публика прекрасно приняла спектакль, а хореографические номера даже требовала повторить. Газеты писали хвалебные рецензии: “Композитор показал свой блестящий комедийный талант”.

Триумф спустя годы
ГУЛАК-Артемовский стал основателем не просто украинской оперы, но оперы комической, чего раньше в театрах Российской империи почти не было. Ставились в основном героико-патриотические произведения. Наш сооте­чественник, подобно Гоголю с его “Вечерами на хуторе близ Диканьки”, еще раз мощно заявил об Украине.

Однако у самого автора от всего этого не совсем весело было на душе. Он знал, что его голос теряет мощь и красоту, что его любимому пению перед публикой приходит конец. В 1864 году Гулака уволили из Мариинки, назначив пенсию. Благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича перевели в Москву в Большой театр. Там солист выступал еще год, но потом вынужден был навсегда оставить сцену.

Последние годы жизни музыкант провел в Москве скромно и уединенно. 17 апреля 1873 года скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Со временем его могила пришла в полное запустение, и только в 1952 году усилиями артистов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на ней был установлен памятник с надписью “Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы “Запорожец за Дунаем”.

Она до сих пор с триумфом идет на оте­чественной и зарубежной сценах.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.