УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 60 відвідувачів

Теги
забобони Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Голодомор діаспора Патріарх Алексій II українська християнська культура Священний Синод УПЦ УПЦ КП Церква і влада конфлікти іконопис Києво-Печерська Лавра Доброчинність розкол в Україні комуністи та Церква постать у Церкві Церква і медицина милосердя шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква молодь вибори Ющенко церква та політика секти Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа краєзнавство Церква і політика Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ церковна журналістика церква і суспільство автокефалія педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Рабочая газета» (Украина): Кто голосистее Гулака – Артемовского?



«Рабочая газета» (Украина), Татьяна Хлебникова, 16.01.10

Звездные мгновения Украины

14 апреля 1863 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера первой украинской оперы “Запорожец за Дунаем”. Ее автор, оперный солист Семен Гулак-Артемовский, был един в трех лицах: написал либретто, музыку и исполнял главную партию Карася. Кстати, композитором он стал, потеряв голос.

«Какой ему дан голосище!»

РОДИЛСЯ он 16 февраля 1813 года на хуторе близ села Городище Черкасской области в семье священника. Всем детям — Семену, Петру, Павлу, Марии родители привили любовь к книгам и музыке. Сеня пел в церковном хоре. У него был звонкий дискант, позже перешедший в бархатный баритон.

Как-то мальчика услышал заезжий господин и посоветовал учить юное дарование музыке. Однако тот хотел быть священником. Все в этом древнем казацком роду были ими. Но случались исключения. Родной дядя Семена Петр Петрович Гулак-Артемовский стал профессором cловесного факультета Харьковского университета, который еще писал басни. Одна из них — “Пан и собака” была не менее популярна, чем “Стрекоза и муравей” Крылова.

Сеню отправили учиться в Киевское духовное училище. Штудирование богословских наук давалось ему с трудом. В аттестате записали: “Способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых”. А дело в том, что подросток ради любимого пения в хоре пропускал занятия. Его необычный голос заметил большой ценитель хорового пения митрополит Евгений (Болховитинов), по рекомендации которого юношу приняли в хор Софийского собора, позже — в хор Михайловского монастыря.

Прошло несколько лет. На одном из богослужений 25-летнего Семена услышал композитор Михаил Глинка, приехавший в Киев отбирать певчих для Придворной императорской капеллы. И был поражен его талантом. Предложил перебраться в Петербург.

В октябре 1838 года Гулак-Артемовский прибыл в столицу. И столкнулся с препятствием. Он принадлежал к духовному сану и не мог быть на гражданской службе. Глинка добился разрешения на это от Синода православной церкви и стал готовить украинца к оперной сцене.

Хоть говорили про Семена: “Какой ему дан голосище! Далеко пойдет!”, но баритон его не был поставлен профессионально. А слова он выговаривал так невнятно, что слушателей, которые его голосом “хотели восхищаться, смех пронимал”.

За короткий срок Гулак многому на­учился. Прогрессивные воззрения сложились у него во время общения с друзьями Глинки — художниками Брюлловым и Айвазовским, писателем Кукольником, учившим его французскому и итальянскому языкам, музыкантами, поэтами. Знакомство с Тарасом Шевченко произошло тоже в доме Глинки. Во время ссылки поэта Гулак-Артемовский помогал ему материально и морально.

Чтобы отшлифовать талант выходца из Украины, Глинка устраивал его концерты. На одном из них сидел владелец уральских заводов и меценат Павел Демидов.

Демидов, очарованный Гулаком-Артемовским, финансировал его поездку во Францию и Италию для завершения музыкального образования.

Дружба с Глинкой у певца сохранилась надолго. Когда композитор писал оперу “Руслан и Людмила”, то в главной роли видел только Гулака. Поначалу спектакль зрители восприняли прохладно. Правда, не все. Шевченко произнес: “Ну и опера! Особенно когда Артемовский поет Руслана. Замечательный певец — ничего не скажешь”.

«Балуется» написанием музыки

ЗА 23 ГОДА работы на сцене Гулак-Артемовский спел 51 оперную партию. Выступал в 11 водевилях и комедиях. Зрители всегда кричали ему “Бис!” И мало кто знал, кроме жены, что в свободное время солист “балуется” написанием музыки.

С Александрой Ивановой, дочерью декоратора московских театров, талантливой пианисткой и арфисткой, они поженились 8 ноября 1848 года. У них родилось трое детей, но все умерли в маленьком возрасте.

Еще в 1851 году Семен Степанович сочинил музыку к “Картине степной жизни цыган”. Потом был вокально-хореографический дивертисмент “Украинская свадьба”. Зрители встретили их тепло. Это подбодрило начинающего композитора. Он написал собственный водевиль “Ночь накануне Иванова дня” и музыку к драме “Разрушители кораблей”.

Гулак писал в “украинском стиле”, творчески переработав интонации богатого национального мелоса для спектаклей, романсов, песен. Одну из них “Стоїть явір над водою” посвятил Тарасу Шевченко.

Гоголь писал: “А песни для Малороссии — все; и поэзия, и история, и отцовская могила... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно”.

В начале 60-х годов XIX века у Семена Степановича, теряющего голос, появилась идея создать украинскую оперу. Сюжет “Запорожца за Дунаем” подсказал профессор истории Николай Костомаров. А либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир — это лично его. Первоначальный вариант “стишат” начинающий драматург отослал на рецензию дядюшке в Харьков. С учетом его замечаний доработал текст.

Действие происходит в Турции XVIII столетия. Нелегко живется на чужбине простым украинцам. Казаки мечтают вернуться на родину, грозят султану восстанием, если он не вернет им свободу. И в конце концов они ее получают.

В отношениях персонажей две линии —комедийная (перепалка пожилых супругов Карася и Одарки) и романтическая (любовь молодых Оксаны и Андрея). Эффект усиливается красивой, легкой, игривой музыкой.

Публика прекрасно приняла спектакль, а хореографические номера даже требовала повторить. Газеты писали хвалебные рецензии: “Композитор показал свой блестящий комедийный талант”.

Триумф спустя годы
ГУЛАК-Артемовский стал основателем не просто украинской оперы, но оперы комической, чего раньше в театрах Российской империи почти не было. Ставились в основном героико-патриотические произведения. Наш сооте­чественник, подобно Гоголю с его “Вечерами на хуторе близ Диканьки”, еще раз мощно заявил об Украине.

Однако у самого автора от всего этого не совсем весело было на душе. Он знал, что его голос теряет мощь и красоту, что его любимому пению перед публикой приходит конец. В 1864 году Гулака уволили из Мариинки, назначив пенсию. Благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича перевели в Москву в Большой театр. Там солист выступал еще год, но потом вынужден был навсегда оставить сцену.

Последние годы жизни музыкант провел в Москве скромно и уединенно. 17 апреля 1873 года скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Со временем его могила пришла в полное запустение, и только в 1952 году усилиями артистов Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на ней был установлен памятник с надписью “Семен Степанович Гулак-Артемовский. Композитор, певец, автор оперы “Запорожец за Дунаем”.

Она до сих пор с триумфом идет на оте­чественной и зарубежной сценах.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.