УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 92 відвідувачів

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Католицька Церква милосердя діаспора конфлікти Києво-Печерська Лавра Мазепа педагогіка Ющенко Президент Віктор Ющенко автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Доброчинність УГКЦ комуністи та Церква Голодомор церква і суспільство постать у Церкві Священний Синод УПЦ Церква і медицина монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори Патріарх Алексій II іконопис Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання УПЦ КП секти українська християнська культура церква та політика розкол в Україні краєзнавство Церква і політика молодь церковна журналістика Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: О пастырях разных и политических симпатиях (Владимир Мельник)



«Релігія в Україні», Владимир Мельник, 19 01 2010

(Ответ на одну публикацию Кирилла Фролова)

Воистину поражает отсутствием логики и буйством фантазии свежий пасквиль Кирилла Фролова «Единство Русской Церкви и митрополит Черкасский Софроний» (1) с выпадами в адрес митрополита Черкасского и Каневского УПЦ Софрония (Дмитрука). Отмечу лишь некоторые пункты.

Оперирование двойными стандартами заметно уже с первых строк, где митр. Софроний именуется «сторонником “оранжевой власти”», тогда как митрополита Агафангела (Савина), который всегда демонстрирует симпатии к Партии регионов и ее лидеру Виктору Януковичу, Кирилл Фролов дискриминирует, лишая законного права именоваться «сторонником “бело-голубой” власти».

Что до самого тезиса о «стороннике “оранжевой власти”», то, как ни крути, напраслина или злонамеренная клевета, как правило, не отличаются особым полетом фантазии, и чаще всего начинаются очень похоже, со слов «всем известно, что», при этом не то что не приводятся конкретные факты, но даже не уточняется, кто эти «все». К примеру, не так давно «всем было известно, что религия – опиум для народа». Очевидно, следует напомнить выпускнику Университета истории культур, что в более-менее приличной публицистике озвучиваемые утверждения необходимо подкреплять фактами и ссылками на первоисточники. Также остается без подтверждения тезис об «измывательстве оранжевых над церковью». Таким же пустопорожним является и тезис о том, что позиция митр. Софрония якобы «резко критикуется большинством епископов, священников и мирян канонической Церкви», причём не просто критикуется, а «резко» и не одним или двумя, а «большинством» епископов! Господин Фролов, Вы сейчас косвенно обвиняете архиерея. Извольте привести факты резкой критики митрополита Софрония большинством архиереев, или факты эти существуют невидимо в области астрала и личных фантазий? В принципе, на этом можно было бы и остановиться. Знакомые с каноническим правом Православной Церкви наверняка помнят 145-е правило Карфагенского собора: «Когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о которых, во-первых, происходило исследование, не могло быть доказано, после сего прочие обвинения да не приемлются».

Да, действительно, митр. Софроний сторонник автокефалии. Нет ничего предосудительного для православного христианина в том, чтобы иметь те или иные предпочтения о форме канонического устройства церкви. Преп. Максим Грек, например, был решительным сторонником единства РПЦ с Константинопольской кафедрой и отговаривал сторонников автокефалии РПЦ от разрыва с Константинопольской кафедрой. И что? Какое отношение имеют взгляды и убеждения митрополита Софрония касательно канонического устройства церкви к обсуждаемому событию? В том же духе можно сообщить читателю: «митрополит Софроний, известный тем, что занимает Черкасскую кафедру, а также тем, что ему 70 лет…».

Далее Кирилл Фролов отмечает церковные заслуги г-на Януковича. Что ж, действительно, похвально. Но и у других политических деятелей, в частности из «оранжевого» лагеря, также есть и церковные ордена, и не меньшие заслуги перед церковью. Можно для примера вспомнить помощь г-на Ющенко в воссоздании Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Правда, никто не расхваливает себя столь велеречиво, как делают это господин Янукович и его окружение, и уж тем более едва ли кто-то еще будет в молчаливом согласье выслушивать речи о собственном восшествии на Голгофу (2). Что поделаешь – скромному человеку приходится смиренно выслушивать дифирамбы и даже такие сопоставления в свой адрес. Что ж, стоит отметить, добродетель скромности присуща и однопартийцу Виктора Януковича митрополиту Агафангелу, коего последователи именуют «одним из наиболее авторитетных церковных иерархов христианского мира» (3) и «столпом сохранения чистоты Православия и олицетворением спасительной ограды Церкви» (4) и даже «несокрушимой глыбой, которой можно только поклониться» (5). Как тут вести себя скромному человеку? Впрочем, это уже другая тема.

«Митр. Софроний выступил с нападками на Виктора Януковича, что, тот якобы использовал его светлый лик в предвыборных целях» — утверждает автор пасквиля. Как-то неудобно даже напоминать г-ну Фролову, что участие людей в любой рекламе может осуществляться лишь по согласованию с этими людьми, он и так должен бы это знать. Впрочем, если г-н Фролов увидел в ролике лишь своего рода беспристрастное цитирование истории, то можно предложить, например, появление рекламного постера с цитатами из поздравления митр. Агафангела Виктору Андреевичу Ющенко с днём рождения, где владыка заверяет адресата, что «лично молится за него у одесских святынь» и отмечает следующее:

«В Вашем лице мы почитаем выдающегося творителя независимого украинского государства, защитника традиций народа Украины, активного общественного и политического деятеля, талантливого дипломата. Ваш жизненный путь - яркий пример самоотверженного служения народу Украины. Ваши действия и мысли постоянно направлены на сохранение и утверждение духовной идентичности украинского народа, укрепление его морального здоровья и улучшение интеллектуального потенциала общества. Вы много делаете для повышения международного авторитета нашей страны, так как Вас хорошо знают и уважают за рубежом все люди доброй воли» (6). А далее может последовать, например, вот такой слоган: «голосуй за Виктора Ющенко, человека, самоотверженно служащего народу Украины!» или «Виктор Андреевич, я лично молюсь о Вас у одесских святынь!» с прилагаемым портретом и  подписью митрополита Агафангела. Почему нет? Очень даже хороший, яркий постер мог бы получиться. Тем более что, по словам г-на Фролова, ничего плохого здесь нет. В конце концов, у Виктора Ющенко большие заслуги перед Русской Церковью, а митр. Агафангел действительно поздравлял действующего президента вышеприведенными словами.

Непонятно зачем далее автор обвиняет митр. Софрония в «двойном стандарте», и аргументирует это просто удивительным образом, недоступным логическому мышлению здорового человека: «Вот у Юлии Тимошенко "правой рукой" является гонитель и враг Церкви, основатель раскольнического "киевского патриархата" Леонид Кравчук». («Логический» ряд можно продолжить до бесконечности, например, «а у коммуниста Петра Симоменко правой рукой является… коммунист, последователь гонителей церкви и богоборческого и человеконенавистнического режима»). Однако не лишённый рассудка человек тут же задастся вопросом: а причём же здесь Юлия Тимошенко и Леонид Кравчук? Какое отношение имеют эти два светских политика, не состоящие в Черкасской епархии, к митр. Софронию?! Непонятно, что именно хотел сказать г-н Фролов. То ли он почитает митрополита Софрония вдохновителем и попечителем политической жизни Украины и её участников, без согласия которого ничего в Украине не происходит. То ли это из серии «— А у нас в квартире газ! А у вас? — А у нас водопровод! Вот! Дело было вечером, Делать было нечего».

Да, прав г-н Фролов в том, что церковными канонами, синодальными и соборными постановлениями священнослужителям запрещена не только политическая агитация, но и участие в выборах. Напомню, что Социальная концепция РПЦ, принятая соборно в 2000 году, в п V.2. гласит: «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней» (7). Концепция была подписана и митр. Агафангелом… возглавившим списки Партии регионов в Одесский облсовет и ныне являющимся депутатом. Так кто там говорил о следовании канонам и соборным определениям?..

И уж действительно поражает лицемерием тезис автора об агитации / выражении гражданской позиции. Всякая прямая агитация и призывы даже с амвона, подменяя собой проповедь, даже под угрозой отлучения от причастия, но в «правильном направлении», классифицируются, как «отстаивание гражданской позиции». Зато даже личные симпатии, но с «неправильным уклоном», оказываются «агитацией».

 

О пастырях разных


А сейчас предлагаю просто сравнить несколько примеров из выступлений упомянутых митр. Агафангела и митр. Софрония и ответить на вопрос, что является гражданской позицией, а что является не просто противоречащей канонам и соборным постановлениям политической пропагандой, но попыткой разжигания вражды и порабощения свободы, открытым насилием над душами людскими и, быть может, даже именно тем издевательством над Церковью, о котором непрестанно говорит Кирилл Фролов.

Мит. Софроний:


Владыка Софроний призвал всех верующих, которые в день выборов придут на участки, сделать осознанный выбор — свой собственный, избегая влияния извне. При этом, настаивает владыка, не нужно делать врагов из тех людей, которые поддерживают других кандидатов, ведь каждый имеет право на собственное мнение и собственный выбор (8).

Мит. Агафангел:


«Дорогие братья и сестры, я благословляю и прошу одесситов и жителей Одесской области придти на избирательные участки в день выборов и отдать свои голоса за достойного кандидата в президенты В.Ф. Януковича» (9) (архиерейское обращение).

Хроника архиерейского служения: митрополит Агафангел принял участие в общественно-политической акции «За Одессу, за Януковича», поставив свою подпись за выдвижение Виктора Януковича в президенты Украины. «Виктор Янукович – самый достойный претендент на пост Президента Украины, за него голосуют люди со здравым смыслом, люди, надеющиеся на то, что Украина достойна быть европейским государством» — подчеркнул митрополит Агафангел (10)  (хроника архиерейского служения)

«И сегодня я хочу сказать Слово Правды о том, что Виктор Федорович Янукович – человек, достойно избранный народом Украины. Он стал лидером Украинского государства, и мы сегодня поддерживаем его, как законно избранного Президента нашей Державы. […] Я думаю, все мы должны поддержать духовно здоровые силы. […] Мы молимся и просим всех честных людей, чтобы они поддержали Виктора Федоровича Януковича» (11) (участие в политическом митинге)

«Наш кандидат, — говорил Высокопреосвященнейший Агафангел, — человек глубоко и истинно верующий, поборник канонического Православия — Виктор Федорович Янукович». Сегодня, в последнюю пятницу перед выборами, правящий архиерей был предельно откровенен: «Те, кто не придет на избирательные участки, — сказал он с амвона, — и не проголосует за Виктора Януковича, должен будет впоследствии покаяться в этом у своего духовника» (12) (проповедь в соборе)

И кто же измывается над Церковью Христовой?.. Что касается канонов, то с прискорбием стоит отметить, что столь активное участие в политических движениях, и уж тем более политическая проповедь с амвонов церквей, согласно 6 и 81 Апостольским правилам, 3-му правилу IV Вселенского Собора, и 11-му правилу Двукратного Константинопольского Собора приводит к извержению из священного сана таких клириков.

В заключение хотелось бы напомнить всем тем, кто сталкивается с попытками, в том числе со стороны клириков и архиереев, украсть и поработить их Богом данную свободу, навязать чей-то выбор и чью-то «гражданскую позицию» (неважно, какой направленности), подменить Церковь Христову и благовестие политической агитацией и политическими призывами… напомнить слова Апостола: «вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал.2:4-5). Что ж, ложь и насилие могут скрываться под различными масками, а порабощение свободы  и навязывание своей воли как раз и происходит под самыми благовидными предлогами, зачастую прикрываясь велеречивыми речами о том, что Бог хочет именно так. Но какими бы словами ни прикрывалась ложь, клевета и насилие, с каких бы высоких амвонов ни звучали призывы, сколько бы ни было панагий на груди у вещающего, суть и истина неизменны. Ведь недаром Апостол Павел обращается со словами: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

Примечания:

1. http://www.otechestvo.org.ua/main/20101/1829.htm
2. http://newsme.com.ua/politics/293704/
3. http://www.otechestvo.org.ua/main/20082/0716.htm
4. http://otechestvo.org.ua/main/20089/0139.htm
5. http://www.pravoslav.odessa.net/?id=79&pages=20&group=1&num_page=14
6. http://orthodoxy.org.ua/ru/po_eparhiyah/odeska/2008/02/22/14408.html
7. http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/v/ Схожий документ был принят и на Архиерейском Соборе РПЦ в 1997 году: «Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней».
8. http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/3131-mitropolit-cherkaskij-sofronij-vimagayu-znyati.html
9.  http://www.rusk.ru/monitoring_smi/2004/09/10/v_f_yanukovich_-_za_kanonicheskoe_pravoslavie/
10. http://www.pravoslav.odessa.net/?id=283&pages=13&group=0&num_page=8
11. http://www.otechestvo.org.ua/Agafangel/2004_11/Ag_25_01.htm
12. http://www.otechestvo.org.ua/Agafangel/2004_11/Ag_19_01.htm

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.