УКР РУС  


 Головна > Українські новини > В гостях у редакції  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 303 відвідувачів

Теги
діаспора краєзнавство Ющенко церковна журналістика Археологія та реставрація українська християнська культура милосердя Патріарх Алексій II вибори конфлікти Києво-Печерська Лавра розкол в Україні педагогіка Церква і влада молодь Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Церква і медицина УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство церква та політика Доброчинність Католицька Церква шляхи єднання забобони комуністи та Церква Вселенський Патріархат Мазепа Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України автокефалія секти іконопис Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






Генеральный продюсер телеканала «Enter» Юрий Молчанов: О Мусоривцах, рекордном рейтинге прямого эфира Патриарха и улыбке Церкви

  23 січня 2010



В редакцию «Православия в Украине» наш нынешний гость смог прибыть только далеко за конец рабочего дня. На этот вечер мы коллективно отложили все свои дела, потому как разговор, запланированный еще 1 ноября, отсрочивался постоянно и под разными предлогами. Мешал то карантин, то новогодние праздники, то вечная занятость. Поэтому когда условленный день встречи настал, не отступать и не расходиться было признано самым рациональным.
 

Ожидания оправдались и даже более того. Может, снегопад за окном так повлиял, а возможно, это была заслуга исключительно нашего собеседника, но разговор получился в духе какой-то рождественской сказки. Интересно, чарующе, захватывающе и с примесью чуда.

Чудо примешалось буквально в первые же минуты: предваряя нашу беседу, гость вдруг стал рассказывать о том, как со съемочной группой перед Рождеством ездил в село Мусоривцы под Збаражем на Тернопольщине расследовать конфликт вокруг храма. А у нас на портале на следующий день должна была состояться веб-конференция именно по теме этой самой ситуации. Совпадение да и только...

Но главной темой, о которой мы хотели поговорить с генеральным продюсером музыкального телеканала «Enter», одним из основателей и воплотителей в жизнь идей Международной общественной организации «День Крещения Руси» Юрием МОЛЧАНОВЫМ, было «Слово о православии для современной молодежи». Как известно, Юрий выступал ведущим на всех концертах, которые проходили в рамках Всеукраинского юбилейного тура, посвященного «1020-летию Крещения Руси» в 2008 году, в том числе гала-концерта на Певческом поле в Киеве в 2007-м. Кроме того, широкой церковной общественности он известен еще с 2006 года, когда вел церемонию открытия кинофестиваля «Покров» в столичном Доме кино.

Как работает Юрий, как он ведет концерты, мы увидели воочию, стоя по ту сторону кулис на фестивале «Мир», прошедшем в Киевском Дворце спорта и посвященном 65-летию освобождения Украины от немецких захватчиков. Ревущая и скандирующая одно только слово - «ДДТ» - молодежь слушала его и затихала, когда он начинал говорить. И говорил не в формате «где ваши руки, я не ви-и-ижу их...», а о войне и ее последствиях, о ветеранах и нашем перед ними долге почитания и благодарности, о смысле жизни в мире и цене, которую другие за этот мир заплатили...

Это было увлекательно и неповторимо: какие слова нужно найти, чтобы находящиеся в зале неистовые крикуны тебя послушали? КАК эти слова найти и где вообще их искать? Что можно и нужно сказать о Боге и вере невоцерковленым, неверующим, чтобы они не пропустили твой посыл мимо ушей, а приняли его, пусть даже сразу не слишком над этим задумавшись? На эти и другие вопросы и попросили мы ответить нашего гостя.

«Мы приехали в Мусоривцы вечером: луна светит, снега бескрайние, дымок из труб - просто гоголевская Украина! А в храме забаррикадировались люди - надо ж охранять святыню...»

- Здравствуйте, Юрий. Рады приветствовать Вас в гостях у нашей редакции. Поздравляем с удачным почином- в это Рождество Вы вместе с нашим руководителем протоиереем Георгием Коваленко комментировали трансляцию праздничного богослужения из Киево-Печерской Лавры в прямом эфире на «Интере»...

- Да, это Рождество вообще было отмечено такими непредвиденными событиями... Я 4 января еду в поезде из Каменец-Подольского. Мне звонят, говорят: захват храма на Тернопольщине. И прямо в поезде по пути следования все решается. В Киеве Олег Карамазов - рок-музыкант - берет оператора, садится в джип. Я в Хмельницком пересаживаюсь в другой поезд на Тернополь. Прибываю туда, встречаемся со съемочной группой и попадаем к владыке. Потом приезжаем в славные Мусоривцы...

Перед этим заехали в Збараж, поймали главу районной государственной администрации, главного милиционера Збаражского района. Они, когда увидели камеру «Интера», испытали шок, если не сказать предынфарктное состояние: «Как?!» «Вот так, - говорю, - работа у нас такая». Они, естественно, начинают увиливать, районная администрация рассказывает, мол, ну вот, понимаете, храм еще в БТИ не зарегистрирован, и вообще, не числится как культовое сооружение. Я говорю: «Какая разница, числится - не числится? Вы считаете нормальным, когда люди молятся, а к ним вламываются 20 бритоголовых боевиков с дубинками, топорами?!» «Нет, - мне говорят, - никакого захвата не было, люди пришли помолиться». «С бейсбольными битами у нас нынче ходят молиться?» - спрашиваю. Тут признали, что прокол был, «да... да».

Ловлю попа из КП. Говорю: «Ответьте мне на вопрос: я простой прихожанин, хожу на богослужение, причащаюсь... Скажите мне как человек, который, наверное, верит в Бога: вам комфортно было накануне Рождества заходить в храм в компании 20 молодчиков, которые выламывают двери, а за дверями - черепа дедушек и бабушек? Это для вас, как верующего человека, нормально?» В ответ сразу услышал: «Я понял, на кого вы работаете, вы - москали и ничего не понимаете. Громада просит, чтобы храм был у Киевского патриархата». В общем, начинает выкручиваться. Я опять ему говорю: «Люди стояли в храме, никого не трогали. Вы привели компанию ребят, которые начали ломать черепа накануне Рождества. Это нормально, с вашей точки зрения, как верующего человека?» В ответ он давай юлить: вы, мол, захватили храм, а мы его отбивали. В общем, полный бред и беспорядок.

Мы привезли эти материалы, начали поднимать наших информационщиков с украинских каналов. «Интер» показал сюжет только 13 января - на праздники мы решили не портить людям настроение. Но если бы не мы и не первый российский канал РТР, то тему бы замяли. А так два федеральных российских канала взяли наши материалы, и по линии Патриархии Святейший Патриарх Кирилл взял ситуацию под свой личный контроль - одним словом, началось какое-то движение.

У главного милиционера, который возглавляет Тернопольскую милицию, духовник и капеллан одновременно - из КП. Так что они там себя чувствуют вполне комфортно, и ты понимаешь, что в стране реально закона нет. Мы показываем всей России и Украине, что вот выламывают двери, вот людям пробивают головы, а что при этом делает милиция? - Стоит в кадре и указывает - нет, эта дверь крепкая, вон ту давайте. И все это под лозунгами: «Москалів на ножі», «Слав героям України!».

На самом деле, батюшка, настоятель прихода в том селе, служит там уже 40 лет, и все было тихо и спокойно, пока не построили храм. А возводили его с 1996 года по камешку, по кирпичику. И пока он строился, никто ничего не говорил - да там вообще некому конфликтовать - 132 человека население, в деревне 52 двора. Когда мы туда заехали 4-го числа вечером - то увидели просто гоголевскую Украину. Снега эти огромные - две лошадки с санями - вот и весь транспорт. Луна светит, эту всю бескрайность освещает, над домами дымок идет из труб - красотища! Ну все как по Гоголю... Что людям не ймется? Крохотный хутор, совершенно красивый. А в храме местном забаррикадировались люди - староста храма, с ним еще каких-то пару человек - надо ж оборонять святыню. Буржуйка у них там внутри, сидят чай пьют, греются...

- Вот об этом и наша веб-конференция. Что происходит на самом деле в Мусоривцах, как до этого дошло. И при всем при том, что ведется подготовка к диалогу между УПЦ и УПЦ КП.

- Мне одно непонятно: каким образом Киевский патриархат допускает, что его священнослужитель приезжает в сопровождении вооруженных боевиков? Почему, если они такие миролюбивые, не остановил этих ребят, не сказал: «Что вы тут чините беззаконие, ведь начался диалог». Хорошо, если боевики не с ним, то возникает вопрос: почему он не выступил с мирной проповедью, чтобы остановить этих людей?

А призыв «Москаля на ножи» - это же призыв к расовой дискриминации, к насилию! Милиция только услышав это, должна была принять меры. А она встрепенулась только когда из храма вызвали скорую, потому что человеку проломили голову.

Да, по БТИ это здание еще не зарегистрировано и по документам - это еще не культовое сооружение. Но милиция могла догадаться, что в нем находятся живые люди...

Ситуация, на мой взгляд, достаточно прозрачная, и как после этого ее можно соотносить с диалогом, не знаю.

В Киевском патриархате постоянно утверждали, что это москали не идут на диалог, а они - готовы. Хорошо, москали сели с ними за стол переговоров, начали общаться. Но даже будучи детьми, играя «в войнушки» во дворе, когда мы шли с другой стороной на переговоры, то прекращали все свои «военные действия». Это в детстве, десятилетнем возрасте ребенку понятно, что прекращается какая-то конфликтообразующая деятельность. Но Чернигов раз, Винница - два, Тернополь - три. Это как назвать, случайное совпадение?

 

«Рейтинги трансляций богослужений и прямого эфира с Патриархом сопоставимы с рейтингами самых громких футбольных матчей...»

- На трансляцию рождественского богослужения вы прибыли прямо из Тернополя?

- Ну да. Вообще, я считаю большим прорывом эту нашу трансляцию. Нам удалось переломить ситуацию, и показательно, что именно «Интер» это сделал.

- А почему на «Интере» решили в этом году на Рождество показать в прямом эфире Литургию в Лавре? С чем связаны такие изменения, ведь раньше службы на религиозные праздники транслировал только УТ-1 и то кусочками из храмов каждой конфессии.

- Не открою большую тайну, наверное, потому, что акционеры телеканала, по сути, его руководство - люди с головой на плечах, которым не чуждо духовное. Думаю, и в дальнейшем телеканал «Интер» будет придерживаться православной тематики. Понятно, что он остается общенациональным, развлекательным, коммерческим. Но достигая колоссального рейтинга, грамотно инсталлируя некоторые духовные вещи, «Интер» сможет достичь такого эффекта, который не под силу ни одному другому телеканалу.

А какая картинка у нас была на трансляции - Господь же еще дал за Вечерним богослужением - просто сказка! Мне звонили люди: «Это что, 3D? Какой камерой вы снимали?» - «Какое 3D, вы что! - говорю. - Обыкновенная камера». - «Да нет, это High Definition». - «Да ну, если б мы снимали аппаратурой High Definition, это обезжирило б телеканал "Интер" как минимум на полгода...» И действительно, Виктор Кущ - постановщик съемок с телеканала «Глас» (главный оператор на ТК «Глас» - ред.) - гениальный оператор! Ему дали полную свободу творить, и вы сами могли видеть на экране, какая красота получилась: потрясающая подсветка Лавры, гуляющие стрелы крана под 27 метров...

- Зная запросы светской аудитории, можете ли вы сказать, насколько ей будет интересна религиозная тема?

- Абсолютно интересна. Ведь все экономические потрясения, рецессия, плюс политический бедлам, который творится в стране, приводят к тому, что у человека напрочь пропадает чувство уверенности в завтрашнем дне. Люди не уверены ни в работе, ни в том обществе, в котором живут. Они перестают верить государственным институтам, перестают верить политикам, телевизору, прессе - перестают верить всем. Люди приходят к отчаянию: как жить дальше, что делать? А для того, чтобы человек задумался о религии, ничего лучше нельзя и придумать. Он ведь лежит по вечерам на мягком диване, курит и, попивая пиво, знает, что у него все хорошо, что завтра он проснется, и у него будет работа, доход, а через два месяца он поедет с семьей в Турцию отдыхать. А когда вышибает из-под него этот диван, когда все перестает быть хорошо, он начинает думать: а как быть дальше? В такие моменты люди начинают задумываться о сакральных вещах. Кто не верил в Бога, задает себе вопрос: а есть ли Он вообще, Бог?

Светская аудитория, а особенно телеканала «Интер» - это не юная молодежь, сосредоточенная сейчас на других каналах или в Интернете, а люди в чем-то состоявшиеся, достигшие определенного успеха в своей жизни. Вот они-то и начинают задавать себе вопросы; у них, как говорится, приходит пора о вечном задуматься. Задача светского телеканала, в отличие от специализированного религиозного, как раз самая сложная. Нужно суметь подать религиозный, православный материал таким образом, чтобы это не было елейно, акафистно; попытаться ответить на вопросы, которые действительно волнуют людей. Задача продюсеров, режиссеров и авторов таких программ - прочувствовать эти вопросы, понять аудиторию, которая их задает, найти на них ответы. При этом показать это современно, актуально и в чем-то даже по-светски.

Я не говорю сейчас о трансляции богослужений. Хотя когда мы с отцом Георгием комментировали службу в Лавре, и отец Георгий рассказывал интереснейшие вещи, я старался задавать ему именно те вопросы, которые интересуют людей невоцерковленных. Но богослужение я не стал бы рассматривать как ярчайший пример. На мой взгляд, нужно начинать с грамотной документалистики, спецпроектов. Проповеди Патриарха Кирилла на телеканале «Интер» слушали все и вся. Рейтинги трансляций богослужений и прямого эфира с Патриархом сопоставимы с рейтингами самых громких футбольных матчей. На пиковых долях - словах Патриарха - показатель взлетал до 39 пунктов. Ни один сериал, ни одна передача, ни один «95-й квартал» таких рейтингов не имеет. Надо просто грамотно спромоутировать и подать такой материал. Безусловно, большую роль сыграл сам Патриарх как личность. Эфир смотрела вся страна, затаив дыхание.

Хотя пытались и там устроить базар, мол, давайте позовем КП-шников. Да подождите, говорю, к вам приехал гость, дайте трибуну человеку и давайте выслушаем одну точку зрения. А для базаров есть множество других телеканалов. И вот, когда страна услышала Патриарха, даже у оппонирующей стороны, которая хотела вступить в спор, пропал дар речи. Когда во время трансляции Литургии из Лавры я сидел в ПТС, и какие-то умники начали кричать «геть московського попа» во время чтения Евангелия, наши звукорежиссеры пытались как-то заглушить крики. Но звук пробивался. Я говорю: «Ну и пусть пробивается». И Патриарх Кирилл дал гениальный ответ: «Какая разница, какая конфессия? Да все христиане мира всех конфессий при чтении Евангелия замолкают и преклоняют голову». И вы хотите сказать, что это религия? Эти националисты хотят сказать, что они идут к Богу?

Кстати, главный тезис в Тернополе, с которым ломились в храм: «Подаруємо Христу на Різдво Його справжню Церкву». Это что такое происходит, с чьего благословения? И Киевский патриархат позволяет себе такое вытворять? Я не представляю, чтобы самые радикальные группировки, которые относят себя к Московскому Патриархату, такое себе позволили. Даже самые полусумасшедшие казачки в эти дни постились и готовились к Рождеству. Мы живем в правовом государстве или в африканском племени? Кто сильнее, тот и прав - бред какой-то.

Так вот, задача светского телеканала - понимая свою аудиторию, дать ей такую порцию духовности, чтобы человек задумался и на вопросы, которые уже себе задал, получил ответы.

 

«Мы с удовольствием смотрим документальные проекты «Би-Би-Си», но вот православные нам не всегда интересны. Нужно думать над программами о православии для светского зрителя»

Одну и ту же проповедь священника можно показать по-разному. Я сейчас готовлю документальный фильм о монахине Алипии Голосеевской - уже поданы документы на ее канонизацию и, возможно, в скором времени ее причислят к лику святых. Я снял его когда-то для Голосеевской Пустыни, для своего духовника архимандрита Исаакия. Фильм получился очень церковным, рассчитан на прихожан, о чем, в принципе, и попросил батюшка. Хотя в то же время лента и не совсем елейная, а в чем-то даже современная. И вот на примере матушки Алипии я пытаюсь раскрыть подвиг юродивых.

Проходит светский человек возле храма, а там нищие стоят, и он шарахается от этих людей. А отец Андрей Ткачев, который дал сквозное интервью к этому фильму, очень четко говорит, что мы на самом деле не знаем, кто эти люди. Да, среди них могут быть алкоголики, сумасшедшие, но среди них может быть святой. Внешне они абсолютно неразличимы. И вот когда хочется оттолкнуть такого человека, подумай, а знаешь ли ты, кто он на самом деле. Может, через сто лет его икона будет висеть во всех храмах...

Раскрывая эту тему, мы начинаем копать глубже. Затем возвращаемся к портрету монахини, но уже понимая терминологию. Ведь все знают слова «блаженный», «юродивый» - а термины эти используют, даже не понимая их сути.

Отец Андрей вообще очень интересно рассказывает. А если разбить его комментарий, добавить подтверждения компетентных людей (например, тех же медиков: почему люди приходят и исцеляются на этом месте или возле этой иконы), то вообще получится песня.

Здесь еще нужно найти талантливых комментаторов, которые должны понимать, что перед ними аудитория - достаточно образованные люди (зачастую не с одним высшим образованием), которые интересуются такими вопросами, при этом, готовые выступить в спор и оппонировать. Вот здесь все надо облекать в форму современным монтажом, модным саундтреком, красивой хорошей графикой, сделать документалистику качественной. Мы с удовольствием смотрим проекты «Би-Би-Си», но вот православные нам не всегда интересны. Для воцерковленных людей материала предостаточно, надо думать над программами для светских.

Понятно, что «Интер» будет показывать бокс, развлекательные передачи, сериалы и прочее, потому что канал коммерческий и такая у нас жизнь. Но есть вектор, который вовсе не будет убыточным в плане аудитории, как показал опыт трансляции выступления Патриарха Кирилла. Даже наши российские коллеги спрашивали, как вам удалось получить такие цифры рейтинга...

На этом проекте, кстати, и возник симбиоз двух команд - телеканалов «Глас» и «Интер». «Интер» своей мощью - технологической, организационной, а «Глас» своим знанием тонкостей религиозного богослужения нашли общую точку соприкосновения. Скажу, что получается неплохо, даже очень взаимовыгодное сотрудничество.

 

«Человек в любом возрасте всегда будет искать ответ на один простой вопрос: где есть добро, а где зло, и как между двумя этими понятиями существовать ему самому»

- Вы - организатор и ведущий фестивалей, рок-концертов, которые ориентированы конкретно на молодое поколение. Как находите слова, с которыми выходите к молодежи? Как понимаете, чего ей не хватает, что она хочет услышать?

- Господь Бог не даром мне такой путь непростой в жизни организовал... Последние несколько лет я руковожу музыкальным каналом, который в среде молодежной считается довольно модным и продвинутым. В общем-то, я сам вышел из этой среды - среды улицы, очень рано стал тем, кого называют меломанами. Очень люблю музыку, может быть, даже несколько необычную: не приемлю стандартов, клише, все этой попсы. У себя на странице в социальной сети «Вконтакте» выложил подборку на мой взгляд интересных вещей со всего мира - Мавритании, Пакистана, Индии, Ирана... Попадаются совершенно удивительные проекты, очень качественные. Поэтому, вращаясь в этой среде и занимаясь музыкальным каналом, я бесконечно имею этот контакт со зрителями, молодежью, получая какую-то обратную реакцию, интерактив. Мне регулярно присылают музыку из всех стран мира, и держа руку на пульсе современной культуры - и поп культуры, и альтернативной, андеграудной, удается понимать, что нужно молодежи. Просто интуитивно это ощущаешь.

- А что нужно молодежи?

- Ну... Вы поймите, вот если можно было бы облечь ответ на этот вопрос в какую-то одну формулу, то, я думаю, за такую формулу многие бы пол руки отдали. В двух словах это не скажешь.

Что же такое молодой человек? Я сам таким был и запомнил какие-то яркие моменты своей жизни... В первую очередь - это нонконформизм. Человек чувствует, что вырастает. И ему надоели те ценности, которые ему навязывали все его детство. Да, я очень люблю родителей, но они - люди другого поколения. «Мама, папа, отодвиньтесь! Я-то уже вырос, я уже все знаю, я иду вперед, рвусь, и мне уже все в этом мире понятно...» И когда он в этот мир влетает на полных газах - хоп, и понимает вдруг, что не все понятно.

С другой стороны, есть субкультура, которая насыщена собственной идеологией. Любая культура - начиная от трешеров, эмо и заканчивая философско-религиозными клубами и кружками - зиждется на собственных идеологиях. А на самом-то деле, человек в любом возрасте - молодом, среднем и пожилом - всегда будет искать ответ на один простой вопрос: где есть добро, а где зло, и как между двумя этими понятиями существовать ему самому. В какие бы ты формы ни облекал эту всю историю, всё равно вращается всё вокруг черного и белого, и вопроса «как быть?». В нас это заложено. Господь нас создал свободными и предложил - вот есть черное, а вот белое, - вы-би-рай. За руку тебя тащить никто не будет. Это важно понимать, и это важно дать понять людям.

Я коллекционирую вопросы, которые мне задают молодые, да и не только, люди относительно религии. «Почему вот Бог допустил, чтобы я находился в таком состоянии - нет у меня сейчас ни работы, ни заработка никакого, семья развалилась, пить начал, травку покуривать, квартиру продал, и на машине в аварию попал. Вот как Бог попустил такое?» Я ему: «Подожди, что значит - "Бог попустил"? А что ты сделал для того, чтобы тебя подтягивать к добру: в церковь часто ходил или добро людям делал? Или себя считаешь человеком недостойным? Ты ж ведь считаешь себя достойным всего, правильно? Я же есть, дайте мне, пожалуйста, все, а тут вдруг Бог забрал - ай, какой нехороший...» Начинаешь рассказывать людям какие-то фундаментальные вещи - не всегда, правда, помогает. Но капелька за капелькой, отсюда, оттуда, и человек постепенно начинает корректировать себя, задумываться: «А может, действительно, во мне проблема? Почему у меня тут вдруг все рушится или наоборот, создается...» И тут еще нужно человеку понимать, что когда создается - это тоже не его заслуга. Важно это понимать. Вот выполняешь свою функцию - выполняй...

Любимейший пример, который мой духовник часто любит повторять. Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим. Господь въезжает на ослице, перед ним народ по древнееврейскому обычаю устилает дорогу какой-то зеленью. Вы все, наверное, были на Святой Земле и могли увидеть, что зелень там дефицит, учитывая климат. «Юра, - говорит мой духовник, - ты представляешь себе, что в этот момент думал тот осёл? Какие мысли могли роиться в голове у этого животного? Задумайся только, заходишь ты в город, и тут перед тобой - все деликатесы твоей жизни, ни с того ни с сего. Народ тебя приветствует... Могло ли прийти в голову этому ослу, что это не ему всё? А Тому, Кто сверху... Так вот ты - осёл, Молчанов, и помни об этом всегда, куда бы тебя ни забросило и чем бы ты ни занимался в своей жизни... Как бы тебя ни хвалили, какие бы ордена на тебя ни цепляли: осел, который идет и должен знать свое место».

- Шикарная аллегория, очень доходчиво все объясняет))

- В Библии на самом деле очень много таких аллегорий, и эти вещи фундаментальны. Когда начинаешь задумываться, то любой твой вопрос оказывается на поверхности.

 

«Мы работаем на определенную аудиторию. И главное, чтобы все были гармоничны - музыкант не махал крестом и хоругвями, а батюшка не прыгал по сцене с гитарой»

Важно чувствовать, с чем приходит человек. Это на каком-то невыразимом, интуитивном уровне ощущаешь.

Вот когда мы делаем фестивали, приглашаем артистов. И здесь главное - их подбор. Каждый должен заниматься своим делом. Ведь артист тоже может петь о разном - группа «ДДТ», Карамазов и другие исполнители поют о противоборстве добра и зла, не прибегая к религии. И поют не банально, довольно интересно, имея свою огромную аудиторию. Вообще, не все искусство противоречит религии. До XVI-XVII вв. искусство и религия шли нога в ногу. Разделение на светское и церковное появилось где-то с XVII века. А сейчас начинается обратный процесс - некоторые виды искусства начинают приближаться к религии, потому что говорим об одном и том же.

Да, разные формы, разный поход. Человека неподготовленного, который услышит рев гитары из 120-киловатных порталов на нашей сцене, может «сдуть» куда-то далеко, где он будет стоять и думать: «Помилуй, Господи!», будет молиться и каяться. Эта форма может кого-то отпугивать, но для молодежи она абсолютно естественна, они живут в этом всем, слушают это в наушниках ежедневно. И когда они из уст этого человека - не политика и не священника - услышат слова, они к ним прислушаются.

Ведь что говорили Шевчук и Карамазов со сцены? «Ребята, вот те политики, которые нас ссорят - украинские, российские - уйдут, через 30 лет их уже не будет. А народы-то наши останутся. Мы-то с вами останемся. И как мы будем дальше жить? Посылать друг друга? Хамить, ненавидеть? Или любить друг друга, жить в мире...» Простейшие вещи - и все становится на свои места. Есть кучка людей, которые решают абсолютно свои вопросы, при этом говоря: «москаль плохой», «хохол плохой», и начинается... Появился какой-то товарищ, надевший на себя патриарший куколь, и теперь он будет говорить, что «я - незалежна церква», другой прибежит оденет - «нет, я незалежна церква». Только потом выяснится, что кого-то милиция ищет... Читаешь и удивляешься: неужели у этих людей еще и прихожане есть?

А священник, выходя на сцену, тоже должен понимать, что это за аудитория. Потрясающую картину я наблюдал в Днепропетровске, когда мы проводили крещенский тур. Так совпало, что и пресс-конференция, посвященная мероприятию, и лекция отца Андрея Кураева должны были проходить в одном помещении. Обычно мы нанимали дополнительно зал для лекции отца Андрея, а пресс-конференции проводили в пресс-центрах. А тут епархия предложила абсолютно укомплектованное для таких вещей помещение - свой актовый зал, где, в общем-то, было удобно и прессе, и людям. И мы за 20 минут до начала лекции отца Андрея собрали прессу. А тут пришли люди - человек 400 - послушать Кураева. Отец Андрей обратился с просьбой задать вопрос присутствующим, пока не началась пресс-конференция. Он спросил: «Могут подняться в зале те люди, которые пришли на мою лекцию не благодаря рекламе церковной - листовкам и сообщению в храмах, а побывав на вчерашнем концерте?» Человек 20 или чуть больше робко, оглядываясь, но приподнялись. Парочка была в «косухах», банданах - непростые ребята. Но эти человек 20 - они пришли. А это значит, что огромные средства, которые были вбуханы в этот тур, оправдались сторицей... Вот такой эффект произвел концерт. Да, бабулька какая-нибудь может креститься и говорить, что мы эдакие негодяи, но тут на всех не угодишь. Но дорогого стоят вот эти 20 человек, которые пришли на лекцию к Кураеву и, я уверен, что-то вынесли из нее.

Бесспорно, мы работаем на определенную аудиторию. Здесь главное другое: чтобы каждый занимался своим делом и не наступали друг другу на пятки. Чтобы все были гармоничны - музыкант не махал крестом и хоругвями, а батюшка не прыгал по сцене с гитарой.

Нам это удалось: у нас не было ни одного политического или коммерческого бренда, что вызывало определенное доверие у людей. Вышедшего на сцену батюшку все воспринимали как подобает. Люди чувствовали, что их не хотят оболванить, никто никого не тянет за рукав, говорят простые фундаментальные вещи, но - достаточно интересно. Да, сегодня у нас все хорошо, но жизнь когда-то заканчивается, и однажды мы с вами окажемся на одних и тех же условиях, на одной и той же жилплощади, и на одинаковой глубине...

Отец Андрей Кураев подбирает удивительные формы для объяснения этих вещей. Это талант и опыт, а еще очень серьезный труд - научиться говорить теми категориями, которые будут понятны аудитории.

 

«Часто встречается стереотип, что православная молодежь - это девочки, обтянутые с ног до головы в черное, как монахини, и невзрачные мальчики, сторонящиеся людей. А ведь православный может и в зубы дать, защищая добро»

На мой взгляд, Церковь должна максимально сосредоточиться на образовании священников (семинарии, академии). Не секрет, есть храмы, где лучше священник бы и на проповедь не выходил. У меня отец - ученый. Иногда, когда в храме звучит проповедь, я, глянув на него, вижу его опущенные вниз глаза и ловлю взгляд такой: «можно я пойду, проветрюсь». Хотя эти проповеди говорятся искренне и с любовью... Нужно понимать, что ты - священник, ты должен давать людям знания, а не просто требы исполнять. Вот в этом сейчас главная задача Церкви.

Мы, как замечательно сказал Олег Карамазов, - «бурьян, растущий около церковной ограды», подсуетимся и в меру сил будем помогать Церкви, создавать с Божьей помощью какие-то проекты. Слава Богу, я дожил до этого года, когда даже самое высокое руководство телеканала «Интер» к этому лояльно относится, мало того, еще и само инициирует некоторые вещи. Хотя все мы понимаем, что передачи о религии - коммерчески невыгодны. Какие бы высокие рейтинги ни были у богослужения, мы никогда не вставим туда рекламу и не заработаем денег. Хотелось, чтобы и другие каналы начинали заниматься такими вещами. Но, к сожалению, наше телевидение больше интересует церковная война, нежели церковный мир.

- О светской молодежи вы сказали глубоко и тонко. Как на ваш взгляд, православная молодежь отличается в этом отношении? У нее ведь с добром и злом, по идее, должно быть все понятно. Какой вы видите современную православную молодежь?

- У отца Ионы в Ионинском Свято-Троицком монастыре Киева есть замечательная молодежка - человек 300-400. Собираются вечером по четвергам, чай пьют. Кто-то с разноцветными волосами приходит, в рваных джинсах, кто-то с пирсингом. Но все это - вменяемые молодые люди, живущие в ритме своей жизни, в ногу со своими культурными и субкультурными тенденциями. И девочки вне храма не носят юбки до пят. То есть, молодые люди, внешне ничем не отличающиеся от тех, кого мы видим на улице. Но, тем не менее, эти ребята знают ответы на многие вопросы. Их культурный и духовный уровень значительно выше, чем у тех, кто не знаком с религией, с православием.

Очень часто встречается навязанный стереотип, что православная молодежь - это девочки, обтянутые с ног до головы в черное, как монахини, и мальчики, невзрачно одетые, сторонящиеся людей. Честно говоря, православный может и в зубы дать, защищая добро. Это абсолютно нормальные люди, живущие в своем социуме. Они живут, не противореча культуре, каким-то субкультурным тенденциям; могут слушать совершенно разную музыку, смотреть какие угодно фильмы. И если эротическая сцена может зацепить человека, то православный пропустит ее мимо ушей и глаз, да и ладно. А в следующий раз и не посмотрит такой фильм.

Замечательная сравнительная классификация людей есть у Паисия Святогорца - пчелы и мухи. Муха даже в цветущем саду найдет кучу с нечистотами и обязательно разнесет ее по всему садику, при этом будет рассказывать, что весь мир в грязи лежит. А пчела даже, простите, в уборной найдет привядший цветочек и будет утверждать, что мир прекрасен. Православная молодежь - как раз и есть эти пчелы, которые четко могут дифференцировать белое - черное. А внешне - это вменяемые люди, живущие собственной жизнью. Ведь церковь не призывает всех срочно бежать в монастырь. Нет, будьте людьми, научитесь всего лишь любить и быть любимыми. А это влечет за собой и законопослушание, и человечность, и любовь. Возлюби ближнего и Бога.

Вот это главное. И не страшно, если при этом ему нравится ходить в рваных джинсах.

- Так из храма выставят в рваных джинсах...

- Попа этого надо за такое из храма выставить! Понятно, что есть некоторые ограничения. Если женщина вызывающе одета, то мужчинам рядом не до молитвы. Существуют понятия приличия. А если зашел парень, а у него волосы трех цветов - что от этого изменится? Он ведь в храм зашел, а не в кабак. Радуйся, что человек в храм пришел, может, и волосы завтра перекрасит в нормальный цвет. Ходит он в странной одежде? Но ведь одежда позапрошлого века тоже была бы для нас сегодня странной. Радуйся, что человек к тебе пришел, спросит - ответь, улыбнись, погуляй с ним возле храма, может, потихонечку к исповеди его приведешь, а потом и причастишь. А если будешь говорить, «ах ты такой, сякой», и метлой махать...

 

«Современный человек во мраке, суете и постоянной депрессии не может найти себя. Церковь должна улыбнуться и сказать: "Это все мелочи, вот идеал", и все остальное станет просто второстепенным»

- Вы производите впечатление человека очень гармоничного. Гармонично выглядит совмещение вашей светской работы с христианским образом жизни... Известны многие примеры, когда люди не могут жить так. Например, актриса Екатерина Васильева в интервью постоянно подчеркивает свою несовместимость с профессией, хотя, казалось бы, она не играет ничего постыдного. Сейчас отец Иоанн Охлобыстин - гениальный актер, тяжело, правда, воспринимаемый в образе священника, публично заявил, что попросит снять с себя священный сан после неоднозначно воспринятой его роли шута в ленте Павла Лунгина «Царь». Вы, как человек, окончивший семинарию, знающий, что такое духовная жизнь, имеющий духовника, скажите, действительно ли можно совмещать светскую жизнь и служение? Если да, то можете ли привести пример такого удачного сочетания?

- Ничего в мире не бывает просто и однозначно. Не бывает резких подъемов, бывают только резкие падения. Нужно отдавать себе отчет, что мы прожили 80 с лишним лет в абсолютно безбожной стране, за это время выросло не одно поколение. Общество обнулилось, стало совершенно атеистическим. И сделать его сразу высокодуховным просто невозможно. Лопнув, коммунистическая доктрина подтвердила, что человек не может жить без идеологии, и это главное доказательство, на мой взгляд, бытия Бога на земле. Ничто живое, начиная от простейших и до самых организованных существ, не имеет религии, она есть только у человека.

Когда существовала коммунистическая идеология, народ поголовно верил в идеалы коммунизма, светлое социалистическое будущее общества, в партию, в Ленина, в конце концов. Это абсолютно тот же принцип и механизм религиозного самосознания. Человек не может жить, ни во что не веря... Когда эта идеология рухнула, люди увидели, что верили в пустоту. Хотя это поняли не все, например, граждане пенсионного возраста до сих пор верны идеям коммунизма. И я всегда говорю, что таким людям хамить нельзя, даже если они ошиблись в направлении идеологического вектора, потому что это наши отцы и матери.

Так вот, когда рухнула вся эта история, появился идеологический вакуум. Возник вопрос: «Где взять другой идеал, и какой выбрать идеологический ориентир?» В таком вакууме молниеносно находится миллион паразитов, которые всячески стараются этот вакуум заполнить и захватить. Поэтому у нас невероятный всплеск сект и прочих организаций, которые еще и сколачивают огромные капиталы на людях. Опять же, стали жутко популярны экстрасенсы. Ни в одной стране мира гипнотизеры не пользовались такой популярностью, как у нас. Каким-то образом попал на телевидение Кашпировский, и миллионы людей во время его сеансов сидели с тазиками у телевизоров. Вот это и есть идеологический вакуум.

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что процесс становления нового воцерковленного, даже, наверное, более одухотворенного общества, будет проходить неминуемо мучительно, больно и постепенно. Поэтому, применив клише абсолютизма  к новоприбывшим в Церковь (постричься, побриться, закрыться, говорить шепотом, ходить на цыпочках, прыгать запрещено, смеяться - Боже упаси), мы просто отпугнем людей от православия. Они побегут к неким псевдоцерковным образованиям, где все нормально, играют рок-н-ролл, на сцене стоят современные инструменты и вообще, все просто весело. А мы потеряем людей и загубим их души.

Когда человек начинает воцерковляться, его нужно просто привести к Богу. Дальше он сам будет общаться с Господом, а Церковь и священник только помогают ему в этом. Когда человек укрепится в вере и в Боге, то сам начнет понимать, что может жить так же, как и любой нормальный человек, и задумается: а зачем мне такие длинные, да еще и крашенные волосы; наколка тоже ни к чему, сделал по молодости, глупый был. Только тогда человек выровняется и станет в ряды крепкой воцерковленной паствы, начнет спасаться. Но ведь и этот путь нужно пройти.

А тут поп вылетает из храма и начинает случайно зашедшего панка гнать в три шеи вместо того, чтобы создать для него все условия. К кому Христос ходил, будучи на земле? К праведникам? Нет, Он спускался на дно, к погибающему обществу. Собственно говоря, задача священника - та же. Немудреное дело - стоять перед бабушками в благолепном виде с постной физиономией и вздыхать. А ты зайди вон туда, к нецерковным, и поработай - у нас же сейчас практически все общество такое - раздробленное, разбитое. Его насилуют политики, экономика страны, его ругает начальство на работе, его «пилит» жена или муж, его на части разрывают. Человек в этом мраке, суете и постоянной депрессии не может найти себя. Церковь должна улыбнуться и сказать: это все мелочи, вот есть идеал, и все остальное станет просто второстепенным.

Надо учиться это делать. Все мы совершаем массу ошибок, и я в том числе. Ведь, по сути, мы все делаем первые шаги в этом направлении. Есть проекты удачные, есть менее удачные. Надо давать дорогу миссионерству, иначе мы просто проиграем, и нас задавят западные идеологии.

 

«Наверное, Господь не просто так свел в моей жизни два вектора - семинарию и шоу-бизнес. Я получил фундаментальный опыт, и теперь необходимо все каким-то образом свести вместе»

У нас иконой становится рекламный блок. Люди не молятся Богу, и даже не читают классику. Народ листает рекламные проспекты новых торговых марок. Народ живет в рамках, какую стиральную машину купить, на какую более новую модель свою иномарку поменять, телефон обновить - и как заработать для этого денег. Человек погружается в этот круговорот и не может из него выбраться. Мы обезличиваемся, перестаем быть людьми, превращаемся в батарейки - некий источник энергии круговорота денег в природе. А где место для духовности? Поэтому нам надо бастовать сейчас против этого, дать понять людям, что есть совершенно другие ценности и вещи, ради которых можно жить на земле. Не сошелся свет клином на этой стиральной машине, погибнешь ты в погоне за этим холодильником!

Вчера открываю видеоблок в «Корреспонденте», а там - «ура, первый гейбрак», все рукоплещут. Появился первый епископ - женщина-лесбиянка: просто замечательно! Вот мы к этому и придем. И при этом толерантное общество гладит себя по головке: человек свободен и имеет право на все. Наркотики - это плохо, алкоголь вредный, курение тоже, но секс - пожалуйста, только презервативами пользуйся. Какая любовь, какой брак, зачем?

- А как объяснить человеку в двух словах - «зачем»?

- Я и сам часто моделирую для себя эти вопросы. Мы можем создать площадку, условия для того же проповедника, который будет отвечать на эти вопросы. Можно и самим пробовать ответить. Иногда я сижу в чате и разговариваю с теми, кто спрашивает.

Надо дать понять, что вступая в интимные отношения с мужчиной (женщиной), ты отдаешь частичку себя, своей любви, что неизбежно даже по закону физики на гормональном уровне. И когда этот обмен происходит между одними и теми же людьми (мужем и женой), это никуда не исчезает, а когда ты начинаешь налево ходить, то растрачиваешь все, что имеешь. А оглянувшись, не заметишь, как разучишься любить. А легко ли жить и не уметь любить? Откуда в жизни берутся мерзавцы и негодяи? - Это люди, не желающие или просто не умеющие любить. Любящий не совершит преступления, а если и совершит, то покается.

- Знаете, из разговора с вами складывается впечатление, что вы для себя уже нашли ответы на все вопросы...

- Да нет, смысл жизни нормального разумного человека как раз и состоит в том, чтобы всю жизнь задавать себе вопросы и искать на них ответы. Самая большая беда - лежать на диване да курить в потолок. Не для этого создавал Бог человека...

Я могу сидеть до 5-6 часов утра читать в интернете информацию. Знаю, что завтра рано вставать на работу, потом ругаю себя, что не поспал лишний часок. Наверное, Господь не просто так свел в моей жизни два вектора - семинарию и шоу-бизнес. Я получил фундаментальный опыт там, приобрел некий опыт в социуме, далеком от Церкви. А теперь необходимо все каким-то образом свести вместе.

- То есть, между вашим родом деятельности и христианским укладом жизни нет противоречий?

- Есть, конечно, есть. И если брать мою жизнь, то она вообще состоит из сплошных противоречий. Я говорю сейчас о деятельности. Мы делаем все наши проекты, и я понимаю, что и канал, и проекты могли быть совершенно другими. Но есть реальность, которую нужно анализировать, искать пути выхода из положения, создававшегося десятилетиями.

Посмотрите на людей, на общество: вокруг раздор, зло, ненависть. Даже в храм заходишь - ругаются, кто-то не туда пошел, кто-то очередь расталкивает, чтобы пройти первым на елеопомазание...

- Какие у вас планы на ближайшее будущее?

- Если все получится и Господь поможет, мы готовим большой проект к 65-летию Победы. Наши политики и здесь умудрились так напакостить, что дальше некуда. Зачем нужно переписывание истории? Если считаешь, что воины УПА были героями Украины, дай им пенсию, тем более, их не так много и осталось. Нет, надо пиар, сталкивание стариков лбами. Мой дед служил на Тернопольщине в Теребовлянском районе и реально пострадал от рук воинов УПА. Когда он услышал в 2005 году заявление нашего президента о том, что УПА - воюющая сторона, на его лице я впервые увидел слезы. Это было на 9 мая, он встал с фронтовой рюмкой водки и спросил: «Как это я должен обнять того, кто помогал фашистам?..»

Есть история героической победы, никто не оправдывает коммунизм, сталинизм, идеологию. Никто не оправдывает голод, который был в России, Украине и Белоруссии. Но это был не геноцид, если на то пошло, это был социоцид и т.д. Оценку коммунизму даст история, а от того, что мы публично распнем коммунистов и Сталина, легче никому не станет, поверьте. Давайте не раздражать тех людей, для которых это все еще ценностное. Пусть старики доживают спокойно свой век, а наша задача - сделать так, чтобы они еще параллельно своим убеждениям в храм зашли. Мой педагог по риторике говорил: «Юра, не делай людей синими, делай их розовыми. Синими их сделают и без тебя».

 

«В жизни каждого человека, а тем более молодого, неминуемо бывают проблемы. И нам нужно донести до него мысль, что он может прийти в храм к священнику и ему с этой проблемой помогут здесь разобраться»

- Ваши проекты, по сути, являются уникальными, ведь впервые для такой огромной аудитории, какая собирается на ваших фестивалях, акценты расставляются именно на духовной составляющей.

- Ответственность колоссальная, боишься ошибиться, оступиться, взвешиваешь все «за» и «против». Действуешь интуитивно, ведь мы идем вслепую, нет никаких учебников, как можно с помощью рок-музыки заняться миссионерством. Это уже потом, на наших шишках составят какие-то методички, а сейчас это все идет методом проб и ошибок. И это действительно процесс непростой... Раздражаемся, ссоримся, спорим и миримся. Олег Карамазов - двигатель всего этого процесса, и команда ребят, люди, которые вытащили из карманов деньги. При этом «Партия регионов» нигде не фигурирует, хотя вполне могла попросить сказать что-нибудь доброе о себе.

В одном из городов, когда тур подходил к завершению (уже объехали 19 областных центров), мы решили, что как-то неудобно, и пригласили на сцену Василия Горбаля. Это было 29 мая, как раз день рождения жены Олега Карамазова Аллы. Он вышел на сцену, поздравил народ с духовным праздником, и сказал: «А сейчас мне хотелось бы поздравить с Днем рождения замечательную женщину - Аллу, жену Олега». Публика завизжала, а в это время его помощник вынес огромный букет роз и бутылку шампанского в подарок Алле. Человек абсолютно ничего не сказал о партии. А те, кто узнают, что нам помогает «Партия регионов», говорят, «а, вот, значит, не все так гладко». И очень трудно объяснить, что Горбаль - прежде всего человек со своей гражданской и жизненной позицией. Политик тоже может быть человеком...

Мало кто верит, что этот проект продвигали всего 4-5 человек: один батюшка из Голосеевской Пустыни, один музыкант, один продюсер и два бизнесмена. Конечно, была еще масса друзей - Влад Ряшин, много медийщиков подставили плечо, «Украинский медиа-холдинг» - Резниченко, Ложкин, «Интер», всех по именам просто не перечислить. Огромное количество людей помогли. И на наш финальный концерт на Крещатике в Киеве пришло 200 тысяч человек. Будущий Патриарх Московский, а тогда митрополит Кирилл, говорил нам, что такого еще не видел. И опять-таки, он не побоялся, вышел перед этой многотысячной аудиторией с проповедью и сказал гениальные слова. Его все услышали и никто не освистал. А говорил настолько убедительно, что у людей челюсти отвисли. Если с Кураевым все ясно - он миссионер, проповедник, то появление епископа такого ранга вызвало взрывную реакцию.

В Церкви, на мой взгляд, нужно начинать с обращения к этим людям. Оно принесет свои плоды. Сейчас результата ждать не стоит, после одного-двух концертов не побегут отрядами в храм. Это комплексная миссионерская работа.

В жизни каждого человека, а тем более молодого, неминуемо бывают проблемы. И нам нужно достучаться до него, донести мысль, что он может прийти в храм к священнику и получить ответ, а не формальное наставление «молись Богу и все будет хорошо», что его с этой проблемой попытаются услышать, понять и помочь разобраться. Церковь - это друг, корабль спасения, в конце концов, где есть место всем абсолютно - от мала до велика. Здесь ждут всех: и плохо, и хорошо одетых. Нужно вернуть доверие людей к Церкви. Да и так есть это доверие. На фоне полного нивелирования государственной власти и других институтов, доверие к Церкви возрастает. Но и тут мы умудряемся расколами, дрязгами все свести к минимуму. А люди не могут понять, что происходит.

Недавно кто-то привел цифры независимого опроса: 19% верующих, которые относят себя к КП, считают своим Патриархом Кирилла. И я охотно верю этим цифрам. Даже в тех же Мусоривцях: бабушке, которая всю жизнь ходила в церковь, по большому счету все равно, кто там и что. Она по телевизору увидела - наш Патриарх Кирилл. Она пойдет в церковь, будет молиться, и причащаться, у нее масса своих проблем - дети, внуки, хозяйство. Жалко этих людей, на которых спекулируют. Я побывал в Мусоривцах и понимаю, что виной всему, в первую очередь, это по-ли-ти-ки, которые явились и опорой для возникновения раскола, и фундаментом, и до сих пор его поддерживают.

Я не знаю, с какой совестью будут дальше ходить Кравчук, Филарет и прочие, зная церковный канон, и понимая, что такое церковный раскол. И человек, который был легитимным митрополитом, как мог такое сделать, для меня это - загадка. Значит, он, наверное, в Бога не верит, потому что нет ничего страшнее для священника, нежели учинение раскола в церкви. Кто-то из святых, не помню точно кто, сказал: знали бы мужчины, что ожидает священника, радиво исполняющего свои обязанности, после этой жизни - пошли бы все. Но знали бы мужики, что ожидает священника, который нерадиво исполняет свои обязанности, не пошел бы никто. Гениальное, на мой взгляд, определение участи священника.

- Юрий, вы не просто интересный собеседник, а в чем-то даже больше проповедник:)). Разговор наш, к сожалению, подошел к концу, но лишь потому, что час уже поздний, в то время как вопросы, которые хотелось бы еще затронуть, не иссякли.

Благодарим вас за визит в нашу редакцию и надеемся и в дальнейшем получать от вас информационные поводы, чтобы снова встречаться на страницах нашего сайта.

 

Беседу вели:

Юлия Коминко,
Ирина Опатерная,
Тамара Рябкова, сайт sobor.in.ua

Над материалом работала Анна Власенко

   
Юрий Молчанов

Юрий Молчанов


Пресс-конференция по поводу фестиваля "Мир" с участием лидеров групп "ДДТ" и "Братья Карамазовы"

Пресс-конференция по поводу фестиваля "Мир" с участием лидеров групп "ДДТ" и "Братья Карамазовы"


С ветераном ВОВ на сцене фестиваля "Мир", посвященного 65-летию освобождения Украины от немецких захватчиков. Киев, Дворец спорта, 1 ноября 2009

С ветераном ВОВ на сцене фестиваля "Мир", посвященного 65-летию освобождения Украины от немецких захватчиков. Киев, Дворец спорта, 1 ноября 2009


"Мир", финал

"Мир", финал


Пресс-конференция в ИА "Интерфакс"

Пресс-конференция в ИА "Интерфакс"