УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 316 відвідувачів

Теги
іконопис діаспора Предстоятелі Помісних Церков Ющенко церква та політика Церква і політика Голодомор церковна журналістика краєзнавство Священний Синод УПЦ Археологія та реставрація комуністи та Церква церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти постать у Церкві Церква і влада розкол в Україні УПЦ КП монастирі та храми України шляхи єднання УГКЦ милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Церква і медицина Києво-Печерська Лавра вибори секти Мазепа українська християнська культура молодь Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Доброчинність педагогіка Католицька Церква Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Никольские храмы Киева: исторический очерк и немного статистики



«Релігія в Україні, Алиса Донченко, 19 12 2009

Действующие столичные храмы всех конфессий во имя свят. Николая Мир Ликийских чудотворца

1. Никольский собор Свято-Покровского женского монастыря. Освящен в 1911 году. Частично пострадал (лишился куполов, при пожаре сгорели росписи). Восстанавливается в наши дни.

2. Никольско-Иорданская церковь. Построена в XIX веке.

3. Храм Святителя Николая (на Лесном Массиве). Размещается с 1999 года в здании бывшего магазина.

4. Больничный храм Святителя Николая (в 17-й больнице Печерского района). Действует с осени 2000 года

5. Домовая церковь Святителя Николая (в Новобеличском доме престарелых и инвалидов). Действует с 1997 года в корпусе Дома-интерната.

6. Храм Святителя Николая (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних МВД Киева)

7. Костел святого Николая (УКЦ)

8. Церковь святого Николая на Аскольдовой Могиле. Построена и освящена в 1810-м году. Уничтожена в 1936-м году. Восстановлена в 1998 году, передана общине (УГКЦ).

9. Колокольня церкви Николы Доброго, построена в 1716 году, надстроена в 1781-ом году. В 1992 году в ней устроен алтарь и она освящена как церковь Святого Николы, в которой проводит богослужения община (УГКЦ).

10. Церковь Николая Притиска (Николы на Притыке). Построена в 1631 году на месте прежнего храма (УПЦ КП)

11. Никольско-Набережный храм. Построен и освящен в 1770-е годы; архитектор И. Григорович-Барский (УАПЦ)

12. Никольский храм (в Пирогово) - (УПЦ КП)

13. Храм Николы Святоши (в Академгородке) - (УПЦ КП)
Кроме того, во многих киевских храмах существовали и существуют приделы, освященные во имя святого Николая.

14. Никольская больничная церковь (Лавра)

Уничтоженные храмы:


1. Малый Николай (Пустынно-Никольский монастырь). Соборная церковь построена в 1715 году. Уничтожен в 1934 году

2. Никольский Военный собор. Освящен в 1696 году. Снесен в 1934 году

3. Церковь святого Николая в Межигорском монастыре. Построена в 1609 году. Разрушена в середине 1930-х годов.

4. Больничная церковь святителя Николая при Лаврском Свято-Троицком больничном монастыре (в каменном двухэтажном корпусе). Освящена в XVIII ст. Уничтожена в 1926-м году.

5. Часовня Святого Николая (другое название – святого Александра Невского). Сооружена в 1867 году при сходе с Николаевского Цепного моста (теперь район станции метро «Днепр». Разрушена в 1925 году.

6. Свято-Николаевская церковь в Святошино. Сооружена на средства дачников в 1907 году. Разрушена в 1960-е годы.

7. Николаевская церковь в Никольской слободке. Сооружена в конце XIX века на землях Пустынно-Николаевского монастыря. Разрушена в 1961-м году.

8. Николаевская церковь (домовая) в доме Генерал-Губернатора на Липках (усадьба на углу улицы Институтской и Левашовской (теперь – Шелковичной). Церковь построена и освящена в 1864 году. Взорвана вместе со складом боеприпасов, который разместили в усадьбе поляки в 1920-м году.

9. Николаевская училищная церковь при IV мужской гимназии. Сооружена в 1892 году в здании Гимназии на Большой Васильковской улице (Ныне здание в ведении СБУ). Ликвидирована в 1920-е годы.

10. Николая Мирликийского училищная церковь при 1-й мужской гимназии на Бибиковском (Шевченко) бульваре. Сооружена в 1877 году. Ликвидирована в 1920-е годы.

11. Недостроенный храм Николая Чудотворца, заложенный на Зверинце в 1916 году в память солдат, павших на фронтах первой мировой войны. В 1918 году храм пострадал от взрыва пороховых складов. Сегодня в храме размещена лаборатория Института проблем прочности АН Украины (ул. Тимирязевская, 2);

12. Храм во имя Святого Николая при настоятельских келиях при Михайловском Златоверхом монастыре. Освящен после обновления 25 октября 1886 года, а затем, после следующей реконструкции – 2 августа 1898 года. Разрушен в 1935 году;

13. Церковь Николы Доброго. Возведена в 1807 году, разрушена в 1937-м году.

14. Церковь святого Николы, возведенная на руинах Десятинной церкви по указанию митрополита Петра Могилы в 1636 году. Позднее ее разобрали, выстроив в 1842 году новый Десятинный храм, который дожил до середины 1930-х годов.

15. Никольский храм в Никольской пустыни (при впадении Десны в Днепр в 15 верстах от Киева). Пустынь и храм были основаны в XIX столетии. Разрушен в годы советской власти.

Об истории одного из Никольских храмов Киева расскажем подробнее

Церковь Николы Иорданского была построена в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева. Храм также духовно окормлял бесплатную хирургическую больницу Зайцева, которая находилась рядом (ул. Кирилловская, 59-61). Сейчас в зданиях бывшей лечебницы находится администрация фармацевтической компании «Фармак».

Иорданский храм не был одной из новых церквей, которые возводились в связи с расширением границ города.

На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси.

Над храмом на горе Юрковице находилось древнерусское городище Хоревица, по направлению к Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями.

Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период (с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период (с 1787 по 1935 гг.).

О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов.

В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской, 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Илии пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до восьми вершков (т.е. 26,6 х 35,5 см), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи.


По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого раскрытия и на то значительных издержек».


Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г. подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.

 

В древнерусской истории известны два чудесных события, проишедших в нем:

Чудо святого Николая о половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.


Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве, таково: благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к святителю Николаю, держал у себя в плену половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его на родину, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь святого Николая и поставил поручиком за себя икону святителя. Половчин согласился, но, получив свободу, отказался от своего обещания. Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп бывшему хозяину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой - на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.


С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую землю, уронил там в воды Иордана серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь, захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой утерянный за многие тысячи километров ковш. Из свершившегося чуда жители города сделали вывод, что

вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан,

протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр, – Иорданской Оболонью.

К. А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, - пишет исследователь, - начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро, называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».

И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что

именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда.

В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» в журнале «Київська старовина» (№ 5, 2000 г.) позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Остановимся на основных выводах автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и является местность вокруг Иорданской церкви.


История обретения христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 г. россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа.

Таким образом Аскольд стал христианином. Это было так называемое первое крещение Руси.


Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.


При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 г. Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушен и, как многие другие, остался лежать в руинах, потому что над ним на возвышенности была крепость, защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила для 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская (Фрунзе), 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе.


Второй период истории Иорданского храма – монастырский – начинается c 1616 г. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма с целью постройки собственного дома. Расцвет монастыря припал на период, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (канонизирован Церквовью). Его мать Мария и три сестры – в монашестве Памфилия, Феврония и Параскева – приняли постриг в Иорданском монастыре, где поочередно несли послушания игумений.


В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского. «В оном монастыре монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217, - сообщает Василий Новгородцев в «Географическом описании города Киева» (1784). - Кельи игуменские, и для монашествующих, деревянные. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею, деревянные». Иорданский монастырь по количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева (Фроловский монастырь - 184 и Богословский монастырь – 126 насельниц соответственно).


В 1712 г. по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 г митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была названа в честь  праведных Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.

В 1787 г. оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды. Престарелые монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.


В 1821 г. Иорданский храм св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.


В 1884 г был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля.

При церкви действовала церковно-приходская школа, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева

(ул. Кирилловская, 59-61).


3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход и передали храм в ведение УАПЦ.


В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.


Время сохранило для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.


И поныне сохранился Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой. С 2002 года верующие проводят тут водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти святителя Николая, была совершена первая литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из небытия уже третий раз.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.