УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 172 відвідувачів

Теги
шляхи єднання Голодомор Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис вибори Католицька Церква монастирі та храми України Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков автокефалія церковна журналістика Мазепа Церква і політика Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Церква і медицина конфлікти УПЦ КП Археологія та реставрація розкол в Україні милосердя діаспора комуністи та Церква Церква і влада українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти Ющенко УГКЦ церква і суспільство забобони Доброчинність церква та політика молодь краєзнавство педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Релігія в Україні»: Никольские храмы Киева: исторический очерк и немного статистики



«Релігія в Україні, Алиса Донченко, 19 12 2009

Действующие столичные храмы всех конфессий во имя свят. Николая Мир Ликийских чудотворца

1. Никольский собор Свято-Покровского женского монастыря. Освящен в 1911 году. Частично пострадал (лишился куполов, при пожаре сгорели росписи). Восстанавливается в наши дни.

2. Никольско-Иорданская церковь. Построена в XIX веке.

3. Храм Святителя Николая (на Лесном Массиве). Размещается с 1999 года в здании бывшего магазина.

4. Больничный храм Святителя Николая (в 17-й больнице Печерского района). Действует с осени 2000 года

5. Домовая церковь Святителя Николая (в Новобеличском доме престарелых и инвалидов). Действует с 1997 года в корпусе Дома-интерната.

6. Храм Святителя Николая (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних МВД Киева)

7. Костел святого Николая (УКЦ)

8. Церковь святого Николая на Аскольдовой Могиле. Построена и освящена в 1810-м году. Уничтожена в 1936-м году. Восстановлена в 1998 году, передана общине (УГКЦ).

9. Колокольня церкви Николы Доброго, построена в 1716 году, надстроена в 1781-ом году. В 1992 году в ней устроен алтарь и она освящена как церковь Святого Николы, в которой проводит богослужения община (УГКЦ).

10. Церковь Николая Притиска (Николы на Притыке). Построена в 1631 году на месте прежнего храма (УПЦ КП)

11. Никольско-Набережный храм. Построен и освящен в 1770-е годы; архитектор И. Григорович-Барский (УАПЦ)

12. Никольский храм (в Пирогово) - (УПЦ КП)

13. Храм Николы Святоши (в Академгородке) - (УПЦ КП)
Кроме того, во многих киевских храмах существовали и существуют приделы, освященные во имя святого Николая.

14. Никольская больничная церковь (Лавра)

Уничтоженные храмы:


1. Малый Николай (Пустынно-Никольский монастырь). Соборная церковь построена в 1715 году. Уничтожен в 1934 году

2. Никольский Военный собор. Освящен в 1696 году. Снесен в 1934 году

3. Церковь святого Николая в Межигорском монастыре. Построена в 1609 году. Разрушена в середине 1930-х годов.

4. Больничная церковь святителя Николая при Лаврском Свято-Троицком больничном монастыре (в каменном двухэтажном корпусе). Освящена в XVIII ст. Уничтожена в 1926-м году.

5. Часовня Святого Николая (другое название – святого Александра Невского). Сооружена в 1867 году при сходе с Николаевского Цепного моста (теперь район станции метро «Днепр». Разрушена в 1925 году.

6. Свято-Николаевская церковь в Святошино. Сооружена на средства дачников в 1907 году. Разрушена в 1960-е годы.

7. Николаевская церковь в Никольской слободке. Сооружена в конце XIX века на землях Пустынно-Николаевского монастыря. Разрушена в 1961-м году.

8. Николаевская церковь (домовая) в доме Генерал-Губернатора на Липках (усадьба на углу улицы Институтской и Левашовской (теперь – Шелковичной). Церковь построена и освящена в 1864 году. Взорвана вместе со складом боеприпасов, который разместили в усадьбе поляки в 1920-м году.

9. Николаевская училищная церковь при IV мужской гимназии. Сооружена в 1892 году в здании Гимназии на Большой Васильковской улице (Ныне здание в ведении СБУ). Ликвидирована в 1920-е годы.

10. Николая Мирликийского училищная церковь при 1-й мужской гимназии на Бибиковском (Шевченко) бульваре. Сооружена в 1877 году. Ликвидирована в 1920-е годы.

11. Недостроенный храм Николая Чудотворца, заложенный на Зверинце в 1916 году в память солдат, павших на фронтах первой мировой войны. В 1918 году храм пострадал от взрыва пороховых складов. Сегодня в храме размещена лаборатория Института проблем прочности АН Украины (ул. Тимирязевская, 2);

12. Храм во имя Святого Николая при настоятельских келиях при Михайловском Златоверхом монастыре. Освящен после обновления 25 октября 1886 года, а затем, после следующей реконструкции – 2 августа 1898 года. Разрушен в 1935 году;

13. Церковь Николы Доброго. Возведена в 1807 году, разрушена в 1937-м году.

14. Церковь святого Николы, возведенная на руинах Десятинной церкви по указанию митрополита Петра Могилы в 1636 году. Позднее ее разобрали, выстроив в 1842 году новый Десятинный храм, который дожил до середины 1930-х годов.

15. Никольский храм в Никольской пустыни (при впадении Десны в Днепр в 15 верстах от Киева). Пустынь и храм были основаны в XIX столетии. Разрушен в годы советской власти.

Об истории одного из Никольских храмов Киева расскажем подробнее

Церковь Николы Иорданского была построена в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева. Храм также духовно окормлял бесплатную хирургическую больницу Зайцева, которая находилась рядом (ул. Кирилловская, 59-61). Сейчас в зданиях бывшей лечебницы находится администрация фармацевтической компании «Фармак».

Иорданский храм не был одной из новых церквей, которые возводились в связи с расширением границ города.

На этом месте молились православные христиане еще до Крещения Руси.

Над храмом на горе Юрковице находилось древнерусское городище Хоревица, по направлению к Кирилловской церкви в пойме реки Почайна – селение Дорогожичи, а склоны Кирилловских высот были усеяны курганными захоронениями.

Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX-XIII вв.), второй – монастырский период (с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период (с 1787 по 1935 гг.).

О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов.

В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской, 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Илии пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до восьми вершков (т.е. 26,6 х 35,5 см), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи.


По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого раскрытия и на то значительных издержек».


Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г. подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.

 

В древнерусской истории известны два чудесных события, проишедших в нем:

Чудо святого Николая о половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.


Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве, таково: благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к святителю Николаю, держал у себя в плену половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его на родину, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь святого Николая и поставил поручиком за себя икону святителя. Половчин согласился, но, получив свободу, отказался от своего обещания. Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп бывшему хозяину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой - на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.


С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую землю, уронил там в воды Иордана серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь, захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой утерянный за многие тысячи километров ковш. Из свершившегося чуда жители города сделали вывод, что

вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан,

протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр, – Иорданской Оболонью.

К. А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, - пишет исследователь, - начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро, называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».

И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что

именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда.

В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» в журнале «Київська старовина» (№ 5, 2000 г.) позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Остановимся на основных выводах автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и является местность вокруг Иорданской церкви.


История обретения христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 г. россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа.

Таким образом Аскольд стал христианином. Это было так называемое первое крещение Руси.


Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.


При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 г. Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушен и, как многие другие, остался лежать в руинах, потому что над ним на возвышенности была крепость, защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила для 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская (Фрунзе), 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе.


Второй период истории Иорданского храма – монастырский – начинается c 1616 г. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма с целью постройки собственного дома. Расцвет монастыря припал на период, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (канонизирован Церквовью). Его мать Мария и три сестры – в монашестве Памфилия, Феврония и Параскева – приняли постриг в Иорданском монастыре, где поочередно несли послушания игумений.


В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского. «В оном монастыре монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217, - сообщает Василий Новгородцев в «Географическом описании города Киева» (1784). - Кельи игуменские, и для монашествующих, деревянные. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею, деревянные». Иорданский монастырь по количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева (Фроловский монастырь - 184 и Богословский монастырь – 126 насельниц соответственно).


В 1712 г. по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 г митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была названа в честь  праведных Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.

В 1787 г. оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды. Престарелые монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.


В 1821 г. Иорданский храм св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.


В 1884 г был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля.

При церкви действовала церковно-приходская школа, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева

(ул. Кирилловская, 59-61).


3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход и передали храм в ведение УАПЦ.


В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.


Время сохранило для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.


И поныне сохранился Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой. С 2002 года верующие проводят тут водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти святителя Николая, была совершена первая литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из небытия уже третий раз.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.