УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 163 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Ющенко вибори церква і суспільство шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор церковна журналістика педагогіка Мазепа Церква і влада милосердя монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві іконопис забобони Церква і політика Священний Синод УПЦ Доброчинність молодь УГКЦ Вселенський Патріархат краєзнавство конфлікти УПЦ КП Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація секти церква та політика розкол в Україні Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II діаспора






Рейтинг@Mail.ru






«ХайВей» (Украина): Между иезуитами и униатами. Петр Могила



«ХайВей» (Украина), Ярослав Загоруй, 27.03.07

 

Митрополит ПЕТР МОГИЛА (1596—1647) — выдающаяся личность своей эпохи. С его именем связано развертывание системы высшего и среднего образования на территории современной Украины, которое не просто копировало западноевропейские школы, но и конкурировало с ними. Он был основателем и творцом первого во всей Восточной Европе православного высшего учебного заведения, которое со временем образовалось в Киево-Могилянскую академию.

Князь Валахии

Дата рождения Петра Могилы точно не определена. Биографы выделяют разные даты: 21 декабря 1596 г., 31 декабря 1596 г. (13 января 1597 г.), либо вообще 1574 г. Он родился в Валахии в аристократической молдавской православной семье. Отец Петра Симеон в 1601-1606 годах был князем придунайской Валахии, а потом занимал престол Молдавского княжества. Он занимался благотворительностью, поддерживая Львовское братство. После смерти отца Петр с матерью переселился во Львов, который в то время принадлежал Речи Посполитой.

Там Петр Могила окончил православную школу Львовского братства и затем польскую академию в Замостье. Считается также, что он продолжал свое образование и заграницей (Голландия и Франция), в частности, во всемирно известном университете Сорбонна.

Получив образование, прошел военную службу в польской армии, участвовал в битвах на Цецорских полях и под крепостью Хотин (война Польши с Турцией). В боях под Хотином Могила сближается с гетманом Петром Сагайдачным и другими казацкими предводителями, а затем знакомится с Иовом Борецким, главой православной иерархии Киевской митрополии. Начиная с 1622 г. Петр Могила часто бывает в Киеве, покупает несколько имений, вероятно с намерением здесь обустроиться.

В это время в его жизни происходят интересные события. Он отказывается от весьма успешной военной карьеры, сулившей ему, учитывая аристократические корни, высокую должность, и сворачивает на путь иерархического служения православию.

Архимандрит, митрополит

В 1596 г. заключена Брестская уния. Фактически она предусматривала единение христианских церквей под эгидой Папы Римского, причем, православная церковь Украины и Белоруссии сохраняла богослужение на славянском языке и православные обряды.

Однако в то время влияние церкви на общественную и политическую жизнь было несоизмеримо большим. Потому патриотически-настроенные украинцы видели целью унии нечто больше, чем объединение христианских церквей. И действительно, учитывая, что многие представители польской шляхты и властей считали украинцев едва ли не людьми второго сорта, это не могло не вызвать протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты и духовенства.

Дети украинских помещиков воспитывались в иезуитских школах. «Головною, можна сказати - виключною метою єзуїтського вихованя в українських краях в тім часї було, як можна найбільше навернути українських дїтий до католицтва і заразом защіпити в них ненависть і зневагу до православя», писал Николай Костомаров в книге «Істория України в житєписях визначнійших єї дїячів».

Начинается процесс перехода в католичество многих шляхтичей, которые, дабы не стыдится украинского происхождения, принимали польскую веру и меняли фамилии. Однако, как указывалось выше, некоторые православные протестовали против такого положения вещей, потому, ситуация на религиозной почве была довольно напряженной.

В 1626 г. Петр Могила неожиданно принимает монашество и в 1627 его избирают архимандритом Киево-Печерской лавры. Тогда он считался компромиссной фигурой. С одной стороны - лояльный для Польши аристократ неукраинского происхождения. С другой - его поддерживал митрополит Иов Борецкий, который имел значительное влияние на лаврскую братию, и благосклонное отношение к нему киевской шляхты.

Данный выбор понимался двояко. Доходило до предположения новой унии. Не будем вдаваться в подробности религиозных войн того времени и противостояния между православными и униатами, заметим лишь, что аристократически культурная близость к польской культуре Петра Могилы порождала даже в Московском патриархате тревожные слухи, что новый митрополит потянет к латинству.

В конце 1627 г. кандидатуру Могилы утвердил польский король Сигизмунд III. С того времени Петр Могила становится одной из главных фигур в Украине того времени. Он разворачивает широкую издательскую деятельность лаврской типографии, материально поддерживает науку, образование и культуру.

Легализация православия

После смерти Сигизмунда III (1632 г.) началась так называемая эпоха «безкоролевья» - наиболее благоприятное время для начала действий по легализации православной церкви, что было невозможно при правлении умершего властителя. Главным в этом вопросе был выбор стратегии, а единства, к сожалению, не было. Не признанные государственной властью епископы во главе с Исаей Копинским полагали, что православные должны добиться полной ликвидации унии любыми методами. Не исключалась даже вооруженная борьба.

В то же время, шляхта и часть духовенства (преимущественно шляхетского происхождения) во главе с Петром Могилой, намеревались возвратить былые права законно, путем поиска компромиссов. При этом большие надежды они полагали на королевича Владислава, кандидата на трон, который также был заинтересован в решении религиозного вопроса.

Среди казаков было немало людей, готовых выступить войной в защиту своей веры, но военачальники все же сумели остудить их пыл и не привели к кровопролитию. Однако наличие этих радикальных настроений не могло не волновать власть, потому и был переведен вопрос легализации православья в правовое поле -- этим занялся сейм Речи Посполитой, где решающую роль должны были сыграть православные послы.

Но их могли избрать только воеводства и земли, где православная шляхта была более численной. Там, где влияние православных было меньше, они возлагали надежды на протестантов. Получилось, что иноверцы (то бишь православные и протестанты) имели в своих делегациях представителей всех земель и уездов (кроме одного) Речи Посполитой. Свою роль здесь сыграло влияние литовского гетмана Христофора Радзивилла. Его просил о помощи в вопросе легализации православной церкви Петр Могила.

И все же решающей в легализации православия была не дипломатия. Московские войска в сентябре 1632 г. взяли Смоленск (он в то время принадлежал Польше) в осаду. Это заставило сейм, опасающийся поддержки царя запорожским казачеством, внимательнее отнестись к требованиям православных. 1 ноября 1632 г. король подписал «Пункты успокоения религии греческой», где официально признавалась Киевская митрополия во всей канонической полноте.

Одним из условий достигнутых договоренностей было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Следовательно, Киевский митрополит Исайя Копинский был лишен сана, а на его место избрали Петра Могилу, с сохранением лаврского архимандритства. После избрания митрополитом, Могила приступил к возвращению православным монастырей и церквей, в том числе Софийского собора.

Могилянская коллегия

В 1631 г. усилиями Петра Могилы при Киево-Печерской лавре организована православная школа наподобие иезуитских коллегиумов. «Только бы молодежь в настоящей набожности, в обычаях добрых и в науках свободных научена была», - писал Могила о цели создания школы.

Для обучения учеников были приглашены известные ученые со Львова. После объединения Братской и Лаврской школ в 1632 г. в Киево-Могилянский коллегиум, там преподавали профессора, получившие образование в Западной Европе. Коллегиум отвечал стандартам лучших католических академий Речи Посполитой. Там изучали латинский, церковнославянский, греческий, польский, староукраинский языки, и традиционные для западноевропейской системы образования «семь свободных наук».

Києво-Могилянский коллегиум (подобно европейским университетам) курировал братские школы в других городах Украины. По протекции Петра Могилы и за его средства созданы школы в Виннице, в Гоще и др. городах. Но главное, что было сделано Могилой в сфере образования -- поднято уровень преподавания в церковноприходских школах, открытых почти при каждом храме. Благодаря этому в сер. XVІІ в. в Украине практически все мужчины и большинство женщин были грамотными.

«Могила прямував у всїм до головної мети: виставити проти католицтва учених і зручних борцїв за українську Церкву, що вмілиб поражати ворогів їх власним оружєм. <…> В краю, де протягом віків панували умові лїнощі, де широкі верстви народу перебували з огляду на свої понятя майже в первіснім поганьстві, де духовні, одинокі проповідники якого небудь умового сьвітла, махінально і недбало сповняли обрядові форми, а не розуміли їх значіня, не мали понятя про єство релїгії, де тілько слабі початки осьвіти, кинені добою Острожського, сяк-так приймали ся, придушувані нерівною борбою з чуженародним і неприязним ладом образованя; в сторонї, де український язик, українську віру, а навіть українське походженя напятновували печатю темноти, нечемности і негідности з боку пануючого племени -- в тім краю нараз являють ся сотнї українських молодцїв з добутком тодїшньої образованости, і вони не соромлять ся назвати ся Русинами; з добутими способами науки вони виступають для оборони своєї віри і народности», писал Николай Костомаров о преследуемых Могилой целях.

Однако факт преподавания в коллегии на латыни тревожил многих поборников православия. Жители украинских земель привыкли к той мысли, что на латинском языке совершают богослужение и говорят враги их веры и потому считали обучение этому языку неправославным делом.

Плохое мнение о Могиле и его учебном заведении распространилось между казаками, всегда готовыми на суровую расправу с теми, кого считали врагами веры. В 1635 г. народная масса под предводительством казаков собиралась напасть на коллегию и сжечь ее. «Мы исповедовались и ожидали, что нами начнут кормить днепровских осетров, но, к счастью, Господь, видя нашу невинность и покровительствуя образованию народа русского, разогнал тучу предубеждений и осветил сердца наших соотечественников; они увидели в нас истинных сынов православной церкви, и с тех пор жители Киева и других мест не только перестали нас ненавидеть, но стали отдавать к нам в большом количестве своих детей и величать нас Геликоном и Парнасом», - вспоминал Сильвестр Косов, тогдашний префект киевской коллегии.

Цель - вселенская церковь

Православная церковь в XVII в. находилась в упадке, в первую очередь, потому что православие находилось на более низком организационном и образовательном уровне. Епископскими кафедрами торговали, их отдавали тем, кто больше заплатит, среди духовенства господствовала темнота и невежество. Мелетий Смотрицкий отмечал, что «неуниатская Русь находится без науки, подобно церкви греческой». Разумеется, в виду этого сложно было говорить о равноценном союзе православных и католиков.

Понимая все это, Петр Могила начал проводить радикальные реформы. И все же церковную деятельность митрополита Петра Могилы нельзя назвать направленной исключительно на возрождение восточно-христианской веры.

Считая западное богословие последним достижением науки, он предполагал осуществить единение церквей путем примирения в научно-богословской сфере. К примеру, в 1646 г. митрополит издал «Евхологион» или «Требник». Поводом для его составления послужили укорения в адрес православных священников в неумении совершать таинства и обряды и непонимании их смысла. В «Требнике» Могила не ограничился одним изложением молитв и обрядов, а прибавил объяснения и наставления. «Требник» стал научной книгой для православного духовенства. В то же время, многие дополнения были позаимствованы из «Rituale» Папы Римского Павла V, изданного в Риме (1637 г.).

О том, что своими реформами митрополит пытался в конечном итоге прийти к созданию единой христианской церкви писали многие историки. В частности, Иван Крипьякевич в «Історії України» заявляет, что «Могила <…> не відкидав навіть ідеї порозуміння з Римом. Він заявляв готовність визнати папу головою церкви, але під умовою, що унія буде мати характер «з’єднання», а не «злиття» церков, - що будуть залишені обряди і автономія східної церкви».

В любом случае, если это действительно была новая уния, то принималась бы на равных правах, где православные священники по уровню образования ничем не уступали бы своим католическим коллегам. Папа Римский Иоанн Павел II много сделал для достижения понимания между представителями разных вероисповеданий, фактически стремясь к созданию единой церкви. Виктор Ющенко выступает за создание единой украинской поместной православной церкви. Однако вполне возможно, что причиной неудач в этом направлении - желание не объединить, а «слить» церкви под предводительством одной, что само по себе не может не вызывать протесты.

Личность Петра Могилы, несомненно, еще до конца не осмыслена. По сути, это человек, который отказался от всех благ, которые мог иметь согласно статусу, реформировал православную церковь, поднял культуру и образования. Он одним из первых начал вводить книгопечатанье на украинском языке того времени, значительно поднял престиж и авторитет славянских изданий.

Уместно напомнить, что в 1996 г. по решению ООН в мире отмечалось 400-летия со дня рождения Петра Могилы, а сам он был канонизирован. Он также является единственным святым, одновременно признанным всеми украинскими православными церквами. «Усматривая, что упадок веры в украинского народа исходит <...> от полной нехватки образования и науки, дал я обещание Богу моему - все свое имущество, которое получил от родителей, и все, что бы здесь ни оставалось с доходов, собиравшихся с порученных мне святых мест, с имений, на это назначенных, частично направлять на восстановление храмов Божьих, от которых остались грустные руины, частично -- на обоснование школ в Киеве», - писал в завещании Могила. Современным церковным и политическим деятелям, к сожалению, еще далеко к масштабу благотворительности этого Человека.

Сокращенная версия опубликована в еженедельнике "2000".

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.