УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 338 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис Патріарх Алексій II конфлікти автокефалія Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні УГКЦ Католицька Церква шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі вибори молодь Києво-Печерська Лавра милосердя Ющенко постать у Церкві Церква і влада секти Голодомор краєзнавство УПЦ КП Доброчинність Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України українська християнська культура церковна журналістика Священний Синод УПЦ Мазепа педагогіка забобони Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація діаспора церква та політика церква і суспільство Церква і політика Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Новая» (Украина): Золотые купола — где ни попадя



«Новая» (Украина),  Константин Ронин, 18.01.10

За десять лет в Киеве хотят построить больше 200 храмов, а для самого высокого в Европе мэр выделил 5 кг золота. В 20—30-х гг. прошлого века храмы в Украине уничтожали сотнями. Сегодня же они растут, словно грибы после дождя, а депутаты Киеврады рассматривают планы размещения культовых сооружений до 2020 г. За десять лет предусмотрено возвести свыше двухсот объектов, четвертая часть которых существует пока только на бумаге и не отнесена ни к одной религиозной конфессии. А о какой-либо системе их размещения и говорить не приходится.

Храмы и часовенки появляются на мало-мальски свободных клочках земли. А уместны они там или нет — мало кого волнует, тем более что контроль над процессом не просматривается.

 

Где строят?

Только в 2007 г. на градсовете дважды обсуждалась методика расположения высотных объектов, чего не скажешь о культовых сооружениях. Многие религиозные общины даже находят возможность оседать на территориях усадебной жилой застройки, покупая участки. Возводимые таким образом строения еще больше усложняют проблемную градостроительную ситуацию.

Другое дело, когда речь идет о восстановлении представляющих историческую ценность ранее разрушенных храмов. Отстроенные Михайловский Златоверхий и Успенский соборы можно только приветствовать. Действующие Ионинский (Национальный ботсад им. Гришко) и Свято-Введенский (ул. Московская, 40) мужские монастыри также заслуживают уважения. Удачный пример — церковь Александровской больницы, поставленная на прежнем фундаменте. К сожалению, такие случаи единичны, поскольку церковь в парке им. Островского, часовни в сквере по улицам Мельникова, Маршала Гречко и на берегу Радужного озера и десятки других примеров — свидетельство бессистемного подхода к проблемному вопросу.

— Размещение сакральных объектов в городской среде — неимоверно ответственная вещь, — заверил «Новую» Георгий Духовичный, заслуженный архитектор Украины. — Процесс должен сопровождаться тщательным анализом градостроительной ситуации и биоэнергетикой данного места. Ведь традиционно киевские храмы находились не в случайных местах, независимо от их принадлежности к вере и конфессии. К сожалению, сегодня говорить о методике размещения культовых сооружений не приходится: где выхвачена площадка, там и строят.

 

Нужны миллионы

— Новые приходы в Киеве всегда образовывались параллельно росту города, — поведал «Новой» Михаил Кальницкий, киевовед. — Храм возводился лишь с появлением нового поселения или территориального образования. Как правило, в таких случаях город шел навстречу церковным конфессиям, охотно выдавая участки под церкви. В ХІХ веке при храмах строили доходные дома. До революции в Киеве было десять монастырей: семь мужских и три женских, включая Лавру. Со всеми приходами, часовнями и церквями их число приближалось к сотне. Сегодня же культовые объекты строят бессистемно. Уместно было бы восстановить колокольню Кирилловской церкви, так как она в свое время была важным градообразующим объектом.

Украина религиозная

Представителей православия беспокоит и тот факт, что Украина превратилась в миссионерский Клондайк. Одно за другим появляются протестантские культовые сооружения, хотя наше население, в основном, моноконфессиональное. По словам Владислава Пустового, более 80% верующих считают себя православными, 7% — католиками и около 10% — протестантами. Мусульман и буддистов — менее 1%.

Но стоит ли втискивать исторические церкви в тех местах, где сегодня уместнее было бы сделать необходимые транспортные развязки? Об этом и следовало бы задуматься чиновникам и архитекторам. Тем не менее, власть имущие склоняются к храмам. И неудивительно, ведь восстановление таких объектов очень выгодно подрядным организациям. Например, строительство корпуса Успенского собора обошлось в 8 млн грн (это было в середине 1990-х), а вот общая сумма всех сметных работ с отделкой и накладными расходами составила около 120 млн.

Являясь уникальными, а не типовыми проектами, храмы — дорогие сооружения, но средства для них, как ни странно, находятся. Уже в этом году должны открыть Свято-Ольгинскую церковь на Харьковском массиве, Покровский собор на Оболонской набережной, Благовещенскую церковь в Святошине. Готовятся к сдаче Римо-католический костел по ул. Срибнокильской и Греко-католический Воскресенский собор у ст. метро «Левобережная». Строительство каждого из них обошлось в десятки миллионов гривен, но представители церкви заявляют, что храмы возводятся в основном на пожертвования прихожан.

 

 

 

 

 

Находятся деньги и для амбициозных проектов. Так, вблизи ст. метро «Лыбидская» вскоре может вырасти самый высокий в Европе православный храм Святого Воскресения — кафедральный собор высотой более 120 м. Разрешение на его строительство получено еще два года назад, и в КГГА уже оформлен землеотвод. Более того, мэр Черновецкий пожертвовал на купола 5 кг золота. По мнению пресс-секретаря УПЦ МП Василия Анисимова, храм может быть готов к 2011 г. А вот выбранная для строительства площадка и специалистам, и церковникам представляется крайне неудачной. Отведенное мэрией место расположено рядом с ж/д путями и транспортной развязкой, к тому же собор будет заметен лишь с близкого расстояния — он находится во впадине заболоченной местности. Представители Киевской митрополии считают, что сооружение уместнее было бы возвести на одном из днепровских холмов, чтобы оно было видно всему городу. Например, на месте Музея воды — тогда главная улица страны вела бы к храму.

 

Духовность или рентабельность

— Количество храмов в Киеве и области недостаточное, — рассказал «Новой» кандидат богословия Владислав Пустовой, руководитель пресс-службы Киевской митрополии. — Оно ничтожно по сравнению, например, с Москвой, где действующих храмов — свыше 600. В то время как в Киеве полноценных действующих (не клубов и чердаков) — чуть больше 60. Конечно численность населения российской столицы намного больше, но не в десять же раз! Следует отметить, что в период сталинского террора в Москве почему-то уцелело больше храмов, чем в Киеве. В 1930-е годы в Украине снесли более двухсот культовых сооружений, поэтому их дефицит очевиден. Для сравнения, в соседних странах — Польше и Венгрии — приходится порядка одного храма на 5 тысяч прихожан, а в Киеве — один храм на 50 тысяч. Надо ли удивляться, что по воскресным дням и особенно в праздники в храмы выстраиваются колоссальные очереди, рядом дежурят скорые.

Кстати, 200 храмов, о которых идет речь в городских планах, — не все православные. Среди них немалая доля и культовых сооружений других конфессий. Вообще, трудно предположить, что строительство церквей в столь большом количестве объясняется исключительно духовностью и благотворительностью. А в столице не хватает не только культовых сооружений (кстати, десятки приходов ютятся в палатках и временных помещениях), но и детсадов, школ, социального жилья. Но вряд ли КГГА в срочном порядке изыскивает места под названные объекты плюс стадионы, поликлиники, кинотеатры. Не иначе как благословение чиновников на сооружение культовых объектов подразумевает от последних ощутимую рентабельность.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.