УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 205 відвідувачів

Теги
УПЦ КП українська християнська культура Церква і політика Священний Синод УПЦ Католицька Церква іконопис Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина монастирі та храми України церква та політика Вселенський Патріархат милосердя церковна журналістика Ющенко Мазепа вибори забобони Доброчинність секти педагогіка діаспора конфлікти шляхи єднання Археологія та реставрація Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко УГКЦ Голодомор церква і суспільство автокефалія розкол в Україні комуністи та Церква постать у Церкві краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






РИСУ: Президентские выборы 2010: государственно-церковный аспект (Александр Заец, председатель правления «Института религиозной свободы»)



РИСУ, Александр Заец, председатель правления «Института религиозной свободы», г. Киев, 01.02.10

По результатам первого тура президентских выборов Виктор Янукович и Юлия Тимошенко вышли во второй тур президентской гонки. Вскоре украинский народ должен выбрать из этих двух кандидатов того, кто займет пост Президента Украины – гаранта конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В этом контексте для многих людей в нашей стране, которые являются верующими, важным является вопрос об отношении указанных кандидатов в Президенты Украины к одному из фундаментальных прав человека – праву на свободу совести и вероисповедания. Ведь в последующие годы с новой силой должен актуализироваться вопрос обновления законодательства о свободе совести и религиозных организациях. За последнее время в этой сфере был наработан ряд законопроектов, которые, тем не менее, требуют дальнейшего согласования определенных позиций и, главное, прозрачности на всех этапах рассмотрения и принятия этих проектов органами государственной власти.

Религиозная общественность в Украине является очень чувствительной к государственной политике в сфере свободы вероисповедания, а потому очень внимательно наблюдает за тем, какую позицию занимают и подтверждают конкретными делами те или иные политические силы по вопросам государственно-церковных отношений.

Цель этой статьи – показать программные аспекты кандидатов на пост Президента Украины Ю.Тимошенко и В.Януковича и предоставить общую информацию об их практических действиях, а также действий представителей возглавляемых ими политических сил, в сфере государственно-церковных отношений за последние годы. Приведенные факты помогут всем, для кого право на свободу совести и вероисповедания является важным, самостоятельно проанализировать и оценить деятельность указанных политиков в этой сфере.

Общая информация

За период с 2005 по 2010 год Виктор Янукович и Юлия Тимошенко побывали как во власти, так и в оппозиции – В.Янукович занимал должность руководителя Правительства с августа 2006 по ноябрь 2007 года, Ю.Тимошенко была Премьер-министром Украины в 2005 году (февраль – сентябрь) и с декабря 2007 по настоящее время. Также оба кандидата избирались в состав Верховной Рады Украины в 2006 и в 2007 годах и являются лидерами политических сил – соответственно Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), которые имеют наибольшее представительство в Парламенте. То есть, и Янукович, и Тимошенко, находясь у власти или в оппозиции, имели одинаковые возможности для того, чтобы вести диалог с конфессиями и принимать соответствующие меры для улучшения ситуации в сфере свободы совести и вероисповедания.

Программные основы

При регистрации кандидатами на пост Президента Украины Ю.Тимошенко и В.Янукович, как и другие претенденты на эту должность, подали в Центральную избирательную комиссию свои предвыборные программы.

В предвыборной программе Юлии Тимошенко «Украина победит. Украина – это ты!» указано: "Я всегда верила и верю, что Украина имеет уникальную, благословенную Богом миссию. ...Предпосылкой выполнения миссии является прежде всего подъем духовности нации. Речь идет о воспитании твердой веры в Бога, духовном образовании детей и молодежи, предоставление равного статуса духовному и светскому образованию...".

В предвыборной программе Виктора Януковича «Украина для людей» ничего не сказано о вопросах свободы вероисповедания и развития государственно-конфессиональных отношений.

Диалог с Церквями и религиозными организациями

За последние пять лет В.Янукович не имел встреч с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО). Его первая и последняя встреча с Советом Церквей состоялась в октябре 2004 года. Осенью 2006 года ВСЦиРО обращался к Премьер-министру В.Януковичу с предложением наладить диалог между Правительством и ВСЦиРО, но это обращение осталось без ответа.

Вместе с тем в ноябре 2006 года состоялась встреча членов Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с заместителем председателя парламентской фракции Партии регионов Евгением Кушнаревым, которая имела конструктивный характер.

В январе 2007 года Правительство В.Януковича приняло решение о создании межведомственной Комиссии при Кабинете Министров Украины по вопросам возвращения имущества религиозным организациям, которая за время своей работы сформировала «Перечень культовых зданий и других церковных сооружений, на которые претендуют религиозные организации», в который вошло 264 объекта бывшего культового назначения.

За этот период контакты В.Януковича с религиозным сообществом сводились в основном к диалогу с представителями Украинской Православной Церкви и непосредственно с Московским Патриархатом. Однако перед первым туром президентских выборов, который состоялся 17 января 2010 года, В.Янукович и представители Партии регионов также встречались с представителями отдельных протестантско-евангельских групп.

Юлия Тимошенко в течение 2006–2009 годов наладила диалог с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. В указанный период Ю.Тимошенко провела три встречи с ВСЦиРО (в октябре 2006 года, в апреле 2008 года и в июле 2009 года), результатом которых стало решение многих проблемных вопросов деятельности Церквей и религиозных организаций, а также принятие мер в сфере защиты общественной морали (запрет игорного бизнеса; ограничение рекламы, продажи и употребления в публичных местах табака и алкоголя).

Ю.Тимошенко также развивает двусторонние отношения с представителями разных конфессий: Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата, Украинской Православной Церковью (в единстве с Московским Патриархатом), Украинской Автокефальной Православной Церковью, Украинской Греко-Католической Церковью, Римо-Католической Церковью, евангельско-протестантскими Церквями и другими религиозными организациями.

Встречи Премьер-министра Ю.Тимошенко с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций дали импульс к налаживанию и развитию диалога между конфессиями и рядом центральных органов исполнительной власти, в частности с Министерством образования и науки, Министерством охраны здоровья, Министерством обороны, Министерством по делам семьи, молодежи и спорта, Министерством иностранных дел, Национальной экспертной комиссией Украины по вопросам защиты общественной морали.

Эффективным шагом в плане дальнейшего развития государственно-церковного диалога в Украине стало создание по поручению главы Правительства Ю.Тимошенко в 2008 году Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете Министров Украины, в состав которой вошли руководители центральных органов исполнительной власти и представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Комиссия сосредоточила внимание не только решении проблемных вопросов возвращения Церквям и религиозным организациям бывшей церковной собственности (культовых сооружений и имущества культового назначения), но и на сложных вопросах государственно-церковных отношений, которые для своего разрешения требуют принятия политических решений на правительственном уровне.

Земельные вопросы религиозных организаций

Вопрос постоянного землепользования приобрел актуальность для религиозной общественности с момента принятия Верховной Радой действующего Земельного кодекса Украины (конец 2001 года), согласно которому религиозные организации были лишены права на постоянное пользование земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности. С того времени в Парламент неоднократно вносились законодательные инициативы о возобновлении права религиозных организаций на постоянное землепользование. Однако эти законопроекты не нашли поддержки депутатов.

В июне 2007 года фракции Партии регионов, СПУ и КПУ в первом чтении приняли законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (по поводу права религиозных организаций на постоянное пользование земельным участком)» (рег. №2426, авторы – Р.Лукьянчук, А.Турчинов, Я.Сухой). Депутаты от фракции БЮТ и «Нашей Украины» не голосовали за этот проект по причине того, что на тот момент сложили депутатские полномочия в связи с указом Президента Украины о роспуске Верховной Рады и назначении внеочередных выборов, которые состоялись в сентябре 2007 года.

Уже позже, в Верховной Раде нынешнего созыва, указанный законопроект под №0973 был принят 15 января 2009 года в качестве закона парламентскими фракциями БЮТ, НУНС и Блока Литвина. Фракция Партии регионов не поддержала этот проект.

В контексте земельных вопросов следует также отметить, что в ноябре 2009 года Кабинет Министров Украины принял постановление об освобождении религиозных организаций от обязанности оплачивать платежи за восстановительную стоимость зеленых насаждений при строительстве культовых зданий и сооружений, которые их обслуживают. Правительство приняло во внимание достаточно высокий размер такой финансовой нагрузки для Церквей и религиозных организаций, которые имеют неприбыльный статус.

Обеспечение потребностей Церквей в природном газе

Вопрос установления тарифов на природный газ для религиозных организаций на уровне цен как для населения поднимался религиозными организациями на протяжении более чем 10 лет. Как пример, в марте 2002 года, накануне парламентских выборов, Президент Украины Леонид Кучма дал поручение Кабинету Министров и НКРЭ решить вопрос о возможности утверждения цен на природный газ для религиозных организаций на уровне тарифов, предусмотренных для населения. Но этот вопрос в то время, даже учитывая реальные и более широкие полномочия гаранта Конституции, не был решен.

В 2006–2007 годах во время правления Виктора Януковича религиозные организации неоднократно обращались в Кабинет Министров Украины с просьбой решить данный вопрос. Однако, несмотря на экономически благоприятную ситуацию в стране, которая наблюдалась в те годы, вопрос минимизации тарифов на газ для нужд религиозных организаций не был решен.

В январе 2007 года, отвечая на депутатский запрос по поводу установления для религиозных организаций тарифов на газ на уровне цен как для населения, Премьер-министр В.Янукович в своем письме №22/0/2-07 от 07.01.2007 года отметил, что "урегулирование вопроса предоставления религиозным организациям льгот в оплате за потребленный газ возможно путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Украины". Однако никаких мер в этом направлении тогдашнее Правительство не приняло.

Позже, после встреч Премьер-министра Ю.Тимошенко с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций, Кабинет Министров Украины, находясь в сложных экономических ситуациях и испытывая критику со стороны представителей Секретариата Президента Украины, решил  данный вопрос. Правительство приняло постановление «О ценах на природный газ для религиозных организаций» №989 от 03.09.2009 года (с уточнениями). На этом основании в декабре 2009 года НКРЭ утвердила цены на природный газ для религиозных организаций (кроме объемов, используемых для производственно-коммерческой деятельности) на уровне розничных дифференцированных цен, которые используются для нужд населения.

Законодательные инициативы в области свободы вероисповедания

Как отмечалось выше, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко являются лидерами политических сил – соответственно Партии регионов и БЮТ, которые имеют наибольшее представительство в Верховной Раде Украины. Статус лидеров политических сил дает им возможность влиять на позицию своих парламентских фракций по всем вопросам, в том числе и тех, которые касаются свободы совести и вероисповедания.

В течение 2009 года Верховная Рада рассмотрела ряд законопроектов, касающихся свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, а именно:

— 15 января 2009 года Парламент принял во втором чтении и в целом как закон законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу права религиозных организаций на постоянное пользование земельным участком» (рег. №0973). Позиции фракций Партии регионов и БЮТ по этому вопросу были представлены выше;

— 25 июня 2009 года Верховная Рада отклонила при рассмотрении во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины по поводу соблюдения тайны исповеди» (рег. №1308, автор – народный депутат В.Марущенко). Фракция БЮТ поддержала этот законопроект, фракция Партии регионов – не поддержала;

 — 5 ноября 2009 года Парламент принял во втором чтении и в целом Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины по поводу ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости» (проект №2281-1, автор – народный депутат Т.Черновол). Это решение было поддержано депутатами фракций и Партии регионов, и БЮТ.

В настоящий момент на рассмотрении в Верховной Раде находится ряд законопроектов из данной сферы, представленных парламентариями от Партии регионов и БЮТ, а также Правительством:

— «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу учреждения религиозными организациями учебных заведений» (рег. №2729 от 09.07.2008 г.), соавторами которого, наряду с другими депутатами, являются О.Боднар (БЮТ) и В.Малышев (Партия регионов);

— «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу моратория на приватизацию имущества культового назначения» (рег. № 3347 от 10.11.2008 г.), автор – депутат О.Боднар (БЮТ);

— «О внесении изменений в статью 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" по поводу освобождения от НДС операций по ввозу в таможенном режиме импорта Библий религиозными организациями» (рег. №5026 от 27.07.2009 г.), автор – Кабинет Министров  (Ю.Тимошенко);

— «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" по поводу запрета деятельности тоталитарных религиозных сект» (рег. №5473 от 24.12.2009 г.), авторами которого являются депутаты В.Лукьянов (Партия регионов ) и И.Рыбаков (внефракционный). Согласно сообщениям СМИ авторы отозвали данный законопроект по причине негативной оценки его положений со стороны экспертов и религиозной общественности.

***

Такими были последние несколько лет для тех, кто интересуется вопросами государственно-церковных отношений и следит за государственной политикой в сфере религии в Украине. Поэтому на основании указанного выше фактажного материала каждый может сделать свои выводы относительно позиций и действий кандидатов на пост Президента Украины Юлии Тимошенко и Виктора Януковича в сфере свободы совести и вероисповедания.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.