УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 123 відвідувачів

Теги
Церква і медицина вибори діаспора Ющенко милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві молодь монастирі та храми України українська християнська культура Церква і політика церковна журналістика церква і суспільство Католицька Церква краєзнавство церква та політика автокефалія шляхи єднання Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Доброчинність розкол в Україні секти УГКЦ іконопис Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) Вселенський Патріархат Церква і влада Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація педагогіка комуністи та Церква Голодомор УПЦ КП Священний Синод УПЦ забобони конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






РИСУ: Президентские выборы 2010: государственно-церковный аспект (Александр Заец, председатель правления «Института религиозной свободы»)



РИСУ, Александр Заец, председатель правления «Института религиозной свободы», г. Киев, 01.02.10

По результатам первого тура президентских выборов Виктор Янукович и Юлия Тимошенко вышли во второй тур президентской гонки. Вскоре украинский народ должен выбрать из этих двух кандидатов того, кто займет пост Президента Украины – гаранта конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В этом контексте для многих людей в нашей стране, которые являются верующими, важным является вопрос об отношении указанных кандидатов в Президенты Украины к одному из фундаментальных прав человека – праву на свободу совести и вероисповедания. Ведь в последующие годы с новой силой должен актуализироваться вопрос обновления законодательства о свободе совести и религиозных организациях. За последнее время в этой сфере был наработан ряд законопроектов, которые, тем не менее, требуют дальнейшего согласования определенных позиций и, главное, прозрачности на всех этапах рассмотрения и принятия этих проектов органами государственной власти.

Религиозная общественность в Украине является очень чувствительной к государственной политике в сфере свободы вероисповедания, а потому очень внимательно наблюдает за тем, какую позицию занимают и подтверждают конкретными делами те или иные политические силы по вопросам государственно-церковных отношений.

Цель этой статьи – показать программные аспекты кандидатов на пост Президента Украины Ю.Тимошенко и В.Януковича и предоставить общую информацию об их практических действиях, а также действий представителей возглавляемых ими политических сил, в сфере государственно-церковных отношений за последние годы. Приведенные факты помогут всем, для кого право на свободу совести и вероисповедания является важным, самостоятельно проанализировать и оценить деятельность указанных политиков в этой сфере.

Общая информация

За период с 2005 по 2010 год Виктор Янукович и Юлия Тимошенко побывали как во власти, так и в оппозиции – В.Янукович занимал должность руководителя Правительства с августа 2006 по ноябрь 2007 года, Ю.Тимошенко была Премьер-министром Украины в 2005 году (февраль – сентябрь) и с декабря 2007 по настоящее время. Также оба кандидата избирались в состав Верховной Рады Украины в 2006 и в 2007 годах и являются лидерами политических сил – соответственно Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), которые имеют наибольшее представительство в Парламенте. То есть, и Янукович, и Тимошенко, находясь у власти или в оппозиции, имели одинаковые возможности для того, чтобы вести диалог с конфессиями и принимать соответствующие меры для улучшения ситуации в сфере свободы совести и вероисповедания.

Программные основы

При регистрации кандидатами на пост Президента Украины Ю.Тимошенко и В.Янукович, как и другие претенденты на эту должность, подали в Центральную избирательную комиссию свои предвыборные программы.

В предвыборной программе Юлии Тимошенко «Украина победит. Украина – это ты!» указано: "Я всегда верила и верю, что Украина имеет уникальную, благословенную Богом миссию. ...Предпосылкой выполнения миссии является прежде всего подъем духовности нации. Речь идет о воспитании твердой веры в Бога, духовном образовании детей и молодежи, предоставление равного статуса духовному и светскому образованию...".

В предвыборной программе Виктора Януковича «Украина для людей» ничего не сказано о вопросах свободы вероисповедания и развития государственно-конфессиональных отношений.

Диалог с Церквями и религиозными организациями

За последние пять лет В.Янукович не имел встреч с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО). Его первая и последняя встреча с Советом Церквей состоялась в октябре 2004 года. Осенью 2006 года ВСЦиРО обращался к Премьер-министру В.Януковичу с предложением наладить диалог между Правительством и ВСЦиРО, но это обращение осталось без ответа.

Вместе с тем в ноябре 2006 года состоялась встреча членов Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с заместителем председателя парламентской фракции Партии регионов Евгением Кушнаревым, которая имела конструктивный характер.

В январе 2007 года Правительство В.Януковича приняло решение о создании межведомственной Комиссии при Кабинете Министров Украины по вопросам возвращения имущества религиозным организациям, которая за время своей работы сформировала «Перечень культовых зданий и других церковных сооружений, на которые претендуют религиозные организации», в который вошло 264 объекта бывшего культового назначения.

За этот период контакты В.Януковича с религиозным сообществом сводились в основном к диалогу с представителями Украинской Православной Церкви и непосредственно с Московским Патриархатом. Однако перед первым туром президентских выборов, который состоялся 17 января 2010 года, В.Янукович и представители Партии регионов также встречались с представителями отдельных протестантско-евангельских групп.

Юлия Тимошенко в течение 2006–2009 годов наладила диалог с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. В указанный период Ю.Тимошенко провела три встречи с ВСЦиРО (в октябре 2006 года, в апреле 2008 года и в июле 2009 года), результатом которых стало решение многих проблемных вопросов деятельности Церквей и религиозных организаций, а также принятие мер в сфере защиты общественной морали (запрет игорного бизнеса; ограничение рекламы, продажи и употребления в публичных местах табака и алкоголя).

Ю.Тимошенко также развивает двусторонние отношения с представителями разных конфессий: Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата, Украинской Православной Церковью (в единстве с Московским Патриархатом), Украинской Автокефальной Православной Церковью, Украинской Греко-Католической Церковью, Римо-Католической Церковью, евангельско-протестантскими Церквями и другими религиозными организациями.

Встречи Премьер-министра Ю.Тимошенко с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций дали импульс к налаживанию и развитию диалога между конфессиями и рядом центральных органов исполнительной власти, в частности с Министерством образования и науки, Министерством охраны здоровья, Министерством обороны, Министерством по делам семьи, молодежи и спорта, Министерством иностранных дел, Национальной экспертной комиссией Украины по вопросам защиты общественной морали.

Эффективным шагом в плане дальнейшего развития государственно-церковного диалога в Украине стало создание по поручению главы Правительства Ю.Тимошенко в 2008 году Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете Министров Украины, в состав которой вошли руководители центральных органов исполнительной власти и представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Комиссия сосредоточила внимание не только решении проблемных вопросов возвращения Церквям и религиозным организациям бывшей церковной собственности (культовых сооружений и имущества культового назначения), но и на сложных вопросах государственно-церковных отношений, которые для своего разрешения требуют принятия политических решений на правительственном уровне.

Земельные вопросы религиозных организаций

Вопрос постоянного землепользования приобрел актуальность для религиозной общественности с момента принятия Верховной Радой действующего Земельного кодекса Украины (конец 2001 года), согласно которому религиозные организации были лишены права на постоянное пользование земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности. С того времени в Парламент неоднократно вносились законодательные инициативы о возобновлении права религиозных организаций на постоянное землепользование. Однако эти законопроекты не нашли поддержки депутатов.

В июне 2007 года фракции Партии регионов, СПУ и КПУ в первом чтении приняли законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (по поводу права религиозных организаций на постоянное пользование земельным участком)» (рег. №2426, авторы – Р.Лукьянчук, А.Турчинов, Я.Сухой). Депутаты от фракции БЮТ и «Нашей Украины» не голосовали за этот проект по причине того, что на тот момент сложили депутатские полномочия в связи с указом Президента Украины о роспуске Верховной Рады и назначении внеочередных выборов, которые состоялись в сентябре 2007 года.

Уже позже, в Верховной Раде нынешнего созыва, указанный законопроект под №0973 был принят 15 января 2009 года в качестве закона парламентскими фракциями БЮТ, НУНС и Блока Литвина. Фракция Партии регионов не поддержала этот проект.

В контексте земельных вопросов следует также отметить, что в ноябре 2009 года Кабинет Министров Украины принял постановление об освобождении религиозных организаций от обязанности оплачивать платежи за восстановительную стоимость зеленых насаждений при строительстве культовых зданий и сооружений, которые их обслуживают. Правительство приняло во внимание достаточно высокий размер такой финансовой нагрузки для Церквей и религиозных организаций, которые имеют неприбыльный статус.

Обеспечение потребностей Церквей в природном газе

Вопрос установления тарифов на природный газ для религиозных организаций на уровне цен как для населения поднимался религиозными организациями на протяжении более чем 10 лет. Как пример, в марте 2002 года, накануне парламентских выборов, Президент Украины Леонид Кучма дал поручение Кабинету Министров и НКРЭ решить вопрос о возможности утверждения цен на природный газ для религиозных организаций на уровне тарифов, предусмотренных для населения. Но этот вопрос в то время, даже учитывая реальные и более широкие полномочия гаранта Конституции, не был решен.

В 2006–2007 годах во время правления Виктора Януковича религиозные организации неоднократно обращались в Кабинет Министров Украины с просьбой решить данный вопрос. Однако, несмотря на экономически благоприятную ситуацию в стране, которая наблюдалась в те годы, вопрос минимизации тарифов на газ для нужд религиозных организаций не был решен.

В январе 2007 года, отвечая на депутатский запрос по поводу установления для религиозных организаций тарифов на газ на уровне цен как для населения, Премьер-министр В.Янукович в своем письме №22/0/2-07 от 07.01.2007 года отметил, что "урегулирование вопроса предоставления религиозным организациям льгот в оплате за потребленный газ возможно путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Украины". Однако никаких мер в этом направлении тогдашнее Правительство не приняло.

Позже, после встреч Премьер-министра Ю.Тимошенко с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций, Кабинет Министров Украины, находясь в сложных экономических ситуациях и испытывая критику со стороны представителей Секретариата Президента Украины, решил  данный вопрос. Правительство приняло постановление «О ценах на природный газ для религиозных организаций» №989 от 03.09.2009 года (с уточнениями). На этом основании в декабре 2009 года НКРЭ утвердила цены на природный газ для религиозных организаций (кроме объемов, используемых для производственно-коммерческой деятельности) на уровне розничных дифференцированных цен, которые используются для нужд населения.

Законодательные инициативы в области свободы вероисповедания

Как отмечалось выше, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко являются лидерами политических сил – соответственно Партии регионов и БЮТ, которые имеют наибольшее представительство в Верховной Раде Украины. Статус лидеров политических сил дает им возможность влиять на позицию своих парламентских фракций по всем вопросам, в том числе и тех, которые касаются свободы совести и вероисповедания.

В течение 2009 года Верховная Рада рассмотрела ряд законопроектов, касающихся свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, а именно:

— 15 января 2009 года Парламент принял во втором чтении и в целом как закон законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу права религиозных организаций на постоянное пользование земельным участком» (рег. №0973). Позиции фракций Партии регионов и БЮТ по этому вопросу были представлены выше;

— 25 июня 2009 года Верховная Рада отклонила при рассмотрении во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины по поводу соблюдения тайны исповеди» (рег. №1308, автор – народный депутат В.Марущенко). Фракция БЮТ поддержала этот законопроект, фракция Партии регионов – не поддержала;

 — 5 ноября 2009 года Парламент принял во втором чтении и в целом Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины по поводу ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости» (проект №2281-1, автор – народный депутат Т.Черновол). Это решение было поддержано депутатами фракций и Партии регионов, и БЮТ.

В настоящий момент на рассмотрении в Верховной Раде находится ряд законопроектов из данной сферы, представленных парламентариями от Партии регионов и БЮТ, а также Правительством:

— «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу учреждения религиозными организациями учебных заведений» (рег. №2729 от 09.07.2008 г.), соавторами которого, наряду с другими депутатами, являются О.Боднар (БЮТ) и В.Малышев (Партия регионов);

— «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу моратория на приватизацию имущества культового назначения» (рег. № 3347 от 10.11.2008 г.), автор – депутат О.Боднар (БЮТ);

— «О внесении изменений в статью 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" по поводу освобождения от НДС операций по ввозу в таможенном режиме импорта Библий религиозными организациями» (рег. №5026 от 27.07.2009 г.), автор – Кабинет Министров  (Ю.Тимошенко);

— «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" по поводу запрета деятельности тоталитарных религиозных сект» (рег. №5473 от 24.12.2009 г.), авторами которого являются депутаты В.Лукьянов (Партия регионов ) и И.Рыбаков (внефракционный). Согласно сообщениям СМИ авторы отозвали данный законопроект по причине негативной оценки его положений со стороны экспертов и религиозной общественности.

***

Такими были последние несколько лет для тех, кто интересуется вопросами государственно-церковных отношений и следит за государственной политикой в сфере религии в Украине. Поэтому на основании указанного выше фактажного материала каждый может сделать свои выводы относительно позиций и действий кандидатов на пост Президента Украины Юлии Тимошенко и Виктора Януковича в сфере свободы совести и вероисповедания.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.