УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 96 відвідувачів

Теги
конфлікти Мазепа розкол в Україні діаспора краєзнавство автокефалія педагогіка постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі молодь українська християнська культура Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація церква і суспільство УПЦ КП Католицька Церква милосердя секти церковна журналістика забобони Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква Патріарх Алексій II Церква і медицина шляхи єднання УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков вибори монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Ющенко Доброчинність іконопис Вселенський Патріархат церква та політика Церква і політика Голодомор Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Пятница» (Харьков): Воспитание «неразвитых»



«Пятница» (Харьков), Эдуард Зуб, 04.02.10

Давным-давно, как раз в эти самые дни, партийная ячейка Балашовского вокзала лишилась двух проверенных бойцов. Да не абы каких, а мозолистых пролетариев, гордых носителей простых русских фамилий. Их не февральским ветром вымело, и не пулеметной очередью скосило. Сильнее природных катаклизмов, страшнее вражеских происков оказалось весомое слово райкома: «Исключить». Петрова – «по обвинению, что венчался в церкви и Ефимова за шаферство».

Не было страшнее проступка в году 1923-ем! Прощалось многое, но не «религиозное мракобесие». Да вот, к примеру: «Слушали извещение начальника угрозыска об аресте тов. Кравченко Александра, партбилет 212555, за бандитизм. Постановили: принять к сведению». Или еще веселее: «Тов. Василенко В. П., п/б 885749, за пьянство и угрозу расстрела двум гражданам вынести строгий выговор с предупреждением». И при всем том – автоматический «вылет» за венчание и даже «шаферство».

Вопиющая, казалось бы, несправедливость имела свое логическое объяснение. Не за тела – за души боролось партийное руководство. Отношение к дедовским обычаям сочли простым и удобным тестом на коммунистическую правоверность. Пройти его без потерь удавалось далеко не всем…

Не миновало и недели после исключения Петрова и Ефимова, как тот же Петинско-Журавлевский райком вымел из партии еще одного пролетария – товарища Янушко. Мотивировка «изгнания» поражала лаконичностью: «За религиозность». Рабочий завода Мельгозе Рыжов подобного вердикта дожидаться не стал и заявление о выходе подал сам: «Желаю жениться церковным браком». Просьбу недавнего товарища бюро райкома удовлетворило сразу же. Однако и выводы сделало: «В дальнейшем относиться осторожно при приеме малокультурных, неразвитых и религиозно настроенных».

Но было бы сказано! А в реальности доводилось выгонять даже тех, кто свою «развитость» и сознательность успел доказать реальными делами. 30 марта 1923 года «оптовым» постановлением бюро райкома из партии вылетели сразу три «красных командира» – Шлемкевич, Тетерятников и Якивец. Первые два провинились тем, что венчались в церкви, а третий пострадал за… чрезмерную расторопность. Потому как успел побывать шафером и на одной, и на другой свадьбе. Оба «мероприятия» оказались несовместимыми с пребыванием в партийной ячейке Харьковской Школы Червонных Старшин.

Судя по райкомовским протоколам, «грехопадение» твердокаменных большевиков, происходило, как правило, по инициативе достойных наследниц прародительницы Евы. А почему партийная история должна отличаться от библейской? В деле коммуниста Андрейченко так и записано: «Совершил церковный обряд под влиянием беспартийной жены».

Случалось, правда, и наоборот, но гораздо реже. В проскрипционных списках Петинско-Журавлевского райкома образца 1923 года числится только две представительницы прекрасного пола, пострадавшие «за совершение церковного обряда». И обе, между прочим, стопроцентные пролетарки – Тимошенкова с паровозостроительного завода и Резникова с 1-ой суконной фабрики.

А ведь давала же «руководящая и направляющая» возможность покаяться! Тот же Андрейченко – рабочий Державинской мануфактуры, исключенный из партии постановлением бюро райкома, спустя какой-то месяц в нее, родимую, и воротился. Согласно решению Губернской контрольной комиссии. Успел-таки отыграть назад: «Брак по религиозному обряду был расторгнут». И не нам, избалованным жизнью потомкам, судить о том, какая из «принципиальностей» стоила дороже – партийная или человеческая.

Мы можем разве что констатировать факт: «религиозный» проступок считался настолько тяжким, что на него и «срок давности» не распространялся. Депутата Харьковского горсовета Андрея Лиханского, получившего выговор за венчание, мучили неприятными вопросами аж через девять лет после «непростительной ошибки». И совсем не теми, которые мог бы предположить наш современник, заглянувший в документы партийной чистки 1929 года.

А ведь история была занимательнейшей! Сын священника почему-то отделался выговором там, где даже «родовитые» пролетарии моментально прощались с партбилетом. Однако строгую комиссию интересовала отнюдь не эта «изюминка». Спрашивали о другом: а не отец ли повлиял на давнее решение о венчании?! Нет? Ну, слава Бо… То есть, родной коммунистической партии. Нет «связи с классово чуждыми», и на том спасибо.

Плавное течение беседы едва не испортил досадный казус. Следуя господствовавшему тогда взгляду, суровые «чистильщики» попытались объяснить венчание традиционной «неразвитостью» жениха. «Какое у тебя было образование, когда ты пошел венчаться?» – полюбопытствовал председатель. Увы, не срослось: за плечами у Лиханского к тому времени уже имелся полный курс классической гимназии.

Возможно, поэтому, испытуемый «нашелся» достаточно быстро. Он сформулировал ответ, который и представить было невозможно в устах рабочего: «Причиной венчания стал интеллигентский хлам, находившийся тогда в моей голове». А поскольку товарищ Лиханский успел от него избавиться еще до чистки, комиссия лютовать не стала: «Считать проверенным».

…Сколько их было таких – «проверенных» и заваливших проверки, вряд ли теперь можно сосчитать. О мучениках, пострадавших за веру от большевиков-безбожников, написаны уже горы статей. Не меньше, чем в советские времена успели сочинить о коммунистах – борцах с «вековой темнотой». И только наши герои, очутившиеся между двух огней, оказались никому не интересными. А зря, между прочим – не самые плохие люди. Ведь это надо умудриться: верить одновременно и в Царствие Божие, и возможность построения оного на грешной земле.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.