УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
постать у Церкві церковна журналістика українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) Мазепа молодь Президент Віктор Ющенко УПЦ КП педагогіка конфлікти вибори 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II УГКЦ Католицька Церква милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ Церква і влада комуністи та Церква шляхи єднання іконопис Ющенко краєзнавство Археологія та реставрація секти діаспора церква і суспільство розкол в Україні монастирі та храми України Голодомор церква та політика Церква і політика автокефалія Церква і медицина Вселенський Патріархат Доброчинність забобони






Рейтинг@Mail.ru






«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Протоиерей Олег Николаев: «Отсутствие платка не является препятствием для молитвы»



«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), проект Татианы Горячевой, январь 2010

— Скажите, с какого возраста девочкам в храме нужно надевать косынки? Были всей семьей на Рождественской литургии в церкви, где Вы служите, и видели, что девочки-подростки от восьми лет и старше — все без косынок.


— Отвечая на Ваш вопрос, не могу не сказать, что он меня несколько озадачил. Объясню почему. Дело в том, что я поймал себя на том, что не смотрю на то, чем покрыты и покрыты ли вообще головы наших девочек-подростков. Я стараюсь смотреть на лица наших детей, в их глаза, которые являются зеркалом их души. И совершенно не обращаю внимания на наличие или отсутствие платков, а так же на их цвет, качество и прочие характеристики. Поэтому, мне пришлось спросить у наших прихожан, родителей этих девочек, покрыты ли у них головы. Оказалось, что все девочки подросткового возраста в нашем храме, постоянные его прихожанки, ходят в платочках. Вероятно, Вы видели девочек, впервые пришедших в наш храм. Впрочем, это не так важно. Ни этих девочек, ни кого-то другого никто из нас не в праве заставлять надевать платок. «Платочный» вопрос не является принципиальным или догматическим в Православной Церкви. Однако, я, с удовольствием расскажу читателям о «возрастном косыночном цензе».

 Вопреки всеобщим тенденциям стирания различий между полами, Церковь сохраняет древнюю традицию, основанную на послании апостола Павла (1 Кор.11, 3-16). Женщины должны покрывать голову во время молитвы и когда приступают к Таинствам. Изначальный смысл обычая состоял в том, чтобы обозначить разные роли мужчины и женщины в Церкви и обществе. Платок служил знаком послушания жены мужу, а снятие головного убора мужчиной было знаком его послушания Богу. Итак, головной убор является знаком смирения жены перед мужем, символом ее послушания. Необходимо добавить, что в те времена вне дома с непокрытой головой и с распущенными волосами, ходили только женщины «легкого поведения». Апостол Павел уделяет в своем послании такое внимание внешнему виду женщины именно потому, что нельзя было соблазнять язычников, давая им лишний повод посплетничать о христианах. В указанном послании речь идет не о платочке, а о длинной накидке, которая покрывала все волосы замужней женщины (греческое — katakalypton). А волосы в то время не принято было стричь, следовательно, на женщине было не просто покрывало, а самая настоящая чадра, струящаяся вдоль всего тела, а не крошечный платочек или шарфик. Это означало, что женщина покорна своему мужу, и, если хотите, она занята, и не ищет мимолетных знакомств. Скажите, кто из нынешних замужних христианок носит чадру? Правильно — никто. Но обычай молиться в храме с покрытой головой для таких женщин сохраняется не только в силу здорового консерватизма, но и потому что он внутренне дисциплинирует, подготавливает к молитве. А еще он напоминает женщине о том, что она — женщина. Кроме того, женщине стоит покрывать голову хотя бы для того, чтобы не искушать окружающих и самим не выслушивать чьи-то возмущенные реплики. Причем, покрытая голова — это не только черный холщовый платок. В храм можно прийти в любом головном уборе.

Традиция покрывать голову не распространяется на незамужних девиц или маленьких девочек, хотя многие и привыкли носить платок в храме с детства. Конечно, ничего плохого я в этом не вижу, но, честно говоря, часто для девочек ношение платка является ничем иным, как символом принадлежности их ко взрослому миру. Девочка хочет походить на свою маму и на взрослых тетенек, не более. А родители воспринимают ее желание надеть красивый платочек, как признак особого благочестия. Точно так же, и желание ранней исповеди у малышей до семи лет мы, порой, ошибочно воспринимаем, как вполне осознанное ребенком покаянное чувство. Но в большинстве своем это лишь вполне логичное и объяснимое желание подражать взрослым.

Становится понятным, что заставлять кого-то носить платок, тем более ребенка, мы не имеем права. Это не является вопросом исповедания нашей Веры. Повторяю, ношение платка — это благочестивый обычай, не более. И обычай именно нашей Церкви. Во многих Поместных Православных Церквях, например, в Греческой, от которой мы и приняли Православие, женщины молятся в храмах без платков. Так что, все они не спасутся? Еще ревнителям «платочного благочестия», которые утверждают, что Бог не слышит молитв простоволосых женщин, хотел бы сказать следующее. Вспомните Марию Египетскую, молившуюся не то, что без платка, почти без одежды. Но так горяча и истова была молитва этой святой, столько в ней было покаяния и смирения, что она отрывалась от земли, и, значит, Господь и ангелы слышали ее! А когда успевают молиться наши «платочные ревнители», и слышит ли их Господь — для меня остается загадкой. Ведь, кроме молитвы и покаяния, у них в храме столько «дел»! Надо «оценить» внешний вид всех прихожан, выдать о нем свое суждение и вынести приговор всем «недостойным». Поэтому, вполне очевидным становится, что наличие платка не является признаком благочестивой жизни или условием нашего спасения. Внешнее благочестие, по словам многих святых, должно быть органичным выражением внутренней жизни, а не наоборот! Если же пытаться, внутреннюю духовную жизнь заменить внешним благочестием, то это будет ни что иное, как фарисейство, актерство и ханжество. Думаю, что у многих из нас был прискорбный опыт общения с такими ревнителями «платочного благочестия». Они имеют весьма благообразный внешний вид (знавал я даже и таких, что спят в платках), но, поставив во главу угла внешнее благочестие, они не заметили, что давно уже «съели» не только свою семью, но и всех, попавшихся им на жизненном пути. Известно так же, что под «платочное благочестие» подведено даже некое «платочное богословие». Масса листовок печатается на эту тему во многих монастырях, где анафеме предаются все женщины, не носящие платка даже вне церкви. Эти листовки являются ни чем иным, как псевдоправославными страшилками, не имеющими благословения священноначалия.

Поэтому, если на вас нет платка, но очень захотелось зайти в храм и помолиться Богу, не смущайтесь и сделайте это! Отсутствие платка не является препятствие для молитвы, Бог смотрит на наше сердце, на расположение нашей души, а не на наш внешний вид. Тем более, в большинстве случаев можно попросить платок или шарфик на время прямо в церкви.

Спросить священника о насущных вопросах православия можно по телефонам редакции: 7-36-67, 7-06-67 понедельника по пятницу. По этим телефонам наши журналисты запишут Ваш вопрос и передадут священнику. Также вопросы можно задавать, отправив SMS на номер: 067-4278492.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.