УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 259 відвідувачів

Теги
Вселенський Патріархат Ющенко монастирі та храми України Патріарх Алексій II Католицька Церква українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація комуністи та Церква педагогіка краєзнавство Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Мазепа Доброчинність Церква і політика шляхи єднання милосердя Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ УПЦ КП іконопис секти Священний Синод УПЦ постать у Церкві розкол в Україні конфлікти діаспора церква та політика Києво-Печерська Лавра забобони церква і суспільство молодь церковна журналістика Церква і влада Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Новомедиа» (Украина): Директор РИСУ Тарас Антошевский: "Церкви начинают значительно конструктивнее относиться к СМИ"



«Новомедиа» (Украина), 08.02.10

1 февраля исполняется 9 лет со времени основания редакции Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ). Сегодня это один из главных источников информации о религиозной жизни в Украине. Его особенность среди других, это поликонфессиональной проект, хотя и существует при Украинском Католическом Университете.

 Возглавляет РИСУ Тарас Антошевский. Он - коренной львовянин, который гордится своим городом. Женат, имеет троих детей. Греко-католик, в студенческие годы был активен в христианском мирянском движении. Окончил исторический факультет и научно занимался историей христианско-общественного движения. Еще в школе пробовал делать рукописную газету, а первую профессиональную журналистскую практику получил на радио "Воскресение" в середине 90-х годов. Политические симпатии - христианская демократия, в свое время занимался выборами, работал в партийном офисе. После социологического мониторинга религиозных процессов принял предложение работать над созданием РИСУ и с 1 февраля 2001 года тесно связанный с этим порталом.

РИСУ запускалась к визиту Иоанна Павла ІІ в Украину. Какой сейчас Вы видите основную задачу Службы?

— Идея информационного агентства, которое бы объективно информировало о религиозной жизни в Украине во всех ее проявлениях, существовала и раньше, то есть еще когда не шла речь о таком визите. Мир часто знал о религиозной жизни в Украине из зарубежных источников, то есть преимущественно перекручено и так, как кому-то нужно. Пожалуй, все мы понимаем, что такие источники, как российский Интерфакс-религии, является примером полной субъективности и заангажированности. К сожалению, у нас не существовало до сих пор солидных религиозно-информационных проектов при самых известных информационных агентствах, как это происходит в той же России. Потому идейные вдохновители РИСУ воспользовались внезапным интересом к религиозной ситуации в Украине, возникшей в связи с визитом Папы в Украину. Сначала у нас была только английская версия. И еще долгое время нашим основным читателем был иностранец или украинская диаспора.

С тех пор у нас не изменились ни идея, ни цель, ни задача. Изменился объем работы (теперь это уже 5 языковых версий), соответственно увеличилось количество людей, работающих над проектом, и выросли планы. Мы и в дальнейшем ставим целью объективно информировать обо всем, происходящем в религиозной жизни Украины. Если посмотреть на страницу редакции на портале, то там до сих пор находится лозунг, неизменный за 9 лет существования РИСУ: «Держать руку на пульсе религиозной жизни Украины».

Представители какой конфессии работают в РИСУ?

— Я бы сказал не в РИСУ, а над РИСУ, то есть не только в редакции, а над проектом в целом. В редакции, расположенной в Украинском Католическом Университете, являющимся собственником и основателем РИСУ, работает 6 человек. Среди них есть греко-католики, православный, и верный церкви ХВЕ. Касательно постоянных корреспондентов — среди них преобладают римо-католики, но есть протестанты и православные. Среди постоянных авторов преобладают православные. Активно сотрудничаем с баптистами, остальными протестантами, иудеями. Словом, конфессиональная палитра — очень многообразна. При чем мы никогда не обращали пристального внимания на конфессиональность, а в первую очередь старались найти профессионала, который, обладая журналистскими навыками, разбирается в религиозной тематике и хочет этим заниматься.

Звучит немало упреков, что РИСУ популяризирует ислам в Украине...

— В Украине мало кто пишет позитивно о мусульманах. Потому что такой у нас стереотип. Когда что-нибудь плохое сделал мусульманин, то сразу же обращается внимание на его религию. Но разве у нас все преступления совершают только представители нехристианских или т.н. нетрадиционных вероучений?

Мы пишем о мусульманах то, что есть на самом деле, не всегда так, как им хотелось бы о себе услышать. Мы пишем об их праздниках, обычаях, календаре и т.п. В конце-концов, мусульмане были на украинских землях еще до официального принятия христианства как государственной религии. Вспомним, что князь Владимир знакомился при выборе веры также с мусульманскими посланниками. А в 14-15 ст. на юге Украины сформировалось крымско-татарское мусульманское государство. Сегодня в Украине проживает довольно много мусульман. Они сами насчитывают более миллиона своих верных. Просите, но никакая евангельская Церковь не может сказать, что у нее столько своих верующих. Имеем ли мы право не обращать на них внимание? Тогда какой же с нашей стороны это будет объективный взгляд на религиозную жизнь в Украине?

Интересно, что среди наших блоггеров есть одна мусульманка. Из всех блогов ее статьи под общим названием «Преодоление стереотипов» вызывают чуть ли не наибольший интерес и реакцию читателей. И там действительно ведется дискуссия. К сожалению, никто другой не является столь активным в отстаивании своих взглядов, как эта женщина.

Популяризация предусматривает целенаправленную деятельность. Для нас интереснее целенаправленно показывать особенность религиозности нашего народа, как она исторически развивалась, какие существовали этапы, что было особенного и неповторимого. Думаю, что популяризацию чего-либо стоит искать не в новостях РИСУ, аналитике, интервью или подобных материалах, а в совсем других разделах. :)

РИСУ – это скорее площадка для информирования и дискуссии или же попытка сформировать определенные религиозные традиции в Украине?

— РИСУ — это в первую очередь информационное агентство со своим большим порталом, где есть место и для информирования, и для дискуссии. Мы однозначно не формируем какие-либо религиозные традиции, потому что этим должны заниматься религиозные организации, Церкви. Мы можем формировать определенные общественно-мировоззренческие традиции, поскольку в качестве СМИ мы, так или иначе, влияем на общество. Скажем, мы формируем толерантный взгляд на окружение, на других и на их право верить иначе. В этом деле нередко встречаем сопротивление. И что показательно, часто именно те, кто еще до недавнего времени были на украинских землях т.н. нетрадиционными (как некоторые говорят — «сектантами»), теперь пытаются распространять нетерпимость к тем конфессиям, которые сегодня не являются традиционными на религиозной карте Украины. Например, евангельских христиан часто возмущает, что существуют определенные организации, благосклонные к православию и считающие протестантов сектантами и борющиеся с ними. Но нередко апологеты евангельского учения наступают на те же грабли и пытаются повлиять на законодательство, чтобы ограничить деятельность новых религиозных движений. Тогда у меня возникает вопрос: не опасаются ли они, что вместе с теми, против кого они борются, в секты зачислят и их самих? Я, скажем, за твердое выполнение существующего закона без поблажек для тех священнослужителей, у которых есть VIP-прихожане и которые могут безнаказанно нарушат закон в той или иной форме. Мы за традиции соблюдения закона, но за свободу слова и взглядов.

Поскольку Вы активно сотрудничаете с пресс-службами церквей, вопрос следующий: можете ли вы отметит повышение профессионального уровня этих пресс-служб в последнее время? Существует ли какая-то специфика — региональная/конфессиональная?

— Однозначно, мы отмечаем улучшение работы церковных информационных служб. Знаем, что и сами главы Церквей начали к этому делу относиться с большим уважением. И это не было вызвано только тем, что нужно оперативно реагировать на вызовы общества, хотя это и существенный фактор. Мне кажется, что Церкви сознательно начинают значительно конструктивнее относиться к СМИ, видят в них силу, которая может быть на пользу миссионерству, евангелизации, особенно в служении с молодежью, интеллигенцией и т.п.

Мы также заметили, что Церкви понимают необходимость профессионального подхода к медиа-служению. Потому открываются журналистские факультеты или специальности в религиозных учебных заведениях (для высокого профессионализма им еще много нужно работать, но первые шаги уже сделаны), молодые богословы получают журналистское образование в светских вузах. Некоторые даже едут за границу с этой целью.

В частности большой опыт есть у римо-католической школы журналистики. Ни одна Церковь в мире не разработала такого количества пастырских документов касательно масс-медиа, как РКЦ. И используют их не только католики.

К нам тоже обращаются за помощью в медиа-обучении церквей, и мы видим заметные результаты после этого. Так, более года тому назад мы создали при РИСУ «Школу PR-технологий» для церковных организаций. Наши специалисты, курирующие это направление, за год объездили всю Украину, проводя десятки курсов. Преподавали как межконфессиональным группам заинтересованных людей, так и на уровне семинарий и специальных общецерковных конференций. Что приятно, этой темой интересуется и молодежь, и пасторы, и священники церквей. Даже некоторые иерархи, епископы, были слушателями нашего курса. Иногда мы в редакции называем это «пробуждением сверху», когда само церковное руководство понимает важность медиа-образования и благословляет создание пресс-органов, как в центре, так и в регионах. И мы специально не ищем заинтересованных, поскольку это не основное направление работы РИСУ, однако они сами обращаются с просьбой о помощи. В абсолютном большинстве это представители евангельских Церквей. И тут есть огромное преимущество межконфессионального сотрудничества, ведь когда тренера из разных конфессий в унисон работают, то этим также показывают, что мы можем сотрудничать и помогать друг другу. Это помогает разрушать многочисленные межконфессиональные стереотипы.

И что имеем в результате? Лучшие новости и пресс-релизы, намного лучшую возможность контактировать с церковными ньюсмейкерами в случае нашей необходимости, а также дружественные, партнерские отношения с религиозными организациями.

Нередко нас приглашают на церковные мероприятия для информационной поддержки. У нас даже есть пример, когда наша коллега помогла одной Церкви найти понимание в тех СМИ, которые сначала относились к мероприятиям этой Церкви откровенно воинственно. Профессиональный подход журналистки помог не перессориться с газетами, не покупать у них полосы, не судиться с ними, а обрести в них друзей. Я, в частности, категорически против того, чтобы церкви покупали полосы в СМИ для размещения статей о себе. Одно дела обычная реклама каких-то мероприятий, а другое — заказ «джинсы» или размещение собственной. Это просто, потому что купил и все. Но Христос ведь не предлагал денег или других материальных благ за то, чтобы его люди слушали.

А касательно специфики — я бы отметил в первую очередь работу пресс-службы УПЦ (МП), которая причастна к лучшим религиозным медиа-проектам в Украине. Хорошо работают информационные службы УГКЦ и некоторых диецезий РКЦ. При чем некоторые епархиальные пресс-секретари являются образцовыми; в этих Церквях есть прекрасные церковные печатные издания, Интернет-ресурсы или телепроекты. Всегда активны пресс-службы УПЦ КП, самых крупных евангельских объединений. Но даже у небольших Церквей могут быть хорошие медиа-проекты или навыки работы с местными медиа. Всех трудно перечесть, поскольку всех мы можем и не знать лично.

Какими исследовательскими проектами занимается РИСУ? Возможно, в партнерстве с УКУ...

— Исследования, которыми мы занимаемся, носят журналистский характер. Много лет мы осуществляем проект мониторинга религиозной свободы в Украине при поддержке Фонда поддержки демократии Посольства США в Украине. Наши постоянные партнеры в этой сфере — это Отделение религиоведения Института философии НАН Украины и Институт религиозной свободы. Мы исследуем украинское духовное наследие вместе с сотрудниками Института литургики УКУ и национальным музеем во Львове. Мы начали заниматься популяризацией религиозного туризма и паломничества по Украине и уже нашли интересных партнеров, в т.ч. заграничных. В планах еще некоторые проекты, которые наверняка будут успешными, но о них еще рано говорить. Естественно, что один из наших ближайших партнеров — Институт религии и общества, проектом которого и является РИСУ. Это научно-исследовательское учреждение осуществляет несколько интересных проектов, носящих внеконфесиональный характер, а потому мы их информационно поддерживаем. Например, издание современного общественного учения разных Церквей Украины и общественного учения Отцов Церкви. Сотрудничаем с Институтом Экуменических студий УКУ, в частности, сотрудники РИСУ преподают некоторые дисциплины студентам специальности религиозная журналистика.

Вероятно, уже многие слышали о круглых столах РИСУ, посвященных теме «Религия. Масс-медиа. Общество». Мы их планируем продолжать и развивать в регионах, где это будет нужно. Но в первую очередь нашим приоритетным проектом является объективная информация о религии в Украине.

Ваш проект «Народный репортер» — хорошая возможность для молодых журналистов. Пользуются ли они этой возможностью?

— Этот проект создавался в первую очередь для тех новостей, которые интересны, но не соответствуют формату основных новостей РИСУ. Например, в каждом городе, на приходе происходят какие-то интересные вещи, о которых люди, даже не владея журналистскими навыками, хотят рассказать. По правилам, в «Народном репортере» не должно быть официальных пресс-релизов. А вот студенты там могут практиковаться. И летом в этом году сюда присылали свои материалы молодые журналисты.

Правда, мы надеялись на большую активность писателей. Но возможно эти новости не столь известны, потому еще не все потенциальные авторы о них знают. Однако мы будем развивать и популяризировать это направление уже в формате нового портала РИСУ, работу над которым сейчас постепенно заканчиваем.

Кстати о новом портале. Он отнял у нас много сил, времени, но чем дальше, тем больше мы удовлетворены своим новым детищем. Новый портал дает большие возможности лучше представить религиозную палитру Украины. Постепенно некоторые наши подразделы превращаются в отдельные подпорталы. Например, библиотека или раздел, посвященный религиозному туризму. Наши блоги за короткое время стали довольно популярными, и у нас появился с десяток новых авторов. Кстати, теперь мы только открываем по просьбе авторов блоги для них на РИСУ, а дальше это полностью их «каноническая территория».

Сейчас перед нами стоят две важные задачи: скорейший перенос материалов со старого портала на новый (это тысячи статей), а также «раскрутка» портала (из-за продолжительных технических трудностей со старым порталом и из-за перехода на новый наш рейтинг несколько упал).

Потому на РИСУ и молодые журналисты, и опытные асы могут найти для себя место для самореализации!

Что для Вас лично значит христианство — часть Вашей профессии или нечто большее?

Я христианин с рождения, так меня воспитывали. Даже в советское время я не скрывал своих взглядов, в частности, никогда не принимал участия в субботниках, которые организовывали в школе в субботу перед Пасхой, поскольку шел святить пасхальную корзинку. Слава Богу, что учителя это понимали. Более того, когда мы с одноклассниками шли колядовать на Рождество (а это было в 80-х), то часто начинали именно с домов некоторых учителей. И до сих пор я с ними чаще всего встречаюсь в воскресенье в Церкви.

В свое время я даже думал идти учиться в семинарию на священника, но все же остановился на специальности историка, о чем не жалею. Теперь я сочетаю журналистскую деятельность с преподаванием истории (долгое время преподавал историю христианства в семинарии при монастыре, а теперь один из моих бывших студентов — настоятель моего прихода).

А на работе я стараюсь быть не представителем какой-то конфессии, а журналистом, редактором, администратором. И этого требую от своих коллег.

Таким образом, христианство для меня очень важная составляющая личной жизни, а одна из форм самовыражения – профессиональная деятельность. Можно так сказать, что работой я занимаюсь определенную, хотя и большую часть своей жизни, а христианином стараюсь быть всегда.

Ассоциация «Новомедиа», перевод с украинского - РИСУ

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.