УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 124 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко конфлікти краєзнавство Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Доброчинність забобони церква та політика Предстоятелі Помісних Церков милосердя іконопис Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра секти українська християнська культура комуністи та Церква діаспора Археологія та реставрація УПЦ КП монастирі та храми України церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ педагогіка вибори постать у Церкві Церква і політика Голодомор молодь Ющенко Церква і медицина Мазепа Патріарх Алексій II Католицька Церква Церква і влада автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«Славянск» (Донецкая обл.): Дорога к храму длиною в жизнь



«Славянск» (Донецкая обл.), Наталья Давыденко, 11.05.07

Если бы не видела сама, а услышала или прочитала где-то, - не поверила бы. Подумала, что нафантазировал кто-то для красного словца, а может, для убедительной иллюстрации некоего мистицизма происходящего. Но я - трезвый реалист, а факт остается фактом: по дороге к селу Богородичному в районе Крестища наша машина попала в полосу дождя, и когда дорога повернула к трассе, то мы увидели роскошную широченную радугу, ставшую полной дугой в полнеба как раз в том направлении, куда мы ехали.

Очень хотелось сфотографировать это природное чудо, но придорожная посадка «рассекала» пополам яркую дугу, а когда мы выехали на трассу, она и вовсе спряталась за лесом, ушла в сторону и исчезла вместе с полосой дождя.

Но ощущение приподнятости, неординарности, почти праздничности этого редкого, небудничного явления осталось и сопровождало нас во время всей нашей поездки. И каково же было мое удивление, когда при осмотре Богородичной церкви «Всех скорбящих Радость» молодая послушница женского монашьего скита, поясняя значение названия храма, сказала: «Радость - это радуга. Люди давно заметили, что над этим местом часто становится радуга, одним концом опираясь на Святогорскую Лавру, а другим - на эту возвышенность. Она и указала место для возведения нового храма».

История строительства этого храма в селе Богородичное очень интересна и удивительна. Но еще более интересна и драматична судьба человека, который задумал и построил его, а теперь и упокоился на его погосте.

Так кто же он, главный ктитор и благотворитель Свято-Скорбященского храма, который теперь называют жемчужиной церковного зодчества? Вот краткая биографическая справка, приведенная в книге И.К. Языковой «Путь к Истине. Прошлое и настоящее Святогорья» (М., 2006 год).

Сергей Георгиевич ЛУНЕВ родился 2 июня 1940 года в г.Харькове. В 1965 году окончил Кемеровский горный институт, после чего приехал в Донбасс, где в то время на шахте трудился его отец. Двенадцать лет проработал на шахте «Кочегарка» в г.Горловке, из них девять с половиной - начальником добычного участка. Затем - десять лет в шахтном строительстве главным инженером, начальником шахтостроительного управления и шахтостроительного треста. Строил шахты «Комсомолец Донбасса» и «Красноармейская-Западная» №1, «Южно-Донбасская» №3, «Шахтерская-Глубокая», «Артемсоль», «Никитовский ртутный комбинат», Южно-Якутский ТЭК в Нерюнгри, разрез «Восточный» в Экибастузе, разрез «Березовский» Красноярского края, Канско-Ачинский ТЭК и многие другие. С 1987 по 2005 год работал главным инженером и начальником управления Госнадзорохрантруда Украины. 2003-2005 гг. - заместитель председателя комитета.

Награжден 10 ведомственными и 6 правительственными наградами. За развитие горной науки удостоен звания лауреата премии им. академика А.А.Скочинского, награжден медалью Ломоносова и золотым знаком «Горняк России».

Это, так сказать, дела мирские. Но были у Сергея Георгиевича еще и духовные деяния, значимость которых тоже отмечена. За церковные заслуги награжден орденом Равноапостольного князя Владимира II степени и Нестора-летописца I степени УПК Московского патриархата, а также орденом Равноапостольного князя Владимира Московского патриархата и наследственным орденом Ярослава Мудрого ( №26).

Мне не пришлось знать этого удивительного человека лично, поэтому бесценными оказались свидетельства близких ему людей, в первую очередь - его вдовы, Людмилы Ивановны Луневой. 46 лет они прожили не рядом, а вместе, душа в душу, поэтому она знала не только внешнюю сторону его жизни, а была поверенной в его самых сокровенных мыслях. Сейчас она часто приезжает из Донецка в их общий дом в селе Богородичном и подолгу живет здесь. С площадки возле дома и из его окон открывается прекрасный вид на Северский Донец, меловые горы, Святогорскую Лавру, белеющий вдали памятник Артему, а в ближней перспективе - светящаяся на возвышенности церковь, построенная ее мужем.

- Мы не были набожными людьми, - вспоминает Людмила Ивановна. - Жили, как все, - в повседневном труде и земных хлопотах. Сережа (для нее он так и остался - «мой Серега») работал на шахте, шахтном и горном строительстве, набирался опыта, продвигался по служебной лестнице. Но на какую высоту он ни поднялся бы (последняя должность соответствует заместителю министра), он всегда оставался простым и открытым людям. Он был очень коммуникабельным, веселым, светлым человеком, и к нему тянулись. У него было много самых разных друзей (Л.И. листает альбом, в котором на фото рядом с Сергеем Георгиевичем - народные депутаты, губернаторы, премьер-министр, известные артисты, художники, высшие духовные чины, архитекторы, простые строители), но кто бы ни вошел в дом, он каждого встречал, как самого дорогого гостя. Он понимал людей, старался помочь каждому, и сам получал отклик. Наверное, поэтому и удалось ему совершить все задуманное.

Но есть в такой полной открытости и свой негатив, -незащищенным остается твое сердце. И оно принимало на себя все удары судьбы, неприятности, тяжелые думы. Да что там говорить, -ведь он работал в самые тяжелые для шахтерской отрасли годы, когда шахты массово закрывались, оставляя без работы и средств к существованию целые поселки; люди, работающие в тяжелейших условиях, месяцами не получали зарплату, а запущенный после развала СССР механизм саморазрушения неизбежно задел организацию труда на шахтах, где одна за другой происходили крупные аварии, в которых калечились и гибли люди. По долгу службы он контролировал охрану труда на шахтах, участвовал в расследованиях каждого несчастного случая, предъявлял жесткие требования к руководителям, понимая, что в условиях запустения, при давно устаревшей технике, а главное - без коренного реформирования отрасли добиться безопасности шахтерского труда практически невозможно. Все чаще сердце отзывалось болью, и Людмила Ивановна, врач-кардиолог по специальности, с тревогой следила за состоянием здоровья мужа...

Так случилось, что в 1988 году Сергей Георгиевич оказался в Киеве как раз во время празднования 1000-летия Крещения Руси. На юбилейные торжества прибыл сам Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен и главы многих вселенских Православных Церквей, а также представители других религиозных конфессий. Торжественное богослужение велось на четырех языках. Великолепие храма и красота песнопений произвели на Сергея Георгиевича глубокое впечатление. Но особенно запала в душу проповедь Святейшего патриарха Пимена, произнесенная им после Литургии. Вроде бы простые слова о вере, жизни и смерти, но исполнены они были такой огромной духовной силы, что совершили переворот в сознании.

Нет, Сергей Георгиевич не стал регулярно посещать церковную службу, но это была первая ступенька на долгой дороге к Храму -храму Души. Он стал руководствоваться в жизни христианскими заповедями и принципами. Проповедь патриарха убедила его, что никогда нельзя судить человека - можно только давать оценку его конкретным поступкам. И он часто вспоминал это христианское правило при расследовании причин аварий - давал оценку действиям людей, определяя степень их ответственности за нарушения техники безопасности, но не судил их. Погруженный в производственные и повседневные житейские заботы, он тогда еще не думал о постройке храма. У него было простое человеческое желание - найти уголок для отдыха, построить в каком-нибудь живописном месте свой дом, где можно было бы отойти от повседневной суеты и набраться душевных сил.

Осенью 1991 года один приятель, у которого была дача в селе Богородичном, помог ему найти здесь земельный участок для строительства дома. Место было действительно великолепное. Широкая панорама с излучиной реки, лесами до горизонта с одной стороны и меловыми горами с другой, белеющий вдали Артем и золотящиеся купола Святогорской Лавры произвели впечатление на супругов Луневых и они твердо решили: дом будет именно здесь. Хотя сам участок имел удручающий вид - огромная, несколько метров в высоту, мусорная свалка. А когда документы были оформлены и местные жители узнали, что здесь будет строиться дом, поползли осуждающие слухи: «На месте храма строиться собираются»...

Оказывается, под свалкой скрывались остатки фундамента стоявшего здесь когда-то сельского храма, построенного княгиней Т.Б.Потемкиной в честь найденной в этих местах иконы Пресвятой Богородицы, давшей имя селу. Очень красивая и богато оформленная церковь служила селянам до самой революции. Но в безбожные годы воинствующие атеисты не только до основания разрушили ее, а для большего надругательства еще и устроили на ее месте свалку. Узнав об этом, Л.И.Лунева не удержалась от упрека: «Мы-то не знали, что здесь был храм, а вы, зная об этом, столько лет носили сюда мусор!»...

Фундамент разрушенного храма на участке немало смутил Сергея Георгиевича. Он никак не мог решиться начать строительство. В конце концов, поделился сомнениями и спросил совета у монаха Святогорского монастыря: «Как быть, - случайно приобрел участок для строительства дома, а потом узнал, что там раньше была церковь». «Ничего случайного не бывает... - ответил монах. - Дом строить можно, лишь бы только туалет не оказался на месте алтаря». Но чтобы окончательно развеять сомнения, Сергей Георгиевич задал этот же вопрос еще двум священникам, и получил тот же ответ.

И все же дом Сергей Георгиевич построил немного в стороне, отступив от того места, где был храм. А свалку расчистил и обустроил зеленую лужайку с лавочкой под навесом. «Намоленное место», - говорит Людмила Ивановна. Супруги решили, что это - «знак свыше», и раз уж так вышло, то нужно построить в селе церковь. В Прощеное воскресенье 1997 года Луневы отправились к наместнику Святогорского монастыря архимандриту Арсению (ныне уже епископу) с предложением совместно построить в Богородичном храм. Тот сказал, что сначала нужно получить благословение епископа Алипия. Поехали к владыке в Горловку, и он с радостью дал свое благословение. Но идея идеей, а строительство требовало больших капиталовложений, которых пока что не было. И все же это было уже второй ступенькой к Храму.

На третью С.Г.Лунев ступил в 2000 году. Однажды, вернувшись с работы, Сергей Георгиевич сказал: «Едем в турне. В Израиль. Вылет завтра». Какие могли быть вопросы?! Побывать на Святой Земле в год празднования 2000-летия Христианства, да еще в канун Пасхи -необыкновенная удача. Понятно, что тур был построен именно так, чтобы экскурсанты побывали во всех святых местах, воочию увидели истоки христианства и прониклись его духом. Впечатления переполняли душу.

А по возвращении Сергей Георгиевич уже твердо знал: храму быть, и он сделает все для воплощения своей мечты. С необыкновенным энтузиазмом он стал решать вопросы по выделению участка под строительство, поиску архитектора и проектированию церкви (сначала речь шла о скромной сельской церкви), изысканию средств для начала строительства. В первую очередь обратился к своему брату, Владимиру Георгиевичу Луневу - московскому бизнесмену, с которым уже обсуждал свой замысел. Тот настолько проникся идеей, что не только выделил деньги, но и постоянно, по мере возможности, помогал брату найти и привлечь к оформлению церкви лучших иконописцев, резчиков по дереву, мозаичистов, мастеров колокольного дела, работавших в подмосковных монастырях. Благодаря ему к спонсированию строительства подключилось Московское украинское землячество. А Сергей Георгиевич с присущим ему человеческим обаянием сумел увлечь своей идеей и привлечь к спонсорству не только близких, но и очень многих известных в Донецкой области и в Украине людей - священнослужителей, руководителей крупных предприятий, бизнесменов. Удивительно, но в длинном списке спонсоров строительства я увидела граждан не только Украины, но и России, США, Нидерландов и даже Нигерии! Прослышав о намерении С.Г.Лунева построить в селе церковь, пришли к нему и местные старушки, сообщив, что давно собирали деньги «на храм». «И сколько же собрали?» - спросил Сергей Георгиевич. - «Двести гривень». Растроганный Лунев посоветовал будущим прихожанкам потратить их на оформление документов на участок. Так каждый внес свой вклад. И в августе 2000 года состоялась закладка нового храма.

После долгих поисков подходящего проекта остановились на варианте, предложенном донецким архитектором В.В.Ануфриенко. Однако в дальнейшем сам С.Г.Лунев внес в него много изменений и корректировок, поскольку архитектор не учел многих существенных вопросов и даже не удосужился подготовить рабочие чертежи, техническую документацию и проект организации строительства. Сергею Георгиевичу, горному инженеру по образованию, пришлось научиться разбираться и в архитектуре, и в иконописи, и во многом другом, о чем он раньше и представления не имел. Возникало в глубине души, конечно, опасение: а вдруг не осилю? Шуточное ли дело - храм строить! Но не зря говорят: «Глаза боятся, а руки делают». И как только строительство началось, стали один за другим появляться бескорыстные помощники, находиться средства, реализовываться, казалось, несбыточные идеи.

Конечно, пришлось задействовать все прежние связи, наработанные за долгую трудовую жизнь. Узнав, что речь идет о строительстве храма, практически все, к кому обращались Луневы, живо откликались на их просьбы, с радостью шли навстречу, помогали кто специалистами, кто деньгами...

Изначально, взвесив свои силы и возможности, Сергей Георгиевич рассчитывал построить скромную сельскую церковь. Но затем, когда его стараниями и благодаря его личным качествам и человеческому обаянию ручейки благотворительной помощи слились в полноводную речку спонсорской поддержки, первоначальные финансовые расчеты были многократно превзойдены - ведь ни мраморные иконостасы, ни роспись и отделка храмов первым проектом предусмотрены не были.

Сначала Сергей Георгиевич решил увеличить высоту храма до 33 метров (по числу земных лет Спасителя), а когда выполнялись работы по цоколю, по просьбе о.Арсения здесь не стали делать перегородок, в результате чего появилась возможность оборудовать еще один, нижний храм. Так село Богородичное получило вместо одной - две церкви и сразу двух святых покровителей: верхний храм освящен в честь Божьей Матери, а нижний - Сергия Радонежского.

Об оформлении храмов нужно говорить особо, но это, на мой взгляд, должны делать специалисты - искусствоведы и богословы, а я могу сказать только одно: приезжайте и посмотрите своими глазами, потому что пытаться изобразить это словами - все равно, что пересказывать музыку. Каноническая роспись фресок в сочетании с мозаикой (смальтой), что само по себе редкость для нашего времени, сквозная ажурная резьба по дереву, покрытая сусальным золотом, редкий зеленый индийский мрамор иконостаса -великолепие необыкновенное. Но главное - ощущение легкости, парения, стремления ввысь... Знатоки говорят, что подобного нет нигде ни в Украине, ни за ее пределами.

Братьям Луневым удалось найти и привлечь к оформлению храма лучших, известнейших специалистов в церковном искусстве, работающих в Москве и Подмосковье, прежде всего - в Троице-Сергиевой лавре. Оказалось, что некоторые из них родом из наших мест. Например, художник, член Союза художников России Игорь Антонов, разработавший проект иконостаса нижнего храма, родом из Святогорья и часто бывает здесь. Поэтому воспринял эту работу не как очередной заказ, а как свой долг малой родине и землякам. В создании иконостаса участвовали резчики и позолотчики высокой квалификации Владимир Иванов, Валерий Костерев, Георгий Антонов.

Особые требования были к росписи храмов. Многие мастера были готовы участвовать в этом проекте, но выбор пал на известного мастера монументальной живописи, ведущего российского иконописца, преподающего на иконописном факультете Российского православного университета св.Иоанна Богослова, академика Российской и Европейской академий естественных наук Александра Ивановича Чашкина. Самобытный художник, чьи работы украшают Свято-Данилов и Высоко-Петровский монастыри в Москве, Никольский храм в Ясной Поляне, церковь св.Георгия Победоносца на Поклонной горе, Иверскую часовню на Красной площади, Никольский собор в Вашингтоне и др., прочувствовал неординарность этого заказа и не упустил возможность создать ансамбль, соответствующий духу древнего православия. Он написал основные иконы и фрески храма. Вместе с ним роспись храмов выполняли две бригады художников. Верхний храм расписывали москвичи Андрей Савлюк, Александра Коконева, Александр Солдатов, Николай Рябов, Светлана Усипенко. Нижний - мастера из подмосковного города Димитрова Валерий Гришанов, Николай и Александр Калинины, Ольга и Татьяна Дрекаловы. Над альфрейными работами трудилась бригада Харьковской академии дизайна и искусств, в которую входили Ярослав Добрянский, Вадим Плотников, Григорий Горбенко. Каждый из этих мастеров оставил в этом храме не только свой труд, но и частичку своей души.

В ходе работ над росписью возникла идея - помимо фресок, украсить храм еще и мозаикой. В древности это было очень распространено, а для сегодняшних храмов очень необычно. И здесь Луневы сумели привлечь лучших мозаичистов - выпускницу Государственного художественного института им. В.Сурикова Татьяну Бабушкину, уже выполнявшую ряд работ для Святогорской обители, и члена Союза художников России, лауреата Государственной премии Александра Корноухова, автора многих церковных и светских работ. Почему прославленный столичный мастер согласился работать в простой сельской церкви? Он увидел в проекте глубокую идею: через воссоздание мозаичного образа «перекинуть мостик» от древней Киевской Руси - времени высочайшего расцвета православной культуры, - к нашему времени, когда православие вновь начинает возрождаться. И потом, как вспоминает Л.И.Лунева, в частной беседе с Сергеем Георгиевичем мастер как-то признался: одно дело - реставрировать папскую капеллу в Ватикане, и совсем другое -творить свое, неповторимое. К слову, его работы украшают Сионский собор в Тбилиси, многие храмы в Москве, Красногорске, Цюрихе и др.

Результат превзошел все ожидания: общими усилиями и талантами, вдохновленные общей высокой идеей, эти мастера создали настоящий шедевр церковного зодчества. Александр Чашкин, Александр Корноухов и Игорь Антонов за роспись, выполнение мозаик и участие в благоукрашении церкви в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» награждены Украинской Православной Церковью Московского патриархата орденами Нестора-летописца I степени. Церковными орденами наградили также строителей, благодетелей, художников. А братьям Луневым в день освящения храма были вручены высокие награды - ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени.

Особо нужно сказать и о колокольных дел мастерах (кстати, на церковных колоколах отлиты имена главных ктиторов храма - братьев Луневых) - они создали индивидуальный «голос» Свято-Скорбященского храма и его благовест легко отличить от доносящегося из Святогорской лавры. Искусно поработала и бригада строителей из Западной Украины, возводившая стены и купола храма. Кресты, украшающие их, изготовили в Мариуполе, конструкции для иконостаса варили в Краматорске, кованые изделия выполнили мастера из Донецка. Множество людей были причастны к созданию храма. Не зря при его освещении 19 февраля 2005 года С.Г.Лунев сказал: «Всем, кто разжигает распри между востоком и западом Украины, Украиной и Россией, я хочу сказать, что этот храм для прихожан востока Украины возводили люди из Западной Украины. Благоукрашали же его преимущественно россияне - отливали колокола, делали утварь, мозаики, иконостасы, писали иконы. Причем это были мастера, которым нет равных в мире...»

Но всего этого не было бы без него - Сергея Георгиевича Лунева - светлого, одухотворенного человека, чьим энтузиазмом, трудолюбием и огромной силой воли было сотворено это чудо. Он продолжал работать, постоянно контролировать строительство храма, взбираться на леса, беседовать со строителями, иконописцами, мозаичистами, привлекать все новых спонсоров, а сердце все чаще давало сбои - ведь он был очень больным человеком, и знал, что ему отмерено немного.

В 2003 году, с новым повышением по службе, встал вопрос о переезде из Донецка в Киев. Пока Луневы взвешивали все «за» и «против», судьба распорядилась по-своему: практически один за другим - три тяжелейших инфаркта. Людмила Ивановна, как специалист-кардиолог, хорошо понимала, что это означает. Когда речь зашла о кардиостимуляторе, она решила везти мужа в Вильнюс, а там предложили другой вариант - искусственное сердце. Специалисты из Германии привезли три образца, и Сергей Георгиевич сам выбрал себе новое сердце. Операцию делали в Ганновере. После возвращения на родину Лунев не оставлял своих забот о строящемся храме. На фотографиях на строительной площадке рядом с ним Людмила Ивановна с чемоданчиком, в котором запасные батареи для аппарата искусственного сердца и все необходимое для оказания экстренной помощи.

Он точно знал, сколько ему осталось жить. Принимал это спокойно, стоически. Испытывая сильные боли, отказался от обезболивающих уколов. «Ему на Кресте никто уколов не делал», - говорил он, указывая на домашний иконостас, который Людмила Ивановна устроила в его комнате. Принимал друзей, приезжавших (все это понимали) попрощаться, по обыкновению шутил. Утром 7 мая 2006 года отдал все необходимые распоряжения. А когда аппарат начал подавать сигналы, отсчитывая последние минуты, с достоинством отошел в мир иной... Он успел главное: возвести храм земной, но что еще важнее - храм своей Души.

Мы ищем удивительное где-то далеко, а оно - вот здесь, рядом с нами, - и храмы, и люди, красоте и духовному величию которых нет равных.


Использованы материалы из книги И.К.Языковой «Путь к истине. Прошлое и настоящее Святогорья» (М., 2006 г.)

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.