УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Церква і політика розкол в Україні Патріарх Алексій II українська християнська культура постать у Церкві секти Доброчинність церква і суспільство комуністи та Церква Археологія та реставрація автокефалія УПЦ КП монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) вибори шляхи єднання Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ конфлікти іконопис діаспора Предстоятелі Помісних Церков забобони Президент Віктор Ющенко церква та політика Голодомор Мазепа педагогіка краєзнавство Церква і медицина милосердя Ющенко Католицька Церква УГКЦ молодь 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Донецк»: Пути православных реликвий неисповедимы



«Вечерний Донецк», Марина Пархоменко, 11.05.2009

В нынешнее время невозможно представить церковную службу без традиционных святынь и обязательных атрибутов богослужения. Но было время, когда, рискуя жизнью, люди прятали православные реликвии из разрушенных храмов от воинствующих атеистов. Разными путями эти духовные сокровища оказались в экспозиции областного краеведческого музея.

Большинство церковных предметов сберегли сотрудники довоенного Мариупольского музея, а в Донецк их перевезли в середине 50-х годов прошлого века, когда наш очаг культуры получил статус областного. Вместе со старшим научным сотрудником отдела фондов Мариной Горбовой идем в отдел истории досоветского периода, а затем - этнографии, где экспонируются предметы православного культа. И время поворачивается вспять,  словно возвращая нас к истокам веры. В экспозиции представлено много крестов, которые являются величайшей святыней христианской веры  и самым главным символом - орудием спасительной смерти Иисуса Христа, искупившего грехи человечества. Их формы и назначение разнообразны. Маленький нательный крестик человек получал при крещении и носил его всю жизнь. "Самый старый крестик в нашей коллекции относится к XVII веку. Он был найден на остатках Цареборисовского городища в Харьковской области, - рассказывает Марина Викторовна. - Как известно, для запорожских казаков православная вера была священна. На поселении Казачья пристань (возле Райгородка Славянского района), где в XVIII веке жили храбрые воины, при раскопках найдено много литых нательных крестиков из бронзы. А вот греки Приазовья использовали для изготовления нательных крестиков совершенно другой материал - цельные кусочки речного перламутра, на которых вручную процарапывали распятие.

История попадания предметов в музей бывает очень интересна. Когда-то в селе Артемовка Амвросиевского района находилась однопрестольная церковь во имя великомученика Артемия, при которой было кладбище. В 1990 году здесь велись земляные работы, и рабочие нашли серебряный крест и потемневшую от времени медную чашу с цепями. Их передали в музей, и после реставрации и изучения стало ясно, что перед нами наперсный (нагрудный) крест - знак отличия священника, и кадило - непременный атрибут богослужения. Возможно, они принадлежали священнику, который служил в этой церкви в конце XIX - начале ХХ вв.".

Православная религия немыслима без икон. В народе всегда были популярны маленькие металлические иконы - образки или складни, которые удобно носить при себе. Интересна медная литая икона "Образ святого мученика Георгия", где изображен святой в доспехах на коне, поражающий змия. Она не характерна для нашего региона, так как была привезена с русского Севера  - из Архангельской области, и  представляет собой яркий образец культовой медной пластики конца XVIII - начала XIX века".

На овальных или прямоугольных образках изображены Божья Матерь, Спас Нерукотворный и Николай Чудотворец. "Складни - это иконы, предназначенные для путешествия, - продолжает рассказ Марина Викторовна, - их обычно делали в виде складывающихся створок. Складни выплавляли, чеканили из меди или ее сплавов, для украшения часто использовали цветные эмали. Для религиозного быта Российской империи и, в частности, нашего края складни были традиционны. Те, которые хранятся в нашем собрании, относятся к XIX - началу XX века и содержат изображения Двунадесятых праздников и Николая Чудотворца.

В музее хранится также редкая коллекция вотивов, которая насчитывает более 200 предметов. Так называются металлические привески, которые наряду с драгоценностями  подвешивались к чудотворным иконам в  благодарность за исцеление или в знак обета. Эта традиция была широко распространена в христианском мире, хотя в ее основе лежит первобытная вера в магическую связь между вещью и ее изображением. Главными мотивами были изображение человека и отдельных частей его тела. Изначально в основе таких приношений лежало желание передать болезнь всего организма или какой-то части его изображению. Впоследствии этот обычай трансформировался в идею обетного приношения. В Мариуполе и Мариупольском уезде также  существовала традиция  украшать иконы вотивными привесками в виде человеческих фигурок или отдельных частей тела, а также различных  геометрических фигур. Этот обычай приазовские греки привезли из Крыма. По мнению Марины Викторовны, эта  коллекция является уникальной и не имеет аналогов в известных музейных собраниях.

К сожалению, в музее мало живописных икон, зато есть несколько очень интересных окладов. На серебряном окладе для иконы "Образ Святого Иоанна Предтечи" изображена рельефная фигура святого в одежде из овчины,  его левая рука вытянута для благословляющего жеста. Для лика, кистей и стоп в металле сделаны прорези. Поле оклада украшено богатым растительным орнаментом. Еще два серебряных оклада относятся к парным живописным иконам - "Образу Святого архистратига божия Михаила" и "Образу святого архистратига Гавриила". На иконах в полный рост изображены архангелы с соответствующими их чину атрибутами: Михаил - в доспехах и плаще, с мечом и тростью в руках. Гавриил - в длинном одеянии и плаще с жезлом в руке. Оклады практически полностью повторяют изображение на иконах.  Эти три иконы обычно находятся в одном ряду  иконостаса, воплощающем учение о заступничестве святых за людей перед Христом.  Их  обычно помещают в третьем ярусе, с двух сторон от центральной иконы Спасителя.

Большое значение в церковных службах имеют покровы - разнообразные по размеру и назначению изделия из шелка, парчи, бархата, украшенные лицевым и золотым шитьем. "Мы по праву гордимся уникальной Святой Плащаницей, - говорит Марина Горбова, - удивительной по красоте и мастерству исполнения. На зеленом бархате серебряными волоченными нитями вышито тело умершего Христа. Лик ступни и кисти нарисованы краской по коже. На полях помещены овальные медальоны с нарисованной христианской символикой. Вышитая по периметру надпись гласит, что Плащаница была куплена братьями Юрием, Михаилом, Федором и Константином Барабановыми для церкви Святой Троицы в 1794 году. Плащаница является обязательной принадлежностью каждого храма. В конце вечерни Великой Пятницы ее выносят на середину собора для поклонения верующих, а затем она возвращается в алтарь".

Фонды и экспозиция этого учреждения культуры хранят еще немало интересных духовных реликвий прошлого - богослужебные книги, дарохранительницы,  лампады, ковчежец для крещения, предметы одеяния священников… Их изучение продолжается и сейчас, в год 85-летия областного краеведческого музея.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.