УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 96 відвідувачів

Теги
діаспора Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика Церква і влада постать у Церкві церква і суспільство комуністи та Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква іконопис УГКЦ Голодомор Президент Віктор Ющенко українська християнська культура педагогіка Вселенський Патріархат монастирі та храми України милосердя Києво-Печерська Лавра молодь Доброчинність церква та політика Археологія та реставрація Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Патріарх Алексій II УПЦ КП церковна журналістика Священний Синод УПЦ розкол в Україні секти Церква і медицина конфлікти шляхи єднання Мазепа забобони автокефалія вибори






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Донецк»: Пути православных реликвий неисповедимы



«Вечерний Донецк», Марина Пархоменко, 11.05.2009

В нынешнее время невозможно представить церковную службу без традиционных святынь и обязательных атрибутов богослужения. Но было время, когда, рискуя жизнью, люди прятали православные реликвии из разрушенных храмов от воинствующих атеистов. Разными путями эти духовные сокровища оказались в экспозиции областного краеведческого музея.

Большинство церковных предметов сберегли сотрудники довоенного Мариупольского музея, а в Донецк их перевезли в середине 50-х годов прошлого века, когда наш очаг культуры получил статус областного. Вместе со старшим научным сотрудником отдела фондов Мариной Горбовой идем в отдел истории досоветского периода, а затем - этнографии, где экспонируются предметы православного культа. И время поворачивается вспять,  словно возвращая нас к истокам веры. В экспозиции представлено много крестов, которые являются величайшей святыней христианской веры  и самым главным символом - орудием спасительной смерти Иисуса Христа, искупившего грехи человечества. Их формы и назначение разнообразны. Маленький нательный крестик человек получал при крещении и носил его всю жизнь. "Самый старый крестик в нашей коллекции относится к XVII веку. Он был найден на остатках Цареборисовского городища в Харьковской области, - рассказывает Марина Викторовна. - Как известно, для запорожских казаков православная вера была священна. На поселении Казачья пристань (возле Райгородка Славянского района), где в XVIII веке жили храбрые воины, при раскопках найдено много литых нательных крестиков из бронзы. А вот греки Приазовья использовали для изготовления нательных крестиков совершенно другой материал - цельные кусочки речного перламутра, на которых вручную процарапывали распятие.

История попадания предметов в музей бывает очень интересна. Когда-то в селе Артемовка Амвросиевского района находилась однопрестольная церковь во имя великомученика Артемия, при которой было кладбище. В 1990 году здесь велись земляные работы, и рабочие нашли серебряный крест и потемневшую от времени медную чашу с цепями. Их передали в музей, и после реставрации и изучения стало ясно, что перед нами наперсный (нагрудный) крест - знак отличия священника, и кадило - непременный атрибут богослужения. Возможно, они принадлежали священнику, который служил в этой церкви в конце XIX - начале ХХ вв.".

Православная религия немыслима без икон. В народе всегда были популярны маленькие металлические иконы - образки или складни, которые удобно носить при себе. Интересна медная литая икона "Образ святого мученика Георгия", где изображен святой в доспехах на коне, поражающий змия. Она не характерна для нашего региона, так как была привезена с русского Севера  - из Архангельской области, и  представляет собой яркий образец культовой медной пластики конца XVIII - начала XIX века".

На овальных или прямоугольных образках изображены Божья Матерь, Спас Нерукотворный и Николай Чудотворец. "Складни - это иконы, предназначенные для путешествия, - продолжает рассказ Марина Викторовна, - их обычно делали в виде складывающихся створок. Складни выплавляли, чеканили из меди или ее сплавов, для украшения часто использовали цветные эмали. Для религиозного быта Российской империи и, в частности, нашего края складни были традиционны. Те, которые хранятся в нашем собрании, относятся к XIX - началу XX века и содержат изображения Двунадесятых праздников и Николая Чудотворца.

В музее хранится также редкая коллекция вотивов, которая насчитывает более 200 предметов. Так называются металлические привески, которые наряду с драгоценностями  подвешивались к чудотворным иконам в  благодарность за исцеление или в знак обета. Эта традиция была широко распространена в христианском мире, хотя в ее основе лежит первобытная вера в магическую связь между вещью и ее изображением. Главными мотивами были изображение человека и отдельных частей его тела. Изначально в основе таких приношений лежало желание передать болезнь всего организма или какой-то части его изображению. Впоследствии этот обычай трансформировался в идею обетного приношения. В Мариуполе и Мариупольском уезде также  существовала традиция  украшать иконы вотивными привесками в виде человеческих фигурок или отдельных частей тела, а также различных  геометрических фигур. Этот обычай приазовские греки привезли из Крыма. По мнению Марины Викторовны, эта  коллекция является уникальной и не имеет аналогов в известных музейных собраниях.

К сожалению, в музее мало живописных икон, зато есть несколько очень интересных окладов. На серебряном окладе для иконы "Образ Святого Иоанна Предтечи" изображена рельефная фигура святого в одежде из овчины,  его левая рука вытянута для благословляющего жеста. Для лика, кистей и стоп в металле сделаны прорези. Поле оклада украшено богатым растительным орнаментом. Еще два серебряных оклада относятся к парным живописным иконам - "Образу Святого архистратига божия Михаила" и "Образу святого архистратига Гавриила". На иконах в полный рост изображены архангелы с соответствующими их чину атрибутами: Михаил - в доспехах и плаще, с мечом и тростью в руках. Гавриил - в длинном одеянии и плаще с жезлом в руке. Оклады практически полностью повторяют изображение на иконах.  Эти три иконы обычно находятся в одном ряду  иконостаса, воплощающем учение о заступничестве святых за людей перед Христом.  Их  обычно помещают в третьем ярусе, с двух сторон от центральной иконы Спасителя.

Большое значение в церковных службах имеют покровы - разнообразные по размеру и назначению изделия из шелка, парчи, бархата, украшенные лицевым и золотым шитьем. "Мы по праву гордимся уникальной Святой Плащаницей, - говорит Марина Горбова, - удивительной по красоте и мастерству исполнения. На зеленом бархате серебряными волоченными нитями вышито тело умершего Христа. Лик ступни и кисти нарисованы краской по коже. На полях помещены овальные медальоны с нарисованной христианской символикой. Вышитая по периметру надпись гласит, что Плащаница была куплена братьями Юрием, Михаилом, Федором и Константином Барабановыми для церкви Святой Троицы в 1794 году. Плащаница является обязательной принадлежностью каждого храма. В конце вечерни Великой Пятницы ее выносят на середину собора для поклонения верующих, а затем она возвращается в алтарь".

Фонды и экспозиция этого учреждения культуры хранят еще немало интересных духовных реликвий прошлого - богослужебные книги, дарохранительницы,  лампады, ковчежец для крещения, предметы одеяния священников… Их изучение продолжается и сейчас, в год 85-летия областного краеведческого музея.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.