УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 141 відвідувачів

Теги
автокефалія Церква і медицина церква та політика конфлікти Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність монастирі та храми України молодь українська християнська культура Археологія та реставрація Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі діаспора Голодомор іконопис розкол в Україні Президент Віктор Ющенко забобони краєзнавство УГКЦ церковна журналістика УПЦ КП церква і суспільство секти Патріарх Алексій II Церква і влада комуністи та Церква вибори милосердя Католицька Церква шляхи єднання Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков педагогіка Священний Синод УПЦ Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Первая крымская»: Фиолент - Святой мыс



«Первая крымская», Сергей Ткаченко, 27.01.10

Здесь, на головокружительной высоте над морем, отражающем миллиарды маленьких солнц от своей ряби даже зимой, всё дышит поэзией и святостью. Начиная с классического пушкинского "К чему холодные сомненья? Я верю, здесь был грозный храм...", и до самых правдивых строк современного севастопольского поэта Александра Федосеева: "Забытый мыс.

О нём в буклетах/ Найдёте вы немного слов,/ Но город наш без Фиолента -/ Как в море бриг без парусов".

Название Фиолент (Фелент, Феолент) впервые появляется на русских картах в 1807 году. До этого он назывался мыс Святого Георгия, по имени монастыря. Греки переводят Фиолент как "божья страна". Согласно другой версии перевода название восходит к временам господства генуэзцев и происходит от итальянского слова "неистовый" (возле мыса действительно часты морские волнения). Видный историк Александр Бертье-Делагард толковал топоним как искажённое Филенк-Бурун (в переводе с турецкого означает тигровый мыс). А вот первый исследователь херсонесских древностей Сестренцевич-Богуш приводит несколько названий мыса: Карлос, Казефар, Уреш, но Бертье-Делагард считал их "нелепым набором собственных имён". Местные рыбаки говорят, что действительно с моря на обрыве мыса можно видеть чередующиеся полосы желтоватого известняка и тёмного трахита, напоминающие по расцветке тигровую шкуру.
Но наиболее известный вариант топонима - Партениум (девичий). Долгое время под таким названием мыс упоминался в западной литературе. На карте, приложенной к книге, изданной в Лондоне в 1855 году, мыс именуется Партениум. Происхождение топонима связано с древнегреческой легендой об Ифигении, дочери царя Агамемнона, которую отец должен был принести в жертву богам. Но Артемида спасла Ифигению и сделала её жрицей в своём храме, якобы находившемся на этом мысу. Затем произошла история с появлением в этих местах друзей Ореста и Пилада с трагическими известиями с родины, с душевными муками и восстанием против богов самой жрицы, с благополучным возвращением. Легендарный подвиг молодых людей издавна вдохновлял поэтов от Эсхила, Софокла, Еврипида до Александра Сергеевича Пушкина. Скалы у мыса в своих названиях хранят память о верных друзьях и смелой жрице. Две рядом стоящие скалы в море у Фиолента так и называются - Орест и Пилад, а небольшой выступающий мыс - собственно Партениум.
Местонахождение античного храма точно не выяснено, и вряд ли археологическая наука прольёт свет на эту проблему. Некоторые историки утверждают, что он находился в Партените между Ялтой и Алуштой. Известный исследователь Крыма Пётр Паллас видел на Фиоленте остатки здания, состоящего из двух квадратов, стены которых были направлены ко всем сторонам света. Но были ли это остатки храма? Есть одна зацепка, как говорят следователи. Первый к северо-востоку от оконечности мыса Фиолент овраг носит название "Балка Дианы". В древнеримской мифологии это имя богини охоты, соотносимой с древнегреческой Артемидой, в честь которой, по преданию, и был воздвигнут храм. Возможно, храм погребён под древним оползнем, который гигантским языком сполз к морю.
Но баснословная история меркнет перед историей христианства на каменистой земле Фиолента. Самым значительным объектом на мысе является, конечно, Свято-Георгиевский монастырь. Но и у его истории есть предыстория.
В первом веке по Рождеству Христовом посетил места обитания первых христиан Херсонеса Андрей Первозванный. И именно на Фиолент в первую очередь ступила нога апостола.
Первое письменное упоминание о монастыре встречается в 1575 году у польского посла Мартина Броневского. Вскоре Георгиевский монастырь пришёл в упадок. В 1778 году при переселении греков и армян в Приазовье монахи Георгиевской обители покинули Крым. При монастыре остался лишь старый монах-отшельник Каллиник.
После присоединения Крыма к России начинает строиться Севастополь - главная база Черноморского флота. В 1806 году Святейший Синод обращается к императору с предложением сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов.
В 1926 году были закрыты монастырские церкви, затем был упразднён и весь монастырь. До 1930 года Крестовоздвиженская церковь использовалась верующими. Храм Святого Георгия был разрушен землетрясением в 1927 году, и, не долго думая, развалины храма бульдозером сбросили вниз на склон, а на его месте устроили танцплощадку.
Чего только не пережила монастырская земля - во время Великой Отечественной войны здесь был сначала советский, затем немецкий, потом снова советский госпитали.
Трагичными были летние дни сорок второго и на мысе Фиолент. Ветераны войны рассказывают, что в районе Фиолента фашисты с обрыва сбрасывали горящие бочки с соляркой, чтобы выкурить наших моряков из укрытий.
В районе Фиолента в дни ожесточённых боёв погибла не одна тысяча наших бойцов, но сохранилась только одна могила артиллериста Александра Романова.
В годовщину 50-летия освобождения Севастополя, останки ещё девяти бойцов, найденных на мысе Фиолент, захоронены в братской могиле в одной ограде с Романовым.
В послевоенное время мыс Фиолент стал полигоном для испытания береговых крылатых ракет и первых в мире стартов ракет из-под воды.
Лишь в начале девяностых начали возвращать церкви все здания. В 1991 году моряками-черноморцами был восстановлен крест на скале Святого Явления. А в ноябре 2005 года над основной террасой монастыря установлен памятник святому апостолу Андрею Первозванному.
Спустимся к Яшмовому пляжу. Лестница - это одна из самых ярких достопримечательностей мыса Фиолент. Устроена она ещё в первой половине позапрошлого века и составляет 891 ступеньку. Мимо живописных развалин - бывшего дома адмирала Лазарева, мимо скамеек на видовых площадках, мимо памятного знака черноморцам и даже мимо множества ручных кошек, знаменитых "котов Фиолента" - к пляжу, состоящему из обкатанной гальки. Прибрежные скалы на мысе Фиолент сложены разноцветными туфами, зеленоватыми кератофирами, тёмной брекчией, и миллионы лет ветровая эрозия, отрывая их небольшие частицы, сбрасывает в море. А море превращает их в разноцветную сказочную гальку.
Весь массив Фиолента с каменными хаосами, гротами, скалами ещё в 1969 году был объявлен комплексным памятником природы местного значения, с 1972 года определены границы гидрологического охраняемого объекта с территорией в 120 гектаров. Памятником объявили, а что для его сохранения сделали? Есть в экологии понятие - рекреационная нагрузка, то есть расчёт допустимого, безопасного для природного объекта количества людей, посещающих его в сутки. Для склона в районе пляжа Яшмовый это число составляет всего 450 человек в сутки, а на самом деле в летние дни на пляже скапливается до шести тысяч человек. Необходимо найти такое компромиссное решение, которое удовлетворит потребности ныне живущих и не поставит под угрозу возможность будущих поколений общаться с природой. Но как научить людей думать не только о себе, но и о будущих поколениях?
А может быть, ответ прост, и находится он как раз над лестницей. Ведь лестница всегда имеет два края. И вести может не вниз, к чудесному морю и разноцветному пляжу удовольствий, но и вверх, к храму с блестящим на солнце куполом, к Богу. Ведь только на Фиоленте можно понять и прочувствовать святость и поэзию в душе каждого. А душа, говорят, христианка ...
 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.