УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 73 відвідувачів

Теги
Церква і політика церква та політика розкол в Україні краєзнавство постать у Церкві Києво-Печерська Лавра іконопис педагогіка церковна журналістика секти УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори комуністи та Церква Патріарх Алексій II Вселенський Патріархат автокефалія УПЦ КП українська християнська культура церква і суспільство конфлікти милосердя Церква і медицина забобони шляхи єднання монастирі та храми України молодь Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада Католицька Церква Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа Священний Синод УПЦ Доброчинність діаспора Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Наша газета» (Луганск): «Пойте Богу разумно!»



«Наша газета» (Луганск), Ирина Лисицина, 02.02.2010

Тот, кто хоть однажды слушал церковную службу, наверняка ощущал: душу охватывает какое-то неизъяснимое чувство, а мысли становятся светлее. Кажется, эта ни на что не похожая музыка льется откуда-то свыше…

Вообще древняя молитва пелась. Собственно, молитва — это и есть пение и славословие Богу. Но сущностью христианского пения с самого начала была разумность, благодатная осмысленность и назидательность. Однажды некоего старца спросили об исполнении Федором Шаляпиным известных церковных песнопений. Он ответил: «Ладно поет, да голосом балуется!» На светской сцене это «искусство голоса» похвально. А вот в храме, перед Богом, это баловство-хвастовство голосом излишне и отвлекает от молитвы.

Еще в 2005 году ректор Луганского духовного училища протоиерей Владимир Конончук инициировал открытие в областном центре регентского отделения. Тогда этот вопрос рассматривался не только священниками. Была идея создать такое отделение при областном колледже культуры и искусств (музыкальное училище). Но, получая музыкальное образование, управляющие церковными хорами (регенты) не должны быть оторванными от богослужебной практики. Поэтому в 2007 году по благословению Митрополита Луганского и Алчевского Иоанникия отделение открыли при духовном училище, которое расположено в непосредственной близости от Свято-Владимирского кафедрального собора. Сразу же появилось много желающих стать его студентами. Ведь на Луганщине храмов немало, во всех службы сопровождаются церковным пением. Правда, поют во славу Господа зачастую люди, не имеющие никакого музыкального образования. Вот почему в первую очередь старались принимать служителей храмов, уставщиков и псаломщиков. И слух, и голос, и опыт богослужения у них есть, а знаний не хватает: некоторые даже нот не знают.

Возглавила отделение регент хора Свято-Владимирского кафедрального собора Светлана Светличная. Почему она?

Ее путь к церкви был, пожалуй, обычным для молодежи конца 80-х прошлого столетия. Оттепель в религиозной политике государства вернула народ в храмы. В 1989 году, будучи студенткой музучилища, Светлана за компанию с ребятами стала ходить в местный Свято-Никольский храм Станицы Луганской и петь в церковном хоре. Потом узнала, что когда-то в храме пела и ее бабушка. Три года девушка была хористкой и десять лет регентом. Ксероксы и Интернет тогда были недоступны, поэтому ноты, партитуры переписывались вручную. Если удавалось обнаружить какое-нибудь интересное произведение, расписанное на две-три партии, остальные партии составляла сама (не зря же учила гармонию!).

Вскоре собралась неплохая нотная библиотека духовных песнопений. А однажды в Свято-Никольский храм пришла женщина и принесла регенту старинный сборник церковных музыкальных произведений. Первые произведения в нем были написаны с помощью крючков и значков. Оказалось, это — сборник кантов ХVII-XIX веков. Бесценный дар.

Кстати, незадолго до своего регентства во Свято-Владимир-ском храме Светлана проезжала мимо строящегося кафедрального собора вместе со своей сестрой — солисткой церковного хора. Обе полюбовались сооружением и представили, как было бы здорово петь в таком соборе — «какая там великолепная должна быть акустика!» И вдруг, спустя время, Светличной предоставляется возможность не только петь в нем, но и управлять здешним хором. Да, неисповедимы пути Господни!

С тех пор прошло семь лет. Состав хора Свято-Владимир-ского собора неоднократно менялся. Поначалу Светлана Владимировна болезненно переживала каждый уход. Потом укрепилась в мысли: не голос — главное, а усердие и труд, чистота интонирования и музыкальные знания. Всякий талант Господом посылается. Истинно верующему Господь даст и голос, и силы, и терпение. Поэтому регент не отказывает усердным, желающим петь во славу Божию, а индивидуальными занятиями повышает их музыкальную грамотность.

Церковный хор отличается от обычного вокального коллектива не только репертуаром, но и «графиком» репетиций. Эти хористы собираются за час-полтора до службы, чтобы пройти наиболее сложные моменты. Изнурительные репетиции перед публичными выступлениями им не свойственны. А количество произведений, которые они должны знать, Светлана Владимировна даже затрудняется назвать, никогда не считала — много. Так что умение петь с листа, сольфеджио просто необходимо.

Четыре года назад архиерей Иоанникий, по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира, наградил регента Свято-Владимирского кафедрального собора орденом преподобного Нестора-летописца.

В мирской жизни Светлана Владимировна руководит при Станично-Луганском районном Доме культуры народным ансамблем «Криница», в репертуаре которого есть песни и самой Светличной. Этот коллектив она возглавила еще до того, как стала управлять церковным хором в Луганске. Теперь, когда ей доверили заведование регентским отделением, совмещать светскую музыкальную деятельность с церковной становится все трудней, признается моя собеседница.

— В организации отделения помогли участники хора кафедрального собора — преподаватели колледжа и институтов культуры и искусств, — рассказывает Светлана Владимировна. — Сложность состояла в совмещении учебной программы с духовной. Собственную программу разрабатывали, опираясь на опыт регентских курсов при Санкт-Петербургской духовной академии, Московской духовной академии и семинарии. Пять духовных дисциплин дополнили основными музыкальными (вокал, сольфеджио, хороведение, дирижирование и другие). Ездили за опытом в Ровненскую область, где при Корецком женском монастыре уже десять лет действует регентско-катехизаторское училище.

— Я окончила Луганское музыкальное училище, где получила солидную базу, но она лишь на четверть покрывает багаж знаний, необходимый регенту, — говорит Светличная. — Главное, пожалуй, — собственный духовный опыт. Особое место в ряду учебных дисциплин регентского отделения занимает осьмогласие, которое преподает регент хора храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Мария Доминиковна Толубинская. Богослужебные тексты распеваются как раз по восьми гласам (напевам).

Пока классов у будущих регентов немного, зато студенческий хор вместе с хором кафедрального собора всегда может участвовать в службах, закрепляя полученные теоретические знания. А еще на территории храма заложен фундамент трехэтажного здания духовной семинарии, где регентскому отделению будут отведены новые учебные аудитории.

— Сущность церковного пения — молитвенность, — поясняет Светлана Владимировна. — Можно профессионально подготовить и разучить любое духовное песнопение, но сердца молящихся останутся к нему равнодушными. А услышишь вдруг колядку в исполнении старушек из глухой деревни — и расплачешься. Это оттого, что их пение пропущено через собственную душу, через собственное обращение к Богу. Такое пение не может не войти в сердце.

Архиепископ Ионафан, автор многочисленных музыкально-духовных сочинений, заметил в одном из интервью: «Логосность молитвы, разумность исполняемых песнопений — первая заповедь церковного регента. Потому что регентское дело, на мой взгляд, — это священное тайновождение ко Христу средствами церковно-певческого искусства, продолжение апостольской миссии Церкви в храмовом действии, а отнюдь не светская сюита из набора разных по стилю «духовных» сочинений и, конечно же, не демонстрация голого исполнительского искусства дирижера и вокальных высот «артистов» хора… Это не проповедь певческого примитивизма, а духовный императив целомудренного стояния пред Господом, призыв к постоянному памятованию слов псалмопевца Давида: «Пойте Богу разумно!»

Светличная не признает конкурсов среди церковных коллективов. Духовная музыка должна быть единым целым, неким цельным обращением к Богу, лишенным мирской суетности и состязательности. Речь не идет о концертах, а именно об определении и назначении лучших и худших. Когда хору Свято-Владимирского собора исполнилось только девять месяцев, он побывал на международном фестивале в Киево-Печерской Лавре «Глас Печерский». Там регент впервые для себя открыла такое понятие, как аплодисменты в храме. А ведь действительно — никакого кощунства в этом нет. Проповеди Иоанна Златоуста люди тоже сопровождали аплодисментами.

Светлана Владимировна убеждена: церковный хор должен петь только при храме. Православная музыка в стенах светского учреждения не воспринимается. 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.