УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 150 відвідувачів

Теги
Церква і влада церква і суспільство Вселенський Патріархат Археологія та реставрація розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Доброчинність Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Патріарх Алексій II церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі вибори краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра українська християнська культура шляхи єднання Голодомор УГКЦ Церква і політика секти Мазепа милосердя молодь іконопис постать у Церкві комуністи та Церква Католицька Церква монастирі та храми України педагогіка Президент Віктор Ющенко діаспора автокефалія конфлікти УПЦ КП забобони Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Репортер» (Никополь): По монастырям великой киевской земли



«Репортер» (Никополь), Алена Макаренко, 07.01.10

В поездку вместе с православными паломниками по святым местам Украины я попала случайно. Сначала думала: ну какой же из меня паломник? Ведь им должен  быть человек верующий, он знает, как и о чем молиться, прикладывается к чудотворным иконам,  к мощам святых. А я вся такая еще материальная, наверное, потому, что молодая, и родители у меня молодые, о вечном еще не слишком задумываются. Но все-таки зерно православия было заложено в детстве: бабушка перед сном учила меня читать «Отче наш»  и правильно креститься, рассказывала о Боге. Эти давние скудные познания сопровождают меня всю жизнь и, наверное, во многом помогают...

За три дня мы побывали в девяти  монастырях! Как же я благодарна руководству Спасо-Преображенского собора г. Никополя за такой подарок.

НА ТЕРРИТОРИЮ КРАСНОГОРСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, который находится неподалеку от г. Золотоноша Черкасской области,  мы въехали уже в темноте. На фоне светло-голубого неба  возвышался Спасо-Преображенский собор. Матушка Наталья Марущак, наш экскурсовод, повела нас к скиту – так называется монастырская гостиница. Едва сбросили вещи –  поспешили на вечернюю службу. В нос сразу ударил запах ладана, а в уши – пение церковного хора. Возле входа сидит старая монахиня в инвалидном кресле. Она сосредоточена  в каком-то своем далеком мире.

Наша группа сразу разбрелась по храму – кто-то припадает к иконам, кто-то вслушивается в слова молитвы вечернего богослужения и вместе со всеми дружно молится и крестится. Я рассматриваю храм как архитектурное сооружение. Он обильно украшен осенними цветами и золотом икон. Искусственного света в церкви нет – одни свечи.

– В первой четверти ХVII века на территории нашего монастыря был безлюдный остров, на котором росли деревья и кустарник с цветами ярко-розового цвета под названием «дикий персик», потому и горку называли Красной, – уже после службы рассказала нам монахиня Елена. –  Согласно преданию, на эту горку пришел по велению Божией Матери странник из Константинополя. С разрешения и при помощи хозяина острова казака Ивана Шебета-Слюжки этот человек вырыл здесь пещерку и стал жить и молиться в ней. Первую икону – Пресвятой Богородицы – он, как умел, вырезал на коре дерева, отчего она стала называться Корецкая.  Постепенно к первопоселенцу стали приходить другие мужи, желающие посвятить свою жизнь Богу. В основном это были казаки. Так братия построила на горке большую деревянную церковь. А позже на этом месте возник мужской монастырь.  После его разорения Корецкая икона пропала. Но вскоре явилась другая икона Божией Матери, названная Дубенской, так как найдена она была на дубе. С тех пор Дубенская икона –  главная святыня монастыря.

С большой теплотой говорила монахиня Елена о настоятеле мужского монастыря Софронии, который много сил вложил в его укрепление, материальное и духовное. Позже его перевели работать в Сибирь, он стал  епископом Иркут¬ским и Нерчинским. А впоследствии владыку Софрония  причислили к лику святых.
С 1790 г. монастырь стал женским. Было время, когда здесь пребывали 700 монахинь. При советской власти монастырь был закрыт, в нем создали инвалидский дом, храм пришел в запустение. С 1941 г. монашки снова поселились на этой территории и до 1991 г. восстанавливали свой храм. А сейчас здесь трудятся около ста сестер. Настоятельница монастыря – игуменья Агния.

– Мы имеем три гектара земли, один гектар покоса, скотный двор, пасеку, печем хлеб, трудимся на огородах, содержим  коров. В общем, натуральное хозяйство.  Слава Богу… Ну все, вам пора ужинать, – улыбнулась сестра Елена.
Нас ведут в трапезную, что располагается внизу Покровского храма. Спускаемся на свет свечей. Деревянные столы уже накрыты. На них – ароматный борщ, гречневая каша, хлеб и компот – то, что Бог послал. Садимся за стол, минута – и все стучат ложками. Ни одного слова, все проголодались за дорогу.

…После ужина спускаемся к колодцу-источнику святителя Софрония Иркутского. Все приготовили банки, бутылки, кружки, чтобы набрать святой водицы. Все хотят быть здоровыми и счастливыми. А я стою в конце, самая последняя. Вот, вижу, прошла монахиня, разговаривает с кошкой, как бы нас не замечая... Тут, внизу, так четко видны купола с золотыми крестами, и совсем рядом –  луна… Природа, обитатели этого уединенного поселения как часть, и только я одна на всем белом свете. Какой редкое волнующее чувство! Как Я и Космос.
В комнате скита со мной четыре бабушки и  молодая женщина Татьяна. Так тепло и уютно на белоснежных постелях. Сил на общение просто нет. Выключаем свет, уже почти тихо, только слышен мужской голос – кто-то читает молитву. Вы когда-то засыпали под молитву? Что-то в этом есть…

ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА – самая старая, самая главная, самая известная и самая святая.
Из Золотоноши мы выехали в шесть утра. Два с половиной часа – и мы уже возле главного входа в Киево-Печерскую лавру. Основана она еще при Ярославе Мудром монахом Антонием.  Сооснователем стал святой Феодосий. Князь Святослав  Ярославич подарил монастырю место над пещерами, где позже были построены каменные храмы, кельи, крепостные башни и др.

– В настоящее время нижняя лавра находится в ведении Украинской Православной церкви (Московского патриархата), – рассказывает нам матушка Наталия, – а верхняя лавра – в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Лавра пережила 300-летнее татаро-монгольское нашествие, многочисленные пожары, перевод ее в государственную собственность, аресты и расстрел братьев, немецкую оккупацию и т.д. Сейчас понемногу, частями, отдают лавру Церкви. И мы можем это наблюдать. В Ближних пещерах почивают мощи 80 угодников, в Дальних – 45. Когда вы будете ходить в пещерах, то увидите таблички с именами за¬творников. Это люди, которые отличались нравственностью и подвижничеством. Они просили заложить входы в их малюсенькие комнатки (если ее можно так назвать), чтобы можно было жить там отчужденными, не видя света дневного и не слыша голоса люд¬ского. Они полностью посвящали себя Богу и молитве о всем человечестве. Когда за¬творников замуровывали, то оставляли в стене маленькое окошко, чтобы можно было подать хлеб с водой. Если еда оставалась нетронутой три дня, то монахи знали – затворник ушел в мир иной, и замуровывали окошко. В пещерах вы можете увидеть нетленные мощи великого князя Литовского Ольгерда, выдающегося государственного деятеля Российской империи Петра Столыпина, былинного богатыря Ильи Муромца и других великих людей.

На территории лавры находятся церкви, соборы, трапезная палата, колокольня,  духовная семинария и духовная академия, колодцы преподобных Антония и Феодосия и многое другое.

...Назначив время встречи, мы разбредаемся группками по лавре. Наша группа, конечно же, решила, что сразу  идем к пещерам.       
В очереди за свечами я наблюдаю за киевскими одинадцатиклассниками, которых привели на экскурсию. Какой же все-таки контраст между людьми, которые проехали сотни километров ради того, чтобы увидеть это святое место, и школьниками, которых чуть ли не насильно привели сюда! Парни сидят и размахивают свечами, а девчонки уговаривают экскурсовода, чтобы он не заставлял надевать на них юбки. А у наших же людей сосредоточенные, настроенные на молитву лица…

Зажигаю свечу и спускаюсь вниз, к мощам святых. Люди по очереди прикладывают лоб и губы к стеклянным гробам. Молят Великих о сокровенном, молят так, что никого вокруг не видят. Время от времени, как призрак, проходит монах в черном облачении. Темно. Возле каждого гроба свечи, но все равно приходится подносить свечу ближе к мощам, потом к изображению святого. Блуждаю по узким тоннелям вдоль стеклянных саркофагов, и – страшновато: а вдруг заблужусь. Но душа не слушает моих мирских страхов, у нее – такое глубокое и умиротворенное чувство… В полной тишине слышны только шепот молитв и топот ног.

И вот передо мной мощи героя, известного с детства – Ильи Муромца. Какой же он маленький! Видна его рука, как доказательство того, что он вещественен, он когда-то был. В Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения богатырь, спаситель Киевской Руси, Илья принял решение окончить свои дни иноком и постригся в монахи. Свой земной путь он завершил в монастыре.

…А сколько же на поверхности земли золотых куполов и звонниц, аж слепит глаза! Такое чувство, что я попала  в другое измерение! Мы идем бродить по бесконечным улицам этого небесного города. Но холод пробирает до костей – ветер со снегом летит прямо в лицо.

Заходим в церковную лавку. На прилавках обилие всего – крестиков, колец, иконок,  есть даже шоколад! Ну я просто не могу сдержаться, нужно купить частичку этого чуда… Киево-Печерского чуда.

Назад к автобусу мы идем с приподнятым настроением.

– Ну я не понимаю, – говорит один мужчина, – ведь затворники замуровывали себя и обрекали на верную смерть. Зачем все это?

– Они не обрекали себя на смерть, – кто-то растолковывает ему, – а считали, что, наоборот, те, кто снаружи, обрекают себя на бесполезное существование. Они отдавали себя Богу, полностью…

– Через три дня, если человек не взял еду, они думали, что он умер. А если он просто заболел?

– Мне кажется, что эти люди чувствовали, когда им пора умереть. Просто так они не болели. Но нам все равно всего до конца не понять...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.