УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 91 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II вибори Мазепа церковна журналістика Доброчинність постать у Церкві комуністи та Церква розкол в Україні Вселенський Патріархат українська християнська культура Священний Синод УПЦ краєзнавство церква та політика Ющенко Церква і влада шляхи єднання Церква і медицина УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Католицька Церква Києво-Печерська Лавра Церква і політика секти забобони Археологія та реставрація Голодомор іконопис церква і суспільство діаспора УПЦ КП молодь Предстоятелі Помісних Церков конфлікти Президент Віктор Ющенко автокефалія Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«Макеевский рабочий» (Донецкая обл.): Протоиерей Георгий Гуляев: “Люби Бога и делай все, что хочешь!”



«Макеевский рабочий» (Донецкая обл.), 06.01.10

Пригласить в гости священника - интересно, правда? Уверены, у каждого из нас найдется множество вопросов, на которые никто, кроме священнослужителя, не может дать полный и исчерпывающий ответ. А тем более накануне рождественских праздников! Скорость современной жизни зачастую лишает нас возможности регулярно ходить в храм, общаться со своим духовным наставником, вообще задумываться не о повседневной обыденности, а о вечном. «МР» решил восполнить этот пробел. У нас в гостях – руководитель пресс-службы Донецкой епархии, настоятель храма Святого Игнатия Мариупольского на Донецком металлургическом заводе, протоиерей Георгий Гуляев.  

- Хочу начать разговор с хорошей новости и поздравлений, - отметил отец Георгий. - По итогам аналитического исследования, которое провела пресс-служба Донецкой епархии, газета "Макеевский рабочий" отнесена к категории дружественных нам СМИ, как издание, наиболее правдиво и объективно освещающее темы Православия и духовной жизни региона. Поэтому вдвойне приятно быть сегодня у вас в гостях.

- Отец Георгий, минувший год был отмечен для Донбасса эпохальным событием - визитом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как это событие отразилось на духовной жизни региона?

- Событие действительно эпохальное. Ничего подобного в истории нашего края никогда не было, и мало вероятно, что когда-нибудь повторится. Московский Патриархат - самая большая Православная церковь в мире. Она включает в себя Русскую Православную церковь, Белорусскую, Украинскую, Японскую автономную Православную церковь, приходы за рубежом. И представить себе, что в ближайшее время Святейший Патриарх Кирилл, в зоне духовного окормления которого находится столь обширная паства, еще раз посетит наш край, трудно, хотя, конечно же, нам этого хотелось бы.

Этот визит действительно был уникальным. И он остался в нашей памяти как некая отправная точка для того, чтобы, с одной стороны, переосмыслить все то, что было до, а с другой стороны, наметить планы на будущее. Если когда-то Донбасс считался самой глухой и бедной в духовном смысле епархией (здесь даже не было епископа, а епархией управляли епископы из Одессы), то теперь мы имеем совершенно иной Донбасс - Донбасс православный. После приезда Патриарха это стало особенно очевидно. Визит Святейшего во многом показал отношение к нам власти, СМИ, хотя не носил политического характера. Визит Патриарха был в первую очередь визитом верующего человека - Предстоятеля Церкви к верующим людям - своей пастве. Но он вы-
звал огромный резонанс в обществе даже среди тех людей, которые раньше с Церковью себя никак не соотносили. Сегодня мы понимаем, что нам надо еще много и упорно трудиться, чтобы интерес к Церкви пробуждался не только в связи с какими-то значимыми событиями, а чтобы он имел место всегда и был связан с ее основной функцией, с  основной миссией, которую Церковь выполняет в этом мире, - нести благую весть людям. Этого в нашем общественном сознании пока нет. Должно вырасти новое поколение людей, прежде чем мы придем к этому. Поколение людей, покалеченных за годы официального атеизма, мы уже получили. Поэтому должно пройти какое-то время, пока придет новое.

- В своих выступлениях Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что Церковь должна выходить к людям, быть ближе к ним, быть понятнее им и задействовать для этого новые формы работы. В чем вы их видите?

- Формы и методы миссионерской работы различны, потому что каждая личность индивидуальна. Нельзя ко всем применить одно испытанное средство. Часто упорные попытки убедить кого-либо в истинности веры наталкиваются на полное непонимание. Но когда, например, приехал Патриарх Кирилл и человек услышал всего одну его проповедь, этого оказалось достаточно, чтобы он сказал: "Я хочу прийти в храм". Когда известный футболист, в прошлом тренер "Шахтера" и "Торпедо" Анатолий Раденко принял священный сан и об этом показали сюжет по телевидению, это тоже произвело неизгладимое впечатление на тех, кто раньше даже не задумывался о вере и Церкви. Поэтому для каждого человека событие, которое его заденет и снимет с него оболочку холода по отношению к вере, будет своим. Да, и болезнь приводит к вере, но никто не заражает людей, чтобы все уверовали в Бога. Кого-то к вере приводит радость, но попытки сделать всех счастливыми обычно тоже наталкиваются на непонимание. Главный миссионерский принцип Церкви - это любовь. Когда она есть у человека, он способен
устоять перед многими искушениями, преодолеть многие препятствия. Один из святых отцов провозгласил принцип "Люби Бога и делай все, что хочешь". На самом деле это очень высокий нравственный идеал.

- 2009 год был годом кризиса. Сегодня говорят, что он привел в храмы людей, которые раньше были едва ли не атеистами. Действительно ли кризис так повлиял на жизнь Церкви?

- Ни одно обстоятельство в нашей жизни не может быть абсолютным фактором для того, чтобы привести или, наоборот, отвернуть человека от Церкви. То, что для одного может быть укреплением веры, для другого может стать поводом для того, чтобы впасть в тяжкие грехи. И естественно, мы не ведем статистики. Мы не в силах зафиксировать число всех обращенных к Богу молитв. Возможно, Церковь действительно сдерживает какие-то социальные напряжения в обществе, но она никогда не манипулирует настроениями в социуме. Нынешний кризис - это не война, не голод, не катастрофа. Это в первую очередь напоминание людям о том, что кроме материальных ценностей есть еще и духовные. Кризис не настолько страшен, чтобы оправдывать им свою бездеятельность, свои искушения и пороки. Кризис - это время героев. Время, когда необходимо проявлять свои лучшие качества, а не вытаскивать наружу все плохое, что есть у тебя внутри.

- Одним из проявлений кризиса стало повышение расценок на некоторые церковные обряды. Первыми об этом написали наши одесские коллеги и получили в ответ весьма нелестные отзывы священнослужителей, которые едва не посылали в адрес журналистов проклятия. Как вы относитесь к подобным конфликтам?

- Церковь - это совершенно отличная от любой другой общности структура. Люди приходят туда с одной только целью - спасти душу. Церковь - это своего рода больница, где лекарь один - Господь Иисус Христос. Человек - это не только душа, но еще и тело. Так и в Церкви: есть не только духовное учение, но  и материальное внешнее бытие. Если Церковь не будет жить на пожертвования, она не будет существовать на земле вообще. Останется замечательная идея, которую можно будет сохранить лишь на уровне устных пересказов. Но Церковь живет не одной только идеей, а еще и благодатным общением. И в этом ее специфическая сущность.

Церковь имеет две формы экономического бытия. Это десятина, или добровольное пожертвование, и еще одна форма - когда человек приходит в храм и спрашивает, какое он может внести пожертвование за тот или иной обряд. Для священника всегда сложно это определить. Где та формула, по которой надо производить этот расчет? Да, можно и не жертвовать. Но мы дойдем до того состояния, которое было в советское время,  когда просто НЕКУДА и НЕ К КОМУ будет приходить. Будут полуразрушенные храмы-зернохранилища и священники, вынужденные для пропитания трудиться на светской работе. В публикациях, о которых вы говорите, была поставлена одна задача - создать образ церкви как места для зарабатывания денег для ограниченного количества людей. При этом проблема не рассматривается в целом. А во сколько обходится содержание храма? Без пожертвований материальное бытие церкви будет сведено к минимуму.

Да, мы, православные, умеем молиться в пещерах. И неплохо, кстати, получается. Знаем молитвы на память. Мы умеем даже в тяжелые годы, как это было во времена гонений, сохранять веру только в сердце. Но для того чтобы Церковь выполняла еще и воспитательную функцию, удерживала общество от пороков, у нее должна быть и материальная база. Одного нашего желания недостаточно. Церковь сама знает, как на уровне самосохранения удержаться от роскоши, от непродуманных затрат. Церковь умеет жертвовать, помогать другим людям, но от этого она не перестает сама нуждаться в пожертвованиях.  Иначе мы просто придем к моменту, когда будет радоваться зло.

- В преддверии рождественских праздников магазины переполнены всевозможной продукцией, символикой. Но наше Рождество все больше наполняется западным смыслом. Сегодня мы столкнулись с таким явлением, как потеря Рождеством своей истинной сути, подмена её новомодными бессмысленными символами. Не является ли это угрозой для нашего общества?

- Все, что происходит на Западе, дает нам возможность избежать своих ошибок. Это предупреждение для нас. Действительно, зачастую люди сегодня даже забывают, чье Рождество мы празднуем 7 января. Что привело к этому? Желание христиан на Западе быть понятными, открытыми и близкими людям. В результате сегодня некоторые просто не понимают, зачем им приходить в храм, почитать Христа и праздновать его Рождество, если есть другие кумиры и герои. Зачем приходить на богослужение, если в своем желании быть доступным людям, оно превратилось в концерт? А если есть концерт лучше, более эффектно поставленный, человек выбирает второе. Это тоже серьезное предупреждение для нас.

Украинская культура способна дать миру свои интересные символы, и мы не нуждаемся в том, чтобы заимствовать их на Западе. Человек хочет ощутить народный вкус праздника? У нас есть кутья. Человек хочет почувствовать запах праздника? У нас есть душистое сено и ладан. У нас есть свои песнопения, которые созвучны ритмам нашего сердца, - это колядки и щедривки. Ни одна западная маска не передаст того настроения праздника, которое есть в украинском народном костюме. Я думаю, наша традиция способна победить западную моду.

- Все больше и больше СМИ могут "похвастаться" сегодня проектами, которые спекулируют на теме православия и в первую очередь рассчитаны на резонанс и поднятие рейтингов. Яркий пример - телепроект "У Бога за пазухой" на канале "1+1". На ваш взгляд, есть ли под событиями, о которых нам рассказывают, объективная почва или в погоне за рейтингами нам преподносят искаженную информацию?

- С одной стороны, от таких программ есть позитив. Когда ты живешь исключительно своей жизнью и закрываешь глаза на происходящее вокруг, это неправильно. Есть проблемы, и о них, безусловно, надо говорить, но нельзя рубить сплеча. Иначе можно только усугубить ситуацию. Недостатки у членов Церкви есть. На последнем собрании в Москве Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что кельи наместников монастырей не должны быть похожими на пятизвездочные апартаменты и что, какие бы пожертвования священнику ни предлагали за то, что он освящает ночные клубы и дискотеки, все же делать этого не стоит. На проблему внутри Церкви указывает Патриарх. И мы готовы его слушать и решать проблему, потому что этот человек является нашим духовным лидером. Но если это говорит нам человек со стороны, который вообще мало разбирается в церковных вопросах, за этим видится некий заказ. И желание рассказать обществу о пороках Церкви упирается в то, что человек получил коммерческий заказ и теперь его отрабатывает. Посредством таких программ кто-то просто пытается ослабить влияние Церкви на общество.

- Понимая сегодня, насколько велико влияние Церкви на общество, ряд политических сил пытается быть ближе к ней. Насколько тяжело Церкви оставаться аполитичной? Пойдете ли вы на выборы и рекомендуете ли это своим прихожанам?

- Политика - это большое искушение для Церкви. Когда происходят такие социально значимые события, как выборы, например, Церковь понимает, насколько это может быть полезно или, наоборот, вредно для нее в частности и для страны в целом. Она не может отделять себя от жизни страны, в которой живет. Церковь разделяет с народом и его радости, и его скорби, каковыми и являются для нас выборы. Но у нас есть свои законы, которые не рекомендуют нам вмешиваться в этот процесс, хотя и не лишают нас права быть участниками этого процесса. Каждый из нас как личность, как человек, как гражданин этого государства может прийти и сделать свой выбор. Но Церковь  - это то место, где важно, какой ты во Христе, а не по цвету партии или другим социальным различиям. Церковь постоянно напоминает, что есть нечто более важное, чем то, какой государственный пост ты займешь. В этом плане Церковь может быть кому-то неудобной, ведь будучи ногами на земле, головой она находится в Царстве Божием. И мы уже давно избрали для себя своего "президента". Это Господь наш Иисус Христос. У нас двойное гражданство. Мы граждане этой страны, но сердце наше в Царстве Божием.

Политикам хотелось бы иметь власть не только над телом, но и над душой человека. Поэтому они видят в нас союзников. За свою более чем двухтысячелетнюю историю Церковь имела различные отношения с государством: от полного неприятия до крепких объятий, которые обычно заканчивались тем, что у нас от этих объятий трещали кости. Поэтому мы научились в разных политических условия сохранять свое лицо. Хотя искушение властью существует. Искушение забыть, какого мы духа, искушение быть с власть предержащими и использовать эту дружбу для решения своих проблем. Вера дает нам ограничения, которые позволяют не  расплескать себя, она, как сосуд, позволяет сохранить свою форму и суть, не дает растечься и высохнуть. Это выбор, который нам приходится делать между вызовом сего века и истинами Царства Божиего. Отдельные члены Церкви этого искушения не выдерживают, но от этого суть ее в целом не меняется. 

- Отец Георгий, еще один вопрос, который перешел из церковной плоскости в плоскость политическую, - это разделение Украинской Православной Церкви. Как, по-вашему, в дальнейшем будет развиваться эта ситуация и кому это необходимо больше - политикам или священнослужителям и прихожанам?

- Раскол, который возник в Украинской Церкви, искусственный. Это раскол, созданный политиками. Предпосылок, чтобы он возник, в среде церковной не существовало. Не было абсолютно никаких оснований, которые бы привели к выделению из канонической Православной Церкви каких-либо обособленных структур. Это проблема не церковная, а искусственно созданная извне. Стоит отметить, что с точки зрения политики проведено это было гениально. Рейтинги, которые до сих пор занимает Церковь в обществе по уровню социального доверия, опережают любую государственную структуру. Выражаясь условно, имя УПЦ (Украинской Православной Церкви) сегодня не просто узнаваемо - оно вызывает доверие общества. Сейчас проводится новая волна политики искусственного соединения живого и мертвого. Но это субъективный взгляд тех, кто придумал этот раскол. Украинская Православная Церковь - это 11 тысяч приходов по всей Украине. Это несравнимо ни с одной другой конфессией, существующей в Украине. Проблема раскола должна решаться не политиками. Объединение, которое нам предлагают сегодня, не решит сути проблемы, а может породить новый раскол, который будет уже более серьезным.

- Отец Георгий, расскажите, как вы будете праздновать Рождество? Есть ли какие-то особенные традиции в вашей семье?

- То, что для обычных людей - тихий семейный праздник, для священника - серьезный ворох проблем. (Улыбается) Очень важно найти нужные слова для каждого, кто придет в этот день в храм. И семья в этом плане не претендует на священника, не предъявляет ему претензий. Естественно, будут подарки, семейный ужин, на который, я надеюсь, после вечернего богослужения меня дождутся жена и дети.

Конечно, супруга и дети будут на богослужении. Дети (у меня их трое) участвуют в рождественской постановке, супруга - в организации праздничной трапезы. Жизнь церковной общины и жизнь семьи священника - это две линии, которые переплетаются и во многом совпадают. Семья это понимает и принимает. От этого еще больше начинаешь ценить редкие минуты общения с семьей, стараешься быть интересным, внимательным. Меня однажды поразили слова сына одного священника. Он сказал: "Папа, как бы я хотел быть сиротой! Ты бы мне тогда больше времени уделял". Так что есть такая проблема в семьях священнослужителей, как недостаток времени. Но мы стараемся об этом помнить и выкраивать его так, чтобы хватило на всех.

- Отец Георгий, чего пожелаете сегодня нашим читателям в такой особенный день, в канун Рождества?

- Рождество Христово - особенный день, особенный праздник. Из года в год мы снова и снова вспоминаем о том, что Бог стал человеком с единственной целью: чтобы человек стал Богом. Эта формула ко многому нас обязывает. Христос разделил с людьми все тяжести человеческого бытия, но все это он сделал для того, чтобы мы помнили, в чем заключается суть нашей жизни.

Давно известно: для того чтобы хоть немного почувствовать, что такое рай, нам не надо умирать. Царство Божие есть и на земле. Это мир в душе, мир с ближними, это спокойная и чистая совесть, это молитва, которая совершается в храме Господнем. Это радость от того, что ты сделал доброе дело. Царство Божие начинается внутри нас.

Рождество - это возможность сделать подарки, но не только материальные. Традиции, символы - все это, конечно, важно, но без понимания духовной составляющей праздник превращается в театр. Часто бывает, что человек сделал все, как положено, но не понимает, зачем ему все это. Чье Рождество мы празднуем и чему учил нас Тот, чье Рождество мы отмечаем? Поэтому я желаю всем макеевчанам, всем православным помнить, что Иисус Христос родился для нас. Пусть Он рождается в вашем сердце, пусть те ясли, которые мы для Него приготовили, ясли нашего сердца, примут Бога. Пусть в Рождественскую ночь каждый ощутит ту радость, которая посетила пастухов, увидевших Вифлеемскую звезду. Этой радости никто и никогда у нас не отнимет. С праздником! С Рождеством! 

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.