УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 139 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II автокефалія українська християнська культура Голодомор УГКЦ діаспора розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков Мазепа УПЦ КП молодь Священний Синод УПЦ краєзнавство педагогіка постать у Церкві Президент Віктор Ющенко милосердя церква та політика секти церковна журналістика Доброчинність вибори Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква шляхи єднання забобони Католицька Церква Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат іконопис церква і суспільство Церква і влада монастирі та храми України конфлікти Церква і медицина Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Протоиерей Олег Николаев: «Каждое чудо, сотворенное Христом, было адресовано конкретному человеку и зависело от веры людей во Христа как в Бога, а не в само чудо»



«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), Татьяна Горячева, январь 2010

— Ваше отношение к мироточащим иконам?

Мироточение икон, как и другие чудеса, дарованные людям, являются ничем иным, как вещественным, материальным проявлением существования Бога и Его всемогущества. О многих чудесах, сотворенных Иисусом Христом во время Его земной жизни, мы можем прочитать в Евангелиях. Однако, несмотря на благотворность, святость, духовное значение чудес Христовых — эти чудеса являются только дарами временными. Воскрешенные Богочеловеком опять умерли в свое время: им даровано только продолжение земной жизни, а не возвращена эта жизнь навсегда. Исцеленные снова заболели, и также умерли: здоровье было возвращено им только на время, а не навсегда. Чудеса нужны лишь только для того, чтобы привести человека сомневающегося к вере в Бога и в Его вечные блага, которые будут дарованы людям за порогом смерти, в жизни вечной. По сути, чудеса — это снисхождение к немощи человеческой. Тому, кто без сомнений верует в бытие Божье, чудеса, в том числе, и мироточивые иконы уже не нужны. Сам Господь после своего Воскресения, явившись ученикам, говорит сомневающемуся апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие» (Ин. 20, 29). Евангелие, со всей ясностью, говорит нам о том, что Христос не творил суетных чудес для того, чтобы удивить и поразить своих слушателей или противников. Человеку, упорно не желающему принимать благой вести о Воскресении Христа не помогут никакие чудеса! Сознательный, ярый безбожник и богоборец всегда найдет «логическое» и вполне материальное объяснение любому чуду. Мироточение, например, он припишет физическим свойствам дерева, на котором написана икона, или краскам, которыми она писана. Слезоточение, кровоточение, он объяснит опять же свойствами материалов, из которых икона изготовлена, стеклу, которым покрыта, а то и техническими уловками «церковников», завлекающих легковерных в свои «сети» и т.д. Помните, атеистические журналы советских времен? В них, со знанием дела, псевдоученые несли абсолютнейшую чушь о том, с помощью каких приспособлений попы и их пособники имитируют мироточение и другие чудесные явления. Удивительно, но до сих пор находятся люди, которые верят в эту ахинею. К сожалению, мне приходилось дискутировать на эту тему с совсем молодыми людьми, которые эти агитки советских времен с удовольствием принимали за чистую монету! Так что дело совсем не в чудесах. Дело в нашем отношении к чуду. Бывает, например, когда видение какого-то чудесного явления, может даже навредить душе человека. Потому, что это лишь только укрепит его в сознании собственной исключительности: раз мне явилось чудо, то я этого достоин, значит я особенный, лучше других! И такое может случиться с гордым и не смиренным, даже верующим человеком!

Давайте вновь обратимся к Евангелию. Господь творит великое чудо: исцеляет слепого и немого бесноватого, тут же фарисеи приступают к Нему и требуют нового чуда. Значит, им недостаточно этого доказательства истинности Его божественной природы, точнее именно эта истинность их и пугает, и потому, они и снова и снова требуют чуда ради чуда, а не ради укрепления своей веры. А Христос отвечает им, что: «…род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40). Чудо, случившееся с пророком Ионою, было прообразом смерти и воскресения Христа, в божественность Которого фарисеи так и не захотели поверить, несмотря ни на какие чудеса, Им творимые! Заметьте, каждое чудо, сотворенное Христом, было адресовано конкретному человеку и зависело от веры людей во Христа как в Бога, а не в чудо. Исцеляя прокаженных и бесноватых, парализованных и слепых, Господь говорит: «По вере вашей, да будет вам». Многие из исцеленных называют Его «сыном Давидовым», тем самым, признавая Его Божественность. Но, однажды Он приходит в свой родной Назарет, и не может сотворить там многих чудес, так как не находит в людях веры. Они не считают Его Сыном Божьим, а называют всего лишь сыном плотника. (Мк.6, 5-6).

К сожалению, сегодня в современном христианском обществе, мы все чаще сталкиваемся с духовно нездоровым явлением — погоней за чудесами. Эта болезненная страсть во все времена порицалась святыми Отцами. Один из авторитетнейших православных святых святитель Игнатий Брянчанинов, еще в XIX веке писал: «С течением времени, с постепенным ослаблением христианства, и повреждением нравственности знаменосные мужи (чудотворцы, — прим. автора) умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо… Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрствования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Прискорбно становится оттого, что верующие люди в погоне за чудесами: чудотворными и мироточивыми иконами, прозорливыми старцами, мощами, перестают видеть самих себя — свои немощи, страсти, грехи. В конце концов, эта погоня приводит человека к самообольщению, прелести, а этот тупиковый путь, в лучшем случае, завершится в психиатрической лечебнице. Мне не приходилось встречаться с людьми, которые пришли к Богу лишь, приложившись к какой-нибудь чудотворной иконе, например, или к мощам святого. Значит, не это приводит человека к пониманию смысла его жизни, к желанию что-то в ней поменять, к потребности в преображении. Толпы народа приходят в наши церкви, когда привозят очередную православную святыню. Люди хотят приложиться к ней, порой, даже не осознавая, что они делают, и для чего. Но беда даже не в этом. Хуже всего, что храмы не заполняются этими же людьми в воскресный день, то есть, тогда, когда и происходит настоящее, главное чудо — божественная Евхаристия, выше которой нет ничего на свете — ведь именно в ней, причащаясь, мы соединяемся с Самим Богом.

Считаю необходимым привести мнение известного современного богослова, профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова: «С изображений антихриста и с экранов телевизоров, показывающих его, будет течь исцеляющее от болезней миро. Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».
По словам богослова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».

«Истинные чудеса, совершаемые силой Божией, происходят редко. Но многие чудеса совершаются благодаря демоническому воздействию, в том числе через колдунов и экстрасенсов». По мнению А.И.Осипова, легковерие и заблуждения по поводу чудес «при полном сохранении внешнего православия грозит сползанием нашей веры к прямому язычеству».

Важно помнить: христианская вера не может строиться на чуде. Чудо не может быть критерием веры и истины. Искание чудес — это нездоровье души, недоверие Богу. По словам святых отцов, с течением времени, количество ложных чудес, производимых дьяволом, а не Богом, будет чрезвычайно возрастать. Поэтому православный христианин должен относиться ко всем чудесам, с которыми ему приходится сталкиваться, и о которых он слышал, с крайним вниманием и осторожностью.

Нужно задавать себе вопрос: а как встреча с каким-то чудом поменяла мою жизнь? И поменяла ли вообще? Стал ли я реальнее, яснее понимать, благодаря этому, свои немощи, понял ли, что именно мне нужно изменить в самом себе, с какими грехами нужно бороться, чтобы стать ближе к Богу. Ведь преображение, то есть возвращение утраченного нами после грехопадения образа Божьего — это и есть истинное чудо в жизни каждого из нас. ■

Вопросы священнику задавайте по телефонам 7-36-67, 7-06-67 или присылайте SMS на номер 067-4278492.

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.