УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 54 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






«Ракурс» (Луганск): «Дива Луганщини»: «намоленная» Успенская церковь в селе Осиновом



«Ракурс» (Луганск), 15.02.10

Телеканал «ЛОТ» cовместно с информагентством Cxid.info в проекте «Дива Луганщини» выбирает лучшее чудо.

   Сегодня мы представляем кандидата - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Осиново Новопсковского района. Она построена в 1802 году и представляет собой лучший образец церковного зодчества эпохи барокко и классицизма. Это одна из трех церквей, сохранившихся до сегодняшнего дня. Подобные есть в Воронеже и Москве. Согласно легендам, сюда приходили молиться Григорий Сковорода, Кондратий Рылеев и святой Дмитрий Горский.

   Село Осиново Новопсковского района одно из старейших поселений на Луганщине. Раньше здесь была слобода Осиновая, что относилась к Острогожскому казачьему полку. Первые упоминания о поселении относятся к 17 веку. Остатки казацкой заставы до сих пор можно увидеть на горе, окружающей деревню. Вероятно, именно в те времена и построили Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально храм был деревянным, потом его построили из известняка. Церковь находилась между рекой Айдар и его притоком Каменкой. Из-за постоянного движения почвы в междуречье здание стало разрушаться (здесь нужет был не только монтаж систем безопасности, но и капитальный ремонт). Новую, каменную церковь начали восстанавливать в конце 18 века. Технические средства не были такими совершенными, как сейчас, поэтому закончили строительство лишь через десять лет, в 1802 году.

   Начинали строить церковь в стиле барокко. Этот стиль культивировала Екатерина II. Признаки стиля - богатство, роскошь, причудливые формы. Заканчивали строительство уже в стиле классицизма. Его внедрял в жизнь сын императрицы Павел I. Заимствован этот стиль в античном искусстве, классицизм стремится к гармонии и строгой четкости форм.

О человеке, который построил церковь, мало что известно. Исследователи считают, что это был тульский мастер Кудрявцев, который учился у лучших зодчих Москвы. Он сумел соединить в своем творении красоту от барокко и гармонию линий от классицизма. Мастер украсил здание декоративными элементами и лепниной. Стены окружил фризом в виде ленты. Тридцатиметровый купол возвышается над головой без колонн. И святые, нарисованные на нем неизвестным живописцем, словно парят в небе над человеческими головами. Некоторые росписи церкви сохранились еще с 19 века. Внешне же паломников встречает фасад из дорийских портиков с нишами. Объединение двух направлений искусства создали неповторимый и монументальный ансамбль, особенно оригинальный для сельского храма:

Гарий Власюк, историк, рассказывает: «Вот эти два направления чудесным образом переплелись во внешнем облике и интерьере церкви. И создают тот неповторимый образ храма, равного которому нет не только у нас на Луганщине, но и на значительной территории Украины. Храмов, подобных этому, не более трех. Острогожский в Воронежской губернии, другой в Москве и третий здесь, в Осиновом».

По преданию, в церкви молился известный украинский философ Григорий Сковорода. Он гостил в этих краях у своего товарища - полковника Тевяшова. Впоследствии этими землями владели русские князья Раевские, которые посещал декабрист и писатель Кондратий Рылеев. В гражданскую войну в этих краях действовала банда Каменева, отколовшаяся от отряда Нестора Махно. Опричники отличались особыми зверствами и оставили свой след в истории Успенской церкви

Осенью 1919 года коммунисты проводили митинг в честь годовщины революции в центре села. Вдруг оттуда на них налетела банда Каменева, известная своими бесчинствами в этих краях. Большевики решили укрыться в церкви. Они залезли на высокую церковную звонницу и отстреливались от бандитов оттуда. Озлобленные каменевцы выломали двери церкви, вывели людей на площадь и расстреляли. От советских времен здесь стоит памятник, посвященный погибшим большевикам.

   Есть в церкви и собственный святой. Его мощи хранят на самом почетном месте. Рассказывают, что жил в слободе Осиново ткач Дмитрий. Однажды он поссорился с отцом и ударил его. Потом раскаялся в своем поступке и отрубил себе руку, стал отшельником и жил в пещере. Крестьяне уважали его через аскетический образ жизни и стойкость веры. Дмитрия, прозванного Горским, сейчас собираются канонизировать, говорят, его мощи исцеляют людей. Старинное здание имеет большое значение для верующих не только из святого. Церковь называют «намоленной», так как тысячи человеческих душ двести лет получали здесь прощение и благословение.

Как отметил Константин Церцвадзе, председатель областной организации Туристических ассоциаций Украины: «Особенно, для церкви, которая в селе, это скорее исключения из правят, чем правило. Огромных размеров прекрасная церковь, на мой взгляд, это то, что стоит посмотреть луганчанам и гордиться тем, что мы имеем такое прекрасное архитектурное наследие, чтобы показать гостям области».

   В церкви Успения Пресвятой Богородицы проводили службы од 1934 года. Пока советская власть, объявившая религию вне закона, не превратила храм в зернохранилище. Оттуда исчез уникальный пятнадцатиметровый иконостас, много старинных икон, колокола переплавили на пули. Открыли церковь немцы, и уже после Великой победы люди ходят молиться сюда. Понемногу реставрируют фрески. Два года назад над селом наконец зазвучали колокола. Жители окрестных деревень считают церковь главной своей святыней. Подтверждают это и специалисты. Успенская церковь внесена в реестр памятников национального значения. А такая роспись и архитектура не сохранилась нигде в стране.

Напомним, каждую пятницу в рамках программы «События в лицах и деталях» на телеканале «ЛОТ» журналисты рассказывают уникальные памятники Луганской области. В течение трех месяцев вы увидите 12 претендентов на звание «Дива Луганщини». Выбирать будут сами луганчане.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.