УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 117 відвідувачів

Теги
діаспора українська християнська культура Голодомор Священний Синод УПЦ Католицька Церква монастирі та храми України УГКЦ Патріарх Алексій II церковна журналістика милосердя вибори молодь Мазепа іконопис комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні забобони церква і суспільство Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка Києво-Печерська Лавра конфлікти Церква і влада краєзнавство секти Ющенко УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика Доброчинність постать у Церкві Президент Віктор Ющенко церква та політика шляхи єднання Церква і медицина Археологія та реставрація автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Бердянск деловой» (Запорожская обл.): Считать икону оберегом — грех!



«Бердянск деловой» (Запорожская обл.), Татьяна Горячева, 2010

В рамках нового проекта «Делового» мы продолжаем публикацию ответов на вопросы наших читателей, заданные священнику Олегу Николаеву, настоятелю храма во имя Святой Троицы и президенту Благотворительного Фонда «Благовест» по редакционным телефонам: 7-36-67, 7-06-67.

— Говорят, что нельзя ставить иконы на подоконник. Это так? А как вообще правильно определить место в доме, где можно поставить (повесить) иконы?
— Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма — «во Святая-святых» (Исх. 25, 10 — 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изображения херувимов и поставить их по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33); и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37) В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя — нерукотворенном Его образе. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства об употреблении и почитании святых икон в первые три столетия христианства. Глядя на икону, мы должны возводить свои мысли к первообразу того, кто изображен на иконе: Самого Спасителя, Божьей Матери или святых. Стоит ли говорить, что в доме православного христианина этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее почитание? На молитву принято становиться лицом на восток, и алтарем на восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно расположить на восточной стене комнаты. Но если нет возможности сориентировать иконы таким образом, то можно расположить их в любом другом доступном месте. Главное, чтобы перед иконой было много свободного места, и могла бы уместиться вся семья на общую молитву. Можно поместить иконы на полочке, или, если их много, развесить на стене. Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов, актеров. Не стоит ставить иконы и на подоконник. Ведь тогда во время молитвы Вы станете обращать внимание не на образ, изображенный на иконе, а на то, что происходит на улице. А одним из главных условий правильной молитвы является нерассеянность мыслей.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Конечно, икона должна быть в столовой или на кухне, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва. И ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божьей благодати, которой можно воспользоваться при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и посылается Богом только тем, кто верует в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божьей благодати, и не получить от этого ничего. Необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не может быть оберегом! И считать ее таковой — грех. Обереги — это атрибутика и терминология языческих и магических культов. А в жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма.

— Несколько лет назад мать новорожденного ребенка пригласила меня быть крестной у ее сына. При этом мать и отец ребенка не состояли в браке. Я дала согласие. А позже выяснилось, что отец ребенка — баптист, и был категорически против крещения. С тех пор прошло шесть лет, и все шесть лет отец ребенка запрещает мне видеться с крестником, не то, что заниматься его воспитанием в духе православной веры. Что Вы посоветуете в этом случае?
— К сожалению, описанный Вами случай, не является редкостью в современной церковной жизни. О проблеме формального крещения сегодня все чаще и все настойчивее говорят уважаемые духовники и приходские священники, многие архиереи и представители авторитетных православных СМИ. Да и мне уже приходилось освещать подобные вопросы на страницах «Делового». Главная беда заключается в том, что некоторые батюшки, и их, к сожалению, немало, даже не интересуются перед совершением Таинства Крещения, веруют ли родители и крестные ребенка в Бога. Не говоря уже о том, являются ли они воцерковленными православными христианами, посещают ли еженедельно богослужения в храме, стараются ли жить по заповедям, как часто они исповедуются и причащаются и т. п. А ребенка, родители которого не являются христианами, можно крестить лишь в том случае, если они дают обещание не препятствовать воспитанию его в Православии. Но в таком случае, вся ответственность за это ложится на крестных. И поэтому, прежде чем давать согласие стать восприемником, т.е. крестным, нужно выяснить хотя бы самые важные вопросы: а как сами родители относятся к Православию, нет ли у них враждебной настроенности по отношению к Церкви, к ее Таинствам, ко Христу. Но при этом сами крестные должны быть верующими, церковными людьми. Мне недавно рассказали ужасающий случай, когда крестным отцом малыша стал мусульманин, не меняя, само собой, своих убеждений и вероисповедания. И произошло это не в Средней Азии, или в Арабских Эмиратах, а в одном из бердянских храмов. Когда крещение ставится «на поток», а главная цель подобного подхода — максимальный денежный сбор в приходскую казну и желание всем угодить, что могут значить церковные каноны и правила? О них даже не вспоминают и с легкостью нарушают.

Проблемы, связанные с Таинством Крещения, во многом определяют внутренние проблемы церковной жизни. То, с чем человек сталкивается при вступлении в Церковь, подсознательно воспринимается им как норма церковной жизни. Какое же впечатление о вере у него складывается после Крещения? Впечатление следующее: христианство — это непонятная архаичная вера, далекая от реальной жизни, содержащая ненужные ограничения и связанная денежными отношениями. «Пробубнили» непонятные молитвы, облили водой, намазали чем-то, поводили со свечами, взяли деньги и отправили — вот и вся вера. Что легко дается, то мало ценится. После такого обращения человеку чрезвычайно трудно воспринять понятия о духовных предметах. Он уже имеет опыт соприкосновения с сакраментальной жизнью Церкви. И этот опыт его не привлекает. Глубина души человека не затронута, не воспламенена.

Так формируется вера, о которой протопресвитер Александр Шмеман писал, что «русский человек верит в необходимость священника, как совершителя Таинств, но перестает ждать от него чего-либо другого: научения, руководства, нравственного примера». Так мертвеют души. Мертвеют не только души людей, ищущих участия в Таинствах, когда они превращаются в заказчиков религиозных услуг. Мертвеют и души тех, кто эти «услуги» предоставляет. Вся приходская жизнь начинает выстраиваться на противоестественных для Церкви мирских принципах.

А Вам, в уже сложившейся в ситуации, могу посоветовать единственный способ сохранить связь с Вашим крестником — молиться о нем как можно чаще, и просить у Бога вразумления для его родителей.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.