УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 113 відвідувачів

Теги
Доброчинність розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква Церква і медицина краєзнавство педагогіка Ющенко вибори іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) забобони 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація церква і суспільство діаспора Церква і політика українська християнська культура Мазепа постать у Церкві автокефалія церква та політика милосердя Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ Церква і влада УГКЦ секти Католицька Церква монастирі та храми України Голодомор церковна журналістика конфлікти шляхи єднання Патріарх Алексій II УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






«Макеевский рабочий» (Донецкая обл.): История не терпит домыслов



«Макеевский рабочий» (Донецкая обл.), Владимир Балюк, 22.06.09

История древних православных храмов интересна и познавательна, но она должна быть достоверной и соответствовать правдивым фактам. Никакие домыслы здесь недопустимы. О макеевских церквах написано много, но, к сожалению, не все суждения соответствуют истине. Известный краевед Николай Колодяжный посвятил этой теме больше 30 лет своей жизни. Он работал во многих музеях Донетчины, побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Новочеркасске, беседовал со многими историками и старожилами, по крупицам восстанавливая истину. С ним беседует наш корреспондент.  

- Николай Александрович, что побудило вас взяться за такую сложную тему?

- Желание установить историческую правду. Я живу в поселке Ясиновка, где есть старинная церковь. Вернее была. Что с ней случилось? Кто, когда и зачем ее строил? Разве это не интересно знать горожанам? Я перечитал в музеях сотни томов исторических документов, беседовал со многими старожилами, по крупицам собирая факты.

- И что вам удалось установить?

- Немало интересной информации относительно церквей в поселках Ясиновка, Калиново и Землянки. Так, по сведениям 1734 года, первая казацкая церковь была построена в 1576 году, а за период с 1734 по 1775 годы на землях казацкой вольности было построено 35 христианских церквей и 19 каплиц. Это те же церкви, но без иконостаса.

Не секрет, что настоящими верующими становятся те люди, жизням которых угрожает опасность. Такими были казаки. В наших краях они отстаивали как свои интересы, так и интересы переселенцев из соседних стран. Шахтеры - казачьи потомки и тоже очень дорожат верой. В поселке Землянки богослужения ведутся в Покровской церкви. В справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год говорится, что в селе  Землянки (так тогда назывался поселок) Скотоватской волости Бахмутского уезда каменная с деревянной надстройкой Покровская церковь построена в 1800 году. Прихожан мужского пола здесь было 1301, а женского - 1317. Священником в церкви был Иван Хандалеев. Служение велось на волошском языке. В храме было Евангелие на этом же языке. Правда, разыскать его не удалось.

Узнал я еще, что в 1942 году под Новый год оккупанты отмечали в церкви праздник. Во время ночного налета на узловую станцию Ясиноватая одна из бомб угодила в здание храма и разрушила его. Сейчас богослужение священник отец Александр проводит в старом школьном здании.

- В поселке Калиново Свято-Троицкую церковь, как говорится, Бог миловал. Там и сегодня проводятся богослужения отцом Романом. Храм находится по ул. Можайского, 135.

- Это действительно так. Эта церковь представляет историческую ценность и является архитектурным памятником. Говорят, что она построена в 1870 году, но это мнение ошибочно. Старожилы утверждают, что это здание было подарено Волновахой. Почему я так говорю? Потому, что станцию Волноваха начали строить только в 1881 году. Она получила такое название в честь реки Волноваха в связи со строительством железной дороги. Запись об этом есть в документальной книге "История городов и сел УССР". О строительстве Свято-Троицкой церкви митрополитом Феодосием Макарьевским написан документальный труд "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии". У этого храма очень интересное историческое прошлое. Церковь эта удивляет и восхищает.

- Когда и откуда появились первые поселенцы?

- Первые поселенцы в Ясиновке появились во второй половине ХVII века. Они пришли с правого берега Днепра, чтобы уберечь православную веру от католицизма в 1690 году. Этому найдено письменное  подтверждение. Они ходили молиться Богу в Святогорск, а когда построили храм, - в бахмутскую церковь за 52 км от Ясиновки. Ясиновка входила в Воронежскую губернию. В 1793 году в Ясиновке была построена церковь Николая Чудотворца. Она была деревянной. Четкое описание Ясиновки сделал митрополит Макарьевский. Это было древнее казацкое займище. Уже в 1690 году в хуторах здесь жили хлеборобы и скотоводы. В 1774 году была создана Азовская губерния. Ясиноватое (Ясиновка) в бахмутских степях считалось крупным поселением. Решение построить в слободе Ясиновка церковь было принято сельской соборной избой (старшина Алексей Ерешко).

- Сколько жителей тогда было в слободе и на какие средства строилась церковь?

- В то время в Ясиновке проживали 509 мужчин и 500 женщин. Они приготовили материалы для стройки и собрали 550 рублей. Прошение о строительстве церкви подписали атаман Петр Нарыжный, старейшины Антон Носуля, Андрей и Семен Мирщенки, Иван Ткаченко, Иван Рябовол. Федор Шевченко и другие, а от слободы Землянки атаман Еремеев, сотский Ображан, старейшины Герасим Непря, Федор и Василий Цираны, Иван Кожухар, Еремей Корнецов и другие. Для будущего церковного прихода громада выделила 120 десятин земли. 20 июля 1792 года разрешение на строительство церкви было получено, и 12 августа 1792 года бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил место под строительство, а в декабре 1793 года - саму церковь и открыл в ней богослужение.

- Кто же так быстро построил церковь? Сами слобожане?

- Нет. Церковь строили специалисты-кораблестроители. Доказательством служит то, что храм похож на корабль. Для постройки использовали росшие в балке и в урочищах деревья. Население слободы росло быстро, и церковь стала малой. Необходимо было строить новый, более вместительный храм. Имея вблизи каменный карьер и бесплатную рабочую силу, средства, в 1810 году деревянную церковь разобрали и заново собрали в поселении возле кошар (это поселение назвали селом Калиново в честь Калиновской балки). Служение и освящение церкви сделали под праздник Троицы, священником здесь отец Роман. По решению властей и громады храм назвали Свято-Троицким. В 2010 году прихожане храма будут праздновать его 200-летие в поселке Калиново.

- А что же ясиновцы?

- Они устроили толоку и громадой в 1811 году построили себе новую каменную церковь им. Николая Чудотворца. Богослужение в ней открыли осенью 1811 года. Службу в ней правили священники Анатолий Никитский и Феоктист Феденко.

Старейший в нашем городе поселок - Землянки. Желательно, чтобы здесь была построена новая церковь. Но время сейчас трудное и об этом можно только мечтать.

Вот такая история этих храмов без домыслов.

- Николай Александрович, спасибо вам за интересный и содержательный рассказ. Новых вам удач и исторических находок.

 

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.