УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 73 відвідувачів

Теги
церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти українська християнська культура Церква і медицина Вселенський Патріархат краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков забобони монастирі та храми України комуністи та Церква Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко Священний Синод УПЦ УГКЦ УПЦ КП церковна журналістика церква і суспільство Мазепа іконопис Голодомор постать у Церкві Археологія та реставрація молодь шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність Ющенко автокефалія Церква і влада розкол в Україні Церква і політика педагогіка секти діаспора милосердя вибори Католицька Церква






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): «Сонячні фенікси», «Білоптахи» и «Добротвори»...



«Зеркало недели» (Украина), Виктория Сорокопуд, 20 — 26 февраля 2010

Мы привыкли к тому, что любая выставка — это результат практического опыта и тщательно отработанной техники. Но так бывает не всегда. Иногда художники создают принципиально новые, не «отшлифованные» ни годами, ни предшественниками вещи. Именно такие творцы живут в семье Гиптенко, создавшие удивительные мифические существа по украинским преданиям и легендам. Кто-то скажет: «Что здесь особенного?» Но все, кому удалось попасть на выставку рождественской символики, прошедшей в Музее Ивана Гончара, воочию убедились — действительно это что-то особенное. Тур «Добротвор», конь «Вітрогон», «Дивен Див», «Світотворення», «Білоптах», «Міфічний цап», «Павонька молодесенька», «Сонячний фенікс», «Первоптах», «Дивотвор» и другие работы уникальны не только глубоким сакральным содержанием, но и техникой исполнения — для их создания были использованы травы. Когда я позвонила Гиптенко, чтобы узнать, как именно рождаются такие непривычные для столичных жителей работы, поняла, что писать нужно вовсе не о них, а о самой семье.

Леся Михайловна и пятеро ее детей — большая дружная семья: 19-летняя Мария, 18-летний Михаил и 15-летний Тарас — родные дети, а 15-летняя Марина и 16-летний Роман Ткаченко — племянники. Так случилось, что еще маленькими Марина и Рома осиротели: младшая сестра пани Леси умерла, когда детям было год и два, с того времени они живут с тетей. До трагедии с собственной дочкой, которая сегодня прикована к постели и абсолютно беспомощна, Леся Гиптенко работала сначала учительницей украинского языка и литературы в школе, потом — старшим научным сотрудником Национального музея литературы, редактором ежегодника «Наука і культура. Україна» НАНУ. История ее семьи насыщена такими неожиданными встречами и нестандартными открытиями, что рождение мифических существ по украинским преданиям и легендам, изготовленных из овса, пшеницы, соломы, душицы, божьего древка, конского щавеля, сосновой иглицы, клевера кудрявого и других растений, можно считать закономерностью. Когда-то совершенно случайно в этой семье побывал даже японский профессор Накаи. В свое время его настолько поразила и привлекла история нашей страны, что он отправился в Гарвард изучать украинский язык, и уже после этого приехал в Украину. В этом доме также бывали лучшие народные мастера, музыканты, художники, писатели, общение с которыми обогатило и вдохновило талантливое семейство. И хотя пани Леся много времени посвящала старшей дочке, ни один этнографический, фольклорный или религиозный праздник Киева не обходился без ее детей, которые, кажется, умеют все на свете.

Когда видишь аутентическое — начинаешь понимать красоту. Когда затрагиваешь глубины — возносишься над будничностью. Неудивительно, что работу под названием «Світотворення» семья изобразила в виде крепкого, как дуб, родового дерева, символизирующего Вселенную. «Солнце, зависшее в его роскошной кроне, сливается с сияющими ветвями, которые становятся продолжением лучей, — читаем в текстовке под работой. — Вместе с водой и целительным воздухом от земли оно олицетворяет жизнь в образе гнездышка из ржаных колосков. Из него на восьми сердцевинных лучах, символизирующих совершенство и полноту, возносится белое яйцо — «Білий Світ». В Океане плавает удивительная рыба, которая поднимается в поднебесье птицами, а добрый уж с пятнышками солнечного знака на голове выползает на роскошные луга-берега. Он никого не жалит и не убивает, никого не искушает к греху. Он является частью белого света, которым мы должны дорожить как бесценным даром...»

Все это было прочувствовано и воплощено в творчестве. В течение почти пяти лет Леся Михайловна со своими детьми пыталась уберечь от застройки троещинские луга. Этим вопросом занимались даже СБУ и прокуратура. Проведя соответствующие проверки, признали, что участок под застройку выкуплен незаконно. Но после продолжительного затишья АЗС все-таки построили. «В Киеве нет ни одного дендропарка, — возмущается Леся Михайловна. — А здесь на этих роскошных лугах с огромным количеством водоемов даже водились бобры, а ящериц и птиц было такое множество, которого в городе не сыскать. Почему-то считается, что на Троещине живут несознательные люди. Но наш микрорайон подписал обращение в Киевсовет, к президенту и ряду влиятельных учреждений с просьбой помочь нам это место защитить. К сожалению, нашу просьбу оставили без внимания. Сегодня дети слоняются под окнами, не зная, куда себя деть. А потом удивляются, что здесь такая криминогенная ситуация».

«Ничего напрасным не бывает...»

Пани Леся рассказывает о том, как росли ее дети, как познавали мир. Если читали о греческих колониях на землях Украины, то собирались и на два-три дня ехали в Ольвию. А перед тем, как браться за пасхальные писанки, обязательно изучали язык символов и цвета орнамента. Если шли во Флоровский монастырь святить травы на Маковея и вдруг по пути находили богомола, то Тарас, мифические существа которого были, очевидно, самыми выразительными на выставке, усаживал его на свой букет и вез аж на Троещину, чтобы отпустить. Кстати, с троещинских лугов дети постоянно носили домой раненных ежей, ящериц, птиц, котов, а однажды даже замерзшую в куске льда средиземноморскую черепаху. Пока звонили в природоведческие кружки, она оттаяла и начала путешествовать по квартире. Это — не случаи из жизни. Это —стиль жизни. Если хотите, даже семейная философия. Очевидно, только при таком восприятии мира возможна ситуация, когда, желая взять котенка, человек берет не одного, а сразу двух. Почему? Ответ пани Леси ошеломил: дескать, и у котов должна быть полноценная семья.

— Ничего напрасным не бывает, — говорит Леся Михайловна. — Все, что вкладываешь в детей, обязательно сработает. И хотя мои дети обделены отцовской любовью, я пыталась дать им все, что знала и умела. Утром, в пять часов утра я поднимала их и вела на луга, чтобы до восхода солнца они походили по росе. Помогала развивать аналитическое мышление, учила во всем видеть красоту. Именно поэтому, когда предложила детям создать такую коллекцию, они, несмотря на отсутствие опыта, на уровне интуиции, ощущений начали ее делать. Никто этому специально не учил. Здесь нет заранее определенной техники.

— Удивительно. Мне казалось, для того чтобы работать с травами, нужны знания о том, когда именно надо срывать растение, как его сушить, где хранить…

— Все это я знала от бабушки: какой стебель растению надо оставить, чтобы оно размножалось и росло. Меня приучили не срывать бездумно ни одной травинки. Но после того как люди с АЗС сожгли полполя, мы взяли серпы и жали сначала осоку, которая дала основу, а потом — осенью — и другие травы. Свою коллекцию начали с большого тура Добротвора. Кстати, почти все имена наших персонажей являются неологизмами. В их основе — древние славянские понятия.

— Расскажите, как именно создавался тот или иной образ. Одно дело сделать простого вола из травы и совершенно другое — воссоздать загадочных «Дива» или «Добротвора», которых никто и никогда не видел...

— В Украине что ни шаг — то тысячи легенд и мифов. Благодаря тому, что дети очень много читали, знали украинские легенды и мифы народов мира, сказания, сказки, народные песни, умели анализировать и сравнивать, им это удалось. Сначала мы хотели сделать Добротвора в виде вола. Меня саму давно интересовал образ тауруса — я много о нем читала. Но потом поняли, что Украина невозможна без величественного тура. В древние времена более сильного животного не было. Сначала наш Добротвор был низенький и похож на конька-горбунка, но в процессе начал меняться. Дети очень серьезно над ним поработали. Я им только немного помогала. Между рогами нашего Добротвора всходит солнце, символизирующее жизнь, а поднятый вверх хвост свидетельствует о молодости и силе. На хвосте пять «пальцев», что означает — «человек приложил руку к природе»; под ним — гнездышко, где все колоски идут по часовой стрелке — это символ бесконечности. Туда мы положили красный цветок, символизирующий заход солнца... Сначала мы задумали сделать этого тура символом богатства Украины, разместив на одном его плече колос и травы, а на другом — мельницу и пасеку. Но Украина сейчас в такой неопределенной ситуации, что Тарас решил сделать Феникса, возрождающегося из пепла. Именно поэтому между восходом и заходом солнца на Добротворе сидит птица, между крыльями которой — гнездо. Почему? Семья — это самое святое, что есть на планете.

— Будет ли у образов продолжение? Для Киева и не только травоплетение — редчайшая техника. Ваши персонажи отличает и мастерское исполнение, и глубокое сакральное содержание — а этого сегодня очень не хватает...

— Кто знает. Мы так много еще не сделали, что, пожалуй, будем работать и дальше. Все наши персонажи сделаны из природных материалов. Они не только наполняют пространство ароматом трав, каждая из которых имеет свои целебные свойства, они еще и очень интересны детям. Именно поэтому и прикладывали столько усилий, чтобы создать дендропарк и открыть в нем Дом народного творчества, где можно было бы проводить соответствующие мастер-классы, читать лекции по народоведению, устраивать этнографические вечера... Люди с такой легкостью уничтожают воду и растения, не понимая, что это — кровь и сосуды Земли...

Очень часто, чтобы понять произведение, надо сначала познакомиться с автором. А в нашем случае семья Гиптенко является и автором, и произведением одновременно: она сама себя постоянно совершенствует и творит. И, очевидно, неслучайно их руки создают не отрубленные, как у господина Херста, головы коров, а замечательных «Сонячних феніксів», «Білоптахів» и «Добротворів».

 

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.